Главная страница

Любой итальянский художник. 1. Начало творческого пути 4 Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, первые работы 5


Скачать 1.37 Mb.
Название1. Начало творческого пути 4 Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, первые работы 5
Дата10.05.2023
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛюбой итальянский художник.doc
ТипРеферат
#1119205
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

4. Флоренция. Расцвет творчества



В последней трети XV века во Флоренции завершается процесс постепенного превращения республики в тиранию.

Если Козимо Медичи еще стремился замаскировать свою власть видимостью республиканских свобод, то при его внуке Лоренцо (1449-1492), правившем во Флоренции с 1469 года, монархические тенденции дома Медичи проявляются уже очень ясно.

Лоренцо Медичи, прозванный "Великолепным", был яркой и очень типичной для своего времени фигурой. В 15 веке во главе многих маленьких итальянских государств стояли тираны, нередко наводившие ужас своей необузданной жестокостью и, вместе с тем, стремившиеся играть роль просвещенных государей, покровителей и ценителей искусств и наук. Лоренцо был одним из таких "просвещенных тиранов". Блестяще образованный человек, выдающийся политик и дипломат, поэт, знаток и любитель литературы и искусства, он сумел привлечь к себе немало крупных поэтов, гуманистов, художников и ученых. Постоянные празднества, карнавалы, турниры, соревнования поэтов создавали видимость блестящего правления, за пышным фасадом которого, однако, не все обстояло благополучно. Во Флоренции и входивших в ее состав владениях не раз имели место выступления против тирании, находившие поддержку со стороны многочисленных врагов Медичи вне Флоренции во главе с папой Сикстом IV. Все эти заговоры и восстания были подавлены Лоренцо с чрезвычайной жестокостью, в особенности так называемый заговор Пацци 1478 года, во время которого погиб младший брат Лоренцо Джулиано Медичи. Но, хотя Лоренцо и удалось сохранить власть, обстановка в городе оставалась напряженной. Напряженной она была и во всей стране. Повсюду чувствовалось приближение кризиса. Падение Константинополя (1453) и крушение левантийской торговли, утрата Италией ее передовых позиций и постепенное возвращение к феодальным порядкам, политическая раздробленность и все усиливавшиеся раздоры между отдельными городами и государствами ослабляли Италию и делали ее заманчивой и легкой добычей для усилившихся соседних государств. Все это порождало то настроение тревоги и неуверенности в завтрашнем дне, которое наложило печать на всю культуру конца XV века, в том числе и культуру Флоренции. Флоренция жила в эти годы какой-то лихорадочной жизнью, но даже в самом буйном веселье, казалось, таились тревога и предчувствия грядущих бедствий. Сам Лоренцо Медичи прекрасно выразил общее настроение в своей "Карнавальной песне", каждая строфа которой заканчивается словами: "Кто хочет быть веселым - веселись, никто не знает, что будет завтра! "

Вся сложность и противоречивость жизни этого времени нашла выражение в произведениях Сандро Боттичелли. Картины этого времени оставляют двойственное впечатление. Красочные и нарядные, созданные для того, чтобы радовать взор, они, вместе с тем, полны всегда какого-то внутреннего болезненного горения. И его Мадонны, и Венера, и Весна овеяны грустью, взгляд их выдает затаенную боль. Именно на этом внутреннем состоянии и настроении и концентрирует свое внимание Боттичелли. Он не проявляет большого интереса к развитию сюжета, к изображению бытовых подробностей, столь дорогих сердцу его учителя. Далек он и от передачи драматических коллизий или героических подвигов. Даже в таком сюжете, как история библейской героини Юдифи, ради спасения родного города проникшей в стан врага и обезглавившей предводителя вражеских войск царя Олоферна, Боттичелли избегает изображать саму сцену убийства, как это некогда сделал, например, Донателло в скульптурной группе "Юдифь и Олоферн". В своей ранней картине "Смерть Олоферна" (1470, Флоренция, Уффици) Боттичелли изображает момент, когда все уже совершилось и Юдифь покинула шатер, унеся с собой отрубленную голову царя. В холодном сумраке рассвета приближенные Олоферна застывают в оцепенении перед обезглавленным трупом своего предводителя.



Обнаружение убийства Олаферна. 1472
Будучи связан с кружком ученых и гуманистов, группировавшихся при дворе Лоренцо Великолепного, Боттичелли охотно черпал сюжеты своих картин из литературных произведений современных и древних авторов. Так, литературные сюжеты лежат в основе двух самых прославленных картин художника - "Весна" и "Рождение Венеры", позднее он использовал почерпнутый из Плиния сюжет в картине "Клевета", а также исполнил около ста рисунков к "Божественной комедии" Данте.

"Весна" (Флоренция, Уффици) сюжет ее не вполне ясен. На фоне темно-зеленой усеянной цветами травы и увешанных оранжевыми плодами деревьев расположены мало связанные друг с другом развитием действия отдельные группы фигур. В левой части картины выступает Весна, сопровождаемая нимфой и фавном. Хрупкая и легкая, одетая в затканное цветами платье она словно скользит над землей, разбрасывая вокруг цветы. Лицо ее кажется усталым и грустным. В центре картины изображена нарядно одетая женщина, быть может, Венера, над головой которой спускает свой лук, парящий в воздухе маленький амур. Слева танцуют, взявшись за руки, три грации, а еще дальше, повернувшись к ним спиной, стоит в одиночестве юноша, мечтательно глядя в небо. Полагают, что сюжет этого произведения навеян поэмой известного современного флорентийского поэта Анджело Полициано "Турнир", но повествовательная сторона здесь мало привлекает художника. Все внимание его сосредоточено на передаче настроения мечтательной грусти и создании впечатления утонченного изящества. Удлиненные пропорции фигур, узкие плечи, скользящая постановка, легкая изломанность движений, силуэтность фигур, светлыми пятнами вырисовывающихся на фоне темной зелени, филигранная отделка деталей, например отдельных цветов или веток и листьев, сплетающихся в тонкий узор на фоне светлого неба, яркие пятна одежд - все придает картине нарядную декоративность и вместе с тем вносит в нее как бы оттенок легкой стилизации, который становится теперь характерным для произведений Боттичелли. Эти черты сочетаются с удивительной точностью и выразительностью рисунка. Достаточно посмотреть, как нарисованы сплетенные руки танцующих граций, чтобы почувствовать глубокую правдивость боттичеллиевского рисунка и присущее ему безошибочное чувство ритма.



Весна, 1482
"Рождение Венеры" (ок.1485, Флоренция, Уффици). Сюжет ее также, по-видимому, навеян одной из поэм Полициано. Обнаженная Венера, стоя в огромной раковине скользит по поверхности моря к берегу, подгоняемая легким дуновением Зефиров, в то время как на берегу навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини затканное цветами покрывало. В этой картине центральное положение занимает Венера. Погруженная в легкую задумчивость, она стоит, едва прикасаясь ногами к раковине, склонив голову и поддерживая рукой струящиеся вдоль тела тяжелые золотые волосы. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той затаенной печали, которой отмечены многие образы Боттичелли. Этот оттенок внутреннего страдания сочетается с нарядной красочностью картины. Голубое небо, зеленоватая поверхность воды, покрытая легкой рябью, темная зелень листвы, светло-малиновое покрывало, сиренево-синий плащ Зефира, золотистая масса волос Венеры, нежные розовые цветы, сыплющиеся на богиню под дуновением ветров, создают богатую и изысканную цветовую гамму.



Рождение Венеры, 14821486
Зрелые произведения Боттичелли отмечены чертами утонченного декоративизма. Великолепный рисовальщик, обладавший особенной остротой и динамичностью рисунка, он как бы сознательно придает своим произведениям легкий оттенок архаизации. Его удлиненные, слегка изломанные в своем движении фигуры скользят над землей, едва прикасаясь к ней. Вместе с тем художник избегает изображения большой пространственной глубины. Нередко он превращает пространство в орнаментированный плоский фон.

Черты зрелого стиля Боттичелли уже в полной мере проявились в написанных им в 1481-1482 годах трех фресках в Сикстинской капелле в Риме на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Сцены эти полны необычайной экспрессии. Возбужденные лица, горящие глаза, беспокойные движения - все переносит нас в мир лихорадочной фантазии художника.

Работа в Сикстинской капелле. Особое место в монументальной живописи последней трети века занимают три библейские композиции Боттичелли в Сикстинской капелле в Ватикане (1481-1482). Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой "великой капеллы" Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Превосходно вписываясь в один из самых обширных и торжественных фресковых ансамблей XV века, композиции Боттичелли выделяются своей драматической насыщенностью, взволнованностью языка, нервной стремительностью развития действия.

Боттичелли принадлежали, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" и "Наказание восставших Левитов".
Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса, известный всем как (1445-1510). Хотя - всего лишь псевдоним, настоящим именем художника было. был старшим современником таких выдающихся деятелей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело. Так уж получилось, что творчество Боттичелли оказалась как бы в тени его более знаменитых молодых коллег, и долгое время его гениальные картины были никому не известны, лежа себе где-то на складе, покрываясь пылью на задворках истории. Лишь в 19-м веке, благодаря усилиям английских ученых-искусствоведов гениальное творчество этого художника было открыто вновь, а его картины заняли свои законные места в уважаемых музеях мира.
Родился Боттичелли в славном городе Флоренция в семье богатого мещанина де Вани, получил очень хорошее образование. Обучение искусству живописи юный проходил в мастерской флорентийского скульптура и художника, там он подружился с молодым Леонардо да Винчи, который также был учеником.
Это одна из первых картин, которая­ принесла художественную славу. Ее название "Поклонение волхвов". Темой картины является известный библейский сюжет - к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников - благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно.
Это одна из самых известных картин художника - "Весна". Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). В центре картины изображена прекрасная Венера - богиня любви. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает - кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Это Флора - богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают­ цветы, а все вокруг расцветает. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними - Меркурий - посланник богов.
Эта интересная картина, называется "Клевета". Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них - именно Клевету. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды, а возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх.
Эта картина "Венера и Марс" написана художником по заказу известной флорентийской семьи. (Именно в честь одного из членов этой семьи - флорентийского мореплавателя, Американский континент был назван "Америкой") На картине изображена прекрасная богиня­ любви Венера и задиристый бог войны Марс. Как видим на картине - Марс спит, любовь усыпила войну. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) "Маке " (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Картина символизирует победу любви над войной, или пока любовь бодрствует, война спит.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения. Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, и поэтому его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который в них призывал всех каяться, угрожая быстрым концом света. (Такие фанатики и в наше время, к сожалению, встречаются) В своих фанатичных, экзальтированных проповедях Савонарола объявил непримиримую войну богатству, роскоши, различным земным развлечениям (особенно, таким как музыка и танцы). Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими­ ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы.
По всей Флоренции запылали костры, в которых последователи Савонаролы жгли книги, золотые и серебряные украшения, предметы роскоши, и в частности бесценные произведения искусства, картины, скульптуры. Боттичелли находясь в фанатичном восторге от варварских идей Савонаролы, собственноручно сжег несколько своих ранних картин. Под конец жизни, в своем творчестве Боттичелли полностью отказался от любых античных тем на своих картинах, а все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам.
Это одна из поздних картин художника - "Мистическое Рождество". Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса Христа, на картине переданы апокалипсические настроения, царившие в окружении художника в те времена. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса, характерного для более ранних картин художника. Творческий путь художника - тяжелый и трагический, от мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста.
И в завершение хотел бы вновь вернуться­ в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Вашему вниманию "Рождение Венеры"
Картина написана на известный античный миф о рождении из пены прекрасной богини любви Венеры, которая представлена на картине в образе красивой мечтательной девушки. Слева изображена нимфа, которая спешит накрыть уважаемую госпожа Венеру покрывалом. Справа ласковый западный ветер Зефир несет на своих крыльях Флору-Весну. (Тема весны и любви неразрывно связана на картинах Боттичелли). Желаю всем читателям господства весны и любви в вашей жизни.
Как представить себе жизнь художника, творчество которого подчинено этикетным нормам его времени? Сандр о Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего личное раскрепощение художника. Он получил возможность путешествовать; открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем его творчество принадлежит средневековью с его строго определенной тематикой. Картины Боттичелли в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.
Однако именно­ предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого. же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса. О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») - не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата. Практически вся жизнь Боттичелли прошла во Флоренции. был сыном кожевника. Именно отец впервые заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха. С этого времени начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин.
Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ - св. - уже известному в городе художнику. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина­ Боттичелли была признана лучшей, и св. решили поместить в другом соборе. После этого Боттичелли и стал признанным художником. Основным его заказчиком становится семья Медичи.

С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории - сцены из жизни Моисея и искушения Христа.
Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса - Рафаэль. Но Боттичелли оставался' в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедию) Данте, сочинениям гуманиста Дж.Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Например, он придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.

Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса, известный всем как (1445-1510). Хотя - всего лишь псевдоним, настоящим именем художника было. был старшим современником таких выдающихся деятелей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело. Так уж получилось, что творчество Боттичелли оказалась как бы в тени его более знаменитых молодых коллег, и долгое время его гениальные картины были никому не известны, лежа себе где-то на складе, покрываясь пылью на задворках истории. Лишь в 19-м веке, благодаря усилиям английских ученых-искусствоведов гениальное творчество этого художника было открыто вновь, а его картины заняли свои законные места в уважаемых музеях мира.
Родился Боттичелли в славном городе Флоренция в семье богатого мещанина де Вани, получил очень хорошее образование. Обучение искусству живописи юный проходил в мастерской флорентийского скульптура и художника, там он подружился с молодым Леонардо да Винчи, который также был учеником.
Это одна из первых картин, которая­ принесла художественную славу. Ее название "Поклонение волхвов". Темой картины является известный библейский сюжет - к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников - благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно.
Это одна из самых известных картин художника - "Весна". Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). В центре картины изображена прекрасная Венера - богиня любви. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает - кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Это Флора - богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают­ цветы, а все вокруг расцветает. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними - Меркурий - посланник богов.
Эта интересная картина, называется "Клевета". Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них - именно Клевету. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды, а возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх.
Эта картина "Венера и Марс" написана художником по заказу известной флорентийской семьи. (Именно в честь одного из членов этой семьи - флорентийского мореплавателя, Американский континент был назван "Америкой") На картине изображена прекрасная богиня­ любви Венера и задиристый бог войны Марс. Как видим на картине - Марс спит, любовь усыпила войну. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) "Маке " (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Картина символизирует победу любви над войной, или пока любовь бодрствует, война спит.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения. Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, и поэтому его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который в них призывал всех каяться, угрожая быстрым концом света. (Такие фанатики и в наше время, к сожалению, встречаются) В своих фанатичных, экзальтированных проповедях Савонарола объявил непримиримую войну богатству, роскоши, различным земным развлечениям (особенно, таким как музыка и танцы). Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими­ ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы.
По всей Флоренции запылали костры, в которых последователи Савонаролы жгли книги, золотые и серебряные украшения, предметы роскоши, и в частности бесценные произведения искусства, картины, скульптуры. Боттичелли находясь в фанатичном восторге от варварских идей Савонаролы, собственноручно сжег несколько своих ранних картин. Под конец жизни, в своем творчестве Боттичелли полностью отказался от любых античных тем на своих картинах, а все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам.
Это одна из поздних картин художника - "Мистическое Рождество". Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса Христа, на картине переданы апокалипсические настроения, царившие в окружении художника в те времена. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса, характерного для более ранних картин художника. Творческий путь художника - тяжелый и трагический, от мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста.
И в завершение хотел бы вновь вернуться­ в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Вашему вниманию "Рождение Венеры"
Картина написана на известный античный миф о рождении из пены прекрасной богини любви Венеры, которая представлена на картине в образе красивой мечтательной девушки. Слева изображена нимфа, которая спешит накрыть уважаемую госпожа Венеру покрывалом. Справа ласковый западный ветер Зефир несет на своих крыльях Флору-Весну. (Тема весны и любви неразрывно связана на картинах Боттичелли). Желаю всем читателям господства весны и любви в вашей жизни.
Как представить себе жизнь художника, творчество которого подчинено этикетным нормам его времени? Сандр о Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего личное раскрепощение художника. Он получил возможность путешествовать; открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем его творчество принадлежит средневековью с его строго определенной тематикой. Картины Боттичелли в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.
Однако именно­ предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого. же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса. О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») - не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата. Практически вся жизнь Боттичелли прошла во Флоренции. был сыном кожевника. Именно отец впервые заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха. С этого времени начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин.
Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ - св. - уже известному в городе художнику. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина­ Боттичелли была признана лучшей, и св. решили поместить в другом соборе. После этого Боттичелли и стал признанным художником. Основным его заказчиком становится семья Медичи.

С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории - сцены из жизни Моисея и искушения Христа.
Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса - Рафаэль. Но Боттичелли оставался' в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедию) Данте, сочинениям гуманиста Дж.Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Например, он придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику - папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ - дуб и сочетание желтого с голубым - цветов герба делла Ровере, использованное в одеянии Аарона в последней картине.

Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта