история,синергия. история. 1. Методология и теория исторической науки
Скачать 19.83 Kb.
|
1. Методология и теория исторической науки В широком смысле под историей обычно понимают процесс развития, совершаемый в природе и обществе. В узком смысле слова под историей следует понимать процесс развития человеческого общества. История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) В древнегреческой мифологии даже существовала муза истории – Клио. На одной из фресок она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. История – это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Но история – это не просто наука, это форма социальной памяти человечества, основной задачей которой является обобщение и обработка накопленного человечеством опыта. «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни», – писал древнеримский философ Цицерон. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. В.О. Ключевский писал о сущности истории: «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах». Социальные функции истории 1 -научно-познавательная (когнитивная), интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. русский мыслитель Н. Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории. 2-практически-политическая (практически-рекомендательная). Она позволяет определить тенденции развития общества и государства и выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта. 3- Близко к практически-политической функции истории стоит прогностическая функция, которая заключается в возможности предвидения будущего развития общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Существует два способа прогнозирования будущего – это предсказание и предвидение. *предсказание нерационально, поэтому не может быть отнесено к научной деятельности. *Предвидение же это некий прогноз, сделанный на основе тщательного анализа исторических фактов. 4-важная функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. 5-Воспитательная функция истории заключается в том, что история способствует всестороннему развитию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению нравственных и культурных ценностей общества. Древнегреческий писатель и историк Плутарх отмечал, что его сравнительные жизнеописания (биографии знаменитых греков и римлян) должны служить примером для «подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов». 6-Политико-идеологическая (идейно-политическая) функция истории связана с тем, что практически всегда историческая наука испытывает на себе сильнейшее влияние идеологии и политики. Втягивание истории в политику неизбежно сказывается на ее объективности и правдивости. 7-Функция социальной памяти позволяет исторической науке выступать связующим звеном между прошлым и настоящим. Память о своем прошлом необходима социальной группе для того, чтобы ощущать свое единство, свое отличие от аналогичных групп, свою целостность. Социальная память во многом ограничена и фрагментирована, поэтому критическая оценка сведений о коллективном прошлом человечества, их систематизация является одной из важнейших задач исторической науки. Таким образом, главными целями исторической науки являются воссоздание объективной картины прошлого, систематизация исторических фактов, выявление закономерностей и перспектив исторического развития. Таким образом, в настоящее время история как наука представляет собой целый комплекс различных направлений, отраслей и дисциплин, которые условно можно разделить на три основные категории: 1) основные направления исторической науки; (история всемирная, континентальная, региональная и тд.) 2) отраслевая история;(направления-отдельные виды чел.деятельности, история гос.,права, военную и тд.) 3) вспомогательные исторические дисциплины (ВИД).(инфа исторического периода, архиология, источниковедение, геральдику (изучение гербов), топонимику, хронологию, фалеристику и тд.) Такая сложная структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, ярко проявившему себя в конце XIX – начале XX в Исторический источник-возможность изучать прошлое человечества. 1-вещественные (предметы быта, орудия труда и тд.) 2-письменные (массовые – переписи населения, статистические исследования и т. д.) 3-устные (сказания, былины, легенды и тд.) 4-этнографические (танцы, обряды, костюмы итд.) 5-лингвистические (названия и имена природных, географических объектов, небесных тел, растений и тд.) 6-фонические или звуковые ( интервью, выступления, песни ) 7-фото- и кинодокументы 8-цифровые (исторические документы и их копии на цифровых носителях или интернета) Можно выделить три категории исторических фактов: 1) это объективные события или явления прошлого; 2) это следы прошлого, отраженные в исторических источниках 3) это научно-исторические факты, т. е. результаты умозаключений и исследований ученых-историков методология – это логическая организация какого-либо процесса. Методология истории – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на разработку, анализ и критику принципов и методов исторического познания. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V в. до н. э. и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны. В эпоху гуманизма (XIV–XVI вв.) история стала трактоваться как результат деятельности людей. В XVII–XVIII вв. – в период Просвещения – исторические знания превращаются в науку. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: она подразделялась на древнюю, средневековую, новую. В XIX в. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Основатели формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории. Они утверждали, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий – общественно-экономических формаций. *По мнению Маркса, в основе каждой формации лежит производства материальных благ. Система производственных отношений составляет экономический базис, выделяя базисом производственные (экономические) отношения, Маркс и Энгельс признавали определенную самостоятельность правовых, политических и культурно-исторических надстроечных явлений. *Большое внимание в трудах Энгельса было уделено вопросу об обратном воздействии надстройки на базис. Формация – это ступень в развитии общества с определенным способом производства и соответствующей ему политической структурой Маркс выделял три общественные формации: 1) архаическую (первобытнообщинную); 2) экономическую (частнособственническую); 3) коммунистическую (основана на общественной собственности). Позже, в советский период, данная классификация была несколько упрощена 1) первобытнообщинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую; 5) коммунистическую. Основателями цивилизационного подхода являются русские мыслители XIX в. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, чье наследие активно развили в XX в. западные историки О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон. В 30-е гг. XX в. во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название «школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Эти ученые считали, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений. 2. Россия в мировом историческом процессе История России – это часть мировой истории. К какому типу цивилизаций ее можно отнести? Эта дискуссия в российском обществе началась в 30–40-е гг. XIX в. в трудах западников (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и тд.) и славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, и тд.). *Западники отмечали, что Россия – часть Европы и развивается по западной модели. К началу XX в. это отставание в общих чертах было преодолено и Россия, наряду с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм. А затем даже обогнала другие европейские страны, начав строить социализм – первую стадию высшей коммунистической формации. С распадом СССР Россия вновь возвращается к западной модели, которая является для нее наиболее приемлемым типом развития. *Противоположностью западничества является восточный тип, в качестве аргументов они брали то что Россия развивалась в эпоху тиранов тоталитаризма (восточная диспотия возглавляемая вождем тираном). *Еще в XIX в. славянофилы и консерваторы отмечали, что у России свой, особый путь развития. Эти идеи нашли свое продолжение в концепции евразийства в начале XX в. Евразийцы утверждали, что Россия – это не Европа и не Азия, это – Евразия. Россия изначально формировалась как многонациональное государство, объединившее в себе нацию евразийцев. События 1917 г. они рассматривали как кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россию евразийцы считали спасительницей мира – в этом ее особая историческая миссия. Рассмотрев все обозначенные точки зрения, мы можем прийти к следующим выводам: 1. Россия – часть мировой цивилизации. 2. Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному географическому положению Россия испытывала в разные исторические периоды влияние то одного, то другого цивилизационного центра. 3. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий (христианство, мусульманство, буддизм и т. Д). 4. В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» – «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Россия соединяла и перерабатывала в себе западные и восточные традиции, периодически рассматривая и выбирая различные варианты цивилизационного развития. |