философия науки и техники. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 2023. 1. Наука в системе культуры. Наука и иные сферы культуры
Скачать 373.83 Kb.
|
11. Научная рациональность. Классическая и неклассическая рациональность. Революции в естествознании. Понятие научной рациональности: проблема критериев. Классификация типов научной рациональности: историческая ретроспектива. Классический рационализм о субъекте, объекте, методах и принципах на уки. Онтологические, гносеологические и аксиологические основания классического рационализма: редукционизм, жесткий детерминизм, концепция абсолютности пространства и времени, панлогизм. Критика классического рационализма в работах Ф. Ницше, А. Бергсона и М. Хайдеггера. Неклассическая научная рациональность. Онтологические, гносеологические и аксиологические основания неклассической рациональности: формообразующая роль случайности, концепция необратимости и вероятности событий, принцип активности познающего субъекта. Статус и специфика пост- неклассической научной рациональности: межднсциплинарность и коэво- люционизм. Мы часто используем выражения, содержащие слово «рациональный», например: «Этот план мне кажется рациональным», «Рационально поступить вот таким образом» или «Им руководили рациональные мотивы». Что означает слово «рациональный» ? Что значит «быть рациональным» ? История классического типа научной рациональности (классической науки) начинается с Реформации. Мартин Лютер и Кальвин в 16 веке заявили, что человек может обращаться к Богу непосредственно, освобождая человека из-под тщательного контроля со стороны церковной инстанции, от обязанности строго соблюдать церковное учение. Свобода, в частности, отсутствие опоры на авторитетов -- одна из характерных черт новоевропейского мышления, науки. Наука превратилась из доктрины в автономный поиск истины. Так, например, для Галилея не было непререкаемых авторитетов, он основывался на личных наблюдениях и экспериментах. Усовершенствованным телескопом он увидел пятна на небесных телах, откуда, сделав вывод об однородности материи во всей Вселенной, он заключил вращение Земли. Это утверждение не принималось его соперниками, учеными, для которых был авторитетом Аристотель, Вселенная которого была иерархизированной (небесные тела состоят из высшей материи, потому вращаются). На передний план в науке выходит квантитатизм - «количество». Явления познаются при их переводе на количественный язык; познать -- значит измерить, -- вот тезис классической науки. «Дайте мне протяженность и движение, и я построю вселенную» -- утверждал Декарт. И если средневековая картина мира была органистической: мир рассматривался как организм, нечто естественное, природное, само по себе существующее, то в Новое Время установилась механистическая картина мира (Декарт, Лейбниц, Спиноза): мир сравнивался с механизмом, например, с часами. В соответствии с ней природа (и общество) - то, что проявляет себя в условиях эксперимента. Задача человека состоит в открытии законов функционирования этого механизма, для этого природу нужно «пытать». Новоевропейское знание - практико-ориентированное: на первом месте стоит получаемый эффект (Бэкон: «Знание - сила»). >Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по -прежнему не являются предметом научной рефлексии. В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Если классическая наука была ориентирована на постижение изолированного фрагмента действительности, предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. В результате усиливаются процессы взаимодействия картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще эти картины изменяются благодаря заимствованию идей из других наук. В этом процессе стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира. 12. Наука как деятельность. Структура научного исследования. Понятие научной картины мира. Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно -эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно -эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели ре альной действительности.Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск, не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике. Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике. Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий. Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными. 13. Гипотетико-дедуктивный метод исследования. Метод научного исследования, опирающийся на выведение следствий из посылок, истинностное значение которых неизвестно, называется гипотетико-дедуктивным. Использование этого метода подразделяется на три этапа: 1) выдвижение некоторой гипотезы (т.е. предположения о закономерности в исследуемой предметной области или существовании некоторого объекта); 2) выведение следствий из этой гипотезы; 3) проверка полученных следствий с точки зрения их истинности или ложности. Если какие -либо следствия оказываются ложными, то исходные гипотезы либо отбрасываются, либо подвергаются корректировке. Истинность следствий является необходимым, но не достаточным условием истинности соответствующих гипотез. При истинности следствий обоснование истинности гипотезы может осуществляться либо путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена, либо путем опровержения всех альтернативных гипотез, либо путем прямой опытной проверки на эмпирическом уровне познания. В процессе научного исследования наиболее трудным и ценным в творческом отношении является первый этап применения гипотетико-дедуктивного метода — когда выдвигается исходная гипотеза. Ориентиром выдвижения выступает решаемая проблема, а также весь ход развития научного знания, формирующего посылки для недедуктивных рассуждений — аналогии, абдукции, индукции. Второй и третий этапы более просты. На втором используются правила дедуктивного вывода, имеющие репродуктивный характер. На третьем выведенные следствия и ранее известные положения по двергаются процедуре сравнения. Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы. На первом этапе здесь выступает некоторое математическое уравнение, представляющее модификацию ранее известных и проверенных соотношений. Гипотетико-дедуктивный метод (от греч. ὑπόθεσις — предположение; от лат. — deductio[1] — выведение) — это особый метод научно-исследовательской работы, который заключается в представлении утверждений как гипотез и в эмпирической проверке данных гипотез. Во многих источниках данный метод принято сокращать как «H-D метод»[2]. Стоит отметить, что вывод гипотез происходит на основании имеющихся у ученого или исследователя эмпирических знаний, которые способствуют выведению эмпирических следствий[3]. Сущность гипотетико-дедуктивного метода состоит в том, что изначально формируется «…гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется или конкретизируется»[4]. Данный метод используется не только в научной сфере, но и в психологии. В мире науки можно найти огромное число версий в формулировании гипотетико-дедуктивного метода. Так, например, голландский учёный Христиан Гюйгенс своеобразно использовал такой метод в своих исследованиях[5]. Более того, Галилей и Ньютон являются представителями данного метода. 14. Позитивизм, его этапы и проблемы. Сциентизм и антисциентизм. Интернализм и экстернализм. В науке термином «позитивизм» обозначают отдельную ветвь философии, сформировавшуюся в 30-ых гг. 19 века и сохранившуюся до наших дней. В своем развитии позитивизм прошел три стадии: «первый» позитивизм (или «классический»); «второй» позитивизм (известный так же как эмпириокритицизм); «третий» позитивизм (неопозитивизм). Основоположником данного течения является французский философ Огюст Конт, введший в философию термин «позитивизм» и первым провозгласивший тезис о разрыве позитивных наук с философией. Впоследствии идеи Конта были развиты и дополнены его последователями, англичанами Г. Спенсером и Дж. Миллем. Что такое позитивизм? Позитивизмом — это одна из ветвей философии, согласно которой, истинное знание можно получить только в рамках отдельных, конкретных наук, а первостепенной задачей философии является исключительно объединение этих знаний. Основой позитивизма стало заявление о том, что любая научная дисциплина становится философ ией для самой себя. Термин «позитивизм» происходит от латинского слова « positivus», в переводе означающего «положительный». Главной задачей позитивизма является получение объективных знаний, его представители подвергают критике любые заключения, созданные на основе умозрительных образов изучаемых явлений и предметов. Впоследствии свою критическую позицию позитивисты стали применять ко всей философии, что стало фундаментом для появления идеи об очищении науки от влияния метафизики. При этом многие представители данного направления сохраняли веру в построение «хорошей», основанной исключительно на науке, философии, по своей методологии ничем не отличающейся от всех остальных наук. Развитие классического (или «первого») позитивизма приходится на середину девятнадцатого столетия, авторами этого направления стали О. Конт, Г. Спенсер и Дж. Милль. Процесс формирования направления происходил в 30-ых и 40-ых гг. 19 века, его основатели противопоставляли позитивизм основополагающим тезисам традиционной философии того времени. «Второй» позитивизм (эмпириокритицизм) Данное направление возникло на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, к его главным представителям относят Р. Авенариуса и Э. Маха. Возникновение и развитие «второго» позитивизма тесно связано с кризисом классического позитивизма, развившегося на фоне множества научных открытий, сделанных учеными в этот период. В результате данного кризиса и возникла новая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Главным предметом изучения указанного ответвления стали механизмы, ведущие к образованию знаний, а также научный тип мышления. «Третий» позитивизм (неопозитивизм) Значительные изменения в области теоретической физики, происходившие на протяжении всего двадцатого века, обусловили процесс дальнейшей трансформации позитивизма. В итоге фундаментальные интересы направления немного сместились, и основным вопросом изучения для позитивистов стали вопросы анализа научной сферы и логической структуры ее теорий. В результате этих изменений в 20-ые гг. 20 столетия на смену эмпириокритицизму пришел «третий» позитивизм (или неопозитивизм). Эти направления связаны с изменением статуса науки в современной жизни, с развитием техногенной цивилизации. Сциентизм – (scienta – наука) – возник во 2ой половине 19 в. Его представители считают, что развитие науки имеет только положительные социальные последствия; наука есть главное у словия общественного прогресса. Гегель, Кант, Сен-симон а) наука может заменить собой философию и метафизику в области разрешения основных моральных и этнических проблем. б) в науке заключены решения всех проблем человечества. в) методы точных наук являются единственными верными научными методами и что эти методы должны применяться также и к социальным проблемам. Антисциентизм – противоположное направление, возникшее как реакция на негативные социальные последствия техногенного применения науки Ж. Жак Руссо, К. Хюбнер Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах интерпретирует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. 15. Логический позитивизм, основные положения и представители. Логический позитивизм возник в 20-е гг. XX в. в трёх европейских странах - Австрии (Венский кружок), затем в Англии и Польше (Львовско-Варшавская школа). В XX в. логический позитивизм, переросший в постпозитивизм, занял доминирующее положение, прежде всего, как в академической философии стран англоязычного мира, также и во многих странах континентальной Европы. Логический позитивизм продолжил в новых формах традиции эмпиризма и феноменализма первых двух форм позитивизма. Предметом философии, по мнению сторонников логического позитивизма, должен быть язык науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Философия возможна только как логический анализ языка. Венский кружок в 1920-е гг. стал центром разработки идей логического позитивизма. Он был организован М. Шликом в 1922 г. на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Ранее эту кафедру возглавлял Э. Мах. В кружок входили: Р. Карнап, О. Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. Значительное влияние на формирование Венского кружка о казал Людвиг Витгенштейн (1889-1951) - австрийско- британский философ, профессор Кембриджского университета (1939-1947). Его «Логико-философский трактат» (1921) стал той основой, на базе которой была сформулирована концепция логического позитивизма. Трактат был написан в 1918 г., опубликован в 1921 г. в Германии. В 1922 г. вышел его английский перевод с предисловием Б. Рассела. После этого логические позитивисты Венского кружка интерпретировали некоторые положения трактата как предвосхищение своей антиметафизической программы. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ – направление неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка (Р.Карнап, О.Нейрат, Ф.Франк, Г.Фейгль и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское Общество эмпирической философии (Рейхенбах, К.Гем пель и др.). В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. приобретает значительное влияние и выступает как идейная основа неопозитивистской философии науки. Основоположники логического позитивизма выдвигают задачу разработки последовательно научной философии и претенду ют на осуществление «революции в философии», которая окончательно преодолела бы т.н. метафизику, к которой они относили подавляющую часть всей прежней философии. В этой своей антиметафизической направленности логический позитивизм выступает преемником классического «первого позитивизма» 19 в. На формирование идей логического позитивизма непосредственное влияние оказал также «второй позитивизм» Э.Маха. Для логического позитивизма был характерен ярко выраженный сциентизм. Однако по существу логический позитивизм не является нейтральным в своей философской позиции в отношении природы знания и истолковывает последнее последовательно в духе узкого эмпиризма и феноменализма, идущего от Беркли и Юма (что позволяет, в частности, его критикам говорить о «гносеологической метафизике» логического позитивизма). 16. Общая характеристика постпозитивизма. Постпозитивизм — это общее название для ряда концепций в философии и методологии науки, сформированных в противостоянии к учениям, основанным на эмпирическом обосновании науки. Постпозитивизм не является какой-то конкретной философской школой или учением — часто под этим понятием понимают этап развития философии науки во второй половине XX века. Это течение не имеет четко выраженной и сформированной идейной концепции, так как объединяет под своим названием разнообра зные методологические направления и идеи, которые могут критиковать и оспаривать друг друга. При этом можно выделить ряд принципов, которые являются общими для всех направлений, попадающих п од определение постпозитивизма. Основными идеями течения являются: «Позитивная» ориентация на фактическое, устойчивое и несомненное. Допущение и признание плюрализма методологических концепций при условии, что они не противоречат реальному научному знанию. Антикумулятивизм в понимании развития науки, основанный на нео бходимости опровержения и разрушения предшествующих открытий и установок — усилия представителей постпозитивизма были направлены не на развитие текущих концепций, а на изменение научного знания. Новый подход к методу научной рациональности в познании, заключающийся в том, что, в отличие от неопозитивизма, она начала восприниматься в форме динамического процесса, который может менять свое направление в процессе исторического развития. Главной проблемой философии науки становится понимание развития научного знания. В качестве идеала научности постпозитивисты ставили теории математической физики, считая, что все научное знание в итоге должно принять форму аксиоматических или гипотетико -дедуктивных теорий. Представители направления Основное содержательное отличие постпозитивизма от предшествующих направлений заключается в многообразии противоположных концепций и теорий. К наиболее выдающимся и влиятельным представителям данного философского течения относятся: Карл Поппер — концепция критического рационализма или фальсификационизм; Томас Кун — теория научных революций; Имре Лакатос — методология научно-исследовательских программ. Карл Поппер К. Поппер был первым, кто подверг критике положения логического позитивизма и заставил ученых пересмотреть свои взгляды и рассмотреть устоявшиеся концепции с новой стороны. Принцип фальсификации в концепции философа означал метод установления ложности нау чного знания и опровержения его посредством эмпирической проверки. Проппер считал, что научным может считаться только то знание, которое может быть опровергнуто опытным путем. При этом он был уверен, что в науке изначально имеется лишь несколько гипотез, которые впоследствии обретают форму через высказывание. Согласно концепции ученого, любая научная теория носит гипотетический характер, поэтому рано или поздно она будет опровергнута. Этот принцип получил название «фаллибилизм». Развитие и совершенствование науки, по мнению Проппера, состоит как раз в представлении новых гипотез и их последующем опровержении. Английский философ также интересовался научной средой, базирующейся, как он считал, на постоянной борьбе теорий и опровержении истин, на замену которым выдвигаются новые. |