Археология. арх. 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология
Скачать 0.92 Mb.
|
В Болгарии было широко развито производство различных ювелирных изделий — пластинок для украшения сбруи, поясов, седел, производство перстней, бус, различных привесок, красивых плетеных браслетов. Глиняную посуду изготавливали как ремесленники, так и само население. Поэтому наряду с прекрасными керамическими изделиями, сделанными на гончарном круге, встречаются обломки грубых, вылепленных вручную сосудов. Посуда была самой разнообразной по форме: горшки, высокогорлые и фигурные кувшины, кружки желто-красного, серого и черного цвета. В керамическом производстве и манере украшать сосуды чувствуется влияние культуры Средней Азии. Болгарские гончары кроме посуды делали множество других поделок. Нельзя не упомянуть о фигурках животных и погремушках из глины. Особо следует отметить так называемую строительную керамику — изготовление керамических водопроводных труб, кирпичей, изразцов, которыми украшались стены зданий, и производство маленьких мозаичных плиток различного цвета, которые шли на отделку помещений. С X в. в Волжской Болгарии чеканились свои монеты с арабскими надписями, внешне похожие на арабские дирхемы. В XI в. выпуск монет прекратился и был возобновлен золотоордынскими правителями Болгара в XIV в. Болгары поддерживали наиболее устойчивые торговые и политические связи с арабами, Хорезмом, с русскими княжествами и Арменией. Встречаются также вещи и Ирана и Византии. Однако, несмотря на широкое развитие городской жизни, основная масса населения занималась сельским хозяйством и жила в небольших сельских поселениях. 60. Кочевники южнорусских степей в IX-XIII вв. В IX-XIII вв. в южно-русских степях кроме болгар обитали три основных тюркоязычных народа — печенеги, торки (гузы) и половцы, основу хозяйства которых составляло кочевое скотоводство. Археологически различить все эти кочевые народы очень трудно, поскольку вид хозяйства и образ жизни был у них практически одинаков. На основе письменных источников в истории южнорусских степей выделяются два периода: печенежский (X - начало XI в.) и половецкий (середина XI — первая половина XIII в.). В IX в. союз кочевых племен лесостепной полосы между Волгой и Уралом возглавили печенеги. Наряду с тюрками в этот союз вошли и разноязычные потомки позднесарматских племен Заволжья. В это же время в степях Зауралья сформировался другой племенной союз во главе с гузами и половцами. Гузы представляли собой мощное объединение полукочевых племен, обитавших в Приаралье и по р. Сырдарье. В конце IX в. они начали вытеснять печенегов из-за Волги на запад. С этого времени начинается постепенное продвижение печенегов по территории Хазарии, частичное разорение ее поселений и столкновения печенегов с Русью. Печенеги кочевали в степях между Волгой и р. Прут до их разгрома дружинами Ярослава Мудрого в 1036 г. После этого часть печенегов отошла далее на запад в Подунавье, а оставшаяся часть смешалась с вторгшимися в первой половине XI в. из-за Волги родственными племенами гузов (именовавшихся в русской летописи торками) и половцев. Культура средневековых кочевников изучена в основном по материалам погребений, поселения их почти неизвестны. Все кочевнические погребения совершены по обряду трупоположения в подкурганных ямах. Как правило, курганы кочевников не образуют заметных скоплений, а разбросаны по степи, как бы отмечая маршруты кочевок. Для печенежского периода характерно использование уже существующих, ранее сооруженных курганов. Собственно печенежские курганы насыпались редко. Погребение совершалось в продолговатой яме, головой на запад. С левой стороны от умершего размещались голова и ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, вероятно, это остатки от чучела животного. Иногда чучело размещалось на специальном уступе вдоль боковой стенки могильной ямы. Женские погребения встречаются очень редко. Мужские захоронения сопровождаются наступательным оружием и снаряжением верхового коня: удилами и стременами. Из предметов вооружения чаще всего встречаются черешковые наконечники стрел разной формы, к числу редких находок относятся наконечники копий — втульчатые бронебойные, и сабли — короткие слабо искривленные клинки, очень похожие на салтово-маяцкие. Кроме того, в погребениях находят остатки берестяных или кожаных колчанов, окованных железными пластинами, костяные накладки седел, часто орнаментированные, и детали от сложных луков. Встречаются грубые лепные сосуды, пышно украшенные орнаментом в виде ямок, волны, насечек и др. Половецкий период характеризуется сооружением курганов из земли и камня или обкладкой основания насыпи камнями. Человека, помещенного в могильную яму головой на восток, сопровождал конь, часто взнузданный, который располагался сбоку от него. В некоторых случаях коня погребали отдельно, в специально вырытой для него яме. В погребениях этого периода появляется защитное вооружение: железные кольчуги, шлемы и даже наколенники. По-прежнему частой находкой являются черешковые стрелы, а копья встречаются редко. Сабли встречены примерно в половине мужских погребений. Происходит постепенное увеличение длины и кривизны клинка, конец которого затачивается с двух сторон. В половецкое время в погребениях появляются железные лицевые маски, которые, как полагают, передают индивидуальные черты умерших, и кистени — боевые гири. В погребениях обычной находкой являются предметы снаряжения верхового коня. К удилам и стременам добавляется плеть с металлическим или костяным набалдашником. Кроме предметов вооружения и конского снаряжения, в мужских погребениях находят кресала, ножи, гребенки. В отличие от предшествующего периода, женские погребения достаточно многочисленны. Для них характерны витые браслеты и браслеты, украшенные на концах вставками из ляпис-лазури, перстни, бронзовые или серебряные серьги, украшенные полыми биконическими или шипастыми бусами, шейные гривны, круглые бронзовые зеркала, похожие на салтово-маяцкие, ножницы, глиняные и каменные пряслица. Встречаются серебряные бляшки-нашивки от головных уборов, сшитых из шелковых тканей и украшенных цепочками и бубенчиками. Кроме глиняных лепных сосудов, в погребениях встречаются железные клепаные котлы цилиндрической формы. Печенеги, торки, половцы были язычниками — в погребениях довольно много находок различных амулетов. С культом предков связаны так называемые половецкие «бабы» — каменные изваяния мужчин и женщин, большинство которых относится к концу XI — началу XIII в. Ранние изваяния довольно примитивны и схематичны. Изваяния XII в. — это скульптурные изображения, передающие зачастую индивидуальные особенности костюма и лиц. Изображенные на каменных фигурах оружие, украшения, бытовые предметы имеют многочисленные аналоги в находках из кочевнических курганов этого времени. Половецких «баб» находят от Среднего Поднепровья до междуречья Волги и Дона. Изваяния устанавливались в центре святилищ, сооруженных в степи на высоких местах. Святилища имели вид квадратных площадок, окруженных каменной оградкой. В центре площадок находятся остат¬ки жертвоприношений, совершенных у подножия изваяний. Жертвенными животными были лошади, быки, бараны, собаки. Как уже говорилось, поселения кочевников известны плохо. Часть из них представляла собой, видимо, зимовища — длительные ежегодные стоянки. Обычно зимовища не укреплялись, исключение составляли поселения, устроенные на местах разрушенных городов и крепостей, например в Белой Веже, взятой половцами в 1117 г. Остатки половецкого становища здесь представлены развалами глинобитных и турлучных построек, керамикой и редкими находками предметов вооружения, относящимися к первой половине XII в. По сообщениям древнерусской летописи, половцы владели несколькими «городами», бывшими ранее хазарскими крепостями. Свои, очевидно, новые названия — Шарукан, Сугров, Балинони получили по именам владевших ими ханов. Жилищем кочевников были юрты и двух- или четырехколесные кибитки, известные по запискам Плано Карпини и Вильгельма Рубрука (XIII в.). Следы юрт обнаружены в поздних слоях Саркела-Белой Вежи, относящихся ко второй половине X -началу XI в. Хозяйство было преимущественно кочевым. Стада состояли из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов. Часть населения кроме скотоводства занималась земледелием, оседая на местах длительных ежегодных зимовищ по берегам рек. Выращивали просо, пшеницу. Видимо, ремесла имели сезонный характер и развивались в основном на зимовищах. Разнообразный перечень специальностей и связанных с ними предметов приведен в «Половецком словаре», памятнике XIII в. В нем упомянуты: сапожник, токарь, кузнец и соответствующие предметы — сапог, подошва, пила, циркуль, наковальня, железо, молот. 61.Золотоордынские города Нижнего Поволжья Поход войск Монгольской империи на Восточную Европу: На протяжении ряда лет монголам не удалось преуспеть в покорении восточноевропейских народов силами одного улуса Джучи, и был организован поход силами всех улусов. Решение о Кипчакском походе было принято на курултае, состоявшися в 1235 году. В 1236-37 годах были покорены поволжские народы и половцы, зимой 1237-38 годов основные силы монголов нанесли поражение великому князю Владимирскому; затем в 1239 году завершили захват Поволжья и степей вплоть до Кавказского хребта, одновременно нанеся три удара по пограничным русским княжествам. В завершение похода все силы вновь соединились для разорения ЮгоЗападной Руси и Центральной Европы в 1240-42 годах. ГОРОДА Золотоордынские города появились не в результате длительного экономического развития в местах традиционной оседлости, а возникли «мгновенно» в районах, лишенных длительной селитьбы. За короткий срок — вторая половина XIII — начало XIV в. — по берегам Волги и ее притоков от среднего течения и до дельты выросла целая цепь золотоордынских поселений. Археологические материалы фиксируют не менее 75 городищ. Большинство их мало изучено, поэтому нет оснований все места с золотоордынскими слоями относить к городским центрам, однако размах строительства впечатляет, тем более что помимо Поволжья золотоордынские поселения возникают в Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Подонье, в Крыму, в Поднепровье, в Молдавии. Примечательно, что везде, даже в старых поселенческих районах, вблизи домонгольских городов, золотоордынские поселения не имеют предшествующих культурных напластований. Городскими центрами в Нижнем Поволжье были Сарай — столица Улуса Джучи (ныне Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги — Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Волгоградом), в который в 40-х гг. XIV в. Была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Волгограда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО Жилые постройки в золотоордынских городах наглядно демонстрируют социальную ранжированность жителей. Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) вдоль двух или трех стен и вход в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь землянок 11-32 кв. м. Зафиксированы случаи перестройки больших землянок в дома с элементами благоустройства, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печьютопкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау — устройство для умывания. Такие перестроенные или изначально благоустроенные землянки меньшего размера (9-15 кв. м) служили жилищами индивидуальной семьи полусвободных или бедных свободных горожан. Малоимущие проживали также в однокомнатных домах, частично заглубленных в землю. Эти дома имели деревянные стены, обмазанные глиной. Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с деревянными или кирпичными сырцовыми стенами могли быть жилищами бедняцких семей, слуг или зависимых людей. Постройки часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустройства внутри помещения. В суфах устраивались двойные или тройные линии дымоходов. Иногда несколько однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция привела к тому, что позднее стали сразу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и деревянные, образованные несколькими соединенными между собой домами, обычно с индивидуальными входами. Жилищами золотоордынской аристократии были большие многокомнатные дома, которые нередко представляли собой настоящие дворцовые комплексы. Громадные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового либо жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, иногда поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканальные каны. В центре устраивали бассейн. Стены центральных залов расписывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сторонам зала располагались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись специальные детские комнаты. Иногда в доме насчитывалось до 10 и более комнат. Жилые помещения белились, иногда расписывались. Специальные комнаты отводились под тошнау, обычно с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики. Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орнаментированными наличниками. Крыши таких домов, возможно, крылись черепицей. ГОРОДСКИЕ УСАДЬБЫ Ранние ордынские города состояли, вероятно, из группы замков-усадеб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов — строителей и ремесленников, согнанных с захваченных земель. В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются общественные места — мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ В городах выявлены элементы благоустройства. Вдоль городских улиц выкапывались арыки — канавы с проточной водой. В кварталах рядовой части населения имелись общественные колодцы и устраивались большие квартальные водоемы на площадях. Использованная вода отводилась по деревянным дренажным трубам. В застройке золотоордынских городов важное место занимали культовые постройки и общественные бани. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами. Одна из соборных мечетей исследована в ходе раскопок. Постройка представляла собой крупное прямоугольное здание площадью 1700 кв. м, сложенное из жженых кирпичей. Колонны делили центральный зал на девять нефов. Вход в мечеть был оформлен мощным порталом. У входа, внутри постройки, был вымощенный кирпичом дворик. К западу от главного портала стояло небольшое помещение с двумя колоннами, кирпичным полом и стенами, богато украшенными мозаикой с позолотой. Рядом с мечетью раскопан Гобразный дом с несколькими изолированными жилыми комнатами с канами и печами. Одна комната была пустая, с небольшой нишей: вероятно, это маленькая мечеть. Все здание, возможно, являлось странноприимным домом (хонако). Руины мечетей были исследованы и в других золотоордынских городах. Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых горожан. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) — устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны. Погребальные постройки — мавзолеи были разных типов, однокамерные и двухкамерные. Они нередко декорировались, в том числе мозаиками. Наряду с наземными были подземные мавзолеи. КЕРАМИКА Поливная или глазурованная керамика — ярчайшее и характернейшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из глины и кашина (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хорошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкретизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранскосреднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного. Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разнообразием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая растительные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи. |