1. Мировоззрение
Скачать 123.31 Kb.
|
Существует ряд теорий истины. Классическая теория истины. Истина – это соответствие наших знаний действительности. Соответствие знаний действительности проверяется практикой. Однако практика является относительным критерием истины, так как далеко не все идеи и теории можно проверить на практике, поэтому и столько споров об истине разгорается. Прагматическая теория истины. Истина – это такое знание, которое приносит пользу людям. Экзистенциальная теория истины. Истина – это то, в чём в данный момент не сомневается человек. Конвенциональная теория истины. Истина – это соглашение, договор (конвенция) учёных. Плюралистическая концепция истины. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из них в чём-то верна, отражает то или иное свойство объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них. Классическая теория выделяет следующие свойства истины: 1. объективность. Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений или желаний. Истина отражает то, что есть на самом деле, даже если это нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину. 2. конкретность. Знание зачастую отражает общее правило, общую закономерность. Но поскольку мир очень разнообразен, в разных условиях общие закономерности проявляются по-разному. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, не принимая в расчёт конкретные условия, при которых знания сопоставляются с действительностью. 3. абсолютность и относительность. Абсолютная истина – это абсолютно полное и точное знание о предмете, относительная истина – недостаточно полное знание. Абсолютная истина – это идеал, к которому должно стремиться познание. Критерием истинности знания является практика. Практика – это деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Виды практики - трудовая деятельность, социальные реформы, научный эксперимент. Практика является основным способом проверки на достоверность полученных в процессе познания сведений, гипотез, теорий. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: 1) Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон); 2) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм); 3) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт); 4) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант); 5) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень). №19 Практика и истина. Виды практик Истина и заблуждение Целью познания является получение истинного знания. Однако процесс познания приводит не только к истине, но и к заблуждениям. Заблуждение – это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Заблуждение не надо путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей. Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины.В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Таким критерием считались, в частности, ясность и отчетливость знаний, их общезначимость, чувственные данные, полезность знаний , общественно-историческая практика. Последняя была представлена решающим в конечном итоге критерием истины. Проверка знания «на истину» практикой -процесс, котор. носит исторический, диалектический характер. А критерий практики абсолютен и относителен.Абсолютен т.к развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. А относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Практика - основа, движущая сила, конечная цель познания. Роль практики определяется тем, что она – связующее звено между объектом и субъектом познания. Основные функции практики в процессе познания: 1)П является источником познания 2)П выступает как основа познания, его движущая сила. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. 3)П является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей. 4)П позволяет отделить истинные знания от заблуждений. № 20 научное познание. Специфика, структура.Формы и методы научного познания. - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спец.языка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Основные уровни структуры научного знания: - эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание; - теоретический: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции); - метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию. Сущность научного знания заключается: — в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; — в достоверном обобщении фактов; — в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. №21.ОБЩЕСТВО - группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством или гражданское общество Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые так и называют - общественными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук ведущей является социология (буквально - «обществознание»). Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на целостное знание. Основные концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей.Так же, известны концепции: натуралистическая и технократическая. Натуралистическая объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество - рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, - лишь их модификация; Технократическая- возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества №22. Общество характеризуют как сложную систему, так как оно включает в себя множество элементов, отдельных подсистем и уровней. Основными элементами общества является четыре его сферы: социальная, духовная, политическая и экономическая (материально-производственная). И по отдельности каждая из этих сфер имеет свое строение, свои элементы и выступает в роли отдельной системы Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере). Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: -социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.) Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. -экономическую (производительные силы, производственные отношения) Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. -политическую (государство, партии, общественно-политические движения) Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность -духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями. Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными. № 23.Типы обществ. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Традиционное общество - аграрное общество. Общая характеристика: Для традиционного общества, как правило, характерны: • традиционная экономика • преобладание аграрного уклада; • стабильность структуры; • сословная организация; • низкая мобильность; • высокая смертность; • низкая ожидаемая продолжительность жизни. Индустриальное общество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Черты индустриального общества: 1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов. 2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев. 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное. 4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: • Аграрное (доиндустриальное) — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия • Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма • Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накоплении. Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы. Основные признаки социальной группы: 1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.; 2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Типологии социальных групп: 1-я типология групп - по их пространственнойорганизации. Существуют локальныегруппы, которые предполагают обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте и в одно и то же время (например, фокус-группа или группа испытуемых в социально-психологическом эксперименте). В то же время существуют частично или полностью дислокальныегруппы. Например, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских частотах и выступающие под собственными кодами. 2-я типология. Группы различаются по времени своего существования. Можно выделить: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические. 3-я типология – универсальная – группы, построенные на нескольких факторах: 1) учитывающие соотношение групп между собой; 2) учитывающие соотношение группы и ее членов. К первому классу относятся деления групп на большие – малые – средние, целевые – нецелевые, формальные – неформальные.Ко второму классу можно причислить выделение первичных и вторичных,а также референтныхгрупп. 4-я типология, предложенная еще П.А. Сорокиным, по объединяющим ценностям – односторонние и многосторонние. Односторонние построены на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы, как род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз и пр. Многосторонние построены вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные религиозные, политические, социокультурные, расовые и другие категории ценностей). 5-я типология – по размеру группы – диада (группа из двух человек, например, друзья, влюбленные), триада (группа из трех человек, имеющая неустойчивые и сложные отношения), большие группы (могут распадаться на фракции), толпа. . Бёрн предлагает свою классификацию социальных групп [40]. 1. На основе проницаемости границы – открытые и закрытые группы. Это определяет характер членства в группе – добровольное (по желанию), выборное (по приглашению), условное (по соглашению) и обязательное (по призыву). 2. По характеру сложности структуры – простые и сложные группы. Простая группа состоит только из лидерства и членства, без других внутренних подразделений. Сложная группа имеет простую иерархию и состоит из лидера, подлидеров, старших и младших членов. В результате разделения функций хирург не может указывать администрации больницы, как искать бухгалтера. 3. По отношению между организационной и индивидуальной структурами – полностью организованные и недоорганизованные, а в зависимости от соотношения между ролями и нишами (в т.ч. по числу членов и заполняемым должностным нишам) – переукомплектованные, полностью укомплектованные и недоукомплектованные группы. 4. По динамическому основанию (в зависимости от соотношения сил и активности) – слабые и функционально неэффективные и активные, эффективные группы. 5. По фазам групповой деятельности – группа может быть рабочей и боевой (процессуальной). 6. По характеру подчинения членов группы своему канону и осуществления групповой власти – более или менее демократические. В результате возможно подчинение тому или иному лидерству, конституции, групповой культуре. №24))) Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Наличие общественного сознания – необх условие успешного функционирования общества и отд. соц групп. Оно облегчает движение общ. жизни. Общ. сознание, исторически выражая интересы определенных групп, меняет свое содержание от эпохи к эпохе, сохраняя свои властные функции над сознанием отдельной личности. Уровни общ. сознания: 1). Обыденное сознание – отражает общ бытие поверхностно. 2). Теорит сознание - проникает в закономерную сущность явлений. |