1. Объект и предмет теории государства и права
Скачать 118.74 Kb.
|
1. Объект и предмет теории государства и права. ТГП - это одна из наук, изучающих определенные реальные явления. Наука - система знаний, форма человеческой деятельности, научная дисциплина, ее интересует изучение реально существующих объектов, обозначающих конкретную отрасль знаний. Объект ТГП - та часть окружающей действительности, входящую в сферу научных интересов и исследований данной науки. Объектом выступает ГП или государственно-правовые явления, государственно-организованное общество и право. ГП выступает объектом изучения не только юридических наук, но и других. Существует 3 точки зрения деления наук по объекту изучения: естественные; технические; гуманитарные. При познании любой науки большую роль играет мнение ученого. Цель - познать сущность изучаемой науки, поэтому цель предметом науки являться не может. По мере развития происходит уточнение и пересмотрение предмета и объекта отрасли знаний. Предмет ТГП – та часть объекта, которую изучает только данная наука. Предметом являются общие (которым подчиняются и государство и право) и специфические (присущие либо государству, либо праву) закономерности возникновения, развития и функционирования ГП, закономерности самой общетеоретической науки ТГП. 2. Структура теории государства и права. Структура ТГП - упорядоченные знания о ТГП. Рассматривается две точки зрения на структуру ТГП: Знания делятся на группы по непосредственному предмету изучения, который охватывает эта область науки. Можно выделить три блока знаний: -общая ТГ (занимается группировкой знаний об общих и специфических закономерностях государства и политических явлений) -общая ТП (объединяет знания об общих и специфических закономерностях права, юридических явлений) -науковедческие вопросы ТГП (формирование знаний о науке ТГП) Знания делятся на группы в зависимости от методологии, используемой в изучении. По этому принципу знания делят на три группы: -философия ГП (знания о сущности ГП, полученные на основе применяемых общенаучных методов и материалистической диалектики) -социология ГП (знания о реальном фактическом функционировании государственно-правовых явлений, полученных на основе межотраслевых методов исследования) -институциональная ТГ и институциональная ТП («догма права»): группировка знаний о системе юридических норм и системе органов государственной власти, получаемых от таких методов как формально-юридический метод и метод сравнительного государство- и правоведения. В каждой науке выделяют блоки знаний: 1) факты 2) категории 3) закономерности (базируется на фактах, описывается с помощью категорий) 4) концепции, теории 3. Основные черты теории государства и права как науки. Черты ТГП: 1) общественная наука (занимается познанием различных сторон общественной жизни); 2) наука имеет комплексный характер (политико-юридическая). Предметом изучения являются два взаимосвязанных, но самостоятельных явления: политическое (государство) и юридическое (право). 3) фундаментальная наука (та, которая исследует общие, универсальные закономерности каких – либо объектов, не фиксируется на отдельных отраслях); 4) методологическая наука (разрабатывает системы средств, методов, принципов познания государственно-правовых явлений, которые применяются другими юридическими и не только юридическими науками). 4. Функции теории государства и права. Функции ТГП: 1) познавательная (теоретико-познавательная, гносеологическая, когнитивная) - получение знаний о закономерностях возникновения, развития, которым подчиняются юридические науки; 2) прикладная (практическая) - вырабатывает научные рекомендации по совершенствованию политической и правовой системы. Любая наука стремится не только познать, но и применить эти знания на практике. Субъектами политической системы не могут быть человеческие коллективы, не связанные с захватом власти или ее изменением; 3) методологическая (вырабатывает систему средств, методов, способов познания, которые применяются другими науками при рассмотрении ТГП); 4) идеологическая (формирование у людей, изучающих ТГП, усваивающего особого юридического мировоззрения, которое базируется на ценностях: свобода, юридическое равенство, права и свободы человека и гражданина). 5. Общая характеристика методологии теории государства и права. Методология-совокупность (система) способов, принципов, методов, средств научного познания. Содержание методологии зависит от объекта и предмета познания, и от уровня развития изучаемой науки. Чем выше уровень развития науки, тем более богата и совершенна используемая ей методология. Основной метод, используемый ТГП - классификация, она должна проводиться на определенном основании (логически обоснованно). Методы и способы (в зависимости от сферы использования и этапа познания) делятся на: общенаучные; межотраслевые (междисциплинарные); частнонаучные. 6. Общенаучные методы исследования государства и права. Общенаучные методы – это такие методы, которые используются или могут быть использованы любой наукой на любом этапе научного познания. В общенаучные методы входят: -принципы -законы -категории материалистической диалектики (определенное мировоззрение исследователя, следовательно, есть определенная возможность использования остальных методов) Принципы диалектики материалистического познания: 1) ГП представляется как продукт развития человеческого общества (не признается принцип божественного возникновения человека 2) Хотя государственно-правовые явления порождены естественным ходом общественного развития, ГП обладают относительной самостоятельностью по отношению к породившему их обществу. Эти феномены воздействуют на общество. Принципы, определяющие диалектический подход к ГП: 1)всесторонности, т.е. государственно-правовые явления нужно рассматривать со всех сторон (выявление связей между ГП , характеристика всех граней этих явлений) 2) требует, чтобы ГП рассматривали в развитии (т.к. это меняющиеся явления) 3) требует, чтобы явления рассматривали как противоречивые. Всеобщие диалектические законы: 1) Единства и борьбы противоположностей (выявляет причины развития государственно-правовых явлений) 2) Перехода количественных изменений в качественные (выявляет механизмы изменения ГП, изменения происходят постепенно, эволюционным путём. В течение эволюции происходит качественный скачок. Качественные изменения возможны только при накоплении определённого количества знаний (или для этого накоплены предпосылки)). 3) Закон отрицания отрицания (выявляет, что происходит в результате качественных изменений ГП, т. е. выясняет, что происходит в результате перехода на новый уровень развития - на каждом новом этапе ГП сохраняет лучшее, следовательно, всегда существует преемственная связь). Категории в диалектико-материалистическом методе: сущность; явление; причина; следствие; система; содержание; форма. Другие методы: наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, системный метод, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. 7. Межотраслевые методы исследования государства и права. Межотраслевые - это такие методы, которые используются или могут быть использованы несколькими науками на нескольких этапах научного познания. Межотраслевые методы (методы конкретных социологических исследований): 1) опрос; 2) интервьюирование; 3) анкетирование и т.д. 8. Частно-научные (специально-юридические) методы исследования государства и права. Частнонаучные (специальные) - это такие методы, которые используются только или преимущественно только данной наукой, как правило, на данном этапе научного познания. Частнонаучные методы: формально-юридический (догматический, формально-догматический) - включает в себя способы, приемы, правила толкования, анализа структуры юридических норм. сравнительного правоведения и сравнительного государство ведения – представление о сущности государственно-правовых явлений путем сопоставления их друг с другом 9. Взаимодействие теории государства и права с иными гуманитарными науками. Науки подразделяют по непосредственному предмету изучения на 3-7 групп: 1) историко-правовые науки (рассматривают закономерности ГП, учения о ГП в хронологической последовательности соответствующих явлений): история отечественного ГП; история ГП зарубежных стран; история правовых учений (история политических учений, история политических и правовых учений) и др. 2) отраслевые юридические науки (изучение отдельных, относительно самостоятельных групп правовых норм, отрасли права и законодательства): уголовное право; гражданское право; конституционное право; административное право; арбитражное право и др. 3) науки, изучающие особенности отдельных зарубежных государств и их правовых систем; ГП развитых стран; ГП развивающихся стран и др. 4)прикладные юридические науки, которые изучают возможности применения в юриспруденции достижений естественных и технических наук: криминалистика; судебная медицина; судебная психиатрия; правовая информатика и кибернетика; судебная бухгалтерия и т. д. 5)науки, изучающие правовое регулирование в сфере межгосударственных отношений (науки, изучающие международное право): международное публичное право; международное частное право. 10. Место теории государства и права в системе наук о государстве и праве. Исключение представляет наука ТГП: - она не включена ни в одну из групп, т.к. это единственная наука, которая рассматривает ГП в целом - со всех сторон; а все иные науки рассматривают только одну сторону; - ТГП занимается выработкой методологии познания государственно-правовых явлений, которой используются все иные юридические науки; а также разрабатывает общие для всех юридических наук понятия и категории (например, государство, право, элементы юридической нормы и др.). ТГП обобщает всё то, что есть в остальных науках. - ТГП пытается познать наиболее фундаментальные закономерности государственно-правовых явлений. Другие юридические науки сами дают факты для ТГП (в первую очередь отраслевые) и выдвигают те вопросы, которые появляются на практике. ТГП помимо прочего взаимодействует с гуманитарными науками: с философией (социальные особенности государства) - наукой об универсальных закономерностях природы мышления. Философия формулирует универсальные методы познания, которые заимствует ТГП. ГП - продукт развития человеческого обществ, следовательно, подчиняется закономерностям общества, и, т.к. это изучает философия, происходит переход к ТГП. с экономической теорией (рассматривает существующие или возникающие закономерности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг). Выделяют государственно-правовые средства влияния на экономические отношения, следовательно, можно сделать вывод, что происходит взаимодействие в области юридических и экономических наук. 11. Основные теории происхождения государства: их основное содержание и современная оценка. Предмет ТГП выделяет следующие приоритетные теории образования государственности в социализированных общностях. Теологическая теория. Одна из первых идей, основанная на мыслях о божественном промысле при образовании государства. Опираясь на подобную идею, люди предположили, что государственность дана им по воле высшего существа, регламентируя право как божественный дар. Церковь в таких государствах признавалась доминирующей над обычной властью, правитель при начале своего пути в этой ипостаси обязательно получал одобрение религиозной власти. Сторонниками теологической государственности считаются: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве. Патриархальная теория. В этой версии происхождения, государство образовалось посредством модернизации крупной социальной общины (семьи). Увеличившаяся община естественным путем пришла к пониманию государственности. Правитель отождествлялся в таком государстве с отцом (патриархом), остальным же вменялась обязанность слушаться его и почитать. Из последователей патриархальной теории можно отметить: Аристотеля, Конфуция, Р. Филмера, Н.К. Михайловского. Договорная теория. В этой ситуации государство осознается как достижение интеллекта человека, отрицая божественную волю при его создании. Таким образом, сторонники данной теории опираются на общественный договор при образовании государственности. Если условия общественного договора нарушаются, он может быть пересмотрен или прекращен носителем государственности – народом. Поддерживали договорную теорию Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев. Материалистическая теория. Предпосылками появления государственности, согласно этой концепции, явились изменения в обществе, вызванные социально-экономическими причинами. Они и явились катализатором трансформации развитого общества в первичное государство. К сторонникам материалистической теории можно отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова. Психологическая теория. Рассматривались возможности образования государства и под действием психологических причин у отдельных людей в обществе. Основной мотив теории – это желание доминирования и властного превосходства у одних персонажей и потребность в подчинении и исполнении приказов у других. Поддержку данного учения осуществляли Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд. Теория насилия. Приобретение социумом государственности, согласно этой парадигме, осуществлялось через насилие, посредством завоевательных действий и последующих попыток организовать деятельность подчиненных племен. Последователи указанной теории: Е. Дюринг, К. Каутский и др. Патримониальная теория. Под патримониальной теорией понимается появление государственности при закреплении за людьми права владения землей на которой они живут. Обустройство быта и жизни на предмете владения и является катализатором начала государственности. Сторонником этой теории являлся А. Галлер. Органическая теория. По примеру этой теории государственность образовалась в социуме как биологический организм и, в соответствии с этим, подобно же биологическому организму продолжает развиваться и расти. Поддерживают подобную теории Г. Спенсер и А.Э. Вормс. 12. Основные теории происхождения права: их основное содержание и современная оценка. Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права. 1. Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством. Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради". Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории. 2. Естественно-правовая школа (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев и др.). Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное: • естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость; • позитивное (писаное) право — совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву. Признание естественных неотъемлемых прав человека — величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права. 3. Историческая теория происхождения права (Савиньи, Г.Гуго). Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам. Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты. 4. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен). «При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон». Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция. Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право — только от государства). Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается: • связь права и государства; • его обязательное исполнение всеми субъектами; • иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов. Недостатки теории в том, что: • отрицаются естественные права человека; • теория может служить обоснованием всевластия государства. 5. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом. Данная теория близка к жизненным реалиям (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества). Недостатками теории являются: • восприятие права как отжившего явления; • обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура). 6. Социологическая теория происхождения права (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов. 7. Психологическая теория происхождения права (И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека .Комплекс этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются: • психологические факторы; • правосознание общества; • правовая культура; • социальная психология. Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права. 13. Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе. Особенности сферы власти: отсутствовали органы управления, которые бы функционировали на профессиональной основе. Деятельность по управлению всегда сопровождается трудом (производство материальных благ) - сравнительная простота отношений. не только не было потребности в профессиональных управленцах, но и не было возможности их содержать. решения, принимаемые органами управления, всегда отражали общие интересы, поэтому выполнялись без принуждения. существует один вид социальной власти - власть коллектива в целом 14. Нормативное регулирование в первобытном обществе. Систему социального регулирования можно представить как две группы средств: Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций. Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества (недифференцированность личного и общественного, права и обязанностей), мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм: Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой. Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. К примеру, племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей, главной из которых была жестокость, поэтому ожидалось, что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении, и это являлось нормой, соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали и религии. Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи. Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона. 15. Диалектико-материалистическая теория об основных причинах происхождения государства. Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права. Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права. И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосудар-ственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. 16. Диалектико-материалистическая теория об основных причинах происхождения права. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичные причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право. 17. Основные пути возникновения государства. Восточный путь возникновения государства. Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом. Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами и распределением продуктов. Именно они во главе с монархом и представляют государство, которое становится организатором масштабных работ. Причем вся собственность принадлежит монарху. Ею он делился с теми, кто ему служил. Подавляющее же большинство населения ничего не имело и было вынуждено работать на государство. Кроме того, сохраняются сельские общины, что тоже делало невозможным существование частной собственности. Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства: - господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх; - как следствие – низкий уровень развития орудий производства; - неспособность общества к модернизации; - огромная роль государственного аппарата; - социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние; - высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства. Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в XX в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществом. Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность. Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины – классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила – плебс. Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем – буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия. В XX в., когда собственниками стало подавляющее большинство членов общества, а в некоторых государствах – все без исключения, принципы равноправия и демократии, сформулированные в Новое время, стали распространяться на все общество. Вкупе же с высоким уровнем технологического развития это сделало западное общество наиболее жизнеспособным. Основные черты западного типа государства: - государство возникло как государство частных собственников; - в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита; - частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом; - западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени; - поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели. Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе. Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян. В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах). Выделим основные черты синтезного пути: - влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране; - как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности; - государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям; - господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения; - активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима). В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия. 18. Основные пути происхождения права. выделяют восточный и западный путь. Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Но есть и другая классификация путей возникновения права. При ней правовые нормы складываются преимущественно тремя путями: перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства, (обычное право); правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и т.п.), (статусное право); санкционированного правотворчества, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел), (прецедентное право). 19. Краткая характеристика различных подходов к понятию права. 1. Нормативный подход. 1) Право и закон - тождественные понятия. 2) Право представляет собой иерархическую систему норм. 3) Государственные интересы доминируют над личностными. Недостатки: 1) Формальная сторона (право понимается лишь как существующие в данный момент законы) 2) Преувеличенная роль государства. Таким образом, право (нормативный подход)- это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. 2. Классово-волевой подход. ( марксистский.) Право (марксистский подход) - возведённая в закон воля господствующего класса. Достоинства: 1) Зависимость права от экономики. 2) Связь государства и права. Недостатки:1) Преувеличенная роль классового фактора. 2) Неясность с вопросом, что же такое воля класса? 3. Социологический. Право(социологический подход)- это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь "открывает". Закон только сосуд, наполняют его общественные отношения. 4. Психологический. Под правом понимается сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, другими словами - правосознание, лишь в "головах людей право живёт и существует". Этот подход переводит существования права в психическую сферу. 5. Философский. Право (философский подход) - это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход весьма верно разграничивает такие понятия, как "естественные права" и "закон". 6. Исторический.Право имеет самоорганизующий характер, возникает со временем, в естественно сложившихся условиях. 7. Интегративный.Подразумевает объединение всех выше упомянутых подходов. Но надо отметить, что нельзя вот так просто взять и объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение и сумму. 20. Признаки права. Система признаков права зависит от того, с чем мы сравниваем объект, а также от того, что понимается под субстратом права. Признаки права выявляют в сравнении с моралью, религией, политикой. Признаки: Нормативность: -предписания права распространяются на неперсонифицированный круг лиц; -предписания расчитаны на заранее не ограниченное число случаев реализации. Общеобязательность: -предписания права распространяется на всех адресатов вне зависимости от их отношения к праву (согласны они с ними или нет); -в случае конкуренции предписаний права с иными социальными правилами (религиозными, политическими) приоритет отдается правовым предписаниям. Формально-определенность: -предписания права зафиксированы в источниках законы, указы, договоры и т.д., кроме правового обычая), которые установлены государством; -предписания права точно, четко определяют границы человеческого поведения (исключение: юридические принципы). Государственная гарантированность: -государство создает экономические, организационные, идеологические и другие условия необходимые для реализации юридических требований; -защита государством юридических предписаний от нарушений. К существенным признакам относят нормативность. К специфическим – общеобязательность, формально-определенность и государственную гарантированность. И юридические признаки обладают всеми этими признаками. Правоотношения не всегда отвечают им, т.к. это не правила поведения, а само фактическое человеческое поведение, оно нуждается в регуляции. 21. Источники (формы выражения) норм права: понятие и виды. Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор. |