Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование государства Русь

  • Династия Рюриковичей

  • Норманнская теория

  • Основные занятия восточных славян

  • Язычество восточных славян

  • одухотворении сил природы.

  • трех миров.

  • Русь при первых князьях

  • Принятие христианства, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

  • Значение принятия христианства

  • Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.).

  • сам 1. 1 Образование и развитие Древнерусского государства в viii xii веках Цель занятия закрепление знаний о образовании и развитии Древнерусского государства в viii xii веках


    Скачать 75.42 Kb.
    Название1 Образование и развитие Древнерусского государства в viii xii веках Цель занятия закрепление знаний о образовании и развитии Древнерусского государства в viii xii веках
    Дата15.11.2022
    Размер75.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласам 1.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #790133


    Самостоятельная работа по теме 1.1. Образование и развитие Древнерусского государства в VIII – XII веках

    Цель занятия: закрепление знаний о образовании и развитии Древнерусского государства в VIII – XII веках.

    Задание 1.

    Из учебника Зуев, М. Н. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 изучите главу 1 стр. 17- 33.

    Ключевые вопросы темы: образование государства Русь, династия Рюриковичей, «норманнская теория», занятия восточных славян, язычество восточных славян, Русь при первых князьях, принятие христианства, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, Русская Правда, начало раздробленности, Любечский съезд, Русь при Владимире Мономахе.

    Образование государства Русь:

    Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

    Династия Рюриковичей:

    Начало династии Рюриковичей связывают с призванием варягов - трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Руси (862 год). Именно от князя Рюрика и вел свое происхождение род Рюриковичей. Они были первой династией князей и царей, княживших на Руси.

    До их прихода, на Русских землях действовала власть народа (племен), начались межплеменные войны, и было решено призвать князя со стороны, который бы управлял ими.

    Несмотря на то, что Рюрик считается основателем рода, историки называют родоначальником династии Рюриковичей киевского князя Игоря - сына Рюрика.

    Норманнская теория:

    Норманнская теория — концепция в исторической науке, согласно которой российское государство было образовано варяжской династией. Также для обозначения этой теории используется синоним «норманизм».

    Основные занятия восточных славян:

    земледелие

    скотоводство

    бортничество

    рыболовство

    охота

    ремёсла: ткачество, кузнечное, гончарное

    Язычество восточных славян:

    До тех пор пока славянский народ не принял христианство, язычество, было основой их религиозных верований. Языческие представления были неотъемлемой частью жизни всех славян, наполняя их существование от появления их на свет до последних дней. Суть верования было в одухотворении сил природы. Поскольку язычество это многобожие, то единого представления о боге у них не было. Они поклонялись солнцу и грозе, земле и ветру. Каждый из славянских богов как раз и был олицетворен каким - либо явлением происходящим в природе или стихией. Славяне верили, в существование трех миров. Первый это невидимый Высший мир - мир богов. Вторым есть мир, который на самом деле существует. Он реальный и в нем живут люди. Третий мир - это мир под землей, куда отправляются люди после смерти. И поэтому, были уверенны, все, что окружает их наделено разумом и силой, и оно живое.

    Русь при первых князьях:

    Древнерусское государство возникло с момента , объединения Киева и Новгорода под властью Олега (прежде существовали отдельные племенные государства-княжения). Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве - 882. Согласно летописи, оно продолжалось до 912. Князь Олег подчинил большинство восточнославянских племён, начал укрепление границы с кочевниками, добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией. После смерти Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика Игорю следует обратить особое внимание на неточность летописных датировок: согласно "Повести временных лет", Олег приплыл в Киев с малолетним Игорем на руках и правил от его имени. В год смерти Олега Игорю было не менее 30 лет, а в 945 - не менее 63 лет. Но после убийства Игоря его единственный сын Святослав был, согласно летописи, настолько мал, что не мог бросить копье. Летописи и византийские документы сообщают в основном о внешней политике киевских князей.

    О внутренней политике известно гораздо меньше. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени - полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья). Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие. Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось ещё непрочным. После смерти Олега некоторые племена (напр., древлян) пришлось покорять вторично. Покорение вятичей произошло при сыне Ольги - Святославе, а окончательное подчинение радимичей - лишь при Владимире I (внуке Ольги). Сбор дани вначале не был регламентирован, что вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично взять с них дань. Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX-XI вв. дружинники были не слугами, а вассалами князей. Дружина делилась на старшую - бояр и младшую - гридей (отроков, детских). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые - воинами.

    Принятие христианства, расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром:

    Прибыли к Владимиру послы из всех соседних государств с рассказами о своих верах. Наибольшее впечатление произвел на него рассказ греческого священника. Рассказал священник о рождении Иисуса Христа, об учении Его, чудесах, страданиях, смерти, воскресении, вознесении на небо; объяснил, ради чего пострадал Христос и какую жизнь заповедовал христианам. Владимир решил послать послов в разные страны, чтобы посмотреть, как совершаются их церковные службы. Когда прибыли русские послы в Константинополь, византийский император приказал патриарху совершить службу для русских как можно торжественнее, чтобы видели "славу Бога нашего". Православная служба потрясла русских послов. Владимиру они говорили: "Мы не знали, на небе мы или на земле…Нет на земле такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем… Там Бог пребывает с людьми".
    Христианство было распространено на Руси издревле и пустило глубокие корни. По преданию, после смерти Иисуса Христа его ученики - апостолы - отправились проповедовать учение своего Учителя и разнесли его по всему миру. В Скифию, где позже станет Русь, отправился Андрей Первозванный, прозванный так потому, что Христос первым позвал его к себе в ученики. Андрей поднялся до среднего течения Днепра, водрузил там крест и предсказал, что там возникнет город, который станет "матерью городов русских". Далее путь Андрея Первозванного лежал через Новгород, Балтику в Рим, где он был распят на кресте за христианскую веру.
    Христиане жили в Киеве, Новгороде, других русских городах издавна. Христианство приняла бабка Владимира княгиня Ольга, о которой сохранилась память как о мудрой правительнице. Высота христианского учения - единобожие, над язычеством была для киевского князя очевидной. И, в конце концов, к этому времени вся жизнь восточнославянского общества была ориентирована на Византию.
    И Владимир сделал выбор в сторону христианства восточного, византийского - православия. Но брать от греков православие как милостыню Владимир не хотел.
    Отправился он с войском на Корсунь, самый богатый греческий город в Крыму, и взял его. Греческим братьям-императорам велел передать, что если не отдадут за него их сестру - красавицу Анну, то с Константинополем будет то же самое. Императоры ответили, что нет у православных обычая отдавать родственниц за некрещеных и что Владимир должен принять православие. Плакала Анна, не хотела выходить замуж за русского "варвара", но уговорили ее братья, что приносит она себя в жертву великому делу: узнает Русь свет истинной христианской веры, а Византия избавится от опасного соседа.
    Владимир вместе со своей дружиной крестился в Корсуни. По прибытии в Киев Владимир крестил своих сыновей в источнике, который навсегда получил название "Крещатик". Затем в Днепре киевский князь крестил киевлян. Крестилась Русь непросто. "Огнем и мечом" крестились новгородцы, народ не раз поднимал восстания против новой религии. В основном понадобилось 100 лет для того, чтобы новая религия укрепилась на Руси. Но еще до ХIV в. на Руси сохранялось двоеверие: в церкви, на людях поклонялись Христу, а дома, тайком - старым привычным языческим богам.
    Был Владимир великим грешником. Но после принятия православия разительно переменился и стал истинным христианином. Принятие православия в качестве государственной религии является самой главной исторической заслугой Владимира перед Русью. У него были разные варианты в выборе для страны веры, но он гениально угадал, что потребностям государства, условиям проживания на Русской равнине, менталитету русского народа отвечает именно православие. Православие сделало русских уникальными, православие определило будущую высокую судьбу России. За это в памяти народа он остался как "Святой", "Креститель", "Красное Солнышко".
    Русская Церковь стала митрополией (отделением) Константинопольской патриархии. Во главе Русской Церкви константинопольским патриархом был поставлен митрополит. Отдельные области возглавлялись епископами, которым подчинялись священники в городах и селах. На содержание Церкви князь отдавал десятую часть собираемых налогов. На десятинные деньги Владимир приказал построить первую в Киеве Десятинную церковь.
    Так, дав Руси свою веру, а позже и имя, Византия стала крестной матерью Руси.
    Со времен принятия христианства история Русской Церкви самым тесным образом переплелась с историей народа. Никогда у Русской Церкви не было иных интересов, кроме интересов государства и народа.
    Значение принятия христианства было огромно и проявлялось буквально во всем. Принятие православия перевернуло всю жизнь восточнославянского человека:

    • на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;

    • на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;

    • для украшения храмов нужны были иконы; на Руси возникла иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;

    • на Руси появилась фресковая живопись;

    • появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI в.;

    • христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;

    • христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский;

    • изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;

    • с принятием христианства русское общество обрело духовный стержень, Церковь стала объединяющей силой в государстве.

    Вместе с тем, принятие православия привело к культурному размежеванию восточных и части южных - с западными славянами, принявшими христианство из Рима. Восточные славяне ушли в орбиту византийской культуры, а западные - римской.
    Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Расцвет государства Русь связан с именем еще одного выдающегося правителя Древней Руси - Ярослава Владимировича. В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира - Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - Бориса и Глеба. Борис и Глеб были самыми любимыми и необычными детьми Владимира. Рождены они были от матери-христианки и с детства отличались христианским благочестием. Братья знали, что к ним подосланы убийцы, но решили принять смерть. Они как истинные христиане посчитали, что умирают во славу Иисуса Христа. Христос знал о своей судьбе, мог спастись, но смиренно принял ее.
    Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. С тех пор Борис и Глеб считаются небесными покровителями великокняжеской династии, а Святополк получил прозвище Окаянный.
    Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета.
    Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.
    При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В подражание Константинополю Ярослав обнес Киев высокой каменной стеной, выстроил парадный въезд в Киев - Золотые ворота. В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников. Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.
    С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные - изображения святых, Иисуса Христа, Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.
    При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".
    Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.
    При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.
    Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда". "Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. В византийских источниках содержится упоминание о законе русском времен первых киевских князей. Ученые предполагают, что в те времена существовал свод юридических норм и правил, но в устной форме. "Русская Правда" - первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями.
    При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.
    Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.
    Эпоха Ярослава Мудрого имеет еще одно непреходящее значение: позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению.

    Русская Правда:

    Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

    При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярославасостояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.



     Начало раздробленности:

    В XII-XIII вв. на Руси идет процесс феодальной раздробленности. К 50-м гг XII века из Киевской руси выделилось 15 самостоятельных княжеств, к началу XIII - 50.

    Раздробленность является естественной частью исторического процесса становления государства. К XII веку на Руси складывается ранне-феодальное государство, после чего начинаются социальные конфликты между правящий верхушкой, где решающую роль играло боярство. Вместе со своими князьями они хотели отделиться от центральной власти. После отделения внутри назревали конфликты между князем и боярами. Везде подобные вопросы решались индивидуально. Исходя из этого образовались княжества с разным политическим строем: монархия или республика. К республиканскому строю относились: Новгородская и Псковская земли. Остальными правили княжеские династии.

    Изначально самым могущественным и развитым было Киевское княжество, но довольно в короткий период на первый план вышли другие княжества. Великими князьями стали называть всех князей.

    Во время раздробленности связь между русскими землями сохранялась на основе:

    • общего языка;

    • одной веры;

    • единых законов;

    • общего исторического наследия.

    В ходе раздробленности появились 15 княжеств. Самые крупные и сильные: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское. Каждое отличалось формой правления в зависимости от того, как распределялся политический вес трех сил: князя, бояр и вече. Княжества с сильной княжеской властью постепенно превращались в неограниченные монархии, княжество с сильными боярами становились монархиями, ограниченными властью боярских групп, княжества с сильным вече образовывали республики.

    Любечский съезд:

    Лю́бечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.

    Русь при Владимире Мономахе:

    После кончины Святополка Изяславича в 1113 году Владимир Мономах приехал в Киев и был принят как новый Великий князь Киевский.

    Мономах оказался  реформатором. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный его дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А ещё он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.

    Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства.

    Задание 2.

    Составьте таблицу « Правители Древнерусского государства».

    Правитель

    Годы княжения

    Наиболее значимые события, связанные с деятельностью данного правителя

     Рюрик

     862-879

     Легендарный основатель древнерусского государства

    Олег

    879-912

    Поход на киев, образование единого государства(882г), поход на Константинопол(907г), первый письменный договор с Византией(911г)

    Игорь

    912-945

    Позоды на византию (941 и 944 гг)

    Ольга

    945-969

    Отомстила за убийство мужа, упорядочила сбор дани, приняла христианство в ходе визита в Константинополь

    Святослав

    945-972

    Подчинил вятичей, разгромил Хазарский каганат, поход в Болгарию, поход против Византии.

    Владимир

    980-1015

    Попытка привести к единобожию языческие культуры(980г) принятие христианства как государственной религии(988г)


    написать администратору сайта