Главная страница

09.02 Баикина_42 грPrakticheskoe_zanyatie_Filosofia_Novogo_vreme. Тема. Философия Нового времени и эпохи Просвещения


Скачать 71.44 Kb.
НазваниеТема. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Дата30.03.2023
Размер71.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла09.02 Баикина_42 грPrakticheskoe_zanyatie_Filosofia_Novogo_vreme.docx
ТипЗанятие
#1026474
страница1 из 4
  1   2   3   4

Практическое занятие.

Тема. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Цели: раскрыть особенности развития философии эпохи Нового времени, выявить основные направления философской мысли данного периода, показать основные взгляды представителей философии Нового времени, сравнить рационализм и эмпиризм в философском познании; развивать мировоззрение; прививать интерес к философским знаниям.

Ход работы

  1. Работа с теоретическим материалом. Выделить ответы на вопросы в ПРИЛОЖЕНИИ.

  2. Работа с тестами.

  3. Составление презентации.

  4. Заполнить таблицу.

  5. Сделать ВЫВОДЫ.

  1. Вопросы.

  1. Какая теория лежала в центре внимания философов Нового времени. Назовите два основных течения данной теории.

2. Кто из видных английских политических деятелей и философов, являлся основоположником эмпиризма. Назовите его знаменитый труд.

3. Кто из философов отвергал существование бессмертной души и доказывал, что умственные способности человека зависят от организации его тела.

4. Назовите философа, который обосновал необходимость возникновения социалистического общества – «общества гармонии».

5. В чём состоит заслуга просветителей философии Нового времени.

  1. Работа с тестами.

Тема: Философия Возрождения и Нового времени

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

А) докритический и критический;

Б) материалистический и диалектический;

В) логический и онтологический;

Г) рациональный и иррациональный;

Д) метафизический и диалектический.

2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

А) Гегелем;

Б) Декартом;

В) Кантом;

Г) Ницше;

Д) Бэконом.

3. Трансцендентное по Канту – это:

А) познанное опытным путем;

Б) познанное эмпирически и рационально;

В) познанное с помощью теоретического разума;

Г) познанное с помощью практического разума;

Д) абсолютно непознаваемое.

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

А) Бог;

Б) реальное существование потенциального мира;

В) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

Г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

Д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

5. Помимо явлений Кант выделяет:

А) мир вещей в себе;

Б) мир сознания в себе;

В) мир чувств в себе;

Г) мир идей в себе;

Д) бога в себе.

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта

есть:

А) вещь в себе;

Б) феномен;

В) ноумен;

Г) иллюзия;

Д) интуитивное схватывание.

7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

А) пространство и время;

Б) пространство и мышление;

В) бытие и время;

Г) ощущение и представление;

Д) бытие и сознание.

8. По теории Канта, время и пространство:

А) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

Б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

В) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

Г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;

Д) первичны по отношению к материи.

9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

А) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

Б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

В) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

Г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

Д) человек создан по образу и подобию божьему.

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

А) привычной формой твоего поведения;

Б) принципом инстинкта самосохранения;

В) общим законом;

Г) примером для подражания других;

Д) юридическим законом.

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

А) выведенный им закон соотношения масс планет;

Б) критикуемый им христианский догмат;

В) занимаемая им гражданская позиция;

Г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

Д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

А) соответствует действующему закону;

Б) доставляет личное удовлетворение;

В) подчинен абстрактному чувству долга;

Г) подчинен воле бога;

Д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

А) потребности;

Б) творческой способности;

В) практики;

Г) незаинтересованности;

Д) удовольствия.

14. Философия Гегеля — это:

А) реализм;

Б) абсолютный объективный идеализм;

В) материализм;

Г) эмпиризм;

Д) трансцендентальный идеализм.

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

А) спекулятивно-идеалистическая;

Б) экзистенциальная;

В) материалистическая;

Г) негативная;

Д) метафорическая.

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

А) материя;

Б) сознание;

В) абсолютная идея (мировой дух);

Г) бог;

Д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

А) развитие духа (абсолютной идеи);

Б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

В) воплощение Божественного замысла;

Г) процесс самоорганизации материи;

Д) Гегель отрицал развитие.

18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

А) все, что существует — разумно;

Б) все, что существует — действительно;

В) все, что разумно – существует;

Г) все, что разумно — действительно.

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории» как:

А) прогрессивное развитие науки;

Б) самоцельное становление бога;

В) развитие мирового духа во времени;

Г) развитие мирового духа в пространстве;

Д) нравственный прогресс.

20. Философия Л. Фейербаха — это:

А) материализм;

Б) идеализм;

В) рационализм;

Г) натурализм;

Д) эмпиризм.

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

А) стихийный материализм;

Б) наивный материализм;

В) механистический материализм;

Г) диалектический материализм;

Д) антропологический материализм.

22. Л.Фейербах главным объектом познания считал:

А) природу;

Б) бога;

В) человека;

Г) познание;

Д) общество.

23. Л.Фейербах считал религию:

А) нелепым суеверием;

Б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

В) приписыванием Богу атрибутов человека;

Г) реализацией свободы;

Д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Л.Фейербах, это религия и этика:

А) права;

Б) государства;

В) абсолюта;

Г) любви;

Д) бога.

25. Установите соответствие философа философскому учению:

1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;

2. антропологический материализм; б) Кант;

3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;

4. философия тождества; г) Фейербах.

Б-1

Г-2

А-3

В-4

26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;

2. «О сущности христианства»; б) Кант;

3. «Наука логики»; в) Шеллинг;

4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.

Б-1

Г-2

А-3

В-4

3. Составить презентацию на одну из выбранных тем. (10-12 слайдов)

1. Особенности европейской философии Нового времени.

2. Каковы основные положения учения Ф. Бэкона?

3. Что нового внес в философию французский ученый Р. Декарт?

4. Каковы особенности сенсуализма как направления философии Нового времени?

5. В чем различие взглядов философов Нового времени Ф.Бэкона и Р.Декарта?

6. В чем сущность учения Д. Локка?

7. Сущность теории общественного договора Т. Гоббса.

4. Заполнить таблицу.




Френсис Бэкон (1561-1626)

Рене Декарт (1596-1650)

Основные работы

«Опыты, или наставления нравственные и политические»; «О достоинстве и приумножении наук»; «Новый органон», «Новая Атлантида»

«Рассуждение о методе»; «Размышление о первой философии»; «Геометрия»; «Первоначала философии»; «Страсти души»

Основное направление

Рационализм

Эмпиризм

Главный лозунг

Знание – сила

Мыслю, следовательно существую

Основные идеи

Предложил изучать окружающий мир от частного к общему, используя экспериментальные наблюдения;
Большое внимание уделял соединению теории и практики;

Идея «Совершенного сущ-ва как истинного объекта любви»

Идея «Противоположности духа и материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного

Идея «Солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу»


Метод исследования

В своей теории познания проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта

Метод познания – метод научного сомнения, это средство получения истины



  1. ВЫВОДЫ

в ходе практического занятия я раскрыла особенности развития философии эпохи Нового времени, определила основные направления философского мышления того периода, показала основные взгляды представителей философии Нового времени ,и сравнила рационализм и эмпиризм в философском познании;
ПРИЛОЖЕНИЕ

Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Особенности исторической эпохи.

Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг).

Во-вторых, началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда.

В-третьих, научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание:

а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. – Земля) картине мира Клавдия Птолемея ( II в. н.э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля;

б) немецкий ученый Иоганн Кеплер ( 1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам ( как полагал Коперник ), а по эллипсам;

в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп с 32 – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника;

г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики.

Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя:

    • в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»;

    • в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ – пантеист, священник Джулио Ванини,;

    • в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье.


Г. Галилей в письме к другу пишет: «На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию».

В- четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени.

Особенности философии.

Во-первых, в центре внимания философов Нового времени – теория познания (гносеология). При исследовании различных путей познания оформились два основных течения – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент («нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте»).

Рационализм (от греч. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

а) сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

б) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были обоснованны опытным путем и лишь впоследствии, с развитием техники, им подтверждены.

Во – вторых, философы, они же крупные ученые, понимали науку как важнейшее занятие человечества. Именно наука, по их мнению, способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

В – третьих, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума.

В – четвертых, развитие наук и философии (которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам) направлены на подчинение Природы человеку.

Великие философы:

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Локк.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – видный английский политический деятель и философ, основоположник эмпиризма. Знаменитость ему принесло учение о науке и ее методах, которое Бэкон изложил в главном труде – «Новый Органон» (1620г) в отличие от «Органона» (гр. орудие, инструмент – орудие науки) Аристотеля, где он ставил цель выработать новый метод исследования Природы.

Суть учения

1. Цель научного знания – принесение пользы человеку. Общая задача всех наук – увеличение власти над Природой.

«Природа побеждается только подчинением ей,» следуя её законам. Девиз Бэкона «Знания – сила», но только, если они истинны. «Мы столько можем, – повторял он, – сколько знаем.»

2. Чтобы Природу поставить на службу человеку, необходимо в корне изменить методы исследования её законов.

3. Основной метод – специально продуманный и хорошо организованный опыт, эксперимент; он – основа знания.
Опыт может быть двух видов:

а) плодоносный – непосредственно приносит пользу человеку;

б) светоносный – указывает путь познания глубинных связей Природы, вскрывает законы явлений.

4. Процесс познания Природы должен двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям, обобщениям, т.е. метод индукции (от лат. induction – наведение). Только индукция, по Бэкону, может «послужить компасом кораблю науки».

5. Свой метод Бэкон сравнивал с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мёд собственным умением.
  1   2   3   4


написать администратору сайта