Главная страница
Навигация по странице:

  • Аспекты изучения феномена науки

  • философия науки и техники. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 2023. 1. Наука в системе культуры. Наука и иные сферы культуры


    Скачать 373.83 Kb.
    Название1. Наука в системе культуры. Наука и иные сферы культуры
    Анкорфилософия науки и техники
    Дата23.03.2023
    Размер373.83 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 2023.pdf
    ТипВопросы к экзамену
    #1011225
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
    1.
    Наука в системе культуры. Наука и иные сферы культуры.
    В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяются состоянием их культуры, выступающей одной из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая деятельность как способность эти ценности производить и использовать в процессе труда. Таким образом, главной отличительной чертой человеческой культуры является то, что она создается человеческим трудом.
    Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Наука нацелена на накопление, наращивание, открытие нового знания. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научное знание, полученное на осно ве проверенных практикой методов познания, выражается в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Оно дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.
    Таким образом, во-первых, непосредственной целью и высшей ценностью научного познания выступает постижение объективной истины рациональными средствами и методами, позволяющими выявить необходимые, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениям и объективной действительности, на основе которых формулируются законы, так как сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, чтобы за случайным находить необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществлять предвидение различных явлении и событий.
    Во-вторых, научное познание есть сложный и противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке
    – естественном или – что более характерно – искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).
    Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.
    В-третьих, наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Прогресс научного познания связан с возрастанием роли и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования.
    Современная наука – сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные науки.
    Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира в обосновании научной картины мира в целом, а также различных картин мира. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социаль ные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют с одержание научной картины мира.
    Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и т.д
    Таким образом, наука как феномен человеческой культуры представляет собой систему, включающую, во - первых, специфический вид духовной деятельности общества по производству новых (истинных) знаний с помощью научных методов, а также продуцирующий новые научные проблемы и задачи;
    2.
    Аспекты изучения феномена науки.
    Самое развитое знание – наука. В общем понимании наука есть научение, приобретение знаний, сведений о чем - либо. Знание имеет длительную историю. Первое знание зародилось еще в Древнем Египте. Наука же возникла в 17 веке, когда произошло соединение опытного знания с математикой. Сего дня наука представляет собой сложное общественное явление, поэтому принято выделять 4 основных аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность; наука как социальный институт (некоторая организация); наука как особая сфера культуры.
    Наука предполагает деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Первоначально наука возникла из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, эмпирического познания. По мере дальнейшего развития наука начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Она начинает строить теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов, которые проверяет посредством экспериментального метода.
    3.
    Критерии научности. Проблема и варианты классификации наук.

    Проблема нахождения четких критериев, позволяющих отличить науку от других видов духовной деятельности
    (ненауки), называется проблемой демаркации, она является одной из центральных в философии науки. Более столетия ученые и философы пытались найти решение этой проблемы.
    Совокупность критериев научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают термином классическая наука. Система выделенных критериев научности может быть представлена следующим образом.
    Во-первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт. Вторая особенность науки - опытный характер знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требование воспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не завис ит от того, кто его получил. Третий постулат классической модели науки, касающийся общезначимости, достоверности и универсальности научного знания, носит название принципа интерсубъективности. Согласно последнему, научное высказывание будет тем достоверней , чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат. eliminare - изгонять), исключить субъект из контекста внутринаучных построений.
    В современном науковедении принято выделять четыре основных критерия научно го знания.
    Первым из них выступает системность знания, в соответствии с которым наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором отдельных частей. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру.
    Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем; в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики.
    Вторым критерием науки является наличие механизма получения новых знаний. Это предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации.
    Третий критерий научности -- теоретичность знания, определяющая цель научного познания. Все научные знания упорядочены в теориях и концепциях, которые согласуются между собой и с доминирующими представлениями об объективном мире. Ведь конечной целью науки является получение истины ради самой истины, а не ради практического результата.
    Четвертым критерием научности является рациональность знания, т.е. получение знания только на осно ве рациональных процедур. В отличие от других видов знания научное не ограничивается констатацией фактов, а стремится их объяснить, сделать понятными для разума человека. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.
    4.
    Наука как социальный институт. Этика науки.
    Потребность в этической регуляции науки как социального института в конце XX века порождена тем, что некоторые цели – ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и общезнач имого порядка. Наука всегда отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение.
    Итоговое решение проблемы наверняка будет диалектическим, т.е. совмещающим противоположности. Свобода, как известно со слов Бенедикта Спинозы, есть познанная необходимость.
    Свобода научного творчества также должна быть внутренне детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Общество вводит правовые ограничения на потенциально социально опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1996 г. Парламентской
    Ассамблеей Совета Европы Конвенция “О правах человека и биомедицине” однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков. А после появившихся в 1997 г. сенсационных сообщений о клонировании овец к Конвенции был принят специальный
    “Дополнительный протокол”, запретивший любые манипуляции с генетическим материалом, имеющие целью создание генетически идентичных его копий.
    Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученых.
    К ним относятся: универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений); всеобщность – результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества; незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вненаучных факторов; организованный скептицизм – критичность и самокритичность в оценке научных достижений.
    В качестве социального института наука предстает как система специальных учреждени й (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т. д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции, стажировки и т. д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование.
    5.
    Проблема истины в научном исследовании. Заблуждение и ложь. Критерии истины.

    В повседневной жизни слово "истина" используется по-разному. Иногда оно служит для выражения согласия: мы говорим, что "это истинно" (или "верно"), имея в виду, что мы согласны со сказанным. Иногда это слово выражает признание чего-то фактом. Иногда под Истиной (с большой буквы) имеют в виду глубокое, сокровенное знание о мире и жизни, содержащееся в божественном Откровении. Наиболее важное для философии как науки значение этого слова пытается уточнить теория познания. Не определив того, что такое истина, не удастся определить истинность научных знаний.
    В гносеологии понятие «истина» употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина – это характеристика знания.
    В античной философии складывалась позиция, выдвигающая сомнение в надёжности истины. Она получила название скептицизм (от гр. сомнение). Идеи скептицизма нашли выражение во взглядах Пиррона (360 – 280 до н.э.). Он придерживался мнения, что вещи недоступны для нашего познания. На этом основании нужно воздерживаться от категорических суждений. Идеи скептицизма можно найти также у Протагора, софистов.
    В античной философии представлена и оптимистическая позиция по вопросу об истине. Она получила развитие у Аристотеля, начиная с которого истина определяется как знание, которое соответствует действительности (вещам, предметам, явлениям).
    Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле.
    Концепци я истины
    Определение истины
    Критерий истины
    Классичес кая
    Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности
    Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
    Когерентн ая
    Истина есть согласованность знаний
    Согласованность с общей системой знаний
    Прагмати ческая
    Истина есть практически полезное знание
    Эффективность, практика
    Конвенци ональная
    Истина есть соглашение
    Всеобщее согласие
    Еще во времена античности возникла трактовка истины как соответствия знания вещам, объектам. Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней.
    Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в общем объеме относительного знания. А так называемые «вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, аккумулирующими в себе твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты. Н.Г.Чернышевский писал к примеру, о том, что среди наших исторических знаний «бесспорно находится много, очень много сведений недостоверных, очень много ошибочных суждений; но есть в их составе такие знания, достоверность которых для каждого образованного человека так непоколебима, что он не может подвергать их сомнению, не отрекаясь от разума».1
    Относительные истины – это истины, нуждающиеся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, словом, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относитель ных истин получили название релятивизм (от лат. relativus - относительный). Представители релятивизма рассматривают познание как относительное, условное, субъективное. Такая позиция весьма ярко выражена уже во взглядах древнегреческого софиста Горгия (ок.483-375г.г. до н.э.). В ХХ столетии релятивистские установки отчетливо проявились в воззрениях отечественного философа, культуролога и экономиста А.А.Богданова.
    Истину характеризует и такое свойство как ее конкретность. Оно – свидетельство того, что об объекте судят на основании его реальных связей. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект либо какую–нибудь из его
    -нения этих условий ведет к тому, что истина теряет свою правомерность, утрачивает в новых обстоятельствах право считаться истиной.
    Гельвеций так объяснял возникновение заблуждений: «Каждый ограниченный ум, каков он у человека, подвержен заблуждению, потому что даже самые малые предметы имеют бесконечное количество отношений, которые ограниченный ум не может понять, так как охотно полагает, будто отношения которых он не замечает, вовсе не существуют».1
    Человек прозревает, обнаруживая заблуждения, как правило, неожиданно. Обнаружение неистинности отстаивавшихся им воззрений нередко привносит в познавательный процесс элемент потрясения. Гельвеций писал по этому поводу: «Заблуждение подобно мине, к которой поднесен фитиль. Люди не подозревают о его присутствии, пока оно не произведет свое действие».
    6.
    Предпосылки зарождения науки в Античности, основные достижения.

    Под античностью в исторической науке принято поним ать период существования и развития древних государств
    Средиземноморья (в VIII в. до н. э - VI вв. н.э.), в первую очередь Древней Греции и Древнего Рима. Именно в Древней
    Греции сложился ряд предпосылок для зарождения науки.
    Если для появления первичных знаний человеку были необходимы речь, счет, примитивное искусство и письменность, то для зарождения науки понадобилось кардинальное изменение уровня материального развития общества. Во времена ранней античности в VIII遊I вв. до н. э. Древнегреческое государство перешло на новый этап своего развития: формировались полисы города-государства, осуществлялась этническая консолидация социума с последующей колонизацией новых земель. В это время расцветают ремесла и торговля, усложняется товарное производство, экономика полисов переживает подъем.[3] Благодаря чему формируется зажиточная аристократическая прослойка общества, у которой появляется свободное время. Это свободное время позволило людям заняться не только торговлей, управлением, ремеслом или воинским делом, но открыть для себя новый вид профессиональной деятельности собирание знаний. Такого рода ォсобирателями знанийサ становились античные греческие мыслители, созерцавшие мир вокруг себя и пытающиеся не просто накапливать знания, но и объяснять сущность вещей и явлений. Уже в Древнем
    Вавилоне, Египте, Китае, Индии люди овладели массой научных знаний из самых разных отраслей деятельности, но все они носили лишь прикладной характер, оставаясь придатком к производству. И только в антич ности научные знания впервые систематизируются, появляются первые теории, гипотезы. Наука становится самостоятельной п олноценной сферой деятельности.
    В числе других предпосылок зарождения науки в античности можно назвать кризис мифологического мировоззрения, развитие искусства и культуры, появление новых духовных ценностей в обществе, стремительное развитие социально-политических отношений. Первые учёные мыслители, которым предшествовали поэты и ораторы предфилософского периода, уже не могли довольствоваться объяснением всего разнообразия жизненных явлений лишь с точки зрения мифов, они видели, что человек нечто гораздо большее, чем игрушка в руках выдум анных богов, а устройство материального и духовного мира намного сложнее, чем, представляли предки.
    Раньше всех в Античной Греции оформились математические научные теории. На этом поприще особенно преуспели такие древнегреческие учёные, как Фалес Милетский (640 545 гг. до н. э.), Анаксимандр (610 540 гг. до н. э.),
    Анаксимен (585 502 гг. до н. э.) и Пифагор (570 490 гг. до н. э.). Благодаря их трудам были сделаны многие важные открытия в области математики, а также астрономии и физики, например, теорема Пифагора, закон сохранения энергии, расчёты движения небесных тел и мн. др.[4] Вместе с тем, они не останавливались на узкоспециализированных знаниях, но пытались создать первые научные картины мира. Так, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (585 525 гг. до н. э.) свои философские трактаты именовали ォО природеサ, и в античном мире появился термин ォфисиологияサ от слова ォфюсисサ, то есть природа. Фисиология, в отличие от современной физиологии, занималась как раз не изучением природы, а изучением главным вопросов философии: ォЧто такое бытие и небытие, как они зародились?サ, ォЧто первично дух или материя?サ, ォКаково место человека в мире?サ и т.д. То есть фисиология являлась философией античного мира и ее главными компонентами были: ォфюсисサ - природа, происхождение, ォархеサ - начало, исток, ォкосмосサ - порядок,
    Вселенная мир и ォлогосサ - разум, слово, закон.
    Таким образом, фисиология достигала относительно упорядоченной научной картины мира. В ее основе лежало некое начало - Архе, у Фалеса это была вода, а Анаксимена воздух, а у Анаксимандра апейрон (первовещество). На основе Архе под управлением Логоса возникли Вселенная и природа, включая человека, то есть Фюсис и Космос. В рамках фисиологии как побочные направления развивались также история, химия, медицина, право, педагогика и др. дисциплины.
    Но, в любом случае, зарождение науки, как специфической сферы человеческой деятельности произошло именно в античности под влиянием экономических, культурных и социально-политических факторов
    1) полисная организация жизни (полис-город-государство), в основе которой принцип 3 И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом.
    2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе.
    3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль).
    4)агональный характер культуры (состязательность) - развитие интеллектуальных способностей и их оттачивания на диспутах.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта