рефарат. Реферат 1. Суицид и как с ним бороться
Скачать 7.65 Mb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» РЕФЕРАТ по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» на тему: «Суицид и как с ним бороться» Выполнил студент: 1 курса, ОЮИб-Ю02-22-2 Степанов Игорь Владимирович Руководитель: Акселевич Виталий Иосифович Санкт-Петербург 2022 Содержание Введение………………………………………………………………...3 Основная часть…………………………………………………….4-28 Некоторые исторические аспекты суицида…………………………4-9 Суицид в современном представлении……………………………10-15 Причины суицида……………………………………………………16-18 Десять стран мира с наибольшем количеством самоубийств…19-21 Как бороться с суицидом……………………………………………22-28 Заключение……………………………………………………………29 Список использованных источников……………………………..30 Приложения……………………………………………………….31-37 Введение Суицид (самоубийство) – преднамеренное лишение себя жизни. Самоубийство совершается сознательно, сама жертва в момент действия знает о последующем результате своего поступка, каковы бы ни были мотивы, приведшие ее к совершению этого поступка. Если обращаться к более информативной терминологии, определением понятия суицида (самоубийства) называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Понятие суицидального поведения: Суицидальное поведение, неразрывно связано с понятием суицида, под «суицидальным поведением» подразумеваются мысли о смерти, придумывание способов лишения себя жизни, разговоры об этом, а завершающим этапом является сама попытка самоубийства. Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно, имеет под собой определенную социальную почву, психологические и культуральные факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения. Человека, который совершал попытку суицида, либо демонстрирует суицидальные наклонности, называют суицидентом. За день в мире убивают себя 2300 человек, за год — 800 тысяч человек. По различным данным, еще от 8 до 30 миллионов людей неудачно покушаются на свою жизнь. При этом каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидную попытку в прошлом. Попытки самоубийства совершают в основном люди психически здоровые, находящиеся в трудоспособном возрасте. Основная часть Некоторые исторические аспекты суицида. Древняя Греция и Древний Рим. Отношение к жизни и смерти в период античности было несколько более спокойным, чем в поздние времена. Суицид считался хорошим выходом из трудного положения. Например, по воззрениям философов эпикурейской школы, если жизнь перестает приносить удовольствие и радость – она не нужна. Смерть являлась естественным и красивым завершением жизни. Добровольно уходили из жизни многие известные политические деятели, ученые и философы античности (Приложение1.1). Если человек желал покончить с собой, то он обращался к государству за разрешением на суицид, доказывал бессмысленность своей жизни и целесообразность самоубийства, после чего получал официальное разрешение – самоубийство рассматривалось как вполне законный и допустимый акт. Один из законов, касающихся самоубийства, гласит так: «Пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания Сенату и, получивши разрешение, покидает жизнь. Если обижен судьбой – пей цикуту. Если ты сломлен горем – оставляй жизнь. Пусть несчастный расскажет про свои горести, пусть власти дадут ему лекарство, и его беде наступит конец». Человек вместе с официальным разрешением получал «государственный яд», специально закупленный на деньги городской казны. В качестве «государственного яда», применяемого для наказания преступников и суицида, использовалась цикута – вех ядовитый (Cicuta verosa), содержащий алкалоид цикутотоксин. По преданию, Рим был основан в 753 году до н. э. Время правителей, рассказы о которых часто носят легендарный характер, было сравнительно коротким, однако законы и традиции того времени хорошо известны. В Римской империи запрет на самоубийство был закреплен законодательно, хотя законы охотно признавали обстоятельства, оправдывающие суицид, а именно «горе, болезнь, скорбь» и – еще шире – «невыносимость жизни». Когда в Риме, в период гражданских воин, порок и распутство достигли высокой степени, самоубийство вошло в обычай, и в случае уважительной причины от властей можно было получить «государственный яд» (отвар цикуты или аконита). Римляне смотрели на добровольную смерть как на своеобразную доблесть. К примеру в историческом романе Генрика Сенкевича «Quo vadis», посвященном периоду правления императора Нерона, описывается парное самоубийство попавшего в опалу арбитра Петрония и его рабыни Эвники (Приложение 1.2). В Древнем Риме также существовал еще один способ самоубийства – обычай бросаться на меч (лат. Gladius). Традиция возникла не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства практиковалось среди сословия воинов и феодальной знати, которые постоянно носили его при себе. Однако возможность распоряжаться собственной смертью предоставлялась только свободным римлянам. Рабы не имели права на суицид, так как являлись имуществом хозяина. Чтобы при продаже живого товара покупателю не подсунули брак – раба, намеревающегося свести счеты с жизнью, существовал «гарантийный срок»: если купленный раб убивал себя в течение полугода после совершения сделки, продавец обязывался вернуть покупателю деньги. Вместе с тем из всех жителей Рима, именно рабы чаще всего совершали самоубийство. Западная Европа раннего Средневековья. С развитием государственности европейских стран наиболее распространенной религией становится христианство. В первые века своего существования тогда еще гонимое христианство относилось к суициду терпимо, а самоубийство во имя веры расценивалось как мученичество. В Священном Писании не содержится прямого осуждения суицида. Более того, в Библии можно найти семь случаев очевидного самоубийства, и не один из них не порицается. Даже самоповешение Иуды не осуждается (в отличие от его предательства), а лишь констатируется как факт: «И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Приложение 1.3.). Сотни раннехристианских мучеников сами лишали себя жизни и были причислены к лику святых. Дело в том, что на начальных этапах становления христианства, как новой религии, число её последователей, и так относительно не большое, подвергалось преследованиям со стороны римской администрации и жречества. Новообращенные христиане, находившиеся в сложных условиях, стремились как можно скорее закончить земные страдания и попасть в Царствие Божье. Однако с приобретением христианством статуса официальной государственной религии в большинстве европейских стран отношение к самоубийству становится однозначным – резко отрицательным. После волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом Всевышнего, церковь наложила запрет на добровольный уход из жизни: Арийский собор 452 года заявил, что самоубийство – преступление и, оно есть не что иное, как результат дьявольской злобы. И хотя слова Экклезиаста «и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа» по пессимизму могут соперничать с книгой Иова («человек рождается на страдания»), попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства не просто слабостью, но грехом, нарушающим заповедь «не убий». Всем без исключения самоубийцам отказывают в церковном отпевании и погребении. Тех, кто пытался покончить с собой, но остался жив, отлучают от «матери нашей, Святой Церкви». В 1593 году на Пражском соборе было постановлено, что самоубийцам не будет оказываться «честь поминовения во время святой службы, и пение псалмов не должно сопровождать их тело до могилы». В дальнейшем наказания самоубийц становятся все более и более жесткими. К религиозной каре присоединяется и светское наказание. Приказами Карла Великого, Людовика Святого, Карла V, Эдуарда и других императоров повелевается считать недействительным завещание, составленное самоубийцей, «его имущество конфисковать в пользу Короны». Самоубийца приравнивался к обыкновенным убийцам, ворам и разбойникам, труп его судился формальным порядком 19 тем судом, ведению которого подлежали дела об убийствах (Приложение 1.4.). В Бордо труп самоубийцы вешали за ноги, в Аббевиле его тащили в плетенке по улицам; в Лилле труп мужчины, протащив на вилах, вешали, а труп женщины сжигали. В Англии тела самоубийц протаскивали по улицам, после чего хоронили на перекрестке дорог, положив на лицо камень и проткнув сердце осиновым колом (согласно бытующим суевериям, они могли стать вампирами). В Дании самоубийц выносили из дома через окно и сжигали – огонь символизировал адское пламя, куда уже отправилась душа грешника. По всей средневековой Европе тела покончивших с собой вскрывали в анатомических театрах и перерабатывали в мумиё – лекарство, якобы укрепляющее жизненную силу (первоначально мумие добывалось из содержащих смолы мумифицированных трупов – отсюда и название, но затем точный рецепт был утрачен и сырьем для «чудо-средства» стали трупы самоубийц). Западная Европа XV–XIX веков. В новейшее время рост самоубийств продолжался. В эпоху Людовика XIV достаточно было малейшего пустяка, самой ничтожной неприятности, чтобы дать повод для самоубийства. Но в 1789 году Франция вычеркнула самоубийство из числа преступлений и уничтожила все наказания, направленные против самоубийц. В Англии еще до 1823 года существовал обычай тащить труп самоубийцы по улицам, проткнув его колом, и хоронить его при большой дороге без всякой религиозной церемонии. Точно также в 1870 году и Англия смягчила кары самоубийц, хотя и не уничтожила их совсем: еще в 1889 году в Англии было 106 процессов по самоубийству, из которых 84 самоубийцы осуждены как преступники. Такое же суровое отношение к самоубийцам существовало в Германии, Швейцарии и Австрии. В Пруссии до 1871 года погребение самоубийцы должно было происходить без религиозных церемоний. В Германии соучастие в самоубийстве наказывалось тремя годами тюрьмы. Вместе с тем, несмотря на светское и духовное наказание за самоубийство, число самоубийств оставалось высоким. В числе самоубийц так же находятся известные люди по сей день. К примеру сам великий Иоганн Вольфганг Гете чуть не покончил с собой. К концу XVIII – началу XIX века в Западной Европе сформировалась культура суицида и вид смерти у представителей некоторых социальных групп и профессий: врач и философ – должны умереть от яда; моряк – утопиться; офицер – должен застрелиться из табельного оружия, по этому поводу даже сложилась поговорка: «Пистолет (Browning) – оружие для личных дел». В это же время появилось романтизированное название суицида: «уйти из жизни через запасную дверь». Суицид в ХХ веке в Западной Европе и США, в России и СССР. Девятнадцатое столетие в Европе завершилось тем, что признало достоинство человека и его право на жизнь. Самоубийство постепенно стали вычеркивать из списка уголовных преступлений. 21 Первой это сделала Франция, последней – Великобритания, где антисуицидальная статья сохранялась в уголовном кодексе до 1961 года. Тем, кто предпринял неудачную суицидальную попытку, «повезло» меньше – несостоявшихся самоубийц продолжали преследовать по закону: в штате Нью-Йорк (США) их приговаривали к 20 годам тюрьмы, а в Англии «помогали» завершить начатое – казнили. В большинстве штатов США действует закон, запрещающий оказывать помощь другому лицу в осуществлении суицида. Значительное распространение в России суицид получил в ХХ веке, что обусловливается несколькими революциями, двумя мировыми войнами, репрессиями и социально-экономическими кризисами, крушением моральных и политических ценностей, прошедшими за последнее столетие. С 1870 по 1908 годы число самоубийств в ней увеличилось в 5 раз. В советские времена господствовало мнение, что суицид – явный признак психического заболевания. Поэтому каждому самоубийце приписывалось психическое расстройство; а тех, кто совершал суицидальные попытки, после оказания помощи в токсикологическом или хирургическом отделении для продолжения лечения переводили в психиатрическую больницу. Суицид в современном представлении. В последние годы все большее внимание исследователей различных специальностей – психиатрии, психологии, антропологии, социологии, криминалистики и других – привлекает проблема изучения суицида. Во многих странах суицидальные попытки являются одной из основных причин неотложной госпитализации и лечения людей, что является тяжелым бременем для систем здравоохранения этих государств. По материалам ВОЗ, суицид как причина смерти вышел на одно из первых мест в мире. Суициды распространены среди наиболее трудоспособной части населения (Приложение 2.1.). Увеличение частоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общества, экономики, общественном порядке, нравственных и духовных устоях. Самоубийством принято считать всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это вполне однородное действие, но не доведённое до конца. В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляются с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время, нет оснований относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство, аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза и другие подобные действия. Самоубийством не считается лишение себя жизни по неосторожности самого потерпевшего или лицом, находящимся в состоянии невменяемости. В этих случаях опасные для жизни действия не направляются представлениями о собственной смерти, имеют иные мотивы и цели, и их следует относить к категории несчастных случаев. Суицидальное поведение - это любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни. Выделяются внутренние и внешние суицидальные проявления. Внутренние суицидальные проявления включают в себя: Суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («хорошо бы заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, я бы умер»). Суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени. Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие. К внешним формам суицидального поведения относятся: Суицидальные попытки: целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью. Завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека. Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной суицидологии принято выделять: 1. Самоповешение. 2. Самоудавление. 3. Самоутопление. 4. Самоотравление. 5. Самосожжение. 6. Самоубийство с помощью колющих и режущих предметов. 7. Самоубийство с помощью огнестрельного оружия. 8. Самоубийство с помощью электрического тока. 9. Самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов. 10.Самоубийство при падении с высоты. 11.Самоубийство с помощью прекращения приема пищи. 12.Самоубийство переохлаждением. Следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов самоубийства может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине называют средством самоубийства. Можно повеситься на веревке, ремне, галстуке – все это будут различные средства одного и того же самоубийства. В практике судебной медицины чаще встречаются следующие |