Главная страница

1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе научного знания. Структура науки. Роль социологии в обществе и ее функции


Скачать 299.5 Kb.
Название1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе научного знания. Структура науки. Роль социологии в обществе и ее функции
Дата10.05.2022
Размер299.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKURS_LEKTsIJ_PO_SOTsIOLOGII.doc
ТипДокументы
#520457
страница5 из 5
1   2   3   4   5

Барух Спиноза (1632-1677).


Другим представителем рационализма Нового Времени был Барух Спиноза. Основные труды Спинозы - богословско-политический трактат " Этика ".

Метафизика Спинозы исходит из принципа пантеизма.

В метафизике Декарта Спиноза рассмотрел небольшое противоречие. У Декарта материальная и духовная субстанция находятся в зависимости от совершенной и абсолютной субстанции - Бога. Для преодоления этой зависимости Спиноза вводит принципы пантеизма и монизма в свое учение. Спиноза отрицает наличие двух независимых субстанций, и считает, что в основе бытия лежит только одна субстанция (онтологический монизм). Эта субстанция есть Бог, которого Спиноза отождествляет с природой, таким образом лишив его всех качеств творца. Отсюда приходим к известному тезису Спинозы: в природе нет творения, а есть только порождение. Природа была неоднородна в учении Спинозы. Он выделял два вида природы: порожденную природу (это сама природа) и порождающая природа (это Бог)

Бог - это порождающая природа, которая является абсолютной бесконечной субстанцией. Основные свойства этой субстанции есть мышление и протяженность. Любые вещи это есть модификации абсолютной субстанции, которой является Бог. Эти модификации единой субстанции Спиноза назвал модусами. Движение, к примеру, это модус протяженности, а идея это модус мышления.

Спиноза, так же как и Декарт, считал, что движение является модусом протяженности, при этом, по мнению Спинозы, движение - это бесконечный модус протяженности.

Спиноза, как и его предшественники, выделял несколько видов знания. На первой ступени находится опытное познание, Спиноза разделяет эмпирическое познание и рациональное познание. Эмпирическое (опытное) познание он делит на две категории - это

  • Чувственное познание непосредственно. Знание, которое получают в результате такого познания, носит несистематический случайный характер. Такое знание применимо к практической деятельности человека, но достоверных истинных знаний не дает.

  • Абстрактное знание. Это знание, полученное от других субъектов. Такой вид познания подвергается критике Спинозой. Особенно сильно Спиноза критикует средневековую схоластику, которые в процессе познания опирались на религиозные догматы

Спиноза выделяет три ступени познания.

  • Истина, которая достигается только разумом и не зависит от внешнего опыта. Связана с интуицией.

  • Рассуждения разума. Истина, которая требует доказательств. Опосредованные истины, которые вытекают из рассуждения.

  • Чувственное познание на основе опыта. Это самая низкая ступень познания.

Человеческая способность рассудка к познанию связана со способностью мыслить абстрактно, оперировать понятиями и вырабатывать суждения.

Высшей ступенью познания Спиноза считал интуицию - э то способность сразу узреть суть вещей или явлений. Интуиция не связана с чувственным опытом.

В центре внимания в этической проблематике Спинозы вопрос свободы. Бог как абсолютная субстанция сливает в себе понятия необходимости и свободы. Свобода человека ограничена и заключается в единстве разума и воли. По мнению Спинозы, воли как особой способности человеческой души не существует, воля и разум - это одно и то же.

Свобода - это познанная необходимость в соответствии с учением Спинозы. Познание заключается с одной стороны в познании аффектов, которым подвержен человек и познании первопричин субстанции. Аффекты - это состояния тела и души. Спиноза выделяет следующие 4 основных аффекта: 1)влечение 2)желание 3)печаль 4)радость. Остальные аффекты выводятся из этих 4х основных. Если человек полностью подчинил свое существование аффектам, то он является рабом.

В этическом учении Спиноза обращается к принципу детерминизма. Спиноза как рационалист считает, что все явления и события причинно обусловлены. Спиноза отрицал свободу воли у человека в глобальном плане. Свобода есть сознанная необходимость. Спиноза не считал, что эти понятия взаимоисключающие.

Спиноза, однако, не отнимал свободу у человека полностью. Он считал, что свобода человека должна воплощаться в познании природы. Однако Спиноза отрицал возможность того, что человек сможет силой познания одолеть природу.

Лейбниц Г.В. (1646-1716)


Основные произведения Лейбница - " Рассуждения о метафизике ", " Новые опыты о человеческом разумении ", " Монадология " (от термина монада ) , " Теодицеия " (перевод. - богооправдание).

Лейбниц критикует онтологическое решение вопроса о субстанции, представленное Спинозой и Декартом, которые считали, что протяженность - главный модус материи. Такая постановка вопроса лишает, по мнению Лейбница, материю активности и движения. Он считал, что живые твари, как и материя, обладают такими свойствами, как активность, деятельность. Лейбниц не принимал монистическую концепцию Спинозы, или дуализм Декарта. Он разработал плюралистическое учение о субстанции, т.е. Лейбниц учил о бесчисленности субстанций. Эти субстанции он назвал монадами ( монада в переводе на русский язык означает единица ).

Монады - конечные нематериальные духовные единицы бытия. Эти субстанции неделимы и неуничтожимы. Основные свойства присущие монадам, - это активность, силы и перцепция (представление, восприятие).

Лейбниц создал метафизическую иерархию монад.

  • Низшие монады, обладающие смутной бессознательной перцепцией

  • Монады, имеющие представления - души

  • Монады с высшей формой, т.е. самосознанием. Такие монады обладают способностью самопознания и самосознания.

Также Лейбниц различал монады, которые имели душу, что было связано с чувственной деятельностью, и монады, которые имели дух, что связано с интеллектуальной деятельностью. Каждая монада самостоятельна и самодостаточна в своем существовании. Каждая монада является достаточной причиной своего существования. Монады являются микрокосмосом, отражением Вселенной.

Монады имеют духовный нематериальный характер. Учение Лейбница диалектично, так как он считал, что монады способны к развитию.

Монадология Лейбница является диалектическим идеалистическим плюрализмом.

Таким образом, мы можем выделить следующие основные черты монад:

  1. Между монадами есть гармония. Эта гармония преодолевает изолированность монад.

  2. Каждая монада является духовной субстанцией

  3. Каждая монада является причиной себя самой

  4. Каждая монада имеет свою индивидуальность и отличается от других монад

  5. Все монады способны к развитию. Причины развития бывают внешние (действующие) и целевые причины, исходят из самих монад. Наличие действующей причины понимается в духе механистического детерминизма. Каждая монада содержит в себе как свое будущее, так и свое прошлое

  6. Каждая монада наделена активной силой. Таким образом, теологическим принципом Лейбниц приближается к единству движения и материи.

В метафизике Лейбница имеются другие интересные идеи. Лейбниц считал, что вся Вселенная и весь окружающий мир пронизаны жизнью. Лейбниц был сторонником виталистической концепции. По мнению философа, даже минералы насыщены жизнью, поскольку в них также присутствуют монады, которые влияют на структуру этих веществ.

Лейбниц также считал, что в мире не существует двух одинаковых вещей, даже двух одинаковых капель воды или волн океана. Это называется в философии закон тождества неразличимых, согласно которому нигде в мире нет двух вещей, в точности похожих друг на друга.

Другой закон Лейбница - закон непрерывности. Этот закон постулирует постепенность изменений. Открытие этого закона связано с понятием бесконечно малых величин, которые используются в дифференциальных счислениях. Лейбниц, как и Ньютон, был одним из основателей дифференциального счисления. Все изменения в природе, по мнению Лейбница, происходят посредством очень малых количественных изменений. Так вытекает главный тезис метафизики Лейбница: природа не делает скачков.

В учении познания Лейбниц рационалист. Монады не могут быть чувственно поняты и восприняты. Монады познаются за счет рационального познания. Лейбниц критикует теорию врожденных идей Декарта. Разум, по мнению Лейбница, располагает лишь наличием врожденных принципов. Но эти принципы можно развить до осознания идей. Лейбниц вносит диалектический принцип в теорию познания. Он не отрицает чувственное познание принципиально. Но Лейбниц считает, что чувственное познание - это лишь низшая ступень познания. Свою позицию он охарактеризовал следующим образом: "Нет ничего в разуме, что не прошло бы через чувства, кроме самого разума".

Лейбниц выдвинул концепцию двух истин

  • Чувственное познание может дать лишь "истины эмпирические". Они постигаются индуктивными умозаключениями

  • Рациональное познание дает истины необходимые, общие. Это "истины разума". К этим истинам нельзя прийти через эмпиризм или индукцию. Лейбниц таким образом отвергает метод Бекона Ф. К истинам разума можно прийти с помощью логики и формального анализа. Он считает логику "наукой о всех познаниях мира".

Лейбниц внес характерные изменения в основной принцип сенсуализма Локка. Если Локк считал, что нет ничего в разуме того, чего ранее не было бы в чувствах, то Лейбниц изменяет эту формулировку : нет ничего в разуме того, чего ранее не было бы в чувствах, кроме самого разума, который не выводим ни из каких чувств. При этом Лейбниц отвергает трактовку Локка человеческой души (сознания). Лейбниц также критикует теорию Локка о том, что человеческая душа представляет собой "чистый лист" после рождения. Это Лейбниц объяснял наличием души у ребенка, которая уже несет в себе определенные предпосылки в развитии ребенка. Чувственное познание, по мнению Лейбница, раскрывает возможности, заложенные в человеческой душе.

В произведении «Теодицея» Лейбниц хотел обосновать существование Бога. Он выдвинул четыре тезиса в оправдание существования Бога:

  1. В мире объективно и необходимо присутствует зло, которое исходит из несовершенной природы человека

  2. Зло уравновешивает добро и таким образом является необходимым элементом гармонии мира.

  3. Количество зла уменьшается, что связано с улучшением знаний и расширением кругозора человека, которое обусловлено развитием культуры и человеческой цивилизации.

  4. Бог направляет развитие природы и цивилизации к совершенству. Так вытекает основной тезис "Теодицеи": всё к лучшему в этом лучшем из миров.

Таким образом, онтологической характеристикой учения Лейбница является диалектический идеалистический плюрализм. Основной онтологической категорией является монада - минимальная духовная единица бытия. Монады находятся между собой в гармонии и являются достаточным условием для своего существования. Они независимы друг от друга и способны к развитию. Поскольку монады - идеальные категории бытия, то Лейбниц признавал примат рационального познания над чувственным. Он не отрицает чувственного познания в общем, но считает, что истины разума достигаются с помощью рационального познания. Эмпирические истины познаются с помощью опыта и индукции.




1   2   3   4   5


написать администратору сайта