Вопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии. 1. Объект и предмет соц антргии
Скачать 162 Kb.
|
6. Что такое включенное наблюдение?Включенное наблюдение – метод анализа, используемый в соц. антр-гии, культ-гии, а также в психологич., соц.-психол., социол. иссл-ях. Вкл. набл. основано на визуальном или слуховом анализе явлений и их качеств, значимых для целей исследования, а также на их фиксации в к.-л. форме (письменной, изобразит., звуковой). В зависимости от целей исследования объектами вкл. набл. могут служить элементы деятельности; категории действий; объект или лицо, выступающее центром внимания группы; индивид как представитель категории статуса; условия, в к-рых происходит событие. 7. Различия м/д включенным и прямым наблюдениемНаблюдение включенное в отличие от невключенного наблюдения предполагает непосредств. контакт исследователя с объектом наблюдения, когда событие анализируется как бы “изнутри”. От исследователя требуется нейтральное отношение к происходящему, умение выделять значимые для исследования признаки, корректно их интерпретировать. А при прямом набл-и – исследователь просто наблюдает, не включая себя (напр., какая ситуация в другой стране – надо изучить их обычаи и пр.). 8. Осн. принципы критики письмен. источников и док-в в соц. антр-и.
(Наличие 3сти и 7ричности говорит не о достоверности, а о мифологичности док-та.) 9. Компоративные методы исслед-я в соц. антр-и.Корпоративн. методы в соц.антр-и наз-ся сравнительно-историческими, сравнительно культурные (а они в свою очередь бывают профкультурные и расово-генетич анализ )
Но не стоит увлекаться данным методом, так как в существует множество неоднозначных и далеких между собой сопоставлений. Для подтверждения данных иссл-я необходимо использовать хотя бы 3 независимых между собой метода так как надо учитывать неточность гуманитарных наук. 10. Эволюционизм в соц. антропологииЭволюционисты считали, что развитие челов. общества, культуры идет параллельно. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопр. бессвязной гомогенности к относительно более опр. согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ва, к их природному окружению. После широкого распространения эволюц. идей в к. 19-нач. 20 в. это направление представлялось чуть ли не единств. универсальной теорией для объяснения социокультурных явлений и процессов. Однако уже в нач. 20 в. накапливаются многочисл. факты, не поддающиеся эволюц. интерпретации. И по мере развития исследований об-ва и культуры их становилось все больше. Э. начал утрачивать научный авторитет и постепенно был вытеснен функционадистскими идеями. Понятие “эволюция” стало использоваться в Англии 17 в. для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в к-рой выход каким-то образом содержится внутри нее с самого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий филос. взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля в филос. среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутр. принципом развития, к-рый считался воплощенным в “семени” или “герме”. Эту т.зр. разделяли Лейбниц, Кант, Гегель. Она была ключевой в рац. объяснении динамики форм жизни, начиная с 18 в. В 19 в. эволюц. взгляды укоренились в объяснении существования человеч. об-ва и культуры. Базу социокультурного классич. Э. заложили такие мыслители, как Спенсер, Тайлор, Морган. Они определили и осн. принципы изучения об-ва и культуры: 1) Основоположники Э. считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она порождена естеств. причинами, и ее динамика закономерна. Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности. 2) они определили источники данных, на к-рых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археол. данные, письменные истор. источники, непосредств. наблюдения “примитивных” об-в. 3) к этому времени в исследовании эволюции об-ва и культуры утвердился сравнит, метод. К моменту появления антропологии он уже существовал в биологии и филологии. И хотя в рамках Э. в этот период он не был систематич. образом сформулирован, в исследоват. практике сравнения использовались постоянно. Общими исходными допущениями классич. Э. были следующие: психич. единство человека; направленность движения человеч. об-ва и культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюц. форма культурной динамики - последоват. усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. Эдуард Тейлор – один из авторов термина «соц. антр-гия». Он рассм-л историю человеч. культуры как часть истории природы. Верил, что хар-тер и нравы чел-ва обнаруживают многообразие и постоянство явлений. Это однообр. м.б. приписано однообр-ому действию однообр-х причин; разнообразие форм культуры он принимал как стадии постепенного развития, из к-ых каждая я/я продуктом прошлого и в свою очер., играет известную роль в формировании будущего. Эти последоват-ные стадии развития соединяют в один ряд все народы и все культуры от самых отсталых до самых цивил-ых. При сравнении диких племен с образованными народами, ясно видно, как шаг за шагом жизнь диких рас перезодит в подобные же процессы у высших рас, как легко распознается связь м/д отдельн. Формами быта всех и других. |