Главная страница

Любой итальянский художник. 1. Начало творческого пути 4 Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, первые работы 5


Скачать 1.37 Mb.
Название1. Начало творческого пути 4 Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, первые работы 5
Дата10.05.2023
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛюбой итальянский художник.doc
ТипРеферат
#1119205
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

6. Поздние картины. Проповеди Саванаролы. Закат творчества художника



В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано было, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце XV века. Еще при жизни Лоренцо Великолепного в городе появился проповедник, доминиканский монах Савонарола, выступивший с резкими обличениями папства и предсказывавший погрязшей в грехах Италии близкую погибель. Проповеди Савонаролы, возглавившего оппозицию против Медичи, имели успех, особенно возросший после смерти Лоренцо в 1492 году. Сменивший Лоренцо его сын Пьетро не сумел упрочить пошатнувшийся авторитет дома Медичи. Когда в 1494 году в Италию впервые вторглись французские войска, это было воспринято как начало исполнения грозных пророчеств Савонаролы. Проводившие двусмысленную политику по отношению к французам Медичи были изгнаны из города и на время во главе республики, фактически, оказался Савонарола.

Проповеди Савонаролы произвели сильное впечатление на многих представителей флорентийской интеллигенции. Однако его положительная программа была реакционной. Обличая папство и светских правителей, он вместе с тем обрушивался и на проникшую жизнерадостным светским духом культуру Ренессанса, призывая вернуться к аскетизму средневековья. При Савонароле во Флоренции устраивались костры, где сжигались предметы роскоши, украшения, даже произведения искусства. В порыве самоубийственного покаяния многие художники - друзья и ученики Сандро - сами приносили и бросали в огонь свои картины. Однако с ним было все иначе. В эпоху смертельной схватки Медичи и Савонаролы Сандро Боттичелли предпочитал играть роль созерцателя. Однако и после смерти Лоренцо Великолепного, и после изгнания из города остальных Медичи, и с приходом к власти во Флоренции грозного религиозного диктатора беспокойный живописец не угомонился. Человеческая подлость повернула к монаху гордую душу своенравного живописца. 23 мая 1498 года Флоренция сожгла оклеветанного и отвергнутого Савонаролу с той же неистовой категоричностью, с какой еще недавно по его же указке казнила материальные воплощения грехов человеческих. Но именно в эти дни совершенно неожиданно Сандро Боттичелли резко меняет все направление своей души. В тот миг, когда все отшатнулись от осужденного проповедника, "странный" живописец становится на сторону человека, фактически уничтожившего славу его искусства. Не перед властным диктатором - перед прахом мученика Сандро Боттичелли отбросил личную обиду, и наконец, признал себя виновным. Виновным в преступном попустительстве предательству.

Сандро Боттичелли вместе с другими гражданами переживал приступы то безнадежности, то веры в религиозное обновление. Смерть доминиканца вызвала в душе художника сомнения и боль.

Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным "пьяньони" (букв. "плакса" - так называли последователей Савонаролы), испытал сильное влияние фра Джироламо, что не могло не оставить глубокого следа в его живописи. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа "Оплакивание Христа" из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. Картины датируются примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре.

Обличительные речи Фра Джироламо Савонаролы не оставило Боттичелли безразличным; религиозные темы стали преобладающими в его искусстве. В 1489-1490 годах он написал "Благовещение" для цистерцианских монахов (ныне в галерее Уффици).

В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи, позднее прозванной "dei Popolani".

В 1501 году художник создал "Мистическое Рождество". Впервые он подписал свою картину и поставил на ней дату.

В основе боттичеллевской драмы, глубоко личной, наложившей печать на все его искусство, - полярность двух миров. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами; с другой - реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого "Христа, царя флорентийского" (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.

В поздних картинах Боттичелли - уже не робкая печаль, а вопль отчаяния, как, например, в его двух "Оплакиваниях Христа" (в Милане и Мюнхене), исполненных глубокой скорби. Тут линии фигур подобны беспощадно нарастающим волнам. В картине же "Покинутая" (Рим) мы видим женскую фигуру, одиноко сидящую на каменных ступенях, с горем которой Боттичелли, возможно, отождествляет свое собственное горе.



Оплакивание Христа. 1495 г.



Положение во гроб. 1495-1500 г.
В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).



Клевета Апеллеса, 1495


В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинен в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создает «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».

Среди последних немногочисленных работ художника этого периода – сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.

В последние годы жизни Боттичелли уже ничего не писал.

Боттичелли «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду.» В мае 1510 года Боттичелли умер в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых.
Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса, известный всем как (1445-1510). Хотя - всего лишь псевдоним, настоящим именем художника было. был старшим современником таких выдающихся деятелей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело. Так уж получилось, что творчество Боттичелли оказалась как бы в тени его более знаменитых молодых коллег, и долгое время его гениальные картины были никому не известны, лежа себе где-то на складе, покрываясь пылью на задворках истории. Лишь в 19-м веке, благодаря усилиям английских ученых-искусствоведов гениальное творчество этого художника было открыто вновь, а его картины заняли свои законные места в уважаемых музеях мира.
Родился Боттичелли в славном городе Флоренция в семье богатого мещанина де Вани, получил очень хорошее образование. Обучение искусству живописи юный проходил в мастерской флорентийского скульптура и художника, там он подружился с молодым Леонардо да Винчи, который также был учеником.
Это одна из первых картин, которая­ принесла художественную славу. Ее название "Поклонение волхвов". Темой картины является известный библейский сюжет - к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников - благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно.
Это одна из самых известных картин художника - "Весна". Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). В центре картины изображена прекрасная Венера - богиня любви. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает - кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Это Флора - богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают­ цветы, а все вокруг расцветает. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними - Меркурий - посланник богов.
Эта интересная картина, называется "Клевета". Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них - именно Клевету. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды, а возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх.
Эта картина "Венера и Марс" написана художником по заказу известной флорентийской семьи. (Именно в честь одного из членов этой семьи - флорентийского мореплавателя, Американский континент был назван "Америкой") На картине изображена прекрасная богиня­ любви Венера и задиристый бог войны Марс. Как видим на картине - Марс спит, любовь усыпила войну. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) "Маке " (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Картина символизирует победу любви над войной, или пока любовь бодрствует, война спит.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения. Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, и поэтому его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который в них призывал всех каяться, угрожая быстрым концом света. (Такие фанатики и в наше время, к сожалению, встречаются) В своих фанатичных, экзальтированных проповедях Савонарола объявил непримиримую войну богатству, роскоши, различным земным развлечениям (особенно, таким как музыка и танцы). Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими­ ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы.
По всей Флоренции запылали костры, в которых последователи Савонаролы жгли книги, золотые и серебряные украшения, предметы роскоши, и в частности бесценные произведения искусства, картины, скульптуры. Боттичелли находясь в фанатичном восторге от варварских идей Савонаролы, собственноручно сжег несколько своих ранних картин. Под конец жизни, в своем творчестве Боттичелли полностью отказался от любых античных тем на своих картинах, а все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам.
Это одна из поздних картин художника - "Мистическое Рождество". Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса Христа, на картине переданы апокалипсические настроения, царившие в окружении художника в те времена. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса, характерного для более ранних картин художника. Творческий путь художника - тяжелый и трагический, от мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста.
И в завершение хотел бы вновь вернуться­ в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Вашему вниманию "Рождение Венеры"
Картина написана на известный античный миф о рождении из пены прекрасной богини любви Венеры, которая представлена на картине в образе красивой мечтательной девушки. Слева изображена нимфа, которая спешит накрыть уважаемую госпожа Венеру покрывалом. Справа ласковый западный ветер Зефир несет на своих крыльях Флору-Весну. (Тема весны и любви неразрывно связана на картинах Боттичелли). Желаю всем читателям господства весны и любви в вашей жизни.
Как представить себе жизнь художника, творчество которого подчинено этикетным нормам его времени? Сандр о Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего личное раскрепощение художника. Он получил возможность путешествовать; открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем его творчество принадлежит средневековью с его строго определенной тематикой. Картины Боттичелли в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.
Однако именно­ предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого. же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса. О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») - не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата. Практически вся жизнь Боттичелли прошла во Флоренции. был сыном кожевника. Именно отец впервые заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха. С этого времени начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин.
Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ - св. - уже известному в городе художнику. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина­ Боттичелли была признана лучшей, и св. решили поместить в другом соборе. После этого Боттичелли и стал признанным художником. Основным его заказчиком становится семья Медичи.

С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории - сцены из жизни Моисея и искушения Христа.
Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса - Рафаэль. Но Боттичелли оставался' в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедию) Данте, сочинениям гуманиста Дж.Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Например, он придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.

Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса, известный всем как (1445-1510). Хотя - всего лишь псевдоним, настоящим именем художника было. был старшим современником таких выдающихся деятелей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело. Так уж получилось, что творчество Боттичелли оказалась как бы в тени его более знаменитых молодых коллег, и долгое время его гениальные картины были никому не известны, лежа себе где-то на складе, покрываясь пылью на задворках истории. Лишь в 19-м веке, благодаря усилиям английских ученых-искусствоведов гениальное творчество этого художника было открыто вновь, а его картины заняли свои законные места в уважаемых музеях мира.
Родился Боттичелли в славном городе Флоренция в семье богатого мещанина де Вани, получил очень хорошее образование. Обучение искусству живописи юный проходил в мастерской флорентийского скульптура и художника, там он подружился с молодым Леонардо да Винчи, который также был учеником.
Это одна из первых картин, которая­ принесла художественную славу. Ее название "Поклонение волхвов". Темой картины является известный библейский сюжет - к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников - благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно.
Это одна из самых известных картин художника - "Весна". Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). В центре картины изображена прекрасная Венера - богиня любви. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает - кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Это Флора - богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают­ цветы, а все вокруг расцветает. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними - Меркурий - посланник богов.
Эта интересная картина, называется "Клевета". Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них - именно Клевету. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды, а возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх.
Эта картина "Венера и Марс" написана художником по заказу известной флорентийской семьи. (Именно в честь одного из членов этой семьи - флорентийского мореплавателя, Американский континент был назван "Америкой") На картине изображена прекрасная богиня­ любви Венера и задиристый бог войны Марс. Как видим на картине - Марс спит, любовь усыпила войну. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) "Маке " (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Картина символизирует победу любви над войной, или пока любовь бодрствует, война спит.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения. Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, и поэтому его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который в них призывал всех каяться, угрожая быстрым концом света. (Такие фанатики и в наше время, к сожалению, встречаются) В своих фанатичных, экзальтированных проповедях Савонарола объявил непримиримую войну богатству, роскоши, различным земным развлечениям (особенно, таким как музыка и танцы). Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими­ ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы.
По всей Флоренции запылали костры, в которых последователи Савонаролы жгли книги, золотые и серебряные украшения, предметы роскоши, и в частности бесценные произведения искусства, картины, скульптуры. Боттичелли находясь в фанатичном восторге от варварских идей Савонаролы, собственноручно сжег несколько своих ранних картин. Под конец жизни, в своем творчестве Боттичелли полностью отказался от любых античных тем на своих картинах, а все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам.
Это одна из поздних картин художника - "Мистическое Рождество". Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса Христа, на картине переданы апокалипсические настроения, царившие в окружении художника в те времена. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса, характерного для более ранних картин художника. Творческий путь художника - тяжелый и трагический, от мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста.
И в завершение хотел бы вновь вернуться­ в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Вашему вниманию "Рождение Венеры"
Картина написана на известный античный миф о рождении из пены прекрасной богини любви Венеры, которая представлена на картине в образе красивой мечтательной девушки. Слева изображена нимфа, которая спешит накрыть уважаемую госпожа Венеру покрывалом. Справа ласковый западный ветер Зефир несет на своих крыльях Флору-Весну. (Тема весны и любви неразрывно связана на картинах Боттичелли). Желаю всем читателям господства весны и любви в вашей жизни.
Как представить себе жизнь художника, творчество которого подчинено этикетным нормам его времени? Сандр о Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего личное раскрепощение художника. Он получил возможность путешествовать; открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем его творчество принадлежит средневековью с его строго определенной тематикой. Картины Боттичелли в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.
Однако именно­ предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого. же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса. О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») - не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата. Практически вся жизнь Боттичелли прошла во Флоренции. был сыном кожевника. Именно отец впервые заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха. С этого времени начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин.
Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ - св. - уже известному в городе художнику. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина­ Боттичелли была признана лучшей, и св. решили поместить в другом соборе. После этого Боттичелли и стал признанным художником. Основным его заказчиком становится семья Медичи.

С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории - сцены из жизни Моисея и искушения Христа.
Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса - Рафаэль. Но Боттичелли оставался' в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедию) Данте, сочинениям гуманиста Дж.Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Например, он придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нем, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло "настоящее".»

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта