Главная страница
Навигация по странице:

  • 2)Исторические типы :Мифология

  • Религия

  • Философия-(

  • 3) наука: теоретические (

  • Милетская школа

  • Философские идеи софистов

  • Представители софистов

  • Спор Сократа с софистами.

  • Основные принципы философии Сократа.

  • Платон. Объективный идеализм

  • Концепция двух миров

  • Мир общих идей, понятий.

  • Метафизика (учение о 4 видах причинности)

  • экз_филса. Экз_вопросы_Философия_Дистант_2020. 1 Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на природу, общество и самого себя. Это историческая вещь, она формировалась в истории развития человека 2 Исторические типы


    Скачать 71.46 Kb.
    Название1 Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на природу, общество и самого себя. Это историческая вещь, она формировалась в истории развития человека 2 Исторические типы
    Анкорэкз_филса
    Дата10.01.2022
    Размер71.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкз_вопросы_Философия_Дистант_2020.docx
    ТипДокументы
    #327398
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    1. Мировоззрение, его исторические типы.

    1)Мировоззрение — это система устойчивых взглядов человека на природу, общество и самого себя. Это историческая вещь, она формировалась в истории развития человека

    2)Исторические типы:

    Мифология - это своеобразное видение мира, в котором смешиваются естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, невозможное с возможным.

    Формы мифологии:

    Тотемизм- вера в общего предка.

    Анимизм – одушевление сил природы.

    Фетишизм- вера в силу различных амулетов, предметов;

    Религия – тип мировоззрения, который основан на вере человека в связь с абсолютным существом; Вера- принятие каких-либо положений без доказательств.

    Наука- тип мировоззрения, целью которого является изучение объективных законов действительности. Наука построена на методах изучения действительности.

    Философия-(с древ. Греч. – «любовь к мудрости») форма критического отношения, основанная на скепсисе(сомнений). В философии существуют понятия философской веры – веры человека в собственные возможности (самого себя).

    философия отличается от конкретных наук и в частности от естественных, тем что конкретные науки используют теоретические и эмпирические методы, а философия только теоретические методы(синтез, анализ, дедукция и индукция)

    3) наука: теоретические (синтез, анализ, дедукция и индукция) и эмпирические (естественные науки) методы, философия: теоретические

    4) Философская вера. К. Ясперс. Это понятие, которое было введено немецким философом 20-ого века Карлом Ясперсом. Это вера, которая зависит от человека, вера в собственные возможности, возможности собственного мышления познать мир.


    1. Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.

    Предметом философия является всеобщее связи отношений между явлениями и процессами, в природе и обществе.

    Мир в целом, выделение отношений «человек - мир»:

    • Рассмотрение мира в целом (античный космоцентризм)

    • Бог и его проявления в мире (средневековый теоцентризм)

    • Человек как природное существо (ренессансный антропоцентризм)

    • Природа как объект научного исследования (философия Нового времени)

    • Отдельное человеческое сознание, язык, культурные структуры и тд.(современная философия).

    Круг проблем:

    1. онтология- учение о бытие

    2. космология- учения о космосе

    3. философская антропология- учение о человеке

    4. гносеология - учение о познании

    5. соц. философия -учение об обществе

    6. теология - учение о боге

    7. этика - учение о поведении человека

    8. эстетика- учение о чувствительном восприятии мира

    9. логика- учения о правильном мышлении

    Функции философии:

    • Мировоззренческая- формирование целостной картины мира и представлений о месте человека в нем

    • Методологическая – разработка системы способов и приемов познания и объяснения мира

    • Аксиологическая – формирование ценностных ориентаций и идеалов

    • Гуманистическая – помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, умение ориентироваться в кризисных ситуациях

    • Прогностическая – предсказание общего хода развития бытия.




    1. Основной вопрос философии и его две стороны.

    Основной вопрос философии возник марксизмом, у него две стороны:


    • онтологическая (учение о бытии материальном и духовном и их взаимодействии), что первично: бытие или сознание. Онтологическая сторона состоит из:

              1. монизма

    а) материя первична сознание вторично (материализм-направление философии, признающее, что материя — это первооснова всего (демокрит, маркс);

    б) материя зависит от духовного начала:

    идеализм — это общее направление развития философии, признающее, что первоосновной всего является идеальное духовное:

                1. субъективный-мир существует благодаря сознанию человека (беркли – утверждается зависимость внешнего мира, его свойств и отношение от сознание человека)

                2. объективный-мира существует благодаря объективной идее (платон, гегель, неотомизм)

              1. дуализма- философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (материальное и духовное начало существует независимо-декарт)

    • гносеологическая (учение о познании, о происхождении и критериях знания), познаваем ли мир (природа, общество):

    (iii) мир познаваем - оптимизм (материалисты, некоторые идеалисты)

              1. достоверное познание мира невозможно (агностицизм-юм, кант) - скептицизм)




    1. Античная философия: основные школы и представители.

    В античной философии было очень много школ, но нужно сказать только про 3 школы:

    • Милетская школа занималась не только философией, но точными и естественными науками. Основные идеи: исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля);

          1. Фалес – основатель милетской школы. Основные взгляды:

    А) первоначалом всего сущего считал воду(«архэ»)

    Б) представлял Землю в виде плоского диска, который покоиться на воде

    В) допускал наличие множество богов

    Г) точно определил продолжительность года-365 дней

    1. Анаксимандр - ученик Фалеса. Основные взгляды:

    А) вывел закон сохранение материи

    Б) первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую бесконечную субстанцию, из которой все состоит

    В) первый выдвинул идею и происхождение человека в результате эволюции от других животных

    1. Анаксимен – ученик Анаксимандра. Основные взгляды:

    А) отожествлял божества с силами природы и небесными светилами

    Б) первопричиной всего сущего считал воздух

    В) проводил параллели между «душой человека» (психэ) и «душой космоса» (пневмой)

    • Пифагорейская школа (Пифагор). Школа была основана Пифагором, целью создания денной школы – социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение – религиозно – нравственная реформа общества. В школе чередовались занятия музыки, медицины гимнастикой и науками (особенно математика).

    Основные идеи: количественные отношения в мире. Это привело пифагорейцев к выводу, что числа правят миром, что числа - фундаментальная сущность мира. Число объект странный - его нельзя пощупать, либо увидеть - число можно только помыслить, его нельзя ни искорежить, ни поломать - идеальные объекты. Это начало философского идеализма.

    • Элейская школа (Парменид-бытие, Зенон-движение). Учение о логосе – объективно существующая мысль о природе (То, что с необходимостью мыслиться согласуется с тем, что есть). Космос – объективно существующее единство, стабильное, неизменное и всеобщее. Проблема Бытия и Движения

    1. Парменид – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Принимал активное участие в политической деятельности своего города. Парменид был призван своими согражданами одним из мудрых полит. руководителей Элей. Центральной идеей Парменида является бытие. Говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

    2. Зенон – философ и полит. деятель, последователь и любимый ученик Парменида. Зенон развивал логику как диалектику – постижение истины посредством спора. Он не отрицал движения. Он доказывал, что оно не мыслимо само по себе, вне контекста идеи о единстве, вечности и бесконечности бытия. единое бытие противостоит чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению.


    1. Софисты и Сократ.

    • Философские идеи софистов: В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

    Представители софистов – Протагор, Горгий и тд.

    Основная проблема софистики – Человек и сознание. Софисты произвели смещение федосовской оси исследования с природы человека: именно в этом их историческое значение. Свою правоту софисты доказывали с помощь софизмов – логические приемы, благодаря которым изначальное умозаключение сначала является верным, а потом оказывается ложным

    • Спор Сократа с софистами. Софисты пренебрегали истиной, а сократ сделал её своей возлюбленной. Он четко обозначил именно грань между присущим человеку и духовными процессами, и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверчивое, чем бытие, воспринимаемое мира.

    • Основные принципы философии Сократа. Сократ использовал метод диалекических споров- метод Майевтики. Он пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами.

    Метод Майевтики – это философский диалог, в ходе которых возникают вопросы новые вопросы и ответы. Пример: сохранился разговор Сократа с неким Меноном. В нем Сократ спросил последнего о роде его деятельности. Не подозревая ни о чем, Менон начинает поучать философа. Однако в последствии грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ продолжает насмехаться над наивной жертвой. Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Сократ не считал себя знающим, поэтому он называл «повивальным», ведь в таком диалоге рождалась истина.


    1. Две линии в философии: Демокрит и Платон. (вопрос-сравнение)

    Что Демокрит и Платон думали о структуре бытия, не нужно рассказывать: про учинение о государстве о Платоне

    Материализм — это философское направление, утверждающее первичность природы, материи и вторичность сознания.

    Демокрит — это материалист, считал, что существует бесконечное множество миров. Одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находятся между мирами и атомами (неделимы и лишены пустоты, неизменны и не имеют никакого движения, вечны и их число бесконечно). Так же Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину. Значение причин – основа человеческих действий. Как полагал Д. необходима и впоследствии этого делает невозможные случайные события. Человек тоже состоит из атомов, только они малые и благодаря этому душа способна воспринимать вещи.

    Платон. Объективный идеализм за первичное и определяющее берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне вас – это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный разум. У родоначальника объективного идеализма Платона – это идеи.

    Концепция двух миров состояла из:

    • Материальный мир. Мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей. Сфера, в которой уже происходит затухание конструктивной активности идей.

    • Мир общих идей, понятий. Мир вечных, общий и неизменный сущностей. Постигается не чувствами, а разумом. Идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей.

    Образ пещеры. Пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь просто иллюзия. Об истинном мире идей можно судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей только ставя постоянно вопросы и находя ответы. В этой притче, Платон доносит, что познание и понимание не дается само собой, а требует труда и усилий. Поэтому идеальным городом могут править только философы, тк они проникли в сущность идей.

    1. Философия Аристотеля

    материализм — это философское направление, утверждающее первичность природы, материи и вторичность сознания. Рассказать про логику, метафизику(учение о 4 причинах существования вещей); либо этика, либо политика Аристотеля (на выбор)

    Логика – наука о законах и принципах мышления.

    это действие, которое появляется в ходе появления мысли, она движется и показывает пройденный путь через определение элементов, структуру доказательств. Логика отчетливо присутствует в работах Аристотеля. Логику Аристотель рассматривал как науку о формах мышления. В основу философской логики, Аристотель кладет ряд «категорий» - наиболее общих понятий, обозначающие самые общие характеристики бытия. можно рассмотреть несколько категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.

    Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частно утвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего). Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами.

    Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы. В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.

    Метафизика (учение о 4 видах причинности):

            1. Материальная причина- из чего происходит данный факт, составляется данный предмет (например – камни, дерево, строительный материал)

            2. Производящая причина – от чего или чьим действием произведена данная действительность (например - строитель)

            3. Формальная причина сообразно чему данный предмет есть то, что он есть (специфическая идея) (например – облик здания)

            4. Конечная причина ради чего нечто происходит или существует (например - служить для каких-то целей)

    Выявляли первопричины для дома

    Этика. В этике Аристотеля выше всего ставиться созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключается в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции отделение физического труда, составляющего долю раба, от умственного, составляющего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотель является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.


    1. Поздняя античность: эпикурейцы, стоики, скептики, киники.

    • Эпикурейцы – Эпикур(основатель). Вслед за Демокритом рассуждает об атомах, по каким законам они взаимодействуют, случайность ли регулирует их движение?

    Этика базируется на идее случайности. Цель ее сделать человека счастливым. Прежде всего нужно избавиться от страхов (смерть). Счастье – это удовольствие, а удовольствие – это отсутствие страданий в двух формах: телесных и душевных. У удовольствия присутствуют классификации: естественные и необходимые (связанные с поддержанием жизни); естественное, но необходимые (превышающие естественные потребности); не естественные и необходимые (вредные).

    • Скептики – Пиррон(основатель). Главные идеи: видимый мир существует лишь поскольку, поскольку нам кажется; в действительности ничего не существует; наши ощущения недостоверны; нельзя ничего утверждать, ведь можно ему противостоять; отрицание познаваемости мира, самое достойное состояние – невозмутимость духа.
    •   1   2   3   4


    написать администратору сайта