Главная страница

философия науки и техники. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 2023. 1. Наука в системе культуры. Наука и иные сферы культуры


Скачать 373.83 Kb.
Название1. Наука в системе культуры. Наука и иные сферы культуры
Анкорфилософия науки и техники
Дата23.03.2023
Размер373.83 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 2023.pdf
ТипВопросы к экзамену
#1011225
страница2 из 4
1   2   3   4
7.
Научная революция Нового Времени. Механическая картина мира и классическая наука.
Основополагающим событием, приведшим к кардинальному изменению научной картины мира, стало принятие гелиоцентрической модели Солнечной системы, пришедшей на см ену геоцентрической. Этот принципиальный момент нового мировоззрения определил совокупность концептуальных отличий классического естествознания от античной натурфилософии, что и позволяет характеризовать этот переход как научную революцию Нового времени.
Закладку фундамента новой картины мира, впоследствии получившей название механистической, справедливо связывают с именем Галилео Галилея. Выдающая заслуга Галилея состоит не только и не столько в том, что он обосновал гелиоцентрическую систему Николая Коперника, установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал принцип относительности механики, что само по себе было бы достаточным, чтобы обессмертить его имя. Главным в его научной деятельности является то, что он разработал методологию нового подхода к описанию природы – экспериментально-математического.
Галилей сознательно прибег к абстракции, уяснив, что следует выделять только некоторые физические и геометрические характеристики исследуемых объектов с тем, чтобы, во -первых, строить математическую модель и, во- вторых, проводить адекватный ей эксперимент, т. е. опытную проверку этой теоретической модели в условиях, когда наблюдение выделенных характеристик изолировано от влияния других.

Такая методологическая доктрина, сформулированная Галилеем в его сочинении «Пробирные весы», предопределила пути развития классического естествознания, сохранив свое значение и поныне.
Благодаря новому подходу естествознание от натурфилософских догадок и их умозрительного обоснования перешло к взаимодействию теории и эксперимента, когда любая гипотеза или теоретическое предположение подвергаются обстоятельной эмпирической проверке. Наиболее ярко, пожалуй, достоинства галилеева подхода проявились при установлении закономерностей падения материальных тел. Проведя серию экспериментов, Галилей достоверно установил, что, вопреки утверждениям Аристотеля, во -первых, путь, пройденный падающими телами, пропорционален их ускорению (которое, как показали измерения, равно 9,81 м/с2), а не скорости, и, во -вторых, это ускорение одинаково для всех тел. Галилей, располагая новой методологий, проводит мысленный эксперимент, а также пользуется логикой математического доказательства.
Глубокий пересмотр представлений о природе связан с введением понятия инерциального движения. Гали леем на основе экспериментальных данных был сформулирован закон инерции, гласящий, что тело, не подверженное действию внешних сил, будет двигаться равномерно по прямолинейной траектории или оставаться в состоянии покоя.
Итак, отталкиваясь от представлений аристотелева учения, Галилей и Кеплер произвели кардинальную перестройку всей механики, подготовив тем самым возможность обобщения открытых ими кинематических законов в виде единой для земных и небесных тел механики Ньютона.
Формирование классического естествознания по своему значению в истории развития науки занимает особое место, поскольку именно с него началось достоверное изучение мира. Общепризнанными творцами этого учения являются Галилей и Ньютон. Развив бесспорно выдающиеся открытия своих предшественников, Ньютон завершил строительство здания механики, которую мы с уважением называем классической. Он строго сформулировал основные законы динамики, т. е. законы движения тел, учитывающие их массы и действующие на них силы, и закон всемирного тяготения. Это стало возможным благодаря обобщению кинематических законов Галилея и Кеплера на основе созданных
Ньютоном методов количественного анализа механического движения в целом.
Принцип детерминизма определил направление развития естествознания на многие десятилетия вперед. Он получил авторитетное философское обоснование в трудах одного из крупнейших ученых того времени французского философа, физика и математика Рене Декарта (Картезия). Из декартовой концепции абсолютной независимости сознания и материи следует возможность объективного описания природы без учета участия в этом процессе наблюдателя.
Убедительные успехи ньютоновской механистической концепции в описании процессов, происходящих в мире макрообъектов (хотя сами эти объекты в уравнениях движения фигурируют как предельно идеализированные и абстрагированные материальная точка и абсолютно твердое тело), предопределили возникновение механистической картины мира. Приведем ее наиболее характерные особенности:
1. Пространство и время имеют абсолютный характер и никоим образом не связаны с движением материальных тел.
2. Время является обратимым, т. е. все состояния движения тел по отношению ко времени одинаковы.
3. Все процессы движения подчиняются принципу строгого детерминизма, т. е. любое состояние движения тела однозначно определяется его предыдущим состоянием.
4. Взаимодействие тел определяется принципом дальнодействия, согласно которому оно происходит в пустом пространстве мгновенно, т. е. с бесконечной скоростью.
5. Все формы движения материи могут быть сведены к механическому движению.
Механистическая картина изображает окружающий мир в виде грандиозного механизма, все элементы которого соединены причинно-следственными связями и каждое его состояние однозначно определено предшествующими состояниями.
Согласно современным концепциям естествознания, классическая механика имеет свою вполне определенную область применения: она является вполне достаточной для описания движения макрообъектов со скоростями много меньше скорости света. Ее абстрактные понятия: пространство, время, масса, сила – не потеряли своего значения в современном естествознании.
Наиболее важное значение классической физики состоит в том, что, являясь по сути физикой макромира, она связывает человека, как существо того же макромира, со всеми уровнями микро - и мегамира, куда проникает процесс познания. Эксперимент составляет неотъемлемую часть научного метода познания, а экспериментальные установки, создаваемые человеком, всегда будут иметь макромасштаб, да и результаты экспериментов не могут быть измерены в другом масштабе. Поэтому все опытные данные человек-наблюдатель будет описывать на языке классических понятий.
8.
Картина мира неклассической физики.
Неклассическая физическая картина мира — обобщённый образ, общая модель природы с точки зрения физики первой половины XX века. Возникла на основе успехов теории относительности, квантовой механики и релятивистской космологии.
В 1927 г. Нильс Бор для описания объектов микромира, изучаемых в квантовой механике, сформулировал принцип дополнительности. Причиной стал вывод о невозможности однозначным образом решить проблему природы света. Дело в том, что в некоторых отношениях свет ведет себя как поток частиц (корпускул), а в других — как волна.
Данный принцип постулирует корпускулярно-волновой дуализм света и требует его «дополнительного» описания через взаимоисключающие понятия (и как потока частиц, и как волны). Сам Бор считал, что появление этого принципа связано с попытками объяснения явлений микромира, находясь при этом в макромире, а именно:
• во-первых, с попытками объяснить явления микромира посредством понятий, возникших при изучении макромира (т.е. как продолжение ньютоновской традиции недифференцированного отношения к миру, отказу от выделения принципиально различных структурных уровней бытия);

• во-вторых, с общими сложностями образования понятий в сознании человека, связанных с разделением быти я на субъект и объект (об отрицательных последствиях разделения на субъект и объект в европейской философии говорил уже Ницше, и эта идея оказалась подхвачена в феноменологии, экзистенциализме, прагматизме и т.д.);
• в-третьих, при наблюдении и описании явлений микромира мы не можем абстрагироваться от относящихся к макромиру наблюдателя и средств наблюдения.
Бор полагал, что «принцип дополнительности» является подходящим не только для описания объектов микромира, но и имеет общеметодологическое значение, и в современной науке он действительно получил широкое распространение в самых различных сферах знания. В философии же с ним можно сопоставить, в первую очередь, концепцию, имевшую место еще в джайнизме и суфизме о том, что каждое философское учение правильно описывает только отдельную грань бытия, а к пониманию его в целом можно приблизиться, только принимая все эти учения. В современной западной философии аналог этого принципа можно усмотреть в учениях, признающих существование только субъективной или интерсубъективной истины, а также в общем духе «плюрализма» в XX в., готовности признать возможность сосуществования различных, взаимоисключающих учений.
Тезис о неустранимости субъекта из современной картины мира подтверждается еще одним знаменитым принципом, появившимся в 1930-е гг. в современной физике — «принципом неопределенности» Пауля Гейзенберга.
Согласно этому принципу, для любой микрочастицы невозможно одновременно строго определить ее координаты
(положение в пространстве) и импульс; то же относится и к другим парам сопряженных величин (энергия и время, момент количества движения и угол).
И, наконец, в 1970-е гг. изучение так называемой «тонкой подстройки» Вселенной, т.е. соотношения между различными физическими константами, привело к формулировке «антропного принципа». Суть проблемы заключается в том, что численные значения физических постоянных, образующих «тонкую подстро йку» (таких как безразмерные константы четырех фундаментальных взаимодействий или размерные константы типа гравитационной постоянной, постоянной Планка, заряда электрона, массы электрона и протона, скорости света и т.п.) теоретически не обоснованы: они получены экспериментально и независимо друг от друга, и признание какой-либо конкретной величины физической постоянной происходит в основном на интуитивных началах. Но тогда возникает вопрос: а какой бы была Вселенная, если бы эти величины были бы иными?
Оказалось, что даже при небольшом изменении этих величин (на 10—15%) Вселенная вообще не возникла бы.
Иначе говоря, не образовалась бы Вселенная, в которой существует человек — наблюдатель мира.
Таким образом, появление человека неразрывно связано с фундаментальными законами Вселенной. Отсюда и следует «антропный принцип», в настоящее время существует две его формулировки.
Слабый антропный принцип: то, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.
Сильный антропный принцип: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюци и мог существовать наблюдатель.
Таким образом, развитие современного естествознания и физики, в частности, шло параллельно философии, ставя познающего субъекта в фокус внимания.
9.
Эмпиризм Ф.Бэкона. Индукция.
Основателем эмпирического (опытного) направления философии считается Френсис Бэкон.
Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть с амоцелью.
Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция (от частного к общему).
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной про верке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
-"путь паука";
-"путь муравья";
-"путь пчелы".
"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".
"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов,
доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ -исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Френсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:
-призраки рода;
-призраки пещеры;
-призраки рынка;
-призраки театра.
Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.
Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — "пещера") отражается в конечном результате познания.
Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.
Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример : влияние схоластики на познание в средние века).
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".
Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума:
-память;
-воображение/
-рассудок.
10.
Основные принципы рационализма Р.Декарта. Метод Р.Декарта. Дедукция.
Рене Декарт сыграл в истории французской философии такую же роль, какую Бэкон – в английской философии.
Путешествуя по странам Европы, Декарт пришел к выводу о несосто ятельности схоластической учености и необходимости реформы науки. Главный труд «Рассуждение о методе».
Декарт стоит у истоков рационалистической традиции философии Нового времени. В труде ''Рассуждение о методе'' он задается целью разработать универсальный метод познания, которым могли бы пользоваться ученые всех областей знания. Декарт, в отличие от Бэкона, разрабатывает ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ. Он ищет исходный принцип, из которого логическим путем можно вывести все остальные. Он начинает с сомнения в достоверности всего.
Достоверно лишь только то, что сомнение существует.Но сомнение – это акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Отсюда следует вывод: ''Я мыслю, следовательно, я существую''.
Но как от ''Я'', особой мыслящей субстанции, перейти к объективному миру? Декарт решает эту проблему на основе введения в свою философию идеи Бога. Бог является творцом и объективного мира и человека. Философия
Декарта дуалистична. Мир – творение Бога, но он состоит из двух независимых субстанций: материально й и духовной.
Атрибутом духовной субстанции является мышление, атрибутом материальной субстанции - протяжение. Обе субстанции взаимно несводимы и несоизмеримы, они существуют независимо друг от друга.
Согласно Декарту, сам Бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных, у которых нет сознания. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут мыслить. Вместе с Богом как первичной и бесконечной духовной субстанцией и душой как производной и конечной духовной субстанцией в философию Дек арта входят ''врожденные идеи'', изначально присущие душе. Декарт приходит к выводу о врожденности человеку таких идей, как идея Бога, идеи материальной и духовной субстанции и аксиом математики. Отсюда он приходит к выводу, что математические знания являются образцом научного знания. В познании главную роль играют не ощущения, а разум.
Таким образом, Декарт является сторонником рационализма – учения, утверждающего первенство разума в познании и независимости его от чувственного восприятия.
Декарт был одним из творцов новой науки. Он создал аналитическую геометрию, метод координат, разработал математическую теорию радуги и разгадал причину её появления. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, закон сохранения и инерции движения. В космологии пытался объяснить, как мог возникнуть мир без вмешательства Бога. Декарт вел исследования в области физиологии, установил схему двигательных реакций, предвосхитил учение о рефлекторной дуге и условном рефлексе.

1   2   3   4


написать администратору сайта