история. 1) Место истории в системе социальногуманитарных наук. Методологические принципы исторического познания. История (рассказ о прошлом
Скачать 396.92 Kb.
|
1) Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы исторического познания. История («рассказ о прошлом»)- наука о развитии общества и природы. История относится к группе социально-гуманитарных наук, которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. Многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа. Поэтому огромную работу по сбору, систематизации и обобщению обширного фактического материала, позволяющего представить всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса, проводят профессиональные историки.История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания.История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Принципы исторического исследования – это исходные способы истолкования исторического материала, принятые в науке подходы к изучению истории. Фундаментальным принципом исторического познания является принцип историзма – понимание любого явления в его историческом развитии. Общенаучный принцип системности ориентирует исследователя на раскрытие целостности объектов через изучение их внутренних связей. Принцип объективности подразумевает обязательность непредвзятого отношения к предмету исследования. Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. 2) Источники по истории России и их классификация. Основные этапы развития отечественной исторической мысли. История опирается на факты, получаемые из различных источников.Среди всех типов исторических источников первостепенное значение имеют памятники письменности: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Но нельзя представить себе исследования и без материальных источников, или памятников деятельности человека: орудий труда, зданий, предметов быта и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины: историческая география, историческая демография, ономастика. Летописи это исторические произведения, в которых материал излагался в виде погодных записей, начинавшихся со слов в лето такое-то. Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства. Актовые материалы (грамоты, записи) это правовые документы, которые в юридической форме фиксировали сделки между отдельными лицами. Делопроизводственные материалы текущая документация, издававшаяся различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления, собственной и общественной деятельностью.рства (XVI-XVII вв.) и Российской империи (XVIII- начало ХХ вв.). Статистические материалы. Статистика изучала закономерности общественной жизни с ее количественнойстороны с целью социального управления. Периодическая печать повременные издания, имевшие целью публикацию информационных и аналитических материалов по общественной и государственной жизни. Документы личного происхождения фиксировали личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий.. Литературные памятники это произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме. Публицистика и политические сочинения это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения. Научные труды это группа источников, отражающая научные представления прошлого. В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса. Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений. Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов. Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках. XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями. На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом. 20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков. 90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий. 3) Древнейший период отечественной истории. Этнические общности и первые государства на территории нашей страны в древности (до IX в.). История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (по дошедшим до нас географическим названиям), по сохранившимся письменным источникам. Первые обитатели периода бронзового века – киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии. По свидетельству Геродота это был сильный союз племен, заселявших степи северного Причерноморья и Крым. Принадлежали, скорее всего, к адыго-абхазской языковой группе. С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Древние грекиосновывалисвои города и колонии в устьях рек, на побережье, в бухтах. Греческие города в Крыму – Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия – это центры торговли. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединяются в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь). Царство стало важнейшим экспортером в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, рабов. Период расцвета греческих городов приходится на IV – III вв. до н.э. Многочисленные остатки их материальной культуры, сохранились в Эрмитаже. Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, расселились на берегах Черного моря, позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У них было развито скотоводство, земледелие и ремесло. Торговали с греками. Отних до нас дошли погребальные памятники – скифские курганы. К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, кроме того, что в войне со скифами победили и заняли их земли. По языку принадлежали к иранской группе. Позднее уступили место другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин. Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов. В IV в. н.э. вождь готов образовывает первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Государство просуществовало недолго и пало под ударами гуннов. Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Они кочевали между Волгой и Дунаем. Образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшее могущество достигли при Аттиле. Ворвались в Европу. После его смерти из-за междоусобиц и восстаний подчиненных народов государство распалось, а сами гунны были отброшены за Днепр. В памяти европейских народов остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости». В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян. Совершали набеги на Византию, на германские племена. В начале Х в. были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. По-другому их называли «обры Хазары. Они приходят в VII в. также из Азии. Кочевые племена. Образуют самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат (включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Одна из могущественнейших держав. На несколько столетий – опасный сосед восточных славян. В Х в. каганат разгромлен русской ратью. С его падением движение народов с Востока усиливается. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары. Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны. 4) Восточные славяне в древности. Расселение, занятия, общественное устройство Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки. Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения: 1. Восточные славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от создателей зарубинéцкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов. 2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна. Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иордан подразделял славян на три группы – венедов,атов и склавинов. Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживавшее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называются склавинами и антами». Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян): -Польша и р. Припять – склавины; -р. Днестр и р. Днепр – анты; -Поморье и низовья р. Вислы – венеды. К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были расселены полтора десятка племенных союзов. Летописец Нестор называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовывались путём объединения мелких племён вокруг сильного племени. Племена состояли из родов. Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и др. Земледелие – основное занятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земледелия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесостепной полосе господствовала зáлежная система земледелия, или перелог – после снятия нескольких урожаев землю не засевали для восстановления плодородия. В северных лесных районах существовала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья рубили и сжигали, расчищая участок земли («лядину»). Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерусском языке слово «скот» означало также деньги. Бóртничество («борть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл. Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обменивали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Основным являлся водно-сухопутный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торговый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм. . Общественный строй восточных славян В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности. Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой. 5) Образование государства Русь. Основные концепции и этапы становления древнерусской государственности. Важным шагом на пути общественного развития восточных славян было образование государства в IХ в. с названием «Киевская Русь». Оно сыграло огромную роль в истории Восточной Европы. История его возникновения совпадает с общеевропейскими процессами образования государств. Вопрос образования государства очень дискуссионный в отечественной исторической науке. Основательных письменных источников нет. Начальный период описан очень скупо. Русские летописцы XII в. включили в летописное сказание объяснение возникновения Древнерусского государства – легенду о призвании в 862 г. в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика (Новгород), Синеуса (Белоозеро) и Трувора (Изборск). После смерти братьев Рюрик объединяет их владения. Двое из «мужей» Рюрика – Аскольд и Дир – отправились на юг и в 860 или 862 г. захватили Киев. В 879 г. Рюрик умер. Воевода Олег с дружиной и малолетним сыном Рюрика – Игорем в 882 г. захватывают Киев и убивают княживших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены важнейшие политические центры восточных славян – Новгород и Киев, что привело к образованию Киевской Руси. Далее они завладели территорией вокруг водного пути «изваряг в греки» от Ладоги до Киева и приступили к покорению союзов славянских племен, живших в стороне от этого пути. Летописный рассказ лег в основу так называемой норманнской теории. Ее создали немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер (XVIII в.). Они работали в Петербургской Академии наук. Немецкие историки пришли к выводу, что славяне, являясь диким, необразованным народом, не могли самостоятельно создать собственную государственность, а поэтому государство на Русь было привнесено извне носителями западной культуры – норманнами, скандинавами. Теория не выдерживает серьезной научной критики. Первым ее начал критиковать еще М.В. Ломоносов. Он говорил о «древности славянского народа», об этнической разнице славян и скандинавов, месте славян во всемирной истории. Утверждал, что если влияние и было, то очень незначительное. Эти мысли позднее развили С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. В современной науке преобладает мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Она возникла в результате закономерного развития славянского общества. К тому же надо иметь ввиду, что норманны находились на той же стадии общественного развития, что и славяне. Варягов иногда приглашали на княжение, но эта форма у славян уже существовала. Археологические и письменные источники свидетельствуют о минимальном присутствии скандинавов. В то же время большинство историков признает, что первыми князьями на Руси действительно были варяги, правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Частное землевладение в IХ – начале ХI в. еще не было развито. Имелись лишь небольшие и немногочисленные княжеские и боярские вотчины. В общественном строе Руси сочетались признаки патриархального, рабовладельческого и феодального общества. |