экз_филса. Экз_вопросы_Философия_Дистант_2020. 1 Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на природу, общество и самого себя. Это историческая вещь, она формировалась в истории развития человека 2 Исторические типы
Скачать 71.46 Kb.
|
Стоики – Зенон(родоначальник). Основные положения: необходимо жить в царстве света, т.е. так, как должно; нужно не рассуждать, каким быть, а просто им быть, во всем доверяя судьбе; у каждого есть свой рок, и нужно любить и следовать ему; цель жизни – жить в согласии с природой и быть добродетельным. Киники – Диоген(основатель). Основными чертами являлись: отрицание цивилизованной жизни; простота, непритязательность – главные принципы; пренебрежение нормами морали, правила приличия; философия – образ жизни; максимально ограничить свои потребности и вернуться к «естественному» состоянию. Средневековая философия: черты и представители. Предпосылки и не просто рассказать, а показать, как Неоплатонизм (Филон Александрийский), Этические идеалы стоицизма, Христианский монотеизм повлияли на становление средневековой философии. Черты средневековой философии: Опора на христианские догматы и принципы, тесная связь с Библией; Экзегетический характер учений – раздел, в котором истолковываются библейские тексты; Теодицея – совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной Божеством, несмотря на наличие зла в мире; Этап патристики: это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики. проблема монотеизма, трансцендентности Бога, проблема теодицеи(представители) Представитель – Августин Аврелий. Проблема монотеизма – Бог, являющийся личностью, единый, уникальный, вечный и бесконечный. ; Этап схоластики: представляла собой единство логики и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога. поиск рациональных путей познания Бога с помощью анализа текстов и рассмотрение аргументов «за» и «против», в ходе которого находится разумное решение неясных и спорных вопросов. Представитель – Фома Аквинский. Основная проблема: вопрос о месте и роли «универсальной» (общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. Фома Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь. Философии эпохи Возрождения: черты и представители. Черты такие же, как и предпосылки, и нужно рассказать подробно про каждую черту Черты: Секуляризация общественной жизни – процесс снижения роли религии в жизни общества, переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных(внерелигиозных) норм. Возрождение античной культуры, античного способа мышления и чувствования, откуда и идет название Ренессанс, т.е. Возрождение. Отличительной чертой мировоззрения данной эпохи оказывается его ориентация на искусство. Возрождение- является преимущественно художественно эстетической эпохой. Гуманизм - система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека. Преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства. Целью философии Возрождения было раскрытие гармоничного единства божественного и природного, небесного и земного в человеке. Интерес к искусству. Человек как творец самого себя Николай Кузанский – представитель пантеизма. В трактах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная Безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца Или Галилео Галилей - представитель гелиоцентризма. Изобрел и впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики. Призывал изучать природу только опытным, эксперентальным путем на основе математики и механики. Он считал, что по истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Его мировоззрение – механический материализм. Философия Нового времени: основные направления. 16-17 век Эмпиризм (человек может изучать при помощи опытного познания) в лице френсиса, про его кредо, учение об идолах: предметом философии, по Бэкону, является Бог, природа и человек. Философия, ориентирующаяся на науку, концентрирует внимание на природе, задача «естественной философии» - познать единство природы и дать «копию Вселенной». Философов можно разделить на несколько групп в сравнении с определенными организмами: Пауки - ткут паутину из своего индивидуального сознания Муравьи – собирают в свой философский муравейник все, что встречается им на пути Пчела – облетает цветы и собирает различные соки и перерабатывает их в мед (истинный философ) Иначе говоря, истинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям. Так же помимо дедукции, Бэкон выдвигал на передний план индуктивный метод научного познания- результат эксперимента. По его мнению, изучение природы мешают познавательные «идолы», имеющие 4 рода: Идолы рода – коренятся в самом роде человека. Индивид, например склонен считать, что чувства человека есть мера всех вещей, он приводит аналогии с самим собой Идолы пещеры – обусловлены индивид. жизненным опытом узостью(«пещерностью») этого опыта Идолы площади – возникают в результате принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова имеют либо разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи Идолы театра – те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук (игра в вымышленные искусственные миры) Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила». Рационализм в лице Декара, метод дедукции Рационализм был ярко выражен Р. Декартом, который открыто порывает со старыми традициями в философии. Критерием истины у него выступает познающий разум и в связи с этим методологическая установка "никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью...". По отношению к науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что и позволит человеку осуществлять посредством научных достижений свое господство над природой. В основании нового метода мышления лежит Разум, что позволяет мыслителю сделать свой знаменитый вывод: "Мыслю, следовательно, существую". Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и само осознаваемого процесса мышления. Декарт строит теорию истины, которая базируется на субъектно-объектной трактовке процесса познания, в которой объекту противостоит не просто человек, личность, но гносеологический субъект как особая, субъектная реальность. Выдвинутый им критерий истины состоит в ясности и очевидности знания, что во многом содействует отчетливости мышления. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод (дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего) требует ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания. Декартово сомнение — это систематический процесс скептического отношения (или сомнения) в истинности своих убеждений, который стал характерным методом философии. Декартово сомнение методологично. Он использует сомнения как путь к определенным знаниям, определяя то, в чем нельзя сомневаться. В частности, картезианские сомнения вызывают ошибочность чувственных данных. Философия Канта: основные черты. Творчество Канта делиться на 2 периода: Докрический - писались работы по естественным наукам. «Естественная история и теория неба», создание системы из пылевой туманности, главная идея- единства мира. «О приливном трении», делает вывод что сами по себе эмпирические данные для науки не достаточны, мы должны ответить на них нашим разумом. Критический – назван по трем основным работам: Критика чистого разума – гносеология Критика практического разума – этика Критика способности суждения – эстетика Иммануил Кант – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи просвещения и романтизма. Характерными чертами является агностицизм (гносеологическая концепция, отрицающая возможность объективного познания мира человека) и априоризм (философская позиция, утверждающая существование у человека доопытного знания и форм организации знания). Гносеология. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа: Чувственное познание, характеризуется способностью человека упорядочить хаос ощущение при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Область рассудка, выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Разум, обладающий, по мнению Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определённые цели. В отличии от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Этика Канта. этика выступает у него, как особая часть философии. Основная проблема этики – проблема человеческой свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значение решения И. Кантом этой проблемы состоит в том, что мыслитель объясняет человеческую свободу господством человека, его правом распоряжаться вещами. Этику Канта часто называют этикой долга. Согласно Канту, долг – это соблюдение нравственного закона, причем даже в том случае, если результат поступка будет нежелательным. Всякое отклонение от долга, даже если это делается якобы из человеколюбия, есть несправедливость по отношению к человечеству. Философия Гегеля: основные черты. Гегель был представителем объективным идеализмом – это направление в философии, представители которого признают первичность духа и вторичность материи. Философия духа: Учение о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывает с интеллектуальным развитием всего человеческого. Предметом антропологии является душа. Объективный дух составляет ту часть гегелевской системы, где философ излагал свои воззрения над социально-историческую жизнь человечества. Социальная жизнь людей возвышается над жизнью индивида. Объективный дух у Гегеля выступал как объективная закономерность, стоящая над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Абсолютный дух – понятие, характеризующее абсолютную идею над той стадией ее развития, на которой она, пройдя ступени логики и природы, осуществляет познание самой себя посредством разума человека. Принцип триады. Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез» (любое явление в мире порождает свое противоречие). Одно без другого не бывает. Два противоречия естественно вступают в отношение взаимодействия, которое порождает синтез - новое явление, содержащее черты тезиса и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Например: взаимодействие мужчины и женщины, как противоположностей, порождает ребенка с чертами и отца, и матери, следовательно ребенок – синтез. Аналогично развивается и вся природа и общество. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Именно борьба противоположностей является в диалектике источником развития. Пример: 1. Наследственность и изменчивость – основной закон возникновения новых форм жизни, в результате которых и происходит появление новых организмов. 2. Горячо\холодно, светло\темно. Закон перехода количества в качество и наоборот – он утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые могут привести к изменению его качества, т. е. возникаю нового. Пример: 1. нагревая лёд (увеличивая температуру), мы в определённый момент достигаем превращение льда в воду. Продолжая нагревать воду – мы получаем пар. 2. Детство – зрелость – старость. Закон отрицания отрицания – данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. Пример: 1. человек был очень голоден, хотел кушать. Его накормили, потом ещё накормили, но после этого, когда человек наелся, он сказала, что кушать больше не хочет, то есть стал отрицать то, что ещё недавно было ему необходимо. 2. День отрицает ночь, ночь отрицает день. Зиму отрицает весна, весну – лето, лето отрицает осень, осень отрицает зиму и так по кругу. 3. Эстафета поколений: молодое поколение отрицает старшее, и так по кругу (дети отрицают позицию родителей, а те отрицают позицию своих детей). Философия К.Маркса. Материалистическое понимание истории – это взгляд на историю, разработанный Карлом Марксом, согласно которому «материальные» или экономические факторы, факторы играли главную роль в определении исторических перемен. Марксиское материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества, как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не во вне. Суть материалистического понимания истории, то она состоит в том, что Маркс нашел «в истории развития ключ к пониманию всей истории общества». Маркс использует труд, как главным историческим аргументом, хоть и является умозаключением от одной идеи к другой. Учение об общественно-экономической формации. Категория истинного материализма, служащая для обозначения общества на определенном этапе исторического развития. Это такой соц.-производственный организм, который имеет особые законы возникновения, функционирования, развития в более сложный организм. Каждый такой организ имеет особый характер, производство, специфические формы обществ, организации семьи и семейных отношений, и идеи. Маркс выделил 5 формаций: Русская философия: основные направления, проблемы. Русская философия возникла под влиянием идей французского Просвещения (было при Екатерине Алексеевне, которая считала себя философом на троне). Пристальное внимание философов к социальной и религиозной проблематике. Возникла в 18 веке. Западники и славянофилы - противоположные течения в русской общественной мысли. Они возникли в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора и исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути Запада, либо изберет свой, самобытный путь развития. В поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философии истории. Представители славянофилов – А.С.Хомяков, А.И.Кошелев и др. Представители западников – И.С.Тургенев, С.М.Соловьев и др. Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Западники - направление русской общественной мысли, противостоящее славянофилам. По своему идейному содержанию оно не было однородным. В нем можно выделить два течения: 1) либеральное и 2) революционно-демократическое. Характерная черта либерализма – неприятии революционных методов решения проблем. Либералы исключая возможность революции в России, только делать преобразования. В философии либеральные западники пытались найти в системе своих воззрений место для Бога и бессмертия души, хот и считались светскими философами. Революционные демократы рассматривали философию как средство для обоснования своих политических целей, для преобразования. Они были сторонниками крестьянской революции в России, которая, минуя капитализм, перейти к социализму, ликвидируя крепостнический строй. объединяло западников и славянофилов: Отмена крепостного права Вера в возможность процветания России Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти Необходимость изменений в российской действительности |