Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗНООБРАЗИЕ РЕМЕСЕЛ

  • 62 . Культура монголоязычных народов и Юаньская империя.

  • Лесной период истории народа

  • Повсеместное создание городов

  • Традиционное жилище

  • Письменность

  • 63. КУЛЬТУРА МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ И ЮАНЬСКАЯ ИМПЕРИЯ (XIII-XIV BB.)

  • Корни многих явлений монгольской культуры, в XIII-XIV вв. распространившихся по Евразии, надо искать в лесном периоде истории народа

  • Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология


    Скачать 0.92 Mb.
    Название1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
    АнкорАрхеология
    Дата20.02.2023
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаарх.docx
    ТипЗакон
    #947079
    страница31 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
    АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР

    Золотоордынский архитектурный декор развивался под воздействием иранских и восточнокавказских (азербайджанских) импульсов.

    МОНЕТЫ Интенсивности рыночных отношений способствовала золотоордынская монетная чеканка. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.



    Известно большое количество монетных кладов, найденных как на городищах, так и вдали от них. Последние, вероятно, были зарыты купцами недалеко от трассы дороги в моменты опасности. Встречаются очень большие клады — до 30 тыс. серебряных монет. Огромное количество монет, главным образом медных, находят в культурном слое золотоордынских городищ. Кроме серебряных и медных монет в денежном обращении Золотой Орды ходили палочковидные «ладьевидные» серебряные слитки, встречаются золотые монеты.

    РАЗНООБРАЗИЕ РЕМЕСЕЛ

    • Сложное по технологии стеклоделие представлено многочисленными находками — сосудами, украшениями, оконным стеклом — и следами производства. В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус, подвесок, перстней и браслетов, что свидетельствует о местном производстве и узкой специализации ремесленников. Формы стеклянных сосудов разнообразны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубоватое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков. Продукция золотоордынских стеклоделов и состав стекла находят широкие аналогии в мастерских разных стран, в основном — среднеазиатских.

    • Железоделательное ремесло в нижневолжских городах специально не изучалось, но продукция его известна по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий — топоры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие — мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения — арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы — замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др.

    • В Новом Сарае на двух усадьбах были открыты косторезные мастерские. Ассортимент изделий косторезов был ограниченным — главным образом рукоятки ножей, накладки, навершия, производились также кольца для натягивания тетивы лука, костяные стрелы, проколки, копоущки, пластинчатые орнаментированные накладки на колчаны и ларцы.

    Цветные металлы

    Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром, раскопаны в нескольких золотоордынских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами — литьем, в том числе способом литья

    «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.Из цветных металлов, в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений (серьги, браслеты, кольца и перстни), детали одежды (пряжки, поясные бляшки, накладки и бубенцы), бытовые предметы (посуду, зеркала, пуговицы, бронзовые замочки в виде фигур животных, подсвечники и светильники, миниатюрные сосудики). Формы предметов (особенно украшений) были разнообразны. Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на концах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда — сюжет античной басни

    Торевтика наряду с поливной керамикой — область художественного ремесла, где наиболее ярко проявилось высочайшее мастерство и степень культуры золотоордынских ремесленников. Серебряные сосуды — кубки, чаши, кувшины — покрывались тончайшей гравировкой. Интересна группа золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украшением по гребню.

    Высочайшее мастерство золотоордынских торевтов ярко проявляется в одном из шедевров ювелирного искусства - «шапке Мономаха» — тронной регалии русских царей. Золотой головной убор XIV в. Покрыт тончайшей сканью и зернью так, что на поверхности образуется сложнейшая плетенка. Его филигранные узоры выполнены в традициях среднеазиатских мастеров.



    БЫТ

    Быт горожан дает дополнительные свидетельства высокого уровня культуры золотоордынской городской цивилизацииДля освещения домов пользовались масляными светильниками — глиняными и металлическими, а также свечами, вставлявшимися в керамические и бронзовые подсвечники. Богатые дома и общественные здания освещались подвесными арабскими стеклянными лампами и люстрами с несколькими лампами. Лежанки-суфы устилали кошмами и циновками. На пол стелились тростниковые циновки.



    Пищу готовили тут же. Отдельных кухонь нет даже в богатых домах. Хлебные лепешки пекли в тандырах. Мясо жарили на жаровнях.



    Играли в кости, шашки, шахматы. Находят детские игрушки — фигурки птиц и животных, свистульки. Была распространена достаточно сложная игра— «вавилон». Для нее расчерчивалось игровое поле на плитках, кирпичах или обмазке суфы.



    В пищу шла конина, баранина, говядина. Свинина была запрещена Кораном. Растительная пища — рожь, пшеница, орехи, изюм, чернослив, персики, бобы, виноград, арбузы. Употребляли пряности. Пили кофе, кумыс, хмельной напиток — бузу, вино, чаще медовое, редко — привозное виноградное.



    Одежда — штаны, рубахи, кафтаны, у богатых из дорогих шелковых и парчовых тканей. Употреблялась меховая и кожаная одежда. Носили кожаную обувь. Голову покрывали колпаками. Знатные женщины носили высокие головные уборы на каркасе—бокка. Опоясывались кожаными ремнями, кушаками, поясами с металлическими накладками, иногда золотыми с камнями. Пояса были знаком власти и принадлежности к элите. В числе женских, а иногда и мужских украшений — серьги, кольца, перстни, браслеты, нашивки на одежду.

    Общеупотребительны были деревянные гребни, у женщин — зеркала, туалетные щипчики, стеклянные флакончики.

    62 . Культура монголоязычных народов и Юаньская империя. Древние монгольские племена, жившие на территории современной Монголии и северо-восточного Китая, объединились в XIII в. Под властью Чингисхана.В XV-XVI в. Монголоязычные народы разделились на три группы: северную (халха – основное население Республики

    Монголия), южную (Внутренняя Монголия Китая) и западную

    (ойраты).Монголоязычные народы в древности – оседлые обитатели лесов в верховьях и Бассейне Амура. Основные занятия: рыболовство, охота, придомное скотоводство, Собирательство и земледелие. Северные соседи монголов – тунгусоманьчжурские народы.

    Лесной период истории народа:

    • Тип жилища – землянки. «Тайные» погребения (включая могилу самого Чингисхана) – грунтовые захоронения, лишенные надмогильных Сооружений. «Тайные» погребения – признак лесных народов. Незначительное количество достоверно монгольских захоронений.

    Повсеместное создание городов – отличительная черта монгольской культуры.

    Обнаружение в ходе раскопок городов в Туве двух могильников (на которых оказались каменные статуи чиновников, львов и баранов, стоявших парами вдоль прохода к невидимым могилам). Захоронения в деревянных гробах, установленных в боковые подбои.





    • Отсутствие укреплений в городском строительстве.

    • Применение обожженного Квадратного кирпича в бытовом и общественном зодчестве.

    • Богатство инвентаря.

    Традиционное жилище – разборная переносная юрта, крытая войлочными кошмами.

    РЕЛИГИЯ

    Во древности предки монгол были шаманистами. Во времена империи Юань официальной религии был тибетский буддизм традиции Сакья. После распада империи Юань наряду с буддизмом вновь большое значение приобрел шаманизм. К концу XVI столетия шаманизм был в Монголии вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг.

    Для монголоязычных народов характерны:

    чугунные котлы, литые втулки-цуны к осям телег, широкие и укороченные пятиугольные наконечники стрел, серые круговые сосуды со звонким черепком, пояса с бляхами обоймами и петлями, наборы серебряной пиршественной посуды.

    Письменность -уйгурская, квадратная

    Монгольская литература находится под большим влиянием своих устных кочевых традиций. «Три глыбы» монгольской литературы: Сокровенное сказание монголов, Гэсэр и Джангар, все они отображают многовековые традиции героического эпоса Евразийской степи. Монгольская литература также была отражением общества на текущий момент, уровня политического, экономического и социального развития, а также ведущих интеллектуальных тенденций.

    63. КУЛЬТУРА МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ И ЮАНЬСКАЯ ИМПЕРИЯ (XIII-XIV BB.)

    Нередко историю монголов начинают с XIII в., когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы — это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущие в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается.

    До X в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркоязычные племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты. Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере — титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий. Планировка уйгурских городов повлияла на градостроительство монголоязычных киданей. Именно их вторжение, произошедшее в 924 г., положило начало коренным этническим переменам в Центральной Азии. Государство киданей называлось Ляо (916-1125 гг.), лежало за пределами современной России, и его древности мы рассматривать не будем, но следует знать, что его материальная культура испытала сильное воздействие Уйгурского каганата и Древнехакасского государства. С конца XII в. монголоязычные народы господствовали в центральноазиатских степях и пустынях, а их граница с тюркоязычным миром стала такой, как ныне.

    Корни многих явлений монгольской культуры, в XIII-XIV вв. распространившихся по Евразии, надо искать в лесном периоде истории народа. Таковы «тайные» погребения (включая могилу самого Чингисхана) — грунтовые захоронения, лишенные надмогильных сооружений. В отличие от курганов, создаваемых степняками, такие могилы — признак лесных народов. Понятно, что достоверно монгольских захоронений найдено крайне мало. Надежным поисковым признаком монгольских кладбищ в таких условиях становятся города, что при обыденных оценках кочевой жизни звучит парадоксально. Однако если не возводить в абсолют подвижные черты быта, то станет заметна и другая отличительная черта монгольской культуры — повсеместное создание городов. Только в Золотой Орде их было более 100, и в 20 из них чеканилась монета. Археолог, желающий отыскать монгольские кладбища, должен изучать городские могильники. Так найдены два могильника в Туве, на которых оказались каменные статуи чиновников, львов и баранов, стоявших парами вдоль прохода к невидимым могилам. Захоронения совершались в деревянных гробах, установленных в боковые подбои. Надо сказать, что третий городской некрополь, в Забайкалье, был курганным, т.е. отражал постороннее влияние.

    Своеобразие монгольских городов состоит не только в отсутствии укреплений (что порождено сильной центральной властью), в применении обожженного квадратного кирпича в бытовом и общественном зодчестве (черта эта воспринята извне), в богатстве инвентаря, соединившем достижения ремесел и искусств Запада и Востока (что присуще любой городской культуре).

    Специалист отличает монгольский город по типу жилищ, единому для всей империи — от Забайкалья до Молдавии. И это не юрты, а квадратные дома с каркасными, столбовыми стенами, поставленные без фундаментов.

    Вдоль трех стен устроены сплошные глиняные лежанки с внутренним обогревом: в продольные каналы направлялся горячий дым из специальной печи. Такие лежанки называют кан, возникли они на северной монгольской прародине и известны еще у хунну, в культуре мохэ, киданей и чжурчжэней. Степной быт не отучил монголов от древнего домостроительства и оседлой жизни.

    Многочисленность домов с канами показывает, что в Европу монголов пришло немало и среди них были строители. Инженерные части сопровождали войска. Так, в 1218 г. в отрогах Тянь-Шаня монголы возвели 48 бревенчатых мостов, пропускавших по две телеги.

    Монгольские города, два из которых найдены в Забайкалье (Хирхира, Кондуй) и шесть в Туве (Оймак, Дён-Терек, Межегей и др.), частью были сооружены уже в начале XIII в. и расцвели при династии Юань (1260-1368 гг.). Страна от Алтая до восточных морей делилась на 12 провинций (а те — на области, округа, префектуры и уезды). Центром провинции Лин-бэй (Монголия и Саяно-Алтай) был Каракорум на р. Орхоне, также изучавшийся археологами. Хотя ни один из этих памятников не раскопан в полной мере, они рисуют развитую управленческую, духовную, производственную и торговую жизнь городов той эпохи. Административные здания, прежде всего дворцы наместников, сооружались на грунтовых платформах, имели кирпичные полы и крылись желобчатой черепицей. Тяжелые крыши (удерживаемые колоннадами на каменных базах) украшались терракотовой скульптурой, стены белились и расписывались фресками. На центральных площадях стояли каменные стелы с высеченными указами. В каждом городе открыты храмы — с 1269 г. буддизм был официальной религией империи. С новой верой пришли ее философия и искусство. В городах многочисленна глиняная и каменная буддийская скульптура, скальная часовня, обнаруженная в Туве, сохранила красочное изображение Будды..

    Саяно-Алтайское нагорье было необходимо монгольскому государству как сырьевая база, поставлявшая металл и хлеб. В ремесленно-хлебопашеских колониях здесь селили местных и угнанных из Китая мастеровых и земледельцев. В Туве, на р. Межегей, в шахтах добывался уголь, в городах плавился металл, выжигался кокс, отливались чугунные изделия, в том числе плужные лемехи и отвалы. На них есть иероглифические надписи (китайское письмо было международным), выявляющие задачу поселенцев: «Напрягайте все усилия для обработки полей». Восприняв от чжурчжэней технику чугунной плавки, именно монголы познакомили с ней Европу. В Южной Сибири возникли фактории мусульман, получивших монополию на скупку хлеба. Они найдены в Туве и Бурятии по среднеазиатской посуде и исламским захоронениям. Огромные жернова мельниц, вращаемые животными, говорят о высокой продуктивности земледелия. Велась добыча соли, алебастра, гипса, строительного камня и, конечно же, глины. Гончарство давало превосходную посуду, использовало различную поливу, изготовляло черепицу, облицовочные плиты, кирпич и скульптуру. Массовым было кузнечное дело, каменотесное и другие ремесла. Денежное обращение, став повседневным, основывалось на серебряных слитках и бронзовой расхожей монете.

    Присутствие монголов по всей Евразии обнаруживается по ряду характерных изделий. Таковы трехногие чугунные котлы и литые втулки-цуны (в виде шестеренок) к осям телег, широкие пятиугольные наконечники стрел укороченных пропорций, серые круговые сосуды со звонким черепком. Пояса с бляхами-обоймами (низавшимися на ремень) и петлями для подвешивания предметов стали признаком служилой знати и быстро стерли этнические границы. Наборы поясов были каменными, бронзовыми или серебряными, украшались рельефным и резным узором, растительным и зооморфным. В их оформлении смешалось несколько восточных традиций (Маньчжурии, Китая, Ирана, Южной Сибири). На разнородной основе сложился специфический официальный художественный стиль евразийского государства. Аристократической принадлежностью стали и наборы серебряной пиршественной посуды: кубок, широкая чаша, ковш, подвешивавшийся к поясу. По разным культурам распространились боевые луки с центральной веслообразной накладкой, длинные костяные пряжки подпруг, женский инвентарь: туалетные щеточки, шарнирные ножницы, S-видные серьги.

    К монгольскому языку приспособили существовавшие письмена (курсивное уйгурское — при Чингисхане) и изобрели на их основе собственные (иероглифическое от китайского — в Ляо, квадратное от тибетского — в Юань). Сложилась своя литература, включая историческую. Эпиграфические памятники уйгурского и квадратного письма монголов во множестве найдены и в Азиатской, и в Европейской России. Таковы, например, пай-цзы — металлические пластины— пропуска для посланцев с лаконичной надписью: «Силою Великого Неба, волею Великого Хана — кто ослушается, умрет».

    С упадком государственности в XIV-XV вв. монголоязычные народы были частью ассимилированы в областях древних держав (таких, как Китай и Иран), а частью вновь вытеснены в сухие горностепные районы, где географические условия вернули их быт к единственно возможным формам кочевого скотоводства. В лесостепных районах, однако, не был забыт опыт ни городской жизни, ни земледелия. Сохранились и достигнутый социальный уровень, и развитие религиозно-духовной и письменной культуры.

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта