Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические типы мировоззрения

  • 3.Сущность и структура филосовского знания

  • 4.Генезис и основные функции философии.

  • 5.Место и роль философии в культуре.

  • 6. Основные направления в философии

  • 7. Филосовская мысль в Древней Индии.

  • сансаре

  • ортодоксальные школы

  • философия. 1. Мировоззрение сущность, структура, роль


    Скачать 230.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение сущность, структура, роль
    Дата07.01.2019
    Размер230.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #62762
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1.Мировоззрение: сущность, структура, роль

    Мировоззрение - это система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение субъекта к окружающему миру, к обществу, к самому себе, а также практическую деятельность человека.

    Мировоззрение может проявляться в: 1) знания, как устойчивая система взглядов, убеждений, идеалов, принципов. 2) Отношениях, как совокупность отношений субъекта к миру, обществу, к себе; 3) активности, как осознанная готовность действовать, как практика субъекта.

    Особенности мировоззрения 1) оно отражает действительность в её целостности т.е. не отдельные вещи и явления, а мир в целом. 2) отражает действительность в её значимости для человека и человечества 3) отражает духовный потенциал самого человека и человеческого общества т.е. мир-ние - явление историческое.

    Мировоззрение, по своей сущности, социальный феномен, возникший с появлением человеческого общества. Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Представляет единство знаний, убеждений, ценностей и деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира. Мировоззрение выступает как общественное самосознание, воплотившееся в индивиде и определяющее его практическую деятельность.

    https://cf.ppt-online.org/files/slide/g/gmy6reqtiydjvv5wwopluosac8zx9fszh7qutf/slide-14.jpg

    В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

    Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

    Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

    Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

    Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

    2. Исторические типы мировоззрения

    В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

    Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

    Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

    Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

    Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

    3.Сущность и структура филосовского знания

    В структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы:

    • * онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

    • * гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    • * эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

    • * философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    • * аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

    • * праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

    • * социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

    Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

    Сущность философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.
    4.Генезис и основные функции философии.

    Генезис философии случился в глубокой древности. Еще в первом тысячелетии до н.э. в Египте, Индии, Китае, Центральной Азии и развитых странах Средиземноморья возникли предтечи знаний этой направленности. В этот период появляется письменность, сформировываются государства. Происходит невиданный ранее толчок в развитии культуры. Именно в это время в мировосприятии появляется кризис. Обладая новыми знаниями, мир стал постепенно отказываться от мифологической системы мира, у него начало зарождаться критическое и абстрактное мышление. В древности появляются первые деньги, но они очень отличаются от современных. Монета становится абстрактным символом стоимости материальных вещей.

    Появление науки о мироздании изменило жизнь общества. Произошел отказ от старого мировоззрения, изменился уклад жизни. Кровное родство уступило место интересам отдельной личности. Человечество оказалось перед лицом вопросов, на которых привычные мифы не могли дать ответы. Мифология постепенно разделилась на религию, философию и художественно-поэтическое творчество.

    Функции философии:

    1. Мировоззренческая. Формирует представление о мире и его структуру. В отличие от других наук, философия не ограничена в своей сфере познания, поэтому отражает в своих знаниях целый мир.

    2. Гносеологическая функция. Предоставление знаний о логическом, чувственном интуитивном и эвристическом познаниях мира, а также о истинных и ложных знаниях.

    3. Аксиологическая. Помогает познающему ориентироваться в мире противоположностей: культуры и антикультуры, добра и зла, прекрасного и уродливого.

    4. Социальная. Формирует гражданское сознание, культуру личности. Учит разбираться в политических, экономических, социальных процессах.

    5. Антропологическая функция. Воспитывает, в стремящихся к развитию личности, чувство собственного достоинства, предоставляет возможности и способы самореализации в обществе. Развивает саморазвитие, способствует гармоничным отношениям с другими людьми.

    6. Методологическая. Формирование теоретических и практических методов познания.

    7. Прогностическая. Трактует факты как с помощью рациональных, так и иррациональных методов. Показывает перспективу и основные тенденции развития.

    8. Культурологическая функция. Формирует культуру философского мышления, основанного на разуме.

    9. Оздоровительная. Помогает личности раскрыться на основании ее сил и способностей. Выводит всех постепенно на новый уровень саморазвития.


    5.Место и роль философии в культуре.

    Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) -  детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.
              В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.
              Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных  ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются  неповторимостью, имеют общекультурное значение.
    Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе  характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и  др.

    В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение : не только в том смысле, что служит основанием для  типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека  и производство его как  человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…». Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития  человека, его  материальной (производственно- экономической) и идеальной  (духовной) деятельности. Он итожится двояко : результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.
    Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций,  потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм  жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов  материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.
    Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутреный мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.
    Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.
    Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том , что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.
    Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу.  В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная  культура ведь не несет в себе  непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н.Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.
    Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия – делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, « законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.
    Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря  словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость – это знание вечных истин, которые необхомые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же  правильно поступает в жизни.
    Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.
    Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять  философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура – это  не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски – означает  воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя – как частицу этого великого  целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.

    6. Основные направления в философии

    Среди основных направлений философии выделяются: материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм

    Онтологическую сторону основного вопроса философии(вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению(сознанию))представляют

    · Материализм

    · Идеализм

    Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

    Следовательно:

    · материя реально существует;

    · материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

    · материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

    · материя существует и развивается по своим внутренним законам;

    · сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

    · сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

    · сознание определяется материей (бытием).

    Идеализм("линия Платона") - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

    • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

    • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    • реально существует только идея;

    • идея первична;

    • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

    • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

    • "мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

    •каждая единичная вещь - воплощение идеи (Эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль- идеи корабля и т. д.); ,

    • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

    • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

    В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    • все существует только в.сознании познающего субъекта (человека);

    • идеи существуют в разуме человека;

    • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

    • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

    Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

    Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

    Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
    7. Филосовская мысль в Древней Индии.

    Философская мысль в Древней Индии зародилась в начале I тысячелетия до н.э. К этому времени на территории Индии сложилась жесткая кастовая структура: люди разделялись на брахманов (жрецы, мудрецы), кшатриев(правители, военная аристократия), вайшьев (люди, занятые в торговле), шудр (работники). Древнеиндийская идеология (мифологически-религиозные представления и зачатки философских идей) изложена в Ведах, первом из дошедших до нас литературных памятников. Они были принесены в Индию индоевропейскими племенами кочевников ариев. Веды считались священными текстами, плодом откровения, полученного мудрецами. Старейший из найденных текстов – Ригведа (Веда гимнов) – датируется примерно 1500 г. до н.э. Он был составлен мудрецом Вьясой. Известный ныне текст, по преданию, составляет лишь четверть первоначального, поскольку в конце "золотого века" боги решили скрыть остальное.
    Первые философские тексты Индии – это Упанишады. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».
    В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы. В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре, как круге страданий, который человеку нужно преодолеть. С 6 века до нашей эры началось время классических философских школ (систем). Различают ортодоксальные школы (считали Веды единственным источником Откровения)  и неортодоксальные школы (не признавали Веды единственным авторитетным источником познания).
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта