Главная страница

Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология


Скачать 0.92 Mb.
Название1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
АнкорАрхеология
Дата20.02.2023
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаарх.docx
ТипЗакон
#947079
страница29 из 33
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
58. Кочевое и полукочевое население Восточной Европы в VII-XI вв. Хазары.

На обширных пространствах степи и лесостепи от Волги до Приазовья и Крыма, от верховьев Северского Донца и Дона до предгорий Кавказа в последней четверти I тыс. н.э. сформировалось и расцвело одно из первых раннесредневековых государственных образований Восточной Европы — Хазарский каганат. Постепенно хазарский союз кочевых племен расширил свое влияние и вытеснил часть болгар из Приазовья. Вытесненные орды болгар откочевали на запад, на Дунай и образовали там новое государство — Дунайскую Болгарию. Оставшаяся же в Приазовье часть болгар подчинилась хазарам и вошла в их объединение. В первой трети VIII в. территория Хазарского каганата уже охватывала не только степи и предгорья Дагестана и Приазовье, но и Прикубанье, часть причерноморских степей и Крыма. В этот период происходят неоднократные столкновения с арабами, стремившимися закрепиться в Восточном Закавказье и степном Дагестане. Натиск арабов вызвал движение части аланских племен, обитавших в предгорьях Кавказа, — часть их переселяется на северные территории, осваивая участки лесостепи и степи в бассейне рек Северский Донец и Дон.

В период расцвета Хазарского государства на большей части его территории сформировалась салтово-маяцкая археологическая культура (конец VIII - первая половина X в.), культура племен ираноязычных алан, тюркоязычных болгар, собственно хазар и других народов, живших на территории каганата.

Неоднородность этнического состава населения Хазарского каганата и разнообразие хозяйственных укладов нашло отражение в разнообразии видов археологических памятников, деталях погребального обряда, в наборе и форме бытовых предметов или оружия. Выделены несколько локальных вариантов культуры, памятники которой объединяются в две основные группы: памятники лесостепи и памятники степи.

Памятники лесостепного варианта распространены в бассейне Северского Донца, и Среднего Дона. Для этой территории характерны городища с остатками белокаменных или сырцовых стен, связанные с ними селища и катакомбные могильники. Таковы, например, Верхне-Салтовский, Дмитриевский, Ютановский и Маяцкий комплексы. Население лесостепи было преимущественно аланским, хотя ряд погребальных памятников свидетельствует о присутствии здесь и тюрок-болгар.

Памятники степного варианта распространены в Приазовье, бассейне Нижнего и Среднего Дона, на Кубани. Основными памятниками этого варианта являются городища с земляными укреплениями и сопровождающие их селища, стационарные и сезонные кочевья, грунтовые могильники с ямными захоронениями, характерными для болгар.

Выделяются памятники хазар второй половины VII-VIII вв., расположенные на территории между Каспием и Кавказским горным хребтом, в степях и предгорьях от р. Терек до Дербента (Дагестан), т.е. там, где формировалось ядро Хазарского каганата. Здесь выявлен ряд крупных городищ (площадью от 30 до 120 га) с сырцово-глинобитными или каменно-глинобитными стенами, башнями, рвами и выделенными цитаделями. Вблизи городищ открыты небольшие селища и грунтовые могильники с катакомбными, ямными, изредка подбойными захоронениями и подкурганными погребениями, также совершенными в ямах или катакомбах.

Поселения салтово-маяцкой культуры представлены селищами, городищами и кочевьями. Отдельную группу составляют города, существовавшие на месте предшествовавших античных поселений.

Все поселения расположены по коренным берегам рек или на первых надпойменных террасах. Селища занимают, как правило, наиболее удобные и давно обжитые участки надпойменных террас. Иногда поселки оказываются расположенными на участках берега, защищенных самой природой — оврагами, выходящими в пойму. Городища в большинстве случаев расположены на мысах высокого коренного берега. Отличительными чертами таких городищ являются правильная, обычно прямоугольная (иногда, подчиняясь условиям местности, треугольная) форма плана крепости и возведение стен без фундамента непосредственно на древней поверхности или на материковом грунте. Иногда внутри выделяется цитадель. К таким городищам относятся Маяцкое, Дмитриевское, Верхне-Салтовское и др.

Арабские и византийские источники называют несколько хазарских городов: Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел. Но только один из них, Саркел, хорошо исследован археологически.

Археологически Саркелу соответствует Левобережное Цимлянское городище, ушедшее под воду Цимлянского водохранилища. Крепость, известная древнерусской летописи как Белая Вежа, стояла на левом берегу р. Дон, на перекрестке торговых путей, что в значительной мере и определяло ее характер. Как считают, первоначально Саркел должен был обслуживать торговые караваны и служить местом сбора торговой пошлины.

Прямоугольная в плане крепость, ориентированная углами по сторонам света, поставлена как бы на искусственном острове, ограниченном руслом реки и проточным рвом. По углам и вдоль стен располагались массивные квадратные башни. Две из них были воротными. Перед главными воротами внутри крепости был сооружен колодец, облицованный белым камнем вторые ворота выходили к реке. Юго-восточную часть крепости занимала цитадель, не имевшая выходов за пределы крепости и отделенная от остальной территории дополнительной стеной.

В состав хазарского каганата VIII — начала X в. входили некоторые города Крымского и Таманского полуострова. Салтово-маяцкая керамика, следы характерной бесфундаментной строительной техники с кладкой «в елочку» и некоторые другие элементы отмечены в материалах Керчи (Самкерца), Тамани (Таматархи), Фанагории, Судака (Сугдеи), Мангупа и др.

Жилища салтово-маяцкой культуры можно разделить на временные и стационарные. Временные жилища — юрты, следами от которых являются округлые или четырехугольные слегка углубленные в грунт площадки с ямками от кольев каркаса по периметру и прокаленным пятном от очага в центре. Этот тип построек чаще всего встречается на степных памятниках. Стационарные жилища прямоугольные в плане, наземные и полуземлянки, с очагом в центре. Стены стационарных построек чаще всего из дерева, обложенные сырцовым кирпичом или пластами глины. В Приазовье и Крыму распространены дома, каменные стены которых возведены на каменном же цоколе.

Религия и погребальный обряд. По сообщениям письменных источников известно, что население Хазарии поклонялось огню, богу молнии, священным деревьям, особенно широко был распространен культ коня и т.д. Видимо, хазарское язычество представляло собой сложный сплав верований различных племен, входивших в состав каганата.

Мужчин хоронили на спине, в вытянутом положении; женщин — в скорченной позе на боку.
Парные захоронения (мужчины и женщины) часто оказываются посыпанными углем. Как правило, в катакомбах находят глиняные сосуды, видимо, с напутственной пищей и питьем.
Подавляющее большинство погребений имеет богатый и разнообразный инвентарь. Мужские погребения сопровождаются предметами вооружения: слабоизогнутыми саблями, боевыми топорами-чеканами и стрелами, иногда вместе с остатками лука и колчана. Воинские наборные пояса, украшенные серебряными или бронзовыми бляхами, отражают ранг погребенного — чем богаче набор, тем более славен воин. Кроме того, в мужских погребениях встречаются предметы снаряжения верхового коня: удила, уздечный набор, стремена, остатки седел.

Для женских погребений характерны ножницы, бронзовые зеркала в виде круглого диска с ручкой в центре обратной стороны, копоушки, ногтечистки, туалетные пинцеты и различные украшения: серебряные или бронзовые серьги, перстни со стеклянными вставками, бронзовые и железные браслеты, разноцветные стеклянные бусы и бусы из хрусталя, сердолика и др. Встречено несколько женских погребений, сопровождаемых оружием и воинскими поясами. И в мужских, и в женских погребениях оказываются ножи и небольшие железные прямоугольные втульчатые мотыжки. Разнообразен набор подвесок-амулетов. Для раннего периода культуры характерны так называемые солнечные амулеты в виде колесообразных фигур, подвески с изображением птичьих головок и вписанными в круг грифонами или фигурами всадников. Встречаются амулеты в виде фигурок птиц, лошадок, миниатюрные зеркала, подвески из когтей или косточек животных. Детские захоронения, как правило, вещей не содержат.

Хозяйство салтово-маяцкого населения было земледельческо-скотоводческим, знакомо ему виноградарство и садоводство, добыча и обработка железа, гончарство, ювелирное дело и разнообразные промыслы. Для земледелия использовались в основном пойменные земли, распахивались и небольшие участки целины в степи, которые обрабатывались тяжелым плугом — на ряде поселений найдены слегка асимметричные лемехи и плужные ножи-чересла. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Для уборки урожая служили серпы. Зерно размалывали с помощью каменных жерновов, вытесанных из песчаника или известняка. В состав стада домашних животных входили крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Набор животных мог варьироваться в зависимости от типа скотоводческого хозяйства. Для лесостепной территории наиболее характерно придомное пастушеское скотоводство, для степной — полукочевое и кочевое.

Кухонная посуда нередко лепилась вручную и отличается грубым тестом и отсутствием орнамента. Обжиг кухонной посуды мог происходить в очагах и печах. Примерно с середины IX в. в быту появились глиняные котлы с округлым дном, которые также иногда украшались линейным или линейно-волнистым орнаментом.

К тарной посуде относятся крупные сосуды: пифосы, пифосы-кувшины, круглодонные яйцевидные амфоры и красноглиняные кувшины. Часть этих сосудов (амфоры) изготавливались в мастерских Крыма, Приазовья и, вероятно, Саркела.

Важной особенностью культуры Хазарского каганата является распространение среди его населения письменности — надписи, выполненные тюркскими рунами, встречены на памятниках прикладного искусства, изделиях из кости, каменных блоках и т.д. Знаки этого алфавита не совпадают с сибирскими рунами и пока не прочитаны. Интересны и многочисленные граффити — процарапанные на поверхности глиняных сосудов, кирпичей, каменных блоков изображения людей, животных, геометрические фигуры и т.п.

59. Волжская Болгария.

В VII в. н. э. на Средней Волге и в низовьях Камы появились тюркоязычные кочевые племена болгар. Они пришли из Приазовья, из мест своего первоначального обитания. Осевшие в Поволжье болгары смешались с местным населением, создали яркую материальную культуру и образовали раннефеодальное государство — Волжскую Болгарию, которое являлось одним из культурных центров средневековой Европы и сыграло немалую роль в процессе этногенеза современных народов Поволжья, прежде всего поволжских татар и чувашей.

Еще до прихода болгар на Волгу этот район был в основном земледельческим, населенным оседлыми племенами городецкой культуры. Поблизости жили и полукочевники — поздние сарматы. Как у земледельцев, так и у кочевников к моменту прихода болгар наблюдался процесс распада первобытно-общинного строя и образования классов.

В формировании Болгарского государства участвовали многие тюркоязычные и угроязычные племена. Археологический материал позволяет утверждать, что в состав государства вошли потомки племен раннего железного века — тюркоязычные болгары, алано-сарматские и угорские племена. Большой материал по этногенезу болгар дали Большетарханский (Средняя Волга) и Танкеевский (Татария) могильники. Большетарханский могильник VIII—IX вв. содержит около 400 захоронений кочевников, погребенных в вытянутом положении головой на запад. Рядом с погребенными находились кости лошади и овцы, изогнутые сабли, серпы, сделанные на гончарном круге сосуды и монеты-дирхемы.

Более обширный материал дал Танкеевский могильник, предположительно содержащий более 200 погребений. Почти половина их исследована. Погребальный обряд свидетельствует о различной этнической принадлежности погребенных. По-разному устроены могильные ямы. На части погребенных были тонкие серебряные лицевые маски, аналогичные найденным в погребениях на Верхней Каме и в Венгрии. В инвентаре много железных топоров, наконечников стрел, ножей, предметов конской сбруи. Из украшений характерны так называемые шумящие подвески из бронзовых и серебряных фигурок, прикрепленных к налобному обручу или повязке, серебряные ромбические накладки, височные кольца, бусы, браслеты. К более позднему времени расцвета Великой Болгарии относятся могильники Тарханский, Тиганский, Бабий Бугор.

Могильник Бабий Бугор расположен на территории древнего Болгара. Большинство найденных вещей представляют собой украшения, детали костюма, височные кольца с бусинами, браслеты, серебряные пуговицы, маленькие бронзовые чашечки.

До IX в. население Волжской Болгарии не было объединено и подчинялось хазарскому кагану. В это время у болгар возникли города Болгар, Биляр, Ошель, Керменчук и др. Они сохранили название племен, в землях которых возникли. Среди городов особенно быстро рос Болгар на Волге, занимавший выгодное географическое положение на торговых путях.

Волжская Болгария довольно хорошо изучена. Лучше всего изучен город Великие Болгары, расположенный недалеко от устья Камы на месте с. Болгары. Он был защищен валами и рвом. За главным валом, на южной оконечности был расположен так называемый Малый городок, окруженный валом и рвом. На площади городка находились остатки древних каменных сооружений.

Некоторые памятники архитектуры сохранились до сих пор. Среди них две бани, остатки мечети, так называемая Черная палата, также служившая мечетью, и усыпальницы при ней. В здании находились каменные бассейны. Одна из комнат с фонтаном служила раздевалкой и местом отдыха. Горячая и холодная вода подавалась по трубам. В центре города открыты остатки каменных и деревянных домов. В городе устраивались ярмарки, на которые съезжались русские, хазарские, хорезмийские, армянские купцы. Во время раскопок открыты отдельные кварталы — так называемые колонии, в которых проживали греки, армяне и русские.

Изучение городов Волжской Болгарии позволило проследить основные типы жилых строений доклассового общества периода образования и развития государства. Наиболее ранними были круглые полуземлянки с невысокими, выложенными камнем стенами. В центре стоял столб, поддерживавший перекрытие. Вокруг стены шли нары, а около входа находился очаг. К более позднему времени относится распространение каркасных глинобитных и рубленых домов. С X в. в городах Болгарии начинают создаваться монументальные каменные и кирпичные постройки, которые связаны с образованием государства. Возводились каменные сооружения двух типов: общественные помещения (например, бани, дворцы феодальной знати) и обычные жилища.

Города Волжской Болгарии были крупными ремесленно-торговыми центрами. Их окружали большие пригороды, населенные ремесленниками. Раскопки дали сотни предметов ремесленного производства. На Болгарском городище открыты сыродутные горны, тяжелые массивные кувалды для проковки криц, наковальни разных размеров и типов, различные кузнечные молотки. Один рабочий край у них был квадратным, а другой являлся пробойником или зубилом. Среди прочих предметов найдены чугунные котлы. Позже у болгар появляются плавильные печи, сложенные из кирпича с большими воздуходувными соплами, позволявшими создать высокую температуру, необходимую для плавки чугуна. Фактически это древнейшие в Европе чугунолитейные печи. Из чугуна получали железо и сталь, но старым способом — в твердом виде. Литейное производство было основано значительно позже.

Сельское хозяйство в Волжской Болгарии было оснащено различными типами железных сошников, мотыг. Весьма часто встречаются топоры. Они были различного типа: одни использовались для выкорчевывания кустарника, другие — в плотницком деле, а третьи были боевыми. С особой тщательностью отделывали боевые топоры: им придавали узкую, удлиненную форму и покрывали красивой чеканкой — растительным орнаментом и изображениями животных. Значительную часть предметов вооружения составляли разнообразные железные наконечники стрел: плоские, треугольные, многогранные, вильчатые с черешком и втулкой. Для защиты в бою служили кольчуги.

Археологический материал позволяет утверждать, что в Волжской Болгарии обособились и другие ремесла: медников, ювелиров, плотников, гончаров, камнетесов. Медники делали большие бронзовые котлы, отливали зеркала, бронзовые украшения и красивые, оригинальные висячие бронзовые замки, сделанные в виде животных, украшенные орнаментом и арабскими надписями.

1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


написать администратору сайта