1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе научного знания. Структура науки. Роль социологии в обществе и ее функции
Скачать 299.5 Kb.
|
3. Рационализм Нового времени1. Особенности социальной мысли Нового времени.Социальная мысль Нового Времени охватывает период с XVII по XX вв. Начало эпохи Нового Времени связывают с эпохой революционного движения в Европе. Заканчивается Эпоха Нового времени по историческим меркам в 1918г после окончания первой мировой войны. Эпоха Нового времени связана с двумя важными событиями: во-первых, научной революцией, во-вторых, с форсированной индустриализацией, которая начинается с XVIII в. Можно выделить следующие основные черты социальной мысли Нового века Появление проблемы взаимоотношения субъекта и объекта. Как мы помним, философия Античности исходила из принципа объективизма. Чувственно-материальный космос был объектом философского знания. Философия Эпохи Возрождения и Средневековья исходят из принципа субъективизма. Принцип субъективизма впервые появляется в христианской философии. Бог - это персонифицированная субстанция, обладающая свободой воли и сотворившая мир. Если космос в учениях античности был объектом философии, то Бог - это субъект, он мыслит сам себя, сам является причиной самого себя. Высшей целью человеческой жизни в Средневековой философии было познание Бога, но не как объекта внешнего мира (как познавали космос в античной философии), а как субъекта, причастного к человеку, которой сам несет в себе частичку Бога. Философия Эпохи Ренессанса также опирается на принцип субъективизма. Человек становится мерой всех вещей. Однако вопрос о соотношении объекта и субъекта впервые был поставлен именно в философии Нового Времени. Субъектом в философии Нового Времени является все активное индивидуальное. Субъект не только мера, но и основание всех вещей. В этом положении мы видим сочетание средневековой философии и философии Ренессанса. Следовательно, в Эпохе Возрождения осуществляется диалектический переход от позиций Ренессанса к новой проблематике в философской мысли. Философия Нового Времени систематизировано выражает интересы уже сформировавшейся на тот момент буржуазии, ее осознанных интересов и взглядов. Центр философской мысли переносится с берегов Италии на Север Англии и Нидерланды. Основной проблематикой социальной мысли Нового Времени становится натурфилософия, которая ориентирована на познание природы. Естественнонаучное познание опирается на опыт и эксперимент. Познание ориентировано на исследование целой системы, а не отдельных элементов. Однако одновременно встает вопрос и о сущности процесса познания. Социальная мысль вновь обращается к материализму. Но это Новая форма материализма опирающаяся на достижения научной мысли в области механики, математики, метафизики. Это не наивный материализм античности, но научно обоснованный материализм В эпоху Нового Времени разгорается спор рационализма и эмпиризма. В этом споре слышны отголоски полемики номиналистов и реалистов средневековой философии 2. Эмпиризм эпохи Нового времени.Френсис Бэкон (1561-1626 гг.)Основателем европейского эмпиризма является Френсис Бэкон. Его основные произведения: " О достоинстве и приумножении наук ", " Новый Органон " и " Новая Атлантида ". Бэкон стал первым, кто перенес идеи механики, физики и метафизики из естествознания в философию. Для Бекона универсальным способом познания мира становится комбинаторика и математика. Позиция Бекона в отношении философии заключается в том, что философия, по мнению Бекона, должна быть наукой о реальном мире, а не об абстрактных категориях. Главная задача науки и философии по Бекону - это изучение природы. Экономический и технический прогресс Бекон справедливо связывал с развитием науки и НТП. Бэкон постулирует тезис "Знание - сила". В своём произведении "О достоинстве и приумножении наук" Ф. Бэкон классифицирует науки. Критерием классификации являются способности человека: история связана с памятью. История подразделялась на две дисциплины -естественную историю, которая занимается описанием явления природы и гражданскую историю, которая описывает общественные процессы поэзия ассоциируется с воображением и фантазией философия связана с разумом Предметом философии, по мнению Ф. Бэкона, являются: бог природа человек. Природа в философии Бэкона состоит из первоначал. Эти первоначала представляют собой воспринимаемые человеком качества вещей. Существуют однородные простые качества, например, свет или цвет. Комбинация простых качеств есть природа. При этом Бэкон не дает четкий ответ на вопрос, насколько простые качества, которые мы воспринимаем в ощущениях, соответствуют тем, которые есть на самом деле. На этот вопрос ответят немного позже его последователи. Бэкон считал, что истинная природа вещей воспринимается нами через ощущения и проявляется через формы. Формы - это изначальное вещественное качество. Форма есть причина появления природы. Следовательно, основа вещей есть материальное качество. Значит, Бэкон материалистически решает основной вопрос философии. К. Маркс затем следующим образом охарактеризовал позицию Ф.Бэкона "Материализм у Бекона таит в себе зародыши всестороннего развития. Материя улыбается поэтическим блеском всему человечеству". Формы Бэкона, из которых состоят материальные вещи, есть атомы. Материя Бэкона чувственно воспринимаема и состоит из простейших форм - атомов. Материя пребывает в постоянном движении. Материя неуничтожима и несотворима, и неизменна. Формы находятся в постоянном движении. Познать формы, из которых состояла материя, значило познать само движение. В природе все постоянно находится в движении. Материализм Бэкона носит черты стихийной диалектики. Бэкон все еще придерживается концепции двух истин философии средневековья - истины бога и истины разума. Он считал, что разумом человек может познать природу, а вот познать Бога можно только посредством божественного откровения. Бэкон уделял особое значение развитию науки, однако он считал, что наука должна давать практические результаты. Метод познания Бэкона опирается на чувственный опыт. Предметом познания становится чувственно воспринимаемая материя. Однако, материя Бэкона носит компромиссный характер, что хорошо проявляется в теории двух истин, а также в теории двойственной природы души. Бекон выделял душу чувственную и рациональную. Разумная душа дарована человеку Богом. Чувственная душа исходит из тела, и имеет природное происхождение. Разумную душу должна постигать теология, чувственная душа должна стать предметом изучения философии. Бэкон категорически отрицал агностицизм, что было характерно для его эпохи. Наука активно развивалась, и казалось, что человеческому знанию нет пределов. Познание мира является важным фактором превосходства человека над окружающим миром и природой. Бэкон развивает эмпиризм как форму познания. Можно сказать, что Бэкон является прямым теоретиком эмпиризма. Бекон видел источник знаний в опыте. Процесс познания -это отражение внешнего мира в сознании человека. При этом Бекон был не просто эмпирик, но рациональный эмпирик. Он постулировал единство рационального и чувственного познания. Эмпириков он сравнивал с муравьями, которые собирают и пользуются собранными данными. Рационалистов он сравнивал с пауками, которые выдавливали истину из самих себя. Бекон считал, что надо быть мыслящим эмпириком. Бэкон постулировал примат чувственного познания. Однако чувства должны оценивать эксперимент, тонкость опыта превосходит тонкость чувств. Чувственное познание включается в эксперимент. Само понятие эмпирия означает опыт, опирающийся на эксперимент. Это исходный пункт нового научного метода, который разрабатывает Бекон. Эмпиризм Бекона есть разновидность логики, если под логикой понимать орудие познания. Однако Бэкон отрицает силлогизм и формальную логику Аристотеля. Бекон так комментировал свою позицию относительно логики: "Формальная логика исходит из суждений, суждения из слов, а слова - это не более, чем знаки понятий. Если слова разума порочны, то и само суждение неправильно…". Аристотелевской логике Бэкон противопоставляет свою логику - индукцию. Индукция - это главный метод научного познания, говорит Бекон. Индукция должна быть продуктивной, приводить к выводам, которые помогают познать окружающий мир. Индукция проводит анализ опыта и выводит различие между элементами. Бекон, считал, что наука должна быть не просто количественной, т.е. приводить не к увеличению знания, но к систематизации и углублению знания. Для этого и нужен "новый метод". Индукция восходит от частного к общему. Общие явления выводятся с помощью абстракции из единичных фактов, и так выявляется путь к истине. Истинная индукция должна не просто обобщать факты, но делать правильные выводы, приводить к классификации знания. Таким образом, Бэкон приготовил почву для нового подхода к научному познанию, хотя и не реализовал его до конца. Метод познания Ф. Бэкона является опытно-индуктивным методом - основными средствами познания он считал опыт и индукцию. Томас Гоббс (1588-1679)Его основное произведение - " Основы философии ", состоящее из трех книг: " О теле ", " О человеке ", " О гражданине ", или " Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского ". (Левиафан - это библейское чудовище, которое олицетворяет собой государственную власть). Гоббс близко подходит к сенсуализму Бекона, однако он опирался и на европейскую континентальную мысль в частности рационализм Декарта. Гоббс был систематизатором английского материализма. Он придал этому материализму механистическую форму. Материалистическое учение Гоббса отличалось логической стройностью и целостностью. Гоббс был последовательный материалист. Основой бытия соответственно он считал материю. При этом он отвергает такие дуалистические тенденции, которые например видны в философии Аристотеля и даже Ф.Бекона. Гоббс исходил из принципа вечности и неуничтожимости материи. Однако отдельные тела материального мира носят временный характер и обладают протяженной формой. Гоббс разработал теорию аксиденций. Материя наделена количественными и качественными свойствами, такими как цвет, например, или запах. Однако качественные свойства зависят от субъективного восприятия. В результате сама материя оказывается качественно однородна и бесцветна (эти свойства являются продуктом субъективного восприятия). Такое же механистическое отношение у Гоббса было и к движению. Движение он рассматривал с точки зрения математики и механики как простое перемещение тел из одной в другую точку пространства. Пространство и время Гоббс рассматривал как аксиденции (атрибуты) материи. Философию Гоббс считал высшей формой мышления. Философия по средствам мышления освещает дорогу к истине. Философия, по мнению Гоббса, опирается на рациональное мышление. Гоббс хотел создать новый метод познания, подобно тому, как это сделал Бекон. Он так же, как и Бекон, является сторонником эмпирического познания. Чувственный опыт является основой в процессе познания вещей. Ощущения в гносеологии Гоббса стали единственным источником познания действительности. С помощью эмпирического познания собираются факты. Затем этот материал должен быть обработан разумом для того, чтобы установить причинно-следственные факты. Философия, таким образом, должна опираться на твердый фундамент разума. Гоббс подчеркивает всеобщность математического метода в познании. Математические операции являются основой рационального познания. Интересной гносеологической концепцией Гоббса является учение о метках, которое стало основой для будущих психологических теорий об ассоциациях. Имя есть метка. Имена вещей нельзя приравнивать к самой вещи. В этом выражается номиналистическая позиция Гоббса и его отрицательное отношение к схоластическому рационализму. Гоббс дает материалистическое определение истине - это суждение человека, правильно отражающее вещи и их причинно-следственные связи. Истина возникает в суждениях и не относится к самим объектам или нашей интуиции. Гоббс не только был сторонником эмпиризма Ф. Бэкона, но и использовал методологические идеи Галилея. Гоббс считал, что в познании следует сочетать аналитический и синтетический методы. Главные произведения социальной философии Гоббса - это "О гражданине" и "Левиафан". Гоббс отрицал потусторонний или сверхъестественный характер нравственных норм и морали. Его этическая концепция исходит из позиции натуралистической эвдемании. Он считает, что человеческая натура крайне эгоистична. Единственное, чего человек хочет, - это достигнуть материальных благ и наслаждений. Все свои действия и свободу воли человек направляет на достижение своих эгоистических целей. Здесь мы видим воплощение принципа индивидуализма, который был характерен еще для философии Ренессанса. Гоббс считает свободу осознанной необходимостью. Гоббс хотел разрешить проблему природы человека и свободной воли. Он считал, что естественное состояние людей - это борьба всех против всех. Человек от природы враг другому человеку, поскольку интересы людей обычно противоречат друг другу. Все люди равны от природы и каждый обладает естественным правом и способностями достигать своих целей. Но цели одних людей сталкиваются с интересами других и в итоге противоречат друг другу. Это является источником вражды в обществе. Естественное право людей, которое проистекает из естественного равенства, становится источником конфликта и противоречий. Для того чтобы прекратить эту борьбу люди создали государство. Отсюда проистекает теория общественного договора. В государстве естественное право заменяется гражданским. Власть в государстве должна принадлежать группе людей. Человек в государстве должен отречься от права владеть самим собой и передать себя правлению государства. Только государство в теории Гоббса имеет суверенитет, а люди отдают свой суверенитет государству. Гражданское право в государстве заменило естественное право людей и носит неограниченный характер. Гоббс выделял три вида государства Демократия - каждый человек имеет право голоса Аристократия - только люди определенного сословия имеют права голоса Монархия - власть одного Гоббс был сторонником абсолютной монархии, которая, по его мнению, является гарантом сильного мощного государства и общественного порядка, по его мнению. Джон Локк (1632-1704).Еще один представитель эмпиризма - Джон Локк. Его главное философское произведение - "Опыт о человеческом разумении". Главное внимание в философии Локк уделяет проблемам познания. Методологическая основа гносеологии Локка - это чувственно воспринимаемая эмпирия. Локк считал, что общее знание опирается на чувственный опыт. Именно опыт - основа истины. Его учение является ярой критикой рационализма Декарта (которое будет рассмотрено в следующей лекции). Локк отрицает врожденные идеи Декарта, также как и эйдосы Платона. Локк считает, что душа человека - это чистый лист ( tabula rasa ), чистая доска. Этот чистый лист в процессе жизнедеятельности человека и его развития заполняется письменами на основе опыта. Опыт - это воздействие предметов материального мира на наши органы чувств. Опыт, следовательно, является основой всякого познания. Но Локк делает различие между внутренним опытом, который основывается на процессе размышления и рефлексии отдельного человека, и опыт внешнего, обретенного посредством восприятия чувственного окружающего мира. Следовательно, основанием идей и теорий является внутренний опыт. Однако и внутренний и внешний опыт ведет только к возникновению простых идей. Для получения сложных идей нужно размышление, размышление - это способность души. С помощью размышления из простых идей получаются сложные общие идеи, например идеи пространства, времени, субстанции. Важный элемент в теории познания Дж.Локка - это теория первичных и вторичных качеств, которая затем будет использована многими философами. Качества - первичные и вторичные - возникают потому, что на наши органы чувств воздействуют предметы материального мира. К этим первичным качествам относятся масса, движение. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств. С этим связно то, что мы особым образом (индивидуально) воспринимаем вкус, цвет, запах. Теорию первичных и вторичных качеств Локк проецирует на концепцию о номинальных и реальных сущностях. Здесь Локк проявляет себя как скептик. Он считает, что познанию подлежат номинальные сущности - это воспринимаемые качества вещей - свет, цвет, твердость. Люди эти номинальные качества переносят на сами предметы. Реальные сущности - это частички, составляющие природу вещей. Эти сущности непознаваемы. По Локку реально существуют именно вещи, материальные предметы, а понятия возникают только потому, что индивидуальные вещи могут быть похожи друг на друга. Следовательно, позиция Локка схожа с позицией средневековых номиналистов. Локк выделяет две ступени познания : Бесспорное знание - это продукт нашей рефлексии, которая исходит из внутреннего опыта. Правдоподобное знание - это результат эмпирического опыта, оно имеет три ступени: Спекулятивная ступень. Это ступень, которая опирается на мышление Демонстративное знание, которое связано с обобщением идей нашего внешнего опыта Чувственное бесспорное знание. Это идеи, которые прямо постигнуты чувствами. Эта ступень по Локку имеет наименьшую ценность и отвергается Локком как основа для достоверного знания Дж. Локк был защитник конституционной монархии. Локк отрицает абсолютизм, постулируемый Гоббсом. Локк исходит из естественного состояния общества. Но это не есть война всех против всех. Это напротив состояние равенства, в котором власть и права есть у всех. "Один имеет не больше, чем другой", как пишет Локк. Ограничивает свободу человека естественный закон. Свобода человека не абсолютна. Локк сторонник общественного договора. Правитель получает власть от подданных за счет реализации общественного договора. Но так как естественные права ограничены, то и власть правителя должна быть ограничена. Естественный закон выражает интересы предпринимателей, т.е. буржуазии, которую защищает Локк. Локк выступает с идеей разделения властей на исполнительную и законодательную власть. Это означает, что власть не обладает абсолютным суверенитетом. В представлениях Локка мы видим позитивное движение вперед философской мысли от абсолютной монархии к конституционной монархии. |