Главная страница

Вопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии. 1. Объект и предмет соц антргии


Скачать 162 Kb.
Название1. Объект и предмет соц антргии
АнкорВопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии.doc
Дата16.01.2018
Размер162 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии.doc
ТипДокументы
#14254
КатегорияСоциология. Политология
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

16. сравнение структурализма и функционализма на примере тв-ва Левистросса и Малиновского


Главная идея работ Левистросса - единство человеческого разума на всех стадиях человеческого развития, т.е мышление у человека едино. Вся человеческая деятельность и все формы сознания людей подчинены единой строгой логике. В человеческом сознании преобладает разумное, сознательное, а не эмоциональное, подсознательное. Каждую из сторон быта и культуры, каждое культурное явление он рассматривает как самостоятельную, замкнутую в себе систему, обладающую собственными логическими закономерностями. Главная закономерность - бинарная оппозиция (парные противопоставления): верх-низ, м-ж, животное-чел, голод-обжорство, сырое-вареное, природа-культура. В этих бинарных позициях структуралисты описывали все культурные явления.

Тотемизм он рассматривал как способ классификации явлений природы. Т.к. любая классификация лучше, чем хаос, то и тотемизм - шаг вперед к познанию природы. Классификация основана на смежности и сходстве. Система тотемистических обозначений - это система культурных кодов. Тотемизм устанавливает магическую связь между природой и названием.
Стремясь преодолеть недостатки традиц. рационализма и эмпиризма, Л.-С. предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, - суперрационализм: его гл. идея в том, что универсальность человеч. природы заложена в подсознании, исследуя к-рое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки - “структурной антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии) коренятся в бессознательном, или в структуре человеч. ума.

Модели, выделенные посредством структуралистского метода, не отражают эмпирич. реальности и их не надо смешивать со структурами, которые изучали исследователи первобытного об-ва Радклифф-Браун и Малиновский. Тем не менее эти модели реальны, хотя и не являются предметом непосредств. наблюдения. “Чтобы достичь моделей, представляющих собой подлинную реальность, надо выйти за пределы конкретно воспринимаемой реальности”. Ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, они даны самой природой, являясь “отображением биол. характера человеч. мозга”. Выявив структуру разума, мы выявим структуру физич. реальности, сможем познать структуру Вселенной. Т.о. “антропология” Л.-С. решает проблему понимания не только человека и его культуры, но и природы. Структурализм - не просто метод, но мировоззрение, особая филос. система.

Ключевое место в творчестве Л.-С. занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии (что не преуменьшает заслуг Проппа, положившего начало структурному анализу в этой области). Л.-С. считал, что мифол. сознание адекватно отражает “анатомию ума”, и поэтому придавал проблеме структуры мифа исключит, значение, поскольку ему так и не удалась попытка раскрыть структуру разума с помощью анализа брачных норм и систем родства. Л.-С. совершил переход от символич. теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики. В статье “Структура мифа” (1955) он не только пытается применить к фольклору принципы структурной лингвистики, но и считает миф феноменом языка. Функция мифа усматривается в примирении исходных противоречий с природой, причем эта задача не решается, а только отодвигается и сглаживается, поскольку противопоставление крайних полюсов не устраняется, а заменяется парой противоположностей менее далеких.

В “Мышлении дикарей” (1962) Л.-С. вслед за Дюркгеймом, но убедительнее, доказывает, что важнейшая функция тотемизма заключается в классификации природных и социальных объектов. Мифол. мышление Л,-С. характеризует как способное к обобщениям, классификации и анализу, как вполне “научное”, логическое (в противоположность утверждениям Леви-Брюля) и никак не зачаточное. Оно составило субстрат человеч. цивилизации и, по своей логике, в нек-рых аспектах предвосхитило совр. естествознание. Мифол. логика оперирует бинарными оппозициями типа небо/земля, день/ночь, правое/левое, причем обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики Л.-С. Анализируя их разнообразие и взаимопереходы, он показывает, что мифологичное мышление принципиально метафорично и его смысл раскрывается в бесконечных трансформациях образов. Л.-С. приписывает бинарности универсальный характер, хотя механизм человеч. мышления не сводится к бинарным оппозициям - он несравненно более сложен.

В одной из последних книг “Путь масок” (1979) он обратил внимание на исключит, сходство изображений мифол. существ с гигантскими высунутыми языками в искусстве североамер. индейцев и в культурах Юго-Вост. Азии.

С разработкой социальной антропологии Л.-С. связывал опр. социально-утопич. представления: выяснение бессознат. структуры разума должно внести самый важный вклад в обеспечение будущего человечества. Полагая, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен, Л.-С. отдает тем самым дань идеализации “естеств. состояния дикаря” в духе Руссо (каменный век он называет золотым, а первобытное об-во считает способным противостоять разрушит, воздействиям истории). Он резко критикует “совр. об-во” и надеется в конечном счете реализовать надежды людей на жизнь без эксплуатации, без войн, в полном согласии друг с другом и в гармонии с природой. Этими упованиями Л.-С. снискал себе симпатии со стороны совр. представителей контркультуры и сторонников “близости к природе”, составивших со временем экологич. движение наших дней.

Малиновский. В любом типе цивилизации, любой обычай, матер. объект, идея и верование выполняют некот. жизненную ф-цию, решают некот. задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого. Во всех культурах в ходе своего развития выраб-ся некот. сист. устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свои ф-ции. Если уничтожить к-л эл. к-ры, то все этнокультурная сист., а значит и народ, живущий в ней, м б подвержен угрозе деградации и гибели.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта