Вопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии. 1. Объект и предмет соц антргии
Скачать 162 Kb.
|
13. неоэволюционизм в соц.антропологииНеоэволюционизм сложился в 60-х гг. в Колумбийском и Мичиган, ун-тах (США). Импульс возрождения интереса к этим идеям исходил от работ Л. Уайта и был поддержан такими культурными антропологами как А. Вайда, Карнейро, Р. Нэролл, Р. Раппопорт, М. Салинс, Харрис и др. В наст. время основания неоэволюционизма объединяют нек-рые идеи классич. Э. (отличие – отсутствие оптимистического взгляда на исторический процесс, вместо этого скептицизм и истор. пессимизм), общие принципы объяснения, свойственные функционализму и диффузионизму, а само направление включает в себя весь спектр теор. ориентации, связанных с изучением необратимых социокультурных изменений, обусловленных отношениями человека как вида с его окружением. Считается, что эволюц. процесс обусловлен действием механизмов адаптации к окружению, имеющих и биол., и культурную форму. Оба типа механизмов считаются относительно взаимонезависимыми и по действию, и по последствиям. Суть эволюц. процесса состоит в том, что такого рода механизмы контролируют параметры отношений людей с их окружением, регулируют значения соответствующих переменных (напр., обмен ресурсами, информацией, антропол. воздействие на среду и т.п.). Изменения подразделяются на два основных типа. Во-первых, вариации, не меняющие структуру объекта; во-вторых, структурные изменения. Последние считаются эволюционными, если способствуют дифференциации системы и ее последующей интерграции с повышением уровня организации. Принято выделять три типа эволюц. концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последоват. развития социокультурных систем (напр., классич. “дикость - варварство - цивилизация”). В наст. время она не используется. Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в наст. время весьма широко. Исследование связей человеч. популяций и отд. сооб-в с природным окружением выделяется в отд. ветвь, называемую экологич. антропологией, или культурной географией (А. Вайда, Р. Раппопорт и др.). Здесь выясняется вопрос, как влияет адаптация социальной системы к природной среде на формирование эволюц. процессов. Считается, что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением (хоз., полит., нормативная области культуры). Такие изменения называются структурными и имеют эволюц. смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символич. уровне системы, не затрагивая ее структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие об-ва друг от друга. С их помощью объясняется феномен “специфичной эволюции”. Важной составляющей неоэволюционизма стала концепция модернизации, выделяющая современные развитые об-ва на основе такой совокупности необратимых социокультурных изменений, к-рая обеспечивает имеющим ее социальным системам опр. гарантии развития. К модернизационным чертам, обеспечивающим преимущества об-вам, обладающим ими (модернизованным или модернизирующимся), перед традиционными, не имеющими их, относятся: совр., базирующиеся на научном знании технологии и производства, сменившие традиционные; демократич. полит, режим, сменивший авторитарный и олигархический; универсалистская система юрид. законов, сменившая обычное право; достижение социального статуса путем личных усилий, сменившая предписанность его по рождению; рационализация социокультурной жизни, сменившая ее мифологизацию; универсалистское мировоззрение, сменившее партикуляристское. Все эти черты считаются ключевыми факторами общей эволюции. 14. принципы работы с информаторами при проведении социоантропологических иссл-ийЭтический кодекс антрополога: - не вредить жизни общ-ва, в которое вторгаешься; - уважительно относиться ко всем проявлениям культуры данного народа, обрядам. 15. Фрейдизм в соц антр-и.Осн. учения по Фрейду: -повед-е чела опред-ся различ-ми импульсами -поведение формир-ся в детстве, и обусловлено также различными сексуальными комплексами.
-Толкование сноведений ( книга Фрейда) -ассоциация -перенесение ☻ Фрейд счит. сновидения наиб плодотворным источником психич. жизни чела как в норме, так и в патологии. Сновидения есть исполнение желания.Они часто предст-ют соб-й то, что чел хочет, к чему стремиться. Содержание сна часто бывает не неприятным, но этот связано с «Lust pzinzip» (борьбой). В сновидениях обнаруживаются следы предыдущего дня, а также детские травмы и переживания. По Фрейду «пустых» снов не бывает в принципе. Он счит., что сны – их подлинная сущность, это сексуальные побуждения вытесненные и подавленные ещё в детстве. Эротич формы в снах принимают символьную форму (отражаются мужское и женское начало, напр, вода- женское начало, гора- мужское начало). Чем больше разъясняются сны взрослых людей, тем понятнее, что большая часть сновидений с вязаны с сексуальными /эротич. желаниями. ☻Эротич. желания Фрейд обозначил ЛИБИДО.Эти желания возн-ют в детстве и проходят несколько фаз . В детстве они направлены на собственное тело: -нарцицизм -аутоэротизм. Дальше либидо раздваивается. У мальчиков эротич импульсы направлены на мать, а отец рассм-ся как нежелательный соперник». Эдипов комплекс»(влечение к матери, у девочек влечение к отцу). ☻Фрейд утверждал, что чел также стремится к смерти. ☻Фрейдизм интересен соц антропологии с т.зр : Психология первобытной культуры и религии (Тотем и табу). Осн. идея: есть сходство между психологией первобытных народов и психологиейневротиков, изучаемых психоанализом. Поэтому Фрейд полагал, что фактор анропологии м.интепретироваь с т.зр.данных психоанализа, основанных на лечении больных с неврозами. С т зр.невроза Фрейд объяснял полигамию, колдовство и т.п. Экзогамия- боязнь инцеста ( кровосмешение). Табу ставилось только на то, что вызывало какие то недозволенные чрезмерные желания ( напр, табу на королей, вождей,убивение людей-людям нравятся убивать).
|