Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект и предмет этнопсихологии

  • Актуальные и перспективные направления этнопсихологических исследований

  • Этнопсихология в России

  • Список использованной литературы

  • Этнопсихология. 1. Объект и предмет этнопсихологии 4


    Скачать 40.7 Kb.
    Название1. Объект и предмет этнопсихологии 4
    АнкорЭтнопсихология
    Дата16.05.2023
    Размер40.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтнопсихология.docx
    ТипДокументы
    #1134218

    Содержание




    1.Объект и предмет этнопсихологии 4

    Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые так же, в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт и их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении. 5

    Сегодня человечество идет по пути этнического возрождения, начало ХХI века характеризируется стремлением народов не только сохранить свою самобытность, возродить культуру, обычаи, традиции, свой язык, свои национально-психологические особенности, но и создать или восстановить свою национальную государственность. Это явление получило название этнического парадокса. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе. 5

    Этнопсихология как сфера проявления национальных особенностей психики, которая достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания, является особой отраслью социальной психологии. 5

    Объектом исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная и этническая общности. 5

    Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер. 5

    Этнопсихология как самостоятельная наука, имеет свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета. Их можно разделить на два ряда категорий. 5

    Первый ряд - это понятия, связанные с существованием этноса. К ним относятся: этнос (нация) - этнический образ жизни - этнические интересы - этническая психология – личность. 5

    Второй ряд - категории деятельности: культура - этнические традиции - общение - этнические образы - этническая экология. 5

    Этнопсихология имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает. Основными эмпирическими понятиями являются: «национальный характер», «национальное самосознание», «национальная психология», «национальная установка». 5

    Таким образом, этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленные их национальной принадлежностью или этнической общностью. 5

    Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать представителей другого; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов. Среди множества вопросов, требующих ответа, встает вопрос о психологических причинах возрастания роли этнической идентичности в наше время. Наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии во многом связано с тем, что она находится на стыке многих областей знания. 6

    Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой и этнографией, культурологией, философией. Также она связана и с другими науками: историей, педагогикой, антропологией, социологией, политологией и др. Часто происходит отождествление наук этнографии, этнопсихологии и этнопедагогики из-за близости объекта исследования. 6

    Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов. Также данная наука занимается сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. 6

    Этнография, возникнув, как наука, нацеленная на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т. д., не могла обойти вниманием собственно психологические характеристики народов. Но этнография, как наука не может раскрывать механизмы психологического воздействия этнических представителей и в целом этноса. 6

    Основной целью этнопсихологии является изучение психологических особенностей представителей того или иного этноса, а также отношений индивида или группы, связанных этнической принадлежностью и проявляющихся на сознательном и бессознательном уровнях. Цель ориентирует на решение проблемы в двух аспектах: теоретическом и практическом, отсюда выделяют теоретические и практические задачи, стоящие перед этнопсихологией. Таким образом, в контексте такого понимания предметная область этнопсихологии охватывает не только этническое сознание во всех его исторических формах, специфику его проявления в различных формах деятельности и общения, но и пути влияния на формирование личности, ее ценностей. Таким образом, этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности представителей различных этносов. 6

    Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные. 7

    К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др. 7

    Наблюдение — метод исследования, предполагающий- целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри своей этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: 7

    - сплошным и выборочным; включенным и простым; 7

    - неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); 7

    - полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д. 7

    2.Актуальные и перспективные направления этнопсихологических исследований 7

    3.Этнопсихология в России 9

    Список использованной литературы 13



    1. Объект и предмет этнопсихологии


    Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые так же, в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт и их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

    Сегодня человечество идет по пути этнического возрождения, начало ХХI века характеризируется стремлением народов не только сохранить свою самобытность, возродить культуру, обычаи, традиции, свой язык, свои национально-психологические особенности, но и создать или восстановить свою национальную государственность. Это явление получило название этнического парадокса. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе.

    Этнопсихология как сфера проявления национальных особенностей психики, которая достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания, является особой отраслью социальной психологии.

    Объектом исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная и этническая общности1.

    Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер.

    Этнопсихология как самостоятельная наука, имеет свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета. Их можно разделить на два ряда категорий.

    Первый ряд - это понятия, связанные с существованием этноса. К ним относятся: этнос (нация) - этнический образ жизни - этнические интересы - этническая психология – личность.

    Второй ряд - категории деятельности: культура - этнические традиции - общение - этнические образы - этническая экология.

    Этнопсихология имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает. Основными эмпирическими понятиями являются: «национальный характер», «национальное самосознание», «национальная психология», «национальная установка».

    Таким образом, этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленные их национальной принадлежностью или этнической общностью.

    Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать представителей другого; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов. Среди множества вопросов, требующих ответа, встает вопрос о психологических причинах возрастания роли этнической идентичности в наше время. Наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии во многом связано с тем, что она находится на стыке многих областей знания.

    Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой и этнографией, культурологией, философией. Также она связана и с другими науками: историей, педагогикой, антропологией, социологией, политологией и др. Часто происходит отождествление наук этнографии, этнопсихологии и этнопедагогики из-за близости объекта исследования.

    Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов. Также данная наука занимается сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия.

    Этнография, возникнув, как наука, нацеленная на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т. д., не могла обойти вниманием собственно психологические характеристики народов. Но этнография, как наука не может раскрывать механизмы психологического воздействия этнических представителей и в целом этноса.

    Основной целью этнопсихологии является изучение психологических особенностей представителей того или иного этноса, а также отношений индивида или группы, связанных этнической принадлежностью и проявляющихся на сознательном и бессознательном уровнях. Цель ориентирует на решение проблемы в двух аспектах: теоретическом и практическом, отсюда выделяют теоретические и практические задачи, стоящие перед этнопсихологией. Таким образом, в контексте такого понимания предметная область этнопсихологии охватывает не только этническое сознание во всех его исторических формах, специфику его проявления в различных формах деятельности и общения, но и пути влияния на формирование личности, ее ценностей. Таким образом, этнопсихология – это наука, изучающая психологические особенности представителей различных этносов.

    Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные.

    К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

    Наблюдение — метод исследования, предполагающий- целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри своей этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть:

    - сплошным и выборочным; включенным и простым;

    - неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

    - полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.

    1. Актуальные и перспективные направления этнопсихологических исследований

    В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции:

    1. Релятивизм состоит в подчеркивании отличий между культурами. Её крайним полюсом считается максимизирование межкультурных отличий в содержании и структуре психологических действий. Примерами культурного релятивизма являются концепция конфигурации культур Р. Бенедикт, гипотеза языковедческой относительности Сепира-Уорфа. Ещё единственный яркий пример такого подхода - теория французского философа и социолога Л. Леви-Брюля, противополагавшего первобытное понимание логичному мышлению европейцев.

    Релятивизм не означает очевидного либо тайного расизма, в котором его приверженцев зачастую обвиняют. Наоборот, релятивисты ощущают чувство почтения к каждому исследуемому народу и считаются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все без исключения культуры равные, но различные. Ратифицируя равноправие культур, они не достаточно интересуются установлением подобия между ними. А отличия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения. Для релятивиста английский сплин и русская хандра не аналогичны друг другу, равно как для А. С. Пушкина, их отличия носят качественный характер.

    Если изучается интеллект, в таком случае межкультурные отличия обретают в его форме либо стиле, а не в умственной компетентности индивидов. При этом отталкиваются из того, что в любой культуре мы сталкиваемся с собственным осознанием интеллекта, отражающим её значения: вспомним ранее приводившийся пример - китайцы включают в интеллект социальную обязанность и в том числе и подражание, то, что совершенно несвойственно европейской культуре.

    Релятивисты стараются избежать даже намека на преимущество своей категории, стараясь осознать людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Представление и оценку с точки зрения внешнего наблюдающего они оценивают как оскорбление людей, фиксируя, что в том числе и каннибализм и убийство имели значение в тех сообществах, где они практиковались. Непосредственно по этой причине ведутся etic изучения, избегающие сопоставлений и использующие способы, специально основанные для данной культуры и в её стиле. Релятивисты подразумевают, что всевозможные психические феномены можно пояснить, отталкиваясь в основном из культурных переменных с небольшим прибавлением других, в частности биологических, условий.

    2. Абсолютизм. 2-ая направленность состоит в абсолютизации сходства между культурами: отрицается каждая особенность, переступаются явные отличия между ними. Приверженцев абсолютизма не достаточно беспокоит вопрос этноцентризма и, как результат, игнорируется вероятность того, что характерные черты культуры исследователей оказывают большое влияние на их концепции. В многочисленных сравнительно-культурных изучениях применяются неадаптированные типичные методы, сконструированные в США либо Западной Европе, в иных ареалах в лучшем случае ведется контроль их лингвистической эквивалентности. Психологические феномены, к примеру тот же интеллект, смотрятся как похожие в абсолютно всех цивилизациях. Если отличия выявляются, а как принцип, так и происходит, их разъясняют как количественные, другими словами, осуществляют оценивающие сравнения. В следствии легко делается вывод, то, что люди в одной культуре более интеллектуальны (либо наиболее правдивы, наиболее депрессивны), нежели в иной, а культуры похожие, однако неравные. Официально данный аспект можно назвать etic, однако в сущности данное - псевдо-efic либо евро-американский etic аспект. Абсолютистская концепция - применением исследований интеллекта в межэтнических и межрасовых изучениях, что непосредственно данный аспект служит питательной средой для усилий доказать преимущество одних народов над иными из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних.

    Но имеется и наиболее непростой вариант проявления абсолютистских тенденций, противоположно обратный только что описанному.

    Сторонники «абсолютизма наоборот», эффектным адептом которого считается американский специалист по психологии М.Коул2, оценивают культуры как равные и похожие, а наличие отличий поясняют неспособностью имеющихся методов обнаружить душевное сходство между психологическими действами.

    3. Впрочем, аналогичные концепции можно рассматривать и как исключительный вариант ещё одного направления в этнопсихологии - универсализма.

    Сторонники третьей тенденции отстаивают универсализм - единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями. Исследователи этого направления полагают, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. Иными словами, культура «играет разные вариации на общую тему»3, а сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. В исследованиях универсалистов проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Используются стандартные методики, но обязательно адаптированные к каждой изучаемой культуре. Главный вопрос, который ставят перед собой исследователи: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир человека. Ответив на него, можно, по их мнению, приблизиться и к пониманию того, какие психологические понятия действительно являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре. Исследования обычно проводятся в русле etic подхода. Но многие ученые, в том числе, как уже упоминалось, Г. Триандис, в последние годы поставили под сомнение его достижимость и предложили комбинированный etic - emic - etic подход.

    В разные периоды развития этнопсихологии доминировали разные направления, но в целом наблюдается движение к универсализму. Именно в этом направлении изменились к концу научной карьеры взгляды Леви-Брюля - создателя одной из самых серьезных релятивистских концепций.


    1. Этнопсихология в России

    В Российской федерации в начале ХХ в. проблемами этнопсихологии занимались Г. Г. Шпет, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Огромное внимание уделялось проблемам предмета и методов этнопсихологии.

    Значительный вклад в формирование этнической психологии внес известный общероссийский мыслитель Г. Г. Шпет, какой в 1920 г. основал в Московском университете кабинет этнической психологии, а в 1927 г. издал работу «Ввдение в этническую психологию», в которой выступил с внезапной оценкой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и стремился аргументировать собственное представление этнопсихологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля. Он полагал, что психология должна быть схематичной, а не объяснительной наукой. Данному одаренному изыскателю таким образом и не получилось сформировать собственные мысли до конца из-за общественно-политических гонений и смерти в 1937 г.

    В. М. Бехтерев полагал, то что любая цивилизация имеет собственный характер и собственные государственные особенности характера, характерные черты умственной деятельности, которые фиксируются и в соответствии с этим переходят биологическим путем. Все другие этнопсихологические свойства имеют социокультурную натуру и находятся в зависимости, по его взгляду, от социального формирования и уклада жизни, сформировавшегося в процессе культурного генезиса. В противовес В. Вундту, предполагавшему, то что главными источниками этнопсихологических знаний считаются мифы, обычаи и язык, В. М. Бехтерев требовал изучить общественную и индивидуальную психологию и деятельность людей как агентов определенных государственных общностей, стремительно осуждая при этом не только лишь предметы исследования, однако и терминологический аппарат своих предшественников (Вундта, Лебона), которые проявляли субъективизм, изъясняясь о «народной душе», «народном чувстве» и «народном духе». Он не допускал определения «народная душа», «народные чувства», «народный дух» и полагал, то что исследованием психологии народов обязана заниматься особенная дисциплина – коллективная рефлексология. В собственных трудах он один из первых в Российской федерации обратился к проблеме о значимости и смысле символики в национальной психологии. В соответствии его взглядам, жизнь каждой группы и народа в том числе, полна символизма. В качестве государственных знаков способен применяться обширный круг объектов и явлений: язык и жесты, флаги и гербы, герои войны, подвиги исторических персон, выступающие многознаменательные события. Они выступают средством согласования интересов и коллективной работы людей, тем самым соединяя их в единую общность.

    В конце 20-х годов ХХ в. проблемы этнопсихологии стала создавать культурно-историческая школа, которую возглавлял известный специалист по психологии Л. Выготский. Объектом народной психологии, по взгляду агентов данной школы, считается исследование социально-исторического формирования действия этноса . Говоря об этнической психологии, Л. С. Выготский имел в виду, прежде всего, так именуемую «психологию примитивных народов», по этой причине важным полагал осуществление относительного кросс-культурного рассмотрения психологической работы «культурного человека» и «примитивного». Он полагал, что необходимо осуществлять, прежде всего, межэтнические относительные психологические исследования представителей «традиционных» и культурных обществ. Согласно взгляду Л. С. Выготского, главным в этнопсихологии считается инструментальный метод, какой состоит в исследовании психологических инструментов, опосредствующих психологическую деятельность. К примеру, культурные знаки (это, прежде всего, язык, а затем – искусство, вероисповедание, быт) считаются особыми инструментами, с помощью которых один индивид влияет на другого, однако совместно с этим создает и личный внутрений мир. На основе концепции инструментального метода Л. С. Выготским была разработана научно-исследовательская программа по педологии национальных меньшинств.

    Вместо традиционного тестирования Л. С. Выготский предлагал использовать изучение национальной среды, ее структуру, динамику и все то, что определяет этническое своеобразие психических процессов. Кроме того, психику детей национальных меньшинств Л. С. Выготский предлагал изучать не в сравнении с психикой «стандартного» ребенка, а на основе сравнительного анализа с психикой взрослого той же этнической группы и той же культурной среды.

    Опытное доказательство идей культурно-исторического подхода Л. С. Выготского было реализовано его учеником А. Р. Лурия в 1931-32 гг. в Узбекистане. Итоги изучений выявили, то что изменение общественно-исторической формации и нрава общественной практики привело к коренным переменам психических процессов узбеков – восприятия, мышления, воображения. Однако материалам данной экспедиции повезло увидеть общество только лишь через 40 лет. В 30-те годы ХХ ст. начались гонения на психологическую науку, вершиной которых постоянное постановление «О педологических отклонениях в системе Наркомпросу». Наравне с иными сферами психологии этнопсихология была осуждена равно как «буржуазная» дисциплина и такой она являлась весьма долгое время.

    Лишь в 60-х гг. появились публикации по этнопсихологии. Первым на необходимость изучения национальной психологии сконцентрировал интерес советский социальный специалист по психологии и историк Б. Ф. Поршнев (1908-1979). Он осуждал тех научных работников, которые стремились извлекать своеобразие эмоциональных особенностей из материальных, антропологических и иных аналогичных черт, полагая, что необходимо искать объяснение специфических данных психического склада нации в исторически сформировавшихся определенных финансовых, общественных и культурных условиях жизни каждого народа. Он требовал изучить традиционные формы работы, создающие характерные черты национального характера, подчеркнул потребность исследования взаимосвязей языка с глубокими психическими действиями, рекомендовал исследовать механизмы общения и пр.

    В 70-е годы российские философы и историки начали стремительно создавать концепцию наций и национальных взаимоотношений, уделяя приоритетное внимание методологическому и абстрактному объяснению сути и нахождения государственной психологии как действа социального сознания (Э. А. Баграмов, А. Х.Гаджиев, П. И. Гнатенко, А. Ф. Дашдамиров, Н. Д. Джандильдин, С. Т. Калтахчяй, К. М. Малинаускас, Г. П. Николайчук и др.). Исследованием этнопсихологических феноменов стали заниматься философия, обществоведение, этнография, история. Возникло интенсивное исследование этнографических данных народов общества и нашей страны (Ю. В, Арутюнян, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, В. И. Козлов, Н. М. Лебедева, А. М. Решетов, Г. У. Солдатова и др.). С начала 70-х годов этнопсихологическая тема стала разрабатываться военными специалистами по психологии (В. Г. Крысько, И. Д. Куликов, И. Д. Ладанов, Н. И. Луганский, Н. Ф. Феденко, И. В. Фетисов)4.

    В 80-е 90-е годы у нас в государстве стали возникать научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами непосредственно этнической психологии и этносоциологии. В настоящее время экспериментальные изучения в сфере этнической психологии содержат в себе три основных тенденции:

    1. психологическое и социологическое исследование разных народов и народностей (понимание народных стереотипов, обычаев и особенности действия русских и представителей множественных этнографических компаний Северного Кавказа, национально-психологических особенностей, основных народов Севера Поволжья, Сибири и Дальнего Востока и пр.);

    2. социологическиме и социально-психологические изучения межнациональных взаимоотношений в России и СНГ;

    3. исследование социокультурной особенности вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике.

    Особую значимость из числа ученых истоков национального своеобразия народов нашего государства сыграл Л. Н. Гумилев (1914-1992) – российский историк и этнограф, создавший теорию возникновения этносов. По мнению исследователя, этнос – это проявление географическое, постоянно взаимосвязанное с ландшафтом, который кормит адаптировавшихся к нему людей и формирование которого находится в зависимости в то же время от особенного сочетания естественных явлений с общественными и неестественно разработанными критериями. Совместно с этим он подчеркнул психологическое своеобразие этноса, устанавливая последний как надежный, безусловно сформировавшийся коллектив людей, противополагающий себя абсолютно всем другим аналогичным коллективам и различающийся особыми стандартами действия, которые обоснованно изменяются в историческом времени.


    Список использованной литературы

    1. Баронин А. С. Этнопсихология: учебное пособие [текст] / А. С. Баронин. – К.: МАУП, 2000. – 116 с.

    2. Крысько, В. Г. Этническая психология [текст] / В. Г. Крысько. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

    3. Ламанов, И. А. Основы этнопсихологии [текст] / И. А. Ламанов. – М.: Современный гуманитарный университет, 2000. – 92 с.

    4. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию [текст] / Н. М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

    5. Лебон, Г. Душа толпы [текст] / Г. Лебон / Социальная психология: Хрестоматия. – М., 1999. – С. 42-48.

    6. Налчаджян, А. А. Этнопсихология: 2-е изд. [текст] / А. А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2004. – 381 с.

    7. Нежурина-Кузничная, Н. Ю. Популярная этнопсихология [текст] / Н. Ю. Нежурина-Кузничная. – Минск: Харвест, 2004. – 384 с.

    8. Павленко, В. Н. Общая и прикладная этнопсихология [текст] / В. Н. Павленко, С. А. Таглин. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 483 с.

    9. Платонов, Ю. П. Этнопсихология [текст] / Ю. П. Платонов. – СПб.: Речь 2001. – 380 с.

    10. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [текст] / Т. Г. Стефаненко. – М.: ИП РАН, Академический Проект, 2000. – 320 с.

    11. Сухарев, В. А. Психология народов и наций [текст] / В. А. Сухарев, М. В. Сухарев. – М.: Сталкер, 2003. – 400 с.

    12. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию [текст] / Г. Г. Шпет. – СПб., 1996. – 155 с.

    13. Этническая психология: Хрестоматия [текст] / под ред. А. И. Егоровой. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.



    1 Ламанов, И. А. Основы этнопсихологии [текст] / И. А. Ламанов. – М.: Современный гуманитарный университет, 2000. – 92 с.

    2 Коул, Скрибнер, 1977

    3 Berry et al ., 1992, p .258

    4 Павленко, В. Н. Общая и прикладная этнопсихология [текст] / В. Н. Павленко, С. А. Таглин. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 483 с.


    написать администратору сайта