Главная страница
Навигация по странице:

  • 14 Сознание: природа, св-ва, структура

  • Сознание многофункционально

  • Основные качества сознания

  • Структура сознания

  • Отличия сознательного от бессознательного

  • В-16.

  • Виды познания

  • Практическое познание

  • №17единство чувст. и рационал.

  • 1. Мировоззрение


    Скачать 123.31 Kb.
    Название1. Мировоззрение
    Дата03.01.2020
    Размер123.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofiya.docx
    ТипДокументы
    #102696
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. Время и пространство - основные формы существования материи. Время и пространство неотделимы от материи. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.

    В истории философии, существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени:
    - субстанциональная. Родоначальники – Демокрит, Платон. Пространство и время это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство – это пустое вместилище совокупных атомов. Время – это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий.
    - реляционная. Пространство и время это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).

    Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени. Существует точка зрения, что пространство и время это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) – зависят от принимающего субъекта - 3х мерное зрение человек, 2х мерное таракан.Новое время 17-19 вв – ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время – однородная, равномерная, вечная неизменная длительность.
    В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна – она показала что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства.
    14 Сознание: природа, св-ва, структура

    Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. 
    1) Естественно-научный подход: сознание — проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека. 
    2) Религиозно-идеалистический подход: сознание — первично, а человек «телесный» — его производная. 
    Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

    В истории философии первым был термин душа.Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум»как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.

    Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

    Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:

    — познание (одной из форм существования сознания является знание);

    — практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

    — ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.

    Сознание многофункционально:

    — оно обеспечивает жизнедеятельность человека и .

    — оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов .

    — оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий.

    — оно способно увести человека в вымышленный мир.

    — оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир .

    Основные качества сознания:

    — когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

    — целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

    — интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;

    Структура сознания:
    1. Совокупность знаний об окружающем нас мире в структуру сознания входят 
    познавательные процессы, с пом-ю которых человек познает мир, знание может быть предано другим.
    2. Различение субъекта и объекта (самосознание). Способность отделять «я» человека от его не «я». Способ-ть к самосознанию и самопознанию. Только человек способен отделять свое «я» от своего жизненного окружения, сделать свой мир предметом сознания и осмысленного анализа.
    3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека(возможность к осуществлению Де). Человек осознанно формирует цели Де, способен скорректировать свои действия. 
    4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Определенное 
    отношение к миру. У человека сущ-т устойчивое отношение к предметам, явлениям действительности. Только у человека есть чувства, в отличии от животных. 
    5. Наличие языка, второй сигнальной системы делает возм-ть сущ-я сознания 
    человека. Человек с нормальным сознанием воспринимает действительность с учетом 
    накопленных знаний, выделяет себя из среды, сохраняет сложившуюся систему 
    отношений и управляет своими действиями и поведением.

    15 Сознание и бессознательное.

    Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. 
    Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность. 
    Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека. 
    Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем. 
    Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием. 
    Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. 
    Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного. 
    Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. 
    Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др. 
    Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений). 
    По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным. 
    Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях.. 
    Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения
    — когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; 
    — когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое); 
    — когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход; 
    когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий. 
    Отличия сознательного от бессознательного: 
    1) Сознательное отделяет себя от объекта. Бессознательное не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании. 
    2) Сознательное обладает механизмом психических связей. Бессознательное не обладает механизмом психических связей. 
    3) Сознательное - производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. Бессознательное - не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. 
    4) Сознательное проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом. Бессознательное проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом.

    В-16. Познание его возможности и границы

    Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

    Субъектом познания называется личность, которая формирует новое знание.

    Объектом познания называется часть действительности, которая оказалась в поле зрения субъекта.

    Предметом познания называется конкретное видение, которое дает возможность понять объект исследования.

    Виды познания: Варианты познания:

    1. Житейская возможность познания мира. Основывается на наблюдениях и эрудиции.

    2. Научное познание. Позволяет объяснить различные факты. Познание становиться научным, только когда оно полностью обосновано.

    3. Практическое познание. Тесно связано с научным познанием. Оно позволяет овладеть вещами, которые предназначены человеку с первых дней жизни.

    4. Художественное познание. Его суть заключается в целостном изучении мира.

    Ни смотря на ширину и возможности познания, протекает оно в определенных границах. Не все, что человек придумает или сделает, заслуживает на признание и использование в науке.

    На сегодняшний день существуют некоторые границы познания мира и его возможностей, которые формируются за счет научных понятий, гипотез или же теорий. Наиболее принципиальное ограничение заключается в том, что созданный творческий образ должен соответствовать своему объекту. Все это называется отражением любого объекта в искусственно созданном образе.

    В итоге можно сделать вывод, что возможности творческого познания не исключают творчества, а только предполагают его. Процесс познания является конечным результатом, который отображает изучаемый объект.


    №17единство чувст. и рационал. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: Познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает нечто новое для себя, либо для человечества); Познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и пр.). 
    Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представление формируется на основе памяти .Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суждения отражают связи и отношение между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. 
    Чувственное познание: Ощущение (отражение в сознании человека отдельных свойств,внешних предметов и внутренних состояний организма; при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы); Восприятие (отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы); Представление (возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал).

    Чувственное познание.Чувственное познание имеет три формы:

    — ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

    — восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

    — представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления)

    Рациональное познание : Понятие (форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках); Суждение (форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях); Умозаключение (форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение). .Рациональное познание.Существует три формы рационального познания:

    — понятие; элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения

    — суждение; мысль, является утверждением или отрицанием наличия ситуации в действительности.

    — умозаключение. вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил


    По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения - сенсуализм и рационализм.

    Сенсуалисты(лат.чувство) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что "все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума". Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).

    Рационалисты(лат.разум) опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления (Рационализм– направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее особую роль дедуктивной методологии познания и интеллектуальной интуиции.). Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

    В структуре познавательного процесса большую роль играет интуиции. Ее сторонники интуитивизмасчитали единственно достоверным средством познания.Интуициейпознавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств.

    Интуитивизм -направление в Ф, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XXв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. 

    В марксистской диалектике процесс познания чувственное и рациональное выступают в единстве: чувственное познание, являясь начальной ступенью познания, поднимается затем на уровень абстрактного логического мышления, образуя последовательно восходящие звенья единого познавательного процесса. Это выражается, с одной стороны, в преобразовании восприятия и представления в понятия, суждения в умозаключения, а с другой, - в осмысленности чувственных образов, их обобщенности, различных преобразованиях их предметного содержания. Отметим, что этим диалектический материализм преодолевает ограниченность как сенсуализма и натурализма, так и рационализма, и неопозитивизма.
    18 Проблема истины в философии и науке. концепции истины.

    Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.
    Целью познания является получение истинного знания. Однако процесс познания приводит не только к истине, но и к заблуждениям. Заблуждение – это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Заблуждение не надо путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.
    Что же такое истина? Сложнейший вопрос, на который нет однозначного ответа.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта