Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Функции права.

  • 27. Понятие и виды источников права

  • 28. Взаимодействие права и морали.

  • 29. Краткая характеристика различных подходов к понятию государства.

  • тгп экзамен. 1. Объект и предмет тгп


    Скачать 153.78 Kb.
    Название1. Объект и предмет тгп
    Дата13.02.2019
    Размер153.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп экзамен.docx
    ТипДокументы
    #67377
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    25. Понятие и классификация принципов права.

    Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.

    Принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества; в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые. Общие принципы права относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют стабильности действующей системы права. Общеправовые принципы можно подразделить на морально-этические (или нравственные) и организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Вторая группа общих принципов составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. Международно-признанные, общечеловеческие принципы: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ – источник власти; человек – высшая ценность; охрана естественных прав человека – цель и обязанность государства. К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Одним из основополагающих принципов является сочетание убеждения и принуждения, принцип сочетания стимулирования и ограничений. Наряду с общими принципами права существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами - принципы гласности и состязательности, неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения, «закон обратной силы не имеет» и другие. Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора – в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности – в уголовном праве и другие. Принципы права - исходные основополаг-е начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфич-го соц. регулятора. Они выражают з-номерности права, его природу и соц. назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, к-рые либо прямо сформулированы в з-не, либо выводятся из его смысла. Принципы права (сущность) хар-ся наибольшей стабильностью, чем юр. нормы (проявление сущности); обладают большей юр.силой, чем правовые нормы и выполняют правотворческую ф-цию, следовательно, являются основой действующей системы правовых норм; регулируют возникшие пробелы в правоотношениях, поэтому позволяют поддерживать правопорядок, даже без существующих юр. норм. Исторически принципы права появляются позднее, чем нормы. Принципы – сущность права в конкретизированной форме. Способы: а)путем проб и ошибок; б)путем познания права. Правовые принципы обладают высшей юр.силой. Ф-ции: 1.правотворческая (юр.принципы – база на основе к-рой строится вся система правовых норм); 2.непосредственное регулир-е правоотношений при пробелах в системе юр.норм (пробел в праве – отсутствие юр. нормы, необходимой для регулир-я правовых норм). Виды принципов: I.В зав-ти от сферы распространения: 1)Общие (действуют во всех сферах правового регулирования), н. принцип свободы, справедливости, гуманизма, единства юр. прав и обяз-тей; 2)Межотраслевые (проявляются в неск-ких областях, сферах правового регулирования), н. принцип процесс.права; 3)Отраслевые (в одной области, сфере правового регулирования), н. принципы угол.права, принципы админ-го права; 4)Институциональные или отдельных правовых институтов (распространяются на какую-то часть отдельной области правового регулирования), н. принцип гражданско-правовой ответств-ти. II.В зав-ти от способа изложения: 1)Принципы, получившие прямое закрепление в содержании конкретных правовых норм. н. принцип з-нности; 2)Принципы, получившие косвенное закрепление, содержание к-рых выводится из содержания многих юр. норм. н. принцип свободы. III.По содержанию: 1)Общесоц. принципы права (это такие его идеи, к-рые для права неспецифичны и к-рые можно обнаружить и у др. соц.регуляторов). н. принцип справедливости, гуманизма; 2)Специально-юр. принципы права (присущи только праву). н. принцип свободы, единства прав и обяз-тей. Также существуют принципы правосознания, к-рые не закреплены в юр. док-тах. Принципы права: 1.свободы; 2.справедливости, 3.юридическое рав-во граждан перед з-ном и судом, 4.единство юр.прав и обяз-тей (право – нормированная свобода, обеспечить границы к-рой позволяют юр.обяз-ти; + 5.гуманизм; 6.демократизм; 7.сочетание убеждения и принуждения и т.п. => когда нормы не соответствуют этим принципам – они являются неправовыми нормами. Представления о принципах со временем меняется, они таковы какова господствующая система собств-ти.

    26. Функции права.

    Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций. Ф-ции права – основные направления воздействия права на челов-кое поведение или на общ-венные отношения. В зав-ти от того представлена специальным правом или нет: I.Общесоц. (хар-ризуют право как регулятор в отдельных сферах челов-кой деят-ти): 1.экономическая; 2.полит-кая; 3.социальная; 4.идеологическая (духовная). II.Специфические юр.ф-ции (хар-ризуют регулятивные особенности права - специфику правового регулирования): 1.регулятивная (а.регулятивно-статическая (право с помощью норм и принципов закрепляет сложившуюся систему правовых отношений), б.регулятивно-динамическая (юр.нормы и принципы стимулируют условия для развития правовых отношений)); 2.охранительная (с помощью юр.норм и принципов защищает сложившийся правопорядок, вытесняются варианты челов-кого поведения, к-рые препятствуют нормальному развитию (правоотношений) челов-кого общ-ва). Вопрос о ф-циях права достаточно дискуссионен! основная задача права – его регулирование => регулятивно-охранительная ф-ция. Нек-рые ученые предлагают изменить терминологию для обозначения специально-юр. ф-ций права => термин «регулятивная» применять и для охранительной ф-ции, т.к. и в этой области осуществляется регуляция общ-венных отношений. С помощью понятия ф-ции права можно познать предназначение права в общ-ве, его динамику, действие, определить пределы правового регулирования. В соответствии с элементами из к-рых состоит система права, можно выделить 5 групп ф-ций: общеправовые(свойственны всем отраслям права), межотраслевые, отраслевые, правовых институтов, нормы права. По критерию сущностного кач-ва правового воздействия можно выделить: основные (регулятивная, охранительная), неосновные (ограничительная, компенсационная, восстановительная).

    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

    2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

    3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур..

    Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

    4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения). Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

    27. Понятие и виды источников права

    Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

    •Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) — сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе;

    •Судебный прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

    •Правовая доктрина (теории, учения) — в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов — Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права — судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом.

    •Нормативные договоры — это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры — это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты — конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ».

    •Религиозные нормы — в первую очередь играют роль в теократическом государстве — принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран — священная книга всех мусульман; Сунна — предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма — согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

    •Нормативный правовой акт (НПА) — акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами

    28. Взаимодействие права и морали.

    Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

    Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира. При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. Государственное принуждение является способом обеспечения юридических норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установленных законом процедур. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д. Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой. Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т. е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.

    Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой — нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

    Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

    29. Краткая характеристика различных подходов к понятию государства.

    В современной науке общепризнанна взаимосвязь государева и права, необходимость правовой основы власти в государстве. Государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных часть членов общества обладает свободой. На такой основе строятся разные концепции государства. В рамках позитивистского типа понимания права и государства известны социологическая и легистская концепции государства. В рамках непозитивистского, юридического типа правопонимания в современной науке развивается либертарная концепция, объясняющая государство как правовой тип организации и осуществления публичной политической власти.

    Социологическая концепция государства. Государство как социальная сила. В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, Государство - это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории. Государство как сила первично, а "право" (законы) вторично, государство — это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологической концепции. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону — на то она и верховная. Закон ("право") — это то, чего желает верховная власть, волеизъявление суверенной власти. Разновидностью социологической концепции является марксистско-ленинская концепция государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие. Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства — это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. В любом варианте социологическая концепция государства не позволяет различать государство и деспотию. Здесь сущность явлений, определяемых как государственные, усматривается в организованном принуждении вплоть до насилия Социологическая концепция государства отрицает естественные права человека и понятие правового государства.

    Легистская концепция. Возникла в Германии во второй половине XIX в., распространена в государствоведении в Западной Европе. Феномен государства отождествляется с содержанием законов о публичной политической власти. Прежде, с позиции отождествлении права и закона, эта концепция государства называлась "юридической", т. е. "правовой". Но правильнее называть ее именно легистской, т. е. законнической. Легистская концепция государства подразумевает оформленный законами аппарат политической власти, его законную организацию и функционирование, законную компетенцию властных органов. Фактически государство отождествляется с предписаниями конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т. д. Население государства — это "сфера действия законов страны до кругу лиц". Государственная территория — это "сфера действия законов в пространстве". Государственная власть — это сами предписания законов, действующие в определенном пространстве и по определенному кругу лиц. Распространение легистской концепции государства вызвано стремлением позитивистской науки рассматривать государство с "чисто юридической", вернее, с легистской точки зрения: социологи и политологи изучают реальные властные отношения, философы задаются вопросом об идеальном государстве, а юристы-законоведы должны изучать действующие законы; следовательно, государство представляет профессиональный интерес для законоведов только как содержание законов о власти. Не власть создает законы, а законы создают государственную власть.

    Понятие государства в современной либертарной теории. Государство как правовая форма власти. Юридическое понимание государства, объяснение государства как соединения силы с правом или ограничения власти правовым законом, противопоставление государства и деспотии имеют древнюю традицию — начиная с древнегреческой политической мысли. Государство — это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти. Термин "правовая" предполагает различение права и закона. Современная либертарная теория объясняет законы о государственной власти как необходимую форму обеспечения свободы подвластныx и оценивает законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением государственной власти— обеспечивать свободу, безопасность и собственность. Понятие государства предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. С одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка. Государственный суверенитет означает, что государственная власть является верховной, но не всесильной.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта