Главная страница

1. Объект и предмет теории государства и права


Скачать 118.74 Kb.
Название1. Объект и предмет теории государства и права
Анкорboobs dick
Дата18.01.2022
Размер118.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTGP_ekz.docx
ТипДокументы
#334888
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1. Правовой обычай


Обычай является одним из самых старых видов социальных норм. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах.

2. Судебный прецедент


Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

3. Нормативный правовой акт


Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Нормативные договоры


Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора.

Порядок заключения, ратификации и применения международных договоров установлен Конституцией РФ и Федеральным законом "О международных договорах РФ" (1995). Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.

22. Сущность права.

Сущность права – выражение (проявление) божественной воли, заповедей (теологический подход).

Сущность права – возведенная в закон общеобязательная воля политически и экономически господствующих социальных групп (классовый подход).

Сущность права – мера, норма, форма свободы. Сущность права состоит в нормативном закреплении справедливости (либеральный подход).

Сущность права – особенности воли, которые зафиксированы в поддержании порядка (диалектико-материалистический подход).

Основное определение сущности права – воля, ставшая общеобязательной и закрепленная в источниках юридических норм и постоянно проявляющаяся в правоотношениях, выражающая интересы каждого индивида, различных социальных групп людей и всего общества в целом.

В праве представлена воля тех социальных групп, которые находятся у власти, которые могут сделать волю обязательной для всех. Следовательно, воля закрепляет интересы экономически и политически господствующего класса.

Сущность конкретного права – результат взаимодействия общесоциальной и групповой (классовой) воли, выраженной в праве.
23. Понятие и классификация принципов права.

Принципы права – основополагающие, руководящие идеи, его фундаментальные положения. Им отведена особая роль:

    • характеризуются наибольшей стабильностью, чем юридические нормы. Принципы права обладают большей юридической силой, чем правовые нормы и выполняют правотворческую функцию, следовательно, являются основой действующей системы правовых норм;

  • регулируют возникшие пробелы в правоотношениях (неурегулированные), поэтому позволяют поддерживать правопорядок, даже без существующих юридических норм.


Принципы права возникли позднее норм, это является парадоксом, таким образом подтверждается, что правила поведения (обычаи) создаются в силу того, что такова закономерность общественного развития (для возникновения принципов права необходимо, чтобы человеческое сознание достигло определенного уровня развития и было бы в состоянии их сформулировать).
Виды:

  1. в зависимости от сферы реализации:

    • Общие (действуют во всех сферах правового регулирования), например принцип свободы, справедливости, гуманизма, единства юридических прав и обязанностей;

    • Межотраслевые (проявляются в нескольких областях, сферах правового регулирования), например принцип процессуального права;

    • Отраслевые (в одной области, сфере правового регулирования), например принципы уголовного права, принципы административного права;

    • Институциональные или отдельных правовых институтов (распространяются на какую-то часть отдельной области правового регулирования), например принцип гражданско-правовой ответственности.

  2. в зависимости от способа изложения:

  • Принципы, получившие прямое закрепление в содержании конкретных правовых норм. Например, принцип законности;

  • Принципы, получившие косвенное закрепление, содержание которых выводится из содержания многих юридических норм. Например, принцип свободы.

  1. по характеру содержания:

  • Общесоциальные принципы права (это такие его идеи, которые для права неспецифичны и которые можно обнаружить и у других социальных регуляторов). Например, принцип справедливости, гуманизма;

  • Специально-юридические принципы права (присущи только праву). Например, принцип свободы, единства прав и обязанностей.


Также существуют принципы правосознания, которые не закреплены в юридических документах.
24. Функции права.

Функции права – это основные направления воздействия права на человеческое поведение или на общественные отношения.

По характеру воздействия на человеческое поведение функции права делят на:

  1. Специально-юридические (внутренние)- характеризуют специфику правового регулирования:

  • регулятивно-статическая (регулирование с помощью юридических средств, закрепленных реально сложившимися общественными отношениями);

  • регулятивно-динамическая (юридические средства создают условия для возникновения новых общественных отношений и их развития);

  • охранительная (заключается в вытеснении вредных общественных отношений и в защите правоотношений от противоправных посягательств).

  1. Обще-социальные – заключается в проявление специально-юридических функций в конкретных сферах общественной жизни:

  • экономической (воздействие права на экономическую сферу);

  • политической;

  • социальной;

  • духовной.


Некоторые ученые предлагают изменить терминологию для обозначения специально-юридических функций права. Например, термин «регулятивная» применять и для охранительной функции, т.к. и в этой области осуществляется регуляция общественных отношений.
25. Взаимодействие права и морали.

Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

1) единства;

2) взаимодействия;

3) различия;

4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
26. Краткая характеристика различных подходов к понятию государства.

Социологическая концепция государства. Государство как социальная сила. В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, Государство - это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории. Государство как сила первично, а "право" (законы) вторично, государство — это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологической концепции. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону — на то она и верховная. Закон ("право") — это то, чего желает верховная власть, волеизъявление суверенной власти. Разновидностью социологической концепции является марксистско-ленинская концепция государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие. Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства — это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. В любом варианте социологическая концепция государства не позволяет различать государство и деспотию. Здесь сущность явлений, определяемых как государственные, усматривается в организованном принуждении вплоть до насилия Социологическая концепция государства отрицает естественные права человека и понятие правового государства.

Легистская концепция. Возникла в Германии во второй половине XIX в., распространена в государствоведении в Западной Европе. Феномен государства отождествляется с содержанием законов о публичной политической власти. Прежде, с позиции отождествлении права и закона, эта концепция государства называлась "юридической", т. е. "правовой". Но правильнее называть ее именно легистской, т. е. законнической. Легистская концепция государства подразумевает оформленный законами аппарат политической власти, его законную организацию и функционирование, законную компетенцию властных органов. Фактически государство отождествляется с предписаниями конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т. д. Население государства — это "сфера действия законов страны до кругу лиц". Государственная территория — это "сфера действия законов в пространстве". Государственная власть — это сами предписания законов, действующие в определенном пространстве и по определенному кругу лиц. Распространение легистской концепции государства вызвано стремлением позитивистской науки рассматривать государство с "чисто юридической", вернее, с легистской точки зрения: социологи и политологи изучают реальные властные отношения, философы задаются вопросом об идеальном государстве, а юристы-законоведы должны изучать действующие законы; следовательно, государство представляет профессиональный интерес для законоведов только как содержание законов о власти. Не власть создает законы, а законы создают государственную власть.

Понятие государства в современной либертарной теории. Государство как правовая форма власти. Юридическое понимание государства, объяснение государства как соединения силы с правом или ограничения власти правовым законом, противопоставление государства и деспотии имеют древнюю традицию — начиная с древнегреческой политической мысли. Государство — это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти. Термин "правовая" предполагает различение права и закона. Современная либертарная теория объясняет законы о государственной власти как необходимую форму обеспечения свободы подвластныx и оценивает законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением государственной власти— обеспечивать свободу, безопасность и собственность. Понятие государства предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. С одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка. Государственный суверенитет означает, что государственная власть является верховной, но не всесильной.
27. Признаки государства.

Для характеристики признаков нужно определить способ их обнаружения, потому любой признак является результатом сравнения.

Признаки зависят от объекта сравнения:

  • с первобытным обществом;

  • Г с др. Г;

  • с иными организациями в обществе (политические организации, политические партии, политические движения и т. д.).


Признаки делят на:

  • существенные (необходимые, внутренние);

  • несущественные (приходящие, скоротечные).

Подразделяются по степени общности:

  • общие (есть во всех случаях);

  • специфические (свойственны только данному объекту).

Нас интересуют только существенные признаки и специальные.

В сравнении государства с первобытным обществом:

    1. Наличие особой публичной власти, не совпадающей с населением (государственного аппарата);

    2. Территориальный принцип организации власти и населения (территория Г подразделяется на части без учета принципа кровного родства у проживающего на данной территории населения), Таким образом, происходит организация наиболее эффективного государственного управления;

    3. Наличие налоговой системы. Налоги - материальные средства, которые в обязательном порядке взимающиеся с населения, для обеспечения функционирования Г Налоги обеспечивают работу государственного аппарата, а также идут на материальное обеспечение функций государственного аппарата. Налоги являются только частью прибавочного продукта, изымаемого у населения; в первобытном обществе не было прибавочного продукта, весь продукт – цельный;

    4. Наличие юридического права. Право - особая система норм и принципов, с помощью которых осуществляется управление социально-неоднородным дифференцируемым обществом с несовпадающими интересами на основе согласования конкурирующих интересов.


28. Сущность государства.
Согласно диалектико-материалистическому подходу сущность Г – главные, основные стороны управления внешними проявлениями объекта. Также ее можно определить и как то, что наиболее устойчиво и стабильно в объекте, но, несмотря на это сущность может развиваться, так как развивается сам объект. Познать сущность объекта, значит выявить те противоположные стороны, которые он содержит.

Традиционно сущность Г связывают с тем, чьи интересы оно выражает, его социальной направленностью. Среди различных подходов к сущности Г наиболее распространенными можно считать:

  • теологический (сущность Г есть выражение божественной воли, его содержание зависит от религиозных конфессий, хотя большинство представлений совпадают: власть от Бога дана правителю, она вечна, все решения беспрекословно выполняются, правомерно насилие).

  • классовый подход (сущность Г усматривается в том, что оно всегда выражает интересы экономически и политически господствующего класса).

  • общесоциальный (противоположность классовому подходу: Г - выразитель общих интересов, всех социальных групп, любого отдельного индивида).

  • расовый (национальный) (Г - выразитель интересов той или иной нации (расы), которой позволяется в приоритетном порядке решать все ее вопросы).

  • диалектико-материалистический (Г – феномен, противоречивый и не может быть сведен к одной из сторон своего содержания. В сущности, любое Г (в независимости от этапа развития, исторического периода) всегда представляет две противоположных конкурирующих между собой, но неотделимых друг от друга групп интересов. Доминируют интересы господствующих групп населения. С другой стороны в Г всегда присутствуют интересы обще-социальные (общие для всех групп населения). То есть результат взаимодействия групповых и обще-социальных интересов в деятельности Г - сущность Г. Так как Г развивается, то результат неодинаков и зависит от конкретных исторических условий, в которых существует (конкурируют) Г).

Этот подход является наиболее адекватным, по мнению многих ученых.
29. Понятие и классификация функций государства.

Функции Г - основное направление его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность

Признаки (особенности) функций Г:

  1. Наиболее устойчивые направления его деятельности в сферах государственной жизни;

  2. Направлены всегда на решения наиболее важных задач, стоящих перед Г;

  3. При реализации могут быть использованы особые властно-принудительные средства и методы воздействия.

Классификацию функций проводят по нескольким основаниям:

  • по продолжительности их действия:

  1. постоянные (реализуются Г на протяжении всего времени его существования). Например, охрана правопорядка;

  2. временные (реализуются Г лишь на отдельных этапах его развития). Например, функция ведение войн с целью захвата рабов.

  • по территории их реализации:

  1. внутренние функции (в пределах территории Г). Например, функция обеспечения поиска социального компромисса;

  2. внешние (реализуются с помощью взаимодействия с другими Г; на международной арене). Например, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества с другими странами, оборонительная функция.

  • по сферам действия:

  1. экономические (в экономической сфере);

  2. социальные (в социальной сфере);

  3. политические (в кратосфере);

  4. идеологические (в духовной сфере).

  • в зависимости от основного способа реализации:

  1. правотворческая (законодательная) – создание, установление юридических норм;

  2. исполнительная (исполнительно-распорядительная) – заключается в управлении конкретными общественными отношениями на основе норм права;

  3. судебная (правоохранительная) – заключается в разрешение юридических споров, которые возникают между участниками правоотношений: функция по защите прав и свобод субъектов правоотношений.

  • по характеру выражения интересов

  1. групповые (классовые) - преимущественно выражается классовая составляющая сущности Г. Например, подавление классовых противоречий;

  2. обще-социальные – выражаются интересы всех слоев населения. Например, функция достижения социального компромисса.


Но существует еще одна классификация, где функции Г делят на основные и не основные.

Ученые считают, что нет логического основания для этого деления. Автором его является Сталин.

Если проанализировать функции Г то встречаются и те, которым Г уделяет больше внимания, чем другим в зависимости от ситуации в стране.

Большую часть функций реализует госаппарат через функцию организации гос. власти. Они частично совпадают, так как функции госаппарата реализуются всеми звеньями, а отдельные органы госаппарата могут использовать их, что не влечет за собой исчезновения функций Г.
30. Форма государства: общая характеристика.

Форма Г – способ организации и осуществления государственной власти, которая проявляется во взаимосвязи трех элементов:

  • политического режима;

  • форма правления;

  • форма государственного устройства.

Описать форму Г – это значит описать форму правления и форму государственного устройства.

Все определения Г можно свести к функциям государственной власти.

В понятие функций Г может включаться понятие политической динамики (характер политики на международной арене).

Определяющим элементом можно считать политический режим каков характер политического режима, такова и форма правления, и государственного устройства. Политический режим обозначают особым термином «внутренняя форма Г», а остальные элементы - «внешняя форма Г».
31. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим – совокупность средств, способов, методов реализации государственной власти, а также показывает состояние общественных отношений, т. е. результат, достигнутый при использовании средств, способов, методов..

В зависимости от того, какие интересы доминируют в деятельности государства, политические режимы делятся на:

  1. демократические;

  2. недемократические.

Демократический режим - это либо когда в деятельности Г преобладают обще-социальные интересы, либо когда общие интересы находятся в гармоническом равновесии с классовыми
Признаки демократического режима:

  1. реальное участие народа в формировании органов государственной власти и в определении основ проводимой ими политики. Данный признак осуществляется:

-через процедуру выборов

-через институт референдумов

-через политические партии и организации

  1. реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина (не только закреплены юридически, но и обладатели прав и свобод могут реализовывать их на практике). Г создает материальную, организационную, идеологическую базу для реализации прав, также преследует нарушителя, назначает ответственность.

  2. связанность госаппарата правом (при принятии решений госаппарат опирается на право, действует в тех рамках, в которых установлены режимы)

  3. государственная политика направлена на решение противоречий между конкурирующими социальными группами путем поиска компромисса.


Недемократический режим – режим, который формируется и устанавливается в результате преобладании в деятельности Г групповых, классовых интересов в ущерб функциям обще-социальным.

Признаки:

  1. оторванность госаппарата от народа, который лишен возможности реально участвовать в процессе формирования органов Г власти и в определенных направлениях проводимой им политики

  2. незащищенность населения от произвола со стороны представителей Г

  3. широкое использование мер психологического и физического принуждения при осуществлении Г функций

  4. навязывание госаппаратом воли определенного класса (социальной группы).


Все политические режимы делят на два вида в зависимости от этапа развития Г: добуржуазные и буржуазные (современные).

Современные демократические режимы в свою очередь делят в зависимости от степени развитости на развитые демократические режимы (собственно-демократические), которые полностью реализуют все демократические принципы и неразвитые (либеральные), которые обеспечивают реализацию только части принципов, остальные же по тем или иным причинам оказываются не реализованными.

Современные недемократические режимы делят по уровню или степени недемократичности (жестокости) на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные режимы самые жестокие из современных, для них характерно:

  1. Полный всеобъемлющий (тоталитарный) контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами общественной жизни (в том числе там такими, в которых такой контроль является вредным). Следовательно, все сферы жестко регламентированы, а управление централизовано;

  2. Наличие единой общеобязательной, официальной государственной идеологии, в центре которой находится заведомо недостижимая, утопическая сверхцель. Например, построение светлого будущего, создание мировой империи. Именно наличие такой цели объясняет вечность значения тоталитарного режима. Тягчайшим преступлением считается несогласие с идеологией;

  3. Наличие одной правящей политической организации (как правило – политическая партия или официальное признание ведущей роли какой-то единственной политической организации, если в Г признается многопартийность). Следовательно, происходит сращивание партийного аппарата с государственным (фактически, но не юридически). Госаппарат утрачивает роль официального выразителя суверенитета;

  4. Систематическое, массовое применение репрессий по отношению к населению (не только к противникам и к сторонникам политического режима, но и ко всем). Из этого возникает атмосфера всеобщего страха перед органами гос. власти.


Авторитарный режим более мягкий в сравнении с тоталитарным:

  1. Существует такие сферы общественной жизни, которые свободны (либо относительно свободны) от вмешательства государственной власти в сферы деятельности (экономическую, сферу межличностных отношений), т.е. не всеобщий контроль;

  2. отсутствие единой общеобязательной государственной идеологии;

  3. Репрессии используются лишь в отношении противников режима (носят избирательный характер).


В чистом виде в реальной действительности не один из этих режимов не встречается (только преобладание какого-либо одного в пересечении нескольких).
32. Классические формы правления: понятие и виды.

Форма правления – способ формирования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и с населением.

Выделяют две группы: классические (складывание с момента зарождения Г и существующие до начала ХХ века), нетипичные (являются продолжением деятельности людей в ХХ веке и существуют в настоящее время).

Классические - это монархии и республики. Критерием такого их подразделения служит правовой статус главы Г.

Монархия – форма правления, при которой во главе Г находится единоличный пожизненный правитель, получивший свои полномочия, как правило в порядке наследования.

Признаки:

  • Наличие единоличного правителя Г, который осуществляет свои полномочия пожизненно

  • Монах приобретает свои полномочия в порядке наследования

  • монарх не несет юридической ответственности за свои действия как глава Г. Ответственность несет орган, подготовивший решение.


Монархии делят по объему полномочий монарха на абсолютную (в руках главы Г все верховные государственные полномочия, он не делит их с другими государственными органами. Но не вся верховная власть принадлежит ему, а лишь верховные полномочия – Саудовская Аравия) и ограниченную монархию (глава Г делит верховные государственные полномочия с иными органами государственной власти - с парламентом).

В свою очередь ограниченные монархии различают двух видов по объему полномочий монарха:

  • номинальная (конституционная) - монарх является формальной главой Г, не имеющим никаких реальных верховных государственных полномочий (Англия);

  • дуалистическая - монарху принадлежит верховная исполнительная власть (или судебная власть), но законодательная власть отдается в руки парламента.


Республика - это форма правления, при которой во главе Г находится выборный орган (единоличный или коллегиальный), представители которого избираются на определенный срок населением.

Признаки:

  • выборность главы Г населением или коллегией выборщиков (США);

  • срочность полномочий лиц, осуществляющих функции главы Г;

  • 1   2   3   4   5


написать администратору сайта