Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека

  • Что же представляет собой человеческая уникальность

  • Человек и природа

  • 3 Платон сказал: «Человек – двуногое животное без перьев» Соласны ли вы с этим утверждением

  • Философия. философ. 1 общая характеристика философии


    Скачать 24.65 Kb.
    Название1 общая характеристика философии
    АнкорФилософия
    Дата23.03.2021
    Размер24.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософ.docx
    ТипДокументы
    #187508

    1 общая характеристика философии

    Философия (от греч. рhilео — люблю, sорhiа — мудрость) — любовь к мудрости.

    Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

    Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

    Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

    Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

    Философия включает в себя:

    — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

    — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

    — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

    — теорию познания;

    — проблемы теории познания и творчества;

    — этику;

    — эстетику;

    — теорию культуры;

    — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

    Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

    Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

    Функции философии:

    — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

    — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    — аксиологическая функция (от греч. ахiоs — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

    2 Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека

    Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в нем не только родовую сущность, но и уникальное, особенное, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым – ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, уникальность наблюдается даже у животных (кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их "характерах"). Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его поведения, общения с людьми и природой.


    Что же представляет собой человеческая уникальность?

    Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности формируют социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие – человек не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, он всегда обременен багажом своей биографии. Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я – индивидуальное существо.

    Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она – это самая устойчивая основа, а как частный случай – инвариант и одна из основ (другая основа – социум) личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его – душа.

    Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: "Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями?" Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом переметанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?

    Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности – это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества.

    Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

    Всю свою жизнь автор наблюдает и размышляет о природе человека и должен признаться, что невозможно узнать о ней все: сколько ее ни изучай, рано или поздно непременно убедишься в том, что человек – это великая тайна и для других, и для самого себя. С ней он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума.

    Говоря о загадочной человеческой личности, ее непроницаемости для раскрытия всей полноты ее сущности, мы не должны впадать в крайность антропологического агностицизма. Мы ведь пока рассмотрели проблемы человека, личности в общих чертах. А тайна личности далеко не ограничивается тем, что нами сказано. Она пребывает в глубинах духовного мира, в душе, психике, сознании человека. Рассматривая их, мы слегка приподнимаем завесу над тайной человека.
    Человек и природа

    Причины повышенного внимания к проблеме человека

    Представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира. Однако еще И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить:


      1. что я могу знать?


      2. на что я могу надеяться?


      3. что я должен делать?


    И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей "Логике", одним вопросом: что такое человек?

    Интересный пример

    Можно констатировать, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок для самого человека.

    Точки зрения мыслителей

    Проблема самоидентификации человека, порожденная постоянной сменой образов человека в истории человеческой мысли, объясняется:

      • уникальностью человека как предмета познания,

      • непрерывными переходами от одной эпохи к другой,

      • непрерывными попытками понять до конца отношение человека и природы. 

    Философский подход к проблеме человека предполагает также аксиологическую (ценностную) интерпретацию человеческих качеств и человеческой деятельности.

    Философские подходы к определению природы и сущности человека:

      1. Субъективистский подход: человек – это, прежде всего, его внутренний, субъективный мир. Наиболее полно этот подход представлен в философии экзистенциализма.

      2. Объективистский подход: человек – это продукт и носитель внешних, объективных условий существования. Этот подход характерен для материалистических философских учений.

      3. Синтезирующий подход: человек – это единство внутренней субъективности и внешней объективности.

    Науки о человеке к настоящему времени накопили и систематизировали многообразный эмпирический материал о его происхождении, становлении и жизнедеятельности. Однако теоретическое обобщение этого материала, интерпретация антропологических теорий и выработка целостного понимания человека – прерогатива философии человека, или философской антропологии. А без такого понимания невозможно решить многие проблемы человеческого бытия, такие как:

      • природа и сущность человека;

      • его «вписанность» в окружающий мир;

      • источники его свободы;

      • смысл жизни человека.

    Человек являет собой не сумму присущих ему признаков, а системную целостность, обладающую интегративными природносоциальными качествами:



      1. человек не может быть понят вне его многообразного взаимодействия с окружающей природной и социальной средой;

      2. человек должен быть рассмотрен как «мир человека» в диалектическом единстве следующих составляющих:

        • общего (общечеловеческого);

        • особенного (определяемого спецификой культуры);

        • частного (человека в его индивидуальности).

    Природа

    1. все сущее (в широком смысле);

    2. "совокупность естественных условий существования человеческого общества" (О. Дробницкий) (в узком смысле).

    Исторические понимания природы

    Природа это естественная среда существования и развития человека и общества. В результате воздействия человека на природу возникает «вторая природа» или техносфера.

    Основной проблемой системы «человек-общество-природа» является проблема сохранения равновесия между обществом и естественной средой обитания. В современную эпоху все более утверждается мнение, что природа это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния, человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.

    Концепция естественного происхождения человека и сотворения "второй природы", включающей и природу самого человека, привела к возникновению совершенно новых представлений о становлении человека из природы, отлившиеся в идею антропосоциогенеза.

    Подробнее об антропосоциогенезе

    В подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу:

      1. природа человека всецело социальна;

      2. природа человека не только социальна, но и биологически нагружена (при этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов; речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека).

    Примеры

    В конце XX - начале XXI в. взаимоотношения человека с природой приобрели принципиально иной характер, чем в предыдущие эпохи развития. Чтобы уяснить сущность этих взаимоотношений, необходимо прежде всего обратиться к характеристикам природы, ибо человек является частью природы, хотя как уникальное ее творение выходит за ее рамки.

    3 Платон сказал: «Человек – двуногое животное без перьев» Соласны ли вы с этим утверждением?

    Наивный Диоген в ответ Платону потрудился опровергнуть и без того очевидное несоответствие его слов реальности и, ощипав для этих целей петуха, преподнес несчастного в качестве доказательства несостоятельности антропологии Платона. «Вот вам человек по Платону!» — воскликнул Диоген. Но великий философ даже не обратил внимания на выпады этого изверга… Не в перьях было дело.

    Платон понимал, что не прямохождение является отличительным признаком человека, и не две ноги и их присутствие, а наоборот, отсутствие чего-то очень важного делает человека человеком. По мнению Платона, такая лишенность может быть двоякого рода — необходимой и случайной. Отсутствие перьев входит в определение человека и является необходимым видом лишенности.

    Разнообразие условий земного существования предоставляет эволюции живых организмов широкий выбор возможностей адаптации. Не только человек, но и все другие существа, за исключением птиц, обходятся без перьев. И уже само разнообразие зоологических видов свидетельствует о безграничных возможностях приспособиться к земной жизни. Можно плавать как рыба, ползать как змея или бегать как

    антилопа. Здесь всё возможно в пределах возможного, и нет никакой биологической необходимости тяготиться своей приземленностью и помышлять о неосуществимом. Животных не тянет к небу, поэтому и перья им не нужны. Другое дело — человек… Именно он становится тем существом, которое весь смысл своего существования усматривает в преодолении своего природного состояния. Весь культуросозидательный процесс, от начала которого и отсчитывается человеческая история, является ничем иным, как именно досозданием человеком самого себя. Культура выше, чем натура.

    Человек рождается низменным, так как культурные признаки не наследуются, но призван возвыситься над своей природой в приобщении к духовной культуре человечества. Озадаченность этой сверхзадачей, по-видимому, и является главным отличительным признаком человека от всех других беззаботных живых существ. В своем определении человека Платон четко фиксирует именно этот главный признак — отсутствие в природе человека самого главного возвышающего над природой основания. Такой вид лишенности является необходимым. Не в наших силах избавить себя от необходимости самоопределения между небом и землей.


    написать администратору сайта