Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы русской философии

  • Уровни бытия Актуальное

  • Потенциальное

  • Что разные философы/школы говорили о бытие…

  • Материя

  • Уровни организации материи

  • Движение

  • Формы движения материи

  • Пространство и время

  • Время

  • Функции языка: Коммуникативная

  • экз_филса. Экз_вопросы_Философия_Дистант_2020. 1 Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на природу, общество и самого себя. Это историческая вещь, она формировалась в истории развития человека 2 Исторические типы


    Скачать 71.46 Kb.
    Название1 Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на природу, общество и самого себя. Это историческая вещь, она формировалась в истории развития человека 2 Исторические типы
    Анкорэкз_филса
    Дата10.01.2022
    Размер71.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкз_вопросы_Философия_Дистант_2020.docx
    ТипДокументы
    #327398
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Бердяев. 19 век. В основе философии лежит свобода и творчество. Это связано с тем, что он определял христианство как «религию свободы». Он очень тосковал по отсутствию в русской культуре рыцарского начала, из-за которого, как Бердяев считал, в России произошло ослабление мужского начала, и видел в этом причину многих русских бед. Бердяев называл это «вечно бабьим в русском характере», имея в виду пассивность, ожидание того, что придет некто сильный и все устроит. Как религиозный мыслитель Бердяев однажды отметил, что прийти к голодному человеку и начать проповедовать ему Духа Святого – это оскорбление для Духа Святого. Человека надо сначала накормить, иначе слова ничего не будут стоить, голодный их не услышит. Это и есть понимание рыцарского начала Бердяевым. Внутренний мир для Николая Александровича всегда был важнее, чем мир внешний – «мир объективации», как он его называл. Любовь и свобода, по Бердяеву, две важнейшие вещи в жизни, но они подчас вступают в страшный и неразрешимый конфликт.
    Соловьев. Русский религиозный мистик, мыслитель и преподаватель. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человек, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева заключался в объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он хотел создать синтез религии и науки. Центральной идеей его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями. Всеединство – это единство творци и творения.

    Космизм. 20 век. Русский космизм – течение русской религиозно-философской мысли, для которого характерна ориентация на идею космоцентизма- убежденность в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Смысловое содержание космоса выступает как основание этического культурно-исторического самоопределения человека и человечества. Для многих представителей этого течения показательно принятие идеи эволюционизма, органическое восприятие мира. На первый план ими ставится практически-деятельное начало человека.

    Представителем космизма является Владимир Вернадский – ученый-естествоиспытатель, мыслитель.

    Подробно обосновал теорию ноосферы – сферы разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

    Проблемы русской философии:

    • Пристальное внимание к религиозной проблематике. Кроме того, сам православный характер христианства в стране предполагал тесное взаимопроникновение религиозных и философских проблем.

    • Для русских мыслителей философское творчество приобретает характер нравственной проповеди. Русскими мыслителями этика положена в самое основание систем, они видят в ней некий фундамент своего философствования

    • Антропоцентри́зм — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

    • «Народопоклонство». Русской интеллигенции всегда было свойственно болезненное ощущение «долга перед народом»

    • Отсутствие энциклопедизма

    • Тесная связь с религией


    1. Философия прагматизма: основные представители и проблемы.

    Дать определение что это такое и направление, и представителя

    Прагматизм- одно из направлений философии в 19 веке, американская философия . представители – пирс , джеймс, дьюи

    (43:44)

    Рассказать про одного из представителей

    Проблема- истиной является такое значение, которое приносит пользу, выгоду.(45:38)

    1. Философия жизни: основные представители и проблемы.

    Дать определение что это такое и направление, и представителя(шопенгауэр, нитше)



    1. Психоанализ и неофрейдизм: основные представители и проблемы.

    Дать определение что это такое и направление и представителя(зигмунд фрейд)

    Структура личности , структура психики- я, оно, сверх я(но лучше фрейд как философ , а не про психологию. И лучше рассказать про гипотезу происхождения культуры или психология массы)

    1. Экзистенциализм: основные представители и проблемы.

    Экзистенциализм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.

    Дать определение что это такое и направление, и представителя

    Проблема существования человека, рассказать про одного религиозного экзистенциалиста(бердяев) и про атеистического


    1. Онтология. Основные формы бытия.

    Онтология – учение о бытие.

    Основные проблемы онтологии:

    • проблема бытия, диалектика бытия и не-бытия, формы бытия (виды реальности);

    • проблема субстанции (первоосновы мира);

    • проблема материи, атрибуты материи, уровни организации материи, соотношение материи и вещества, материи и энергии;

    • пространство и время, концепции (различные трактовки природы) пространства и времени, виды пространства и времени;

    • движение и развитие, формы движения материи, прогресс и регресс, революция и эволюция;

    • детерминизм, виды детерминизма, причинность;

    • проблема сознания, его сущности и атрибутов, место сознания в структуре бытия, специфика идеальной реальности, соотношение духовной и материальной субстанций.

    Бытие – философская категория, обозначающая всеобщую и универсальную способность существование, отражает всеобщую связь между природной, социальной и духовной реальностью.
    формы бытия:

    • материальное (предметы, процессы и явления природы)

    • духовное (сознание индивида)

    • социальная (общественные отношения)

    • человека бытие (уникальное сочетания природного, духовного и социальных начал)

    Уровни бытия

    Актуальное - бытие, наличествующее в данный момент времени. Пример: если спортсмен победил (не победил) в текущем соревновании, это не исключает возможности его поражения (победы) в следующем соревновании.

    Потенциальное - бытие, в данный момент времени еще не возникшее, но которое может стать таковым в принципе. Пример: желудь — потенциальное бытие дуба, которое может стать действительностью, но может и не стать.

    Что разные философы/школы говорили о бытие…

    Атомисты (Левкипп и Демокрит) также фиксировали Б. как специфич. категорию, противополагая Б. небытию. В атомистич. приравнении Б. "полному" или "твердому", т.е. веществу, и в признании небытия или "пустоты" в качестве тоже существующего (напр., 68 А 6), несомненно, содержатся элементы диалектики.

    По Платону, Б. являются прежде всего обыкновенные материальные вещи, в отличие от Б. мира идей, затем Б. указывает у него на сферу понятий и на их содержание, равно как и на их самостоятельное существование в человеч. сознании. Как объективный идеалист Платон выделяет "истинное" Б., противополагая его чувственному, и трактует человеч. понятия как соотнесенные с истинным Б.. В этом смысле Б. противостоит вещам и явлениям, являясь их прообразом, предметом неложного восприятия, мышления или предметом приобщения к нему чего-нибудь другого, или небытия, или противопоставляясь всякому становлению. Но Платон не только разрывает мир идей с чувств. вещами, у него имеются попытки объединять идеальное Б. с вещами, обосновывая Б. эти последние. Таково учение о синтезе предела и беспредельного, или единого и многого, из чего и составляется у Платона Б.. Диалектич. подход позволил Платону проследить диалектику Б., тождества, различия, покоя и движения, а также диалектику Б. и его единства.

    В своем учении об абсолютном "едином", к-рое является Б., превосходящим материальное и идеальное, Платон обосновывал абсолютный идеализм и мистику. Аристотель различает четыре значения слова "есть": случайное наличие одного в другом; существенное определение вещи путем приписывания ей тех или иных признаков; истинность, или соответствие действительности ("не есть" в этом смысле значит "не соответствует действительности"); актуальное проявление или возможность. Аристотель трактует термин который обозначает просто Б., тоже в четырех смыслах: материальная вещь или ее части; существенный для нее принцип; совокупность частей в вещи в свете этого принципа; форма вещи, актуально ее организующая. Эти различения показывают огромный прогресс в учении о Б., указывая на те его стороны, которые раньше Аристотеля трактовались в нерасчлененном виде. Учение Аристотеля о Б. противоречиво, поскольку, с одной стороны, Б. как актуальный принцип вещи он понимает в неразрывном единстве с вещью, так что формы вещей есть имманентные им и объективно действующие их силы ("энергии"), а с другой - учит о Б. как о перводвигателе и самосозерцающем божественном уме, как о нематериальной форме всех форм. Вторая сторона учения Аристотеля о Б. вместе с платоновским учением о Б. как идеях и "едином" нашла свое завершение в неоплатонизме, где Б. трактовалось как "единое", к-рое выше субъекта и объекта, но из к-рого образуется раздельное Б. ума, а в дальнейшем и все материальное.


    1. Материя как философская категория. Уровни организации материи.

    Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует вне и независимо от человека, отображается в его ощущениях.

    Материализм – это философское мировоззрение, в соответствии с которым материя первична, а сознание вторично.

    Демокрит

    - древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии. Создал атомический материализм. Развивал своё учение, в котором рассматривал мир как систему атомов в пустоте, тела – как комбинацию атомов, а движение – свойство, естественно присуще атомам.

    Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость. Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание.

    Уровни организации материи:

    • Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (твёрдое, жидкое, газообразное, организмы, сообщества организмов)

    • Микромир – мир атомов и элементарных частиц (физический вакуум, нуклоны, молекулы).

    • Мегамир – мир космоса (планеты, звёздные комплексы, галактики, метагалактики).



    1. Движение и развитие. Формы движения материи.


    Движение – это любое изменение, независимо от характера, направления и результатов.

    Развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы.

    (Различия в самих определениях: движение – любое изменение, развитие – определённые изменения; движение может быть обратимым, развитие – нет; движение – изменения количественные, развитие – качественные)

    Формы движения материи:

    • Механическое – перемещением тел в пространстве (движение относительно земли человека, автомобиля, самолёта и т.д);

    • Физическое – движение молекул (вращение планеты вокруг собственной оси);

    • Химическое – движение атомов внутри молекул (изменение хим.состава или строения вещества)

    • Биологическое – развитием белковой формы жизни (деление клетки)

    • Социальное – все изменения в обществе.




    1. Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции.

    Пространство и время - объективные формы существования материи. Каждое из них предполагает другое, немыслимо без взаимосвязи.

    Пространство — это форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, их взаимное расположение, строение из частей и элементов. Пространству присущи также связность и непрерывность. С другой стороны, пространству свойственна прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании объектов.

    Время – это форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Субстанциальная концепция (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как меж субстанциональные. Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяжённости и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает.

    Реляционная (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Основана на идее взаимосвязи, тесного взаимоотношения пространственных и временных характеристик материи как между собой, так и в зависимости от природы того или иного объекта. Вне взаимодействия пространство и время, согласно этой точке зрения, просто не существуют. Своё естественнонаучное обоснование реляционная концепция получила в теории относительности Эйнштейна и неевклидовых геометриях Лобачевского, Больяи и Римана. Теория относительности подтвердила факт зависимости пространственно-временных свойств от характера движения материального объекта.


    1. Сознание – его происхождение и сущность.


    Сознание есть продукт деятельности материального органа - мозга, результат его способности отражать объективный мир в идеальных образах.

    Сознание, личность – это явления социального происхождения. Его происхождение прежде всего связано с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, развитии общения и формировании вне генетических, социальных систем передачи информации, знаково-символических, языковых систем.

    Сущность сознания состоит в том, что это субъективный образ объективного мира, это активное отражение объективного мира в идеальных образах.


    1. Социальная природа сознания. Сознание и мозг.


    Сознание выступает продуктом общественного развития. Носителем сознания является человек, включённый в систему общения, в культуру, приобщённый к общественно-определённым формам человеческой жизнедеятельности. Сознание помогает человеку не просто приспосабливаться к условиям жизни, а активно изменять их, преобразовывать природную и социальную среду в соответствии со своими потребностями и интересами.

    Сознание – это функция мозга.

    Мозг – лишь одна из материальных предпосылок возникновения психики, сознания, личности, лишь необходимое условие ее рождения и существования.


    1. Сознание и язык. Виды и функции языка.


    Язык – это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникационную функции в процессе жизнедеятельности человека, он выступает как средство общения.

    Сознание – отражает действительность, а язык обозначает ее и служит средством выражения мысли. Сознание не может существовать вне языковой оболочки. Сознание и язык органически связаны друг с другом.

    Виды языка:

    • Естественный язык – главное средство общения между людьми, средство организации нашего мышления (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты).

    • Искусственные языки созданы для узких потребностей (язык логики, математики, музыки, живописи).

    Функции языка:

    • Коммуникативнаяязык является средством общения людей.

    • Гносеологическая - язык служит основным инструментом познания мира, способствует познавательной деятельности человека и отражает его результаты.

    • Аккумулятивная - язык, закрепляя в лексике и грамматике знания о мире, способствует их накоплению (аккумуляции), сохранению и передаче от поколения к поколению.



    1. Метафизика и диалектика. Категории диалектики.


    Метафизика - допускает понимание мира как неизменного в своей сущности, допускает создание однозначной, статической картины мира, изолированно рассматривает те или иные моменты бытия.

    Виды метафизики:

    • Софистика – сознательное применение в споре или в доказательстве неправильных доводов и всякого рода уловок.

    • Догматика – оперирование неизменёнными понятиями и формулами без учёта изменившихся условий.

    • Эклектика – формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи.


    1   2   3   4


    написать администратору сайта