09.02 Баикина_42 грPrakticheskoe_zanyatie_Filosofia_Novogo_vreme. Тема. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Скачать 71.44 Kb.
|
Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) – французский философ, один из теоретиков утопического социализма. Родился в графской семье. Будучи учеником и воспитанником Д’Аламбером (философ, математик, представитель Просвещения), испытал сильное влияние идей Просвещения и сохранил приверженность им на всю жизнь. Суть взглядов. Во-первых, вплотную подошел к диалектическому пониманию мира, источником развития которого является единство и борьба противоположностей. Во-вторых, выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм. В-третьих, в качестве основополагающей сферы общества обосновал экономику, утверждая, что именно экономика и производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение, т.е. отстаивал экономический детерминизм. В-четвертых, выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших стадий развития к другим – высшим. В-пятых, задачей философии, по мнению Сен-Симона, является создание разумного общества, которое предоставляет своим членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей. В-шестых, разумным обществом будет «промышленное общество», в котором: а) каждый гражданин будет находиться на той ступени социальной лестницы, которая соответствует его способностям (иерархия способностей); б) будет упразднено право наследования, чтобы устранить праздность и тунеядство; в) будет введена всеобщая обязанность трудиться; г) чтобы избежать перепроизводства или дефицита товаров экономика будет развиваться по плану и др. В-седьмых, руководить данным обществом будут в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма лучшие представители индустриального класса. В-восьмых, полагал, что новое общество возникнет эволюционным путем, в результате неуклонного развития экономики. В-девятых, выдвинул идею замены существующей религии «новой религией», суть которой содержит лозунг: «Человек человеку - брат». Шарль Фурье (1772-1837), французский социалист-утопист. Подверг критике буржуазный строй («цивилизацию») и разработал план будущего общества – строя «гармонии», в котором должны развернуться все человеческие способности. Суть учения. Во-первых, критикуя буржуазное общество вскрыл противоречия между идеями и обещаниями идеологов французской революции (о равенстве, братстве, справедливости) и наступившей материальной и моральной нищетой буржуазного общества. Во-вторых, данный строй калечит человека, подавляет его чувства, желания, мысли; счастье одного обусловлено несчастьем другого. В буржуазном обществе есть три вида противоречий: а) между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом); б) социально-экономические (несбалансированное производство: то избыток, то кризис); в) моральные (цинизм в отношениях, где все решают деньги). В-третьих, Фурье обосновал необходимость возникновения социалистического общества – «общества гармонии», в котором: а) основной ячейкой является фаланга, состоящая из различных производственных серий; б) каждый член фаланги имеет право на труд, который является потребностью, предметом наслаждения человека, так как он основан на интересах и увлечениях людей; в) следствием творческого характера и высокой производительности труда является обилие материальных благ общества; г) принцип распределения в фаланге определяется в основном по труду и таланту; д) в фаланге уничтожены противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Социалистические взгляды Фурье, Сен-Симона явились одним из теоретических источников научного коммунизма марксизма. Маркс назвал Фурье одним из «патриархов социализма». Подводя итог, следует отметить: во-первых, французских просветителей интересовали проблемы общества; во-вторых, у них не было единства по целому ряду вопросов, присущих обществу (истоках социальных противоречий, путях их решения, способах и формах политического устройства и т.д.) в-третьих, философия французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789-1794 гг., обосновала принципы гражданского общества: свобода, равенство, братство, социальная справедливость, гуманизм. Заслуга просветителей состоит в том, что они как никогда высоко подняли общественный престиж науки и образования (в противовес невежеству), который характерен для стран Западной Европы и поныне. |