Главная страница

Вопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии. 1. Объект и предмет соц антргии


Скачать 162 Kb.
Название1. Объект и предмет соц антргии
АнкорВопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии.doc
Дата16.01.2018
Размер162 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВопросы и ответы к экзамену по социальной антропологии.doc
ТипДокументы
#14254
КатегорияСоциология. Политология
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7

18. сходство и различие м/д соц.антропологией и социологией


Сходства

1) Общее проблемное поле – социальная организация (система устойчивых и повторяющихся форм, образцов поведения людей в обществе).

2) Общие методы и-я (наблюдение, эксперимент, опрос, анализ док-в…)

Различия

1) различаются по способам изучения соц.организации и к-ры.

2) в сфере пространственно временных границ их объектов (объект антропологии – общество и к-ра прошлого или примитивные общности, существующие в настоящем; соц-я – изучение соц.отношений в совр. группах преимущественно на экспериментальной основе)

3) в методологии (соц-г рассматривает собственное общ-во, описывая и объясняя его в собственных логических категориях, у ант-га задача понять точку зрения наблюдаемого в системе его значений, расширяя свой объект иссл-я антр-г включает в него общ-во наблюдателя, антр-гия пытается разработать науку с т.зр. наблюдаемого)

4) в способах организации и проведения полевых исс-й, наблюдений и опросов (ант-г чаще, чем соц-г проводит сравнительные кросс-культурные и-я, используя метод кейс-стади)

19. физико-антропологические методы в соц.антропологии


Исп. для выявления расовых особенностей совр.народов, определения предков данного этноса. Определения происхождения человеч. останков. Изучение антропогенеза, ближайших предков чела.

20. Принцип фальсификации (К. Поппер) и принцип верификации Фитгенштейна применительно к соц.антропологии


Другое направление — постпозитивизм Карла Поппера. Поппер — известный английский философ, предложил другой принцип, принцип фальсификации. Как указывал сам Поппер, в молодости, которая приходилась на 10—20-е годы XX в., он интересовался идеями марксизма-ленинизма. Его поражало, почему же эти идеи так вдохновляют массы, почему же марксизм-ленинизм оказался настолько притягательным не только для людей, но и для философов и ученых? Поппер заметил, что главная особенность, которая привлекает людей в марксизме-ленинизме, состоит в том, что марксизм объясняет все. Это-то его и насторожило. Наука не может объяснять все. Наука на то и наука, что она объясняет только то, что может объяснить. В 30-х годах австрийским математиком Куртом Геделем были доказаны две теоремы — о непротиворечивости и обратная теорема о неполноте, которые утверждают, что любая непротиворечивая система неполна и, наоборот, любая полная система всегда противоречива. Если мы утверждаем, что научные знания построены логично и непротиворечиво, то тем самым мы утверждаем, что она неполна. Она не может объяснить все. Физика не может объяснить особенности душевной жизни. Физика имеет свой узкий предмет так же, как математика, химия, биология и т. д. Биолог не обязан объяснять механизм взаимодействия атомов в организме животных. Этим занимается другая наука. Теория, которая объясняет все, противоречива, следовательно ненаучна. В этом и состоит принцип фальсификации Поппера. Научное знание должно быть фальсифицируемо, т. е. знание является научным тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть. Его можно не то что опровергнуть вообще. Научное знание должно быть опровергаемо, т. е. фальсифицируемо в принципе. Оно должно подвергаться опровержению, давать возможность с ним спорить. Такое знание есть научное знание, только такое знание дает прирост научного знания. Истина, как известно, рождается в споре, в умении опровергать положения и защищать их. По Попперу, существует несколько видов теорий, которые выдают себя за научные, но в соответствии с принципом фальсификации таковыми не являются. Поппер называет три вида таких теорий: это научный коммунизм, гегелевская диалектика и фрейдизм. Они все нефальсифицируемы по своему определению. Почему не фальсифицируем научный коммунизм? Попробуйте возразить адепту научного коммунизма, что он не прав. Вы услышите о себе много интересных слов — о том, что вы льете воду на мельницу мировой буржуазии, что вы защищаете интересы господствующих классов, что вы не понимаете своего пролетарского происхождения — все, что угодно, но не по сути дела. Аргумент не воспринимается в принципе, с таким человеком невозможно спорить. Это в принципе ненаучная аргументация. Коммунизм по своей сути ненаучен. Так же ненаучен фрейдизм. Попробуйте сказать психоаналитику, что он неправильно провел с вами курс лечения. Психоаналитик вам задумчиво скажет, что, видимо, у вас было трудное детство, что, наверное, неправильно строили отношения со своей матерью, что невроз, вызванный эдиповым комплексом, не до конца подавлен, что нужно проанализировать ваши сновидения и т. д. Спор здесь тоже невозможен, поэтому и фрейдизм не является наукой. Третий пример – это гегелевская диалектика. У Поппера есть очень хорошая статья «Что такое диалектика». Тем, кто любит строгость мышления, я бы рекомендовал эту статью. В ней Поппер совершенно верно усматривает сущность диалектики в утверждении единства противоположностей и указывает, что из положения, что истинно «а» и «не а» (из отрицания известного закона непротиворечия), можно вывести все что угодно. Исходя из принципа «а» и «не а» можно доказать, что мы находимся на лекции по физике, что Сократ — наш современник и т. д. Это принцип ненаучный. Если мы считаем истинным некое положение, то мы знаем, что противоположное ему суждение ложно. Логика, основанная на нарушении основных формальных законов – закона исключенного третьего и закона непротиворечия, может привести к каким угодно выводам. Поэтому диалектический метод также ненаучен, ибо он может доказать все. С человеком, оперирующим в своем мышлении диалектическим методом, спорить также невозможно.
Принцип фальсификации изобрел К.Поппер. Теория может считаться научной в том случае, если она содержит процедуру своего опровержения, т.е. должен существовать к-л эксперимент или явление, кот. могут опровергнуть эту теорию. (фрейдизм или марксизм неопровержимы, т.к. все м.б. описано в их категориях)
Теория верификации сформулирована Л.Фитгенштейном. Теория явл. научной, если она содержит процедуру своей эмпирической проверки, т.е. есть возможность проверить ее опытным путем.

21. метод корреляционного анализа в соц.антропологии


Корреляционный анализ – системные методы обнаружения зависимости между двумя или более случайными признаками или факторами.

p = 1- 6*d^2 / n(n^2-1), d = R(x) – R(y)

Коэфф. значим от |0,8|

+1 – прямая зависимость

-1 – обратная зависимость

0 – нет зависимости

Коэфф. имеет смысл считать при n > 100

22. методы соц.опросов и интервьюирования


Опрос – метод сбора первичной инфы посредством обращения с вопросами к опред. группе людей.

Интервью – метод сбора данных соц.и-я, закл в том, что спец. обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой и-я.

23.Принципы проведения полевых социоантропологических иссл-й на примере работ Маргарет Мид.


  1. необх-мо выбрать наиб. подходящий метод исследования (напр, если в Африке проводиться, то лучше метод прямого наблюдения). Методы:

  2. прямое и включенное наблюдение

  3. интервьюирование

  4. анкетирование

  5. сводятся к принципам работы с информаторами (не повредить исследуемому общ-ву, соблюдать обычаи, формулировать вопросы нейтрально, не навязывая своего мнения, уважительно относиться к религии).

  6. ср-ва фиксации материалов (стенография, видео, аудио съемка, запись по памяти).

  7. необходимо учитывать особенности народа, обычаи.

  8. сформировать проблему исследования и рабочие гипотезы.


Маргарет Мид считается самым известным и влиятельным амер. антропологом ХХ века. И этим почетным званием, и всей своей научной репутацией, она обязана главным образом своей книге «Юность на островах Самоа», вся эмпирическая база ее исселований была собрана на этом островеадминистративном центре Американского Самоа Паго-Паго (о-в Тутуила) . Мид занималась исследованиями по трем направлениям: исследование проблем социализации детей- этнографией детства, то есть как меняется психология народов, сексуальное поведение среди примитивных племен, социальным и культурным измерением личности. Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психич. жизни, обусловленных культурой то есть все без исключения формируется под воздействием социально-культурных факторов.

Маргарет Мид в своей экспедиции в Самоа действовала с точностью до наоборот принципам проведения полевых исслед-й.

  • Изначально поехала в Самоа для работы среди примитивных племен. Но в тайне от Национ Исследовательского Совета США она заключила договор с этнографическим музеем в Гонолулу на исслед-е местной куль-ры и обществ-ных отнош-й. Взалась за 2 исселования сразу.

  • Основное время пребывания в экспедиции посвятила этнографическим изысканиям по заказу музея в Гонолулу, а не той работе, на которую были выделены фонды Национального Исследователького Совета. И на основное ее иследование у нее оставалось полтора месяца вместо положенного года

  • Мид поехала на остров не зная языка, и до этого не изучала никаких иностранных языков. А местный язык Самоа – полинезийский намного сложнее, чем напр франц-й или немец-й. Приходилось ещё там и учить язык.

  • Не изучила другие исследовательские работы по данн. теме. Рез-ты рассходились с собственными исслед-ми по культуре и языку островов Самоа Дерека Фриме( он долго не понимал почему),и потом он даже опубликовал две книги, заглавия которых говорят сами за себя: «Маргарет Мид и Самоа: как появился и исчез один антропологический миф» (1983) и «Роковая мистификация Маргарет Мид» (1999) т.к рез-ты исслед-й Мид были абсурдны ( охрана нравственности на острове, Мид утверждала обратное)

  • Также Мид нарушила местный обычай выбора «первой девушки племени»-(таупа). Местные моряки оказывали знаки внимания и вожди племени видели это и выбрали ее таупой. Таупа олицетворяет собой девственную чистоту и юность и имеет важный церемониальный смысл: на общих трапезах и в других подобных случаях таупу занимает место подле вождя, ей предлагают особые угощения и почести. Когда она выходит замуж, избирается новая таупу; но память о том, что женщина в юные годы была удостоена этой высокой чести, с гордостью сохраняется у нее в семье. Ее бы неприсвоили этот титул, если бы знали. что она уже замужем два года, но Мид сознательно ввела их заблуждение.

  • Мид также на осн-и своего иссл-я сделала лженаучные выводы о будущем воспитании детей (они не подкрепленны реальной ситуацией). «Когда мы признаем все то многообразие, с каким люди устраивали и устраивают свою жизнь в разных уголках Земли», – толкует она нам, – «мы навсегда избавимся от предрассудка о едином для всех нравственном стандарте».


24. палеоантропология. Историческая и политическая антропология



Палеоантропология - тот раздел антропологии, кот. занимается ископаемыми предками современного чела вплоть до андертальцев. Главную роль здесь играет физиоантропология (физич. признаки, особенности находок). Изучается реконструкция соц. строя жизни людей, как проходил социогенез и отношения этих людей.

Историческая антр. - ветвь соц. антр., кот.изучает чел-во на основе письменных источников. Она изучает чел-во в исторический период. Границы ее - когда мы можем изучать методами прямого и включенного наблюдения. В России период 80-90х гг входит в историческую антропологию. Т.е. граница между соц.антр. и исторической антр. подвижна.

Полит. антр. изучает антропологическую составляющую институтов власти, отношение народов к институтам власти, происхождение символов власти.


25. метод факторного анализа в соц-гии (на примере трудов М. Вебера)



Вебер считал, что на чела действует мн-во факторов: геогр., биолог., психологич., соц., культурный, эконом., военный, экологич. В разных ситуациях могут влиять разные совок.факторов. (Напр. выбор жилья: экология, близость работы...)

Факторы - некие силы, кот. воздействуют на ход человеческой истории (биологические факторы, фактор заимствования, природной среды, культурный фактор, соц.фактор)

Соц. фактор - соц. сфера; в широком смысле - любые отношения между людьми.

Также существует экономический фактор - во многом определяет совок. материальных и духовных благ доступных челу в данном общ-ве (дифференциация по слоям). Сущ внутренние (полит. фактор) и внешние факторы.

Действие факторов непредсказуемо в отдаленной перспективе.



1. Объект и предмет соц. антр-гии 1

2. Индуктивный и дедуктивный метод соц. антропологии 1

3. Общие принципы критики гуманит. знания, применительно к соц. антропологии: теория двойственной истины 1

4. Общ. принц. критики гум. знания, примен-но к соц. антропологии: бритва Оккама 2

5. Общ. принц. критики гум. знания, примен-но к соц. антропологии: троичность и семиричность человеч. мышления и симметрия природы 2

6. Что такое включенное наблюдение? 2

7. Различия м/д включенным и прямым наблюдением 2

8. Осн. принципы критики письмен. источников и док-в в соц. антр-и. 3

9. Компоративные методы исслед-я в соц. антр-и. 3

10. Эволюционизм в соц. антропологии 3

11. Диффузионизм в соц. антр. 4

12. структурализм и функционализм в соц. антропологии 5

13. неоэволюционизм в соц.антропологии 6

14. принципы работы с информаторами при проведении социоантропологических иссл-ий 7

15. Фрейдизм в соц антр-и. 7

16. сравнение структурализма и функционализма на примере тв-ва Левистросса и Малиновского 8

17.Сущ-ет ли первобытное мышление (Леви Брюль). 10

18. сходство и различие м/д соц.антропологией и социологией 12

19. физико-антропологические методы в соц.антропологии 13

20. Принцип фальсификации (К. Поппер) и принцип верификации Фитгенштейна применительно к соц.антропологии 13

21. метод корреляционного анализа в соц.антропологии 14

22. методы соц.опросов и интервьюирования 14

23.Принципы проведения полевых социоантропологических иссл-й на примере работ Маргарет Мид. 15

24. палеоантропология. Историческая и политическая антропология 16

25. метод факторного анализа в соц-гии (на примере трудов М. Вебера) 16






1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта