1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения
Скачать 305 Kb.
|
25. Проблемы воспитания в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». . Его педагогические идеи, близкие к Эразму Роттердамскому ярче всего выражен в картине воспитания Гаргантюа. У него два учителя. Первый педант Тубал Олоферн знает только зубрежку. Гаргантюа за 5 лет и 3 месяца зазубривает азбуку. Так же усваивались и другие книги. Но отец заметил. Что пользы нет, мальчик толькоглупеет. Второй учитель Понократ (власть труда). Осмысленное усвоение знаний, интересное занятие, связь с практической жизнью. Прогулки – звезды, солнце, обед – злаки и животные, арифметика – карты, чередуя занятие и отдых, изучают ремесла, игру на музык инструментах, физич упражнения. Гаргантюа становится добрым и разумным. Воспитанный человек тянется к добру. 26. Проблемы государственной власти, идеальное государство и образ монарха в романе Рабле. Изображение феодальных войн. Король Пикрохол, сосед Грангузье пошел войной из-за того, что поданные у границы отняли несколько лепешек и не заплатили, потому что те не желали их продать из упрямства. Деньги уплачены, лепешки готовы вернуть, но Пикрохол все равно. Строит планы завоевания чуть ли не всего мира. Сначала Грангузье, потом Испанию, потом всю Европу и мир. Но брат Жан избивает их. Идеальное гос-во Телемское аббатство. . Новый гуманистический идеал в картине Телемского аббатства, содружества интеллигентов, которые работают над усовершенствованием природы человека. Это аббатство не знает правил, стесняющих развитие личности, здесь все красиво. Все жители аббатства ученые. Образ доброго короля в трех вариантах. Утопический идеал. Грангузье, гаргантюа, Пантагрюэль. Заботятся не о славе а о людях. Полнота власти, нет феодалов. Короли Рабле почти никак не управляют народом, представляю ему свободно развиваться. Это политика Франциска первого и надежды гуманистов на него. Но после реакции образ короля пантагрюэля тускнеет. 27. Символика Телемского аббатства и образ брата Жана в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». За двадцать лет создания романа жизнь вокруг менялась. Поэтому в романе и нет полного единства. Однако основные идеи остаются. Начинает с мажорных тонов, прославляет расцвет наук и просвещения. Новый гуманистический идеал в картине Телемского аббатства, содружества интеллигентов, которые работают над усовершенствованием природы человека. Это аббатство не знает правил, стесняющих развитие личности, здесь все красиво. Все жители аббатства ученые. Рабле зло осмеивает средневековый суд, феод войны, старую систему воспитания. Религиозный фанатизм. Жан – безрелигиозный монах, сбросив рясу побил захватчиков виноградника – воплощение народной мощи, здравого смысла и нравственной правды. Рабле не идеализирует и не приукрашивает народ. Жан не совершенен. Грубоват, неотесан, примитивен. Но у него огромные возможности дальнейшего развития. Именно ему принадлежит замысел создания телемского аббатства. 28. Поэзия Плеяды. Сонеты Ронсара. В конце 1540-х лит-ный кружок, несколько образованных дворян, которые хотели реформу франц поэтич языка, новую гуманистич поэзию. Сначала название «Бригада», потом по числу членов стал «Плеяда» - семь звезд. Сначала руководителем был Дора, потом Пьер де РОнсар (1524-1585) и Жоашен дю Белле (1522-1560). 1549 манифест этой школы – «Защита и прославление франц языка». Две части: первая проблема поэтич языка, вторая теория поэзии. Учение о двух жанрах. Противодействие придворных поэтом, но победа при дворе Генриха 2.Ронсар знатный дворянин. Паж при сыновьях короля. Потом на службе при дворе, дипломатич миссии. 18 лет почти полная глухота, конец карьере. Несколько лет изучает науки, потом в 1550 пишет первый сборник «Оды». Слава. Несколько периодов творчества. 1550-1660 борьба за новые жанры и стили. Оды, попытка пересадить древние структуры и образцы. Цель – героизировать соврем франц. Неудача. Перешел к одам воспевающим сельский образ жизни. Культивирует любовную поэзию. Сборники любовь к кассандре и Марии – разработал сонет до совершенства. Сначала влияние Петрарки, потом сам. 1560-1572 придворный поэт. Мадригалы, эпиграммы. Эпопея «Франсиада», не закончил. Легенда о происхождение соврем гос-в от дренвих троянцев.Нет народных черт. «Элегии», «Рассуждения» на политич темы. Третий период – после 1572 личная жизнь. Сонеты к Елене. Светлое восприятие жизни. Любовь его всегда материальная, . ронсар утверждает идеал свободной личности. Ему противен двор. Мечат о золотом веке. Дю Белле – лирика, Этьен Жодель драмы. Плеяды – предшественницв франц классицизма. Пьер Ронсар (1524-1585) развивает традиции Петрарки. Создатель кружка поэтов «Плеяды». Создает цикл сонетов, три цикла к трем реальным женщинам. Три книги любви: сонеты к Кассандре, сонеты к Мари и две книги сонетов к Елене. Первая книга – любовный дневник, через 5-6 лет после свадьбы с Кассандрой. Сонеты известны. Мари – простая крестьянка. Дама спускается на землю. Реальные пейзажи. Особая привлекательность. Елена – героиня Де Соржар, в нее влюбляется старый Ронсар. Конец истории. 29. Жанр социальной утопии в гуманистической Англии (Т.Мор «Утопия»). Томас Мор (1478-1535). Небогатый лондонский судья отец. Способности к латыни, его взял политик Джон Мортон, отдал в Оксфорд. Совершенствует знания, изучает Платона. После окончания продолжает науч труды. 1504 избран в парламент, добивается отказа от вотирования новой денежной суммы для короля. Король посадил отца Мора. Дружеские отношения с оксфордскими гуманистами. Переводит пр-ния итальянс гуманиста Пико дела Мирандолы, пишет на латыни и английском. Эпиграммы, сатира, переводы. На престол Генрих 8, Мор поднимается. 1529 – лорд-канцлер. 1515 поездка во Фландрию, задумал и частично написал утопию. Познакомился там с первым издателем другом Эразма – Петром эгидием. На англ язык утопия переведна только в 1551. Утопия – слово изобретено мором. Несуществ место. Мор говорит, что встретился в Антверпене с португальцем Рафаилом Гитлодеем, кот дал описание нового света, видел он якобы и остров Утопию. Книга осстоит из бесед с ним. Критика соц порядка – первая часть. Вторая – пример устройства. Форма пр-ния не новая – позднегреческий авантюрный роман-путешествие, легенды о рае и блаженстве. Открытия. Источники «О граде божьем» блаженного Августина. Первая часть устами Гитлодея загнивающую Англия. Причина упадка видится в частнйо собственности. В Утопии вся земля общая, презрение к богатствам, труд – семейно-ремесленный. Арахаич черты – семья и семейный союз. ФИларх и протофиларх. Влияние утопии на мировую лит-ру велико. Все соц утопии восходят к этой – Кампанелла, Морелли, Дени Верая и Кабэ. На рус язык впервые переведена в 1790. дальнейшая лит де-ность Мора меньший интерес. История Ричарда 3 так и не дописана. 1518 мор при дворе Генриха 8 . Помощь Мора в полемике с Лютером. Генрих вступил на путь реформации и обвинил Мора в гос измене. Смертная казнь, не отказался от убеждений. 30. Общая характеристика Возрождения в Англии. Театр эпохи Шекспир. Английское возрождение как более позднее оказывается более зрелым, опирается на чужой опыт. Английское возрождение произошло как бы сверху – Генрих 8. Боролся с папой римским. Во главе англиканской церкви он поставил себя. Возрождение приходится на формирование национального самосознания. Бурное развитие театра. Фигура Шекспира закрыла других драматургов, это итоговая фигура. Драматурги «университетские умы», среди них самый значительный Кристофер Марло. Они сумели вывести английский театр на мировую арену. Школьный, университетский театр. Мощный толчок к развитию, техника классического театра. Площадный народный английский театр. Сначала стационарных театров не было, представления на телегах – несколько этажей, для каждой декорации своя телега. Первый стационарный театр 1576. Осмысление истории, языка. Развитие истории и исторической хроники. «Хроники Холиншеда» - в основе многих пьес Шекспира. По историческим трудам ставились пьесы. Именно в Англии зарождается социокультурный жанр – социальная и научная фантастика. У истоков стоит Томас Мор – социальная фантастика. После возникновения первого театра возникло постановление пуритан, которые считали, что театры не имеют права находиться в черте города. Граница Лондона – Темза. В Лондоне 30 театров, деревянные, сначала не было пола и крыш. В основе театра были разные фигуры: круг, квадрат, шестиугольник. Сцена абсолютно открыта для зрителя. Трапеция. Люди сидели на полу. На передней сцене находился шут – отвлекал зрителей. Они умны. Костюмы не соответствовали эпохе. Трагедия – поднимался черный флаг, комедия голубой. Труппа 8-12 человек, редко 14. Не было актрис. 1667 появились женщины на сцене. Первая пьеса – Отелло. Шекспир писал для этой определенной сцены. Еще он учитывал то, что не существовало стабильного текста пьесы, нет авторского права, многие пьесы мы знаем по пиратским записям. Первое издание пьес Шекспира появилось через 14 лет после смерти. 36 пьес, не все установлены точно. 31. Замысел, композиция и жанровое своеобразие романа Сервантеса «Дон Кихот». Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) родился в городке Алькала де Энарес. Принадлежал к идальгии, сын бедного лекаря. Окончил универ. 21 год поступил на службу к папскому послу в Испании. Солдат в испанской армии, флот, Лепанто (1571) увечье левой руки. Плен в Алжире пять лет. Дома пишет пьесы дл ятеатра и стихи. Работает над «Галатеей», издана в 1585. Женится. 1597 – в тюрьму по обвинению в растрату. Пять лет спустя опять. Большая нужда. 1605 – первая часть романа. 1614 – поддельное продолжение Авельянеды, поэтому торопится 1615 вторая часть. В этом же году сбоник пьес, 1613 – назидательные новеллы. Потом путешесвтеи на Парнас и роман персилес и сихизмунда. Ставил перед театром моральные задачи, не только развлечение, признавал многи каноны. Дон Кихот написан на склоне жизни. Пародия на рыцарские романы. Предисловие. Пародия на рыцаря, на сами обряды. Сатира на рыц романы распространенный жанр, но Сервантес его трансыормир и углубил. Не только отриц но и положит черты, двойная жизнь. Кроме тог спутник, который и контрастен и дополняет. Кроме того Кихот сталкивается с реалистичной обычной жизнью. Толкования дон Кихота снаала носили абстрактный характер. По большей части это противопоставление образов санчо пансы и Кихота. Осмеивается не только рыцарские романы, но и рыцарство вообще. Это борьба с феодальным сознанием, против реакции и правящей верхушки. Осуждение не дон Кихота, а рыцарских идей. Грустный комизм образа – несоответствие между фантазиями и реальностью. Кихот даже соц вреден. Перекличка с испанской современностью. Сочувствует Кихоту. Высокие нравств качества Кихота, цель высока, желание принести пользу, часто умные речи. Во время безумства он предстает в другом виде. На фоне придворной жизни он выглядит еще благороднее во второй части. Дополнение к образу дон Кихота – санчо панса. Во франц героич эпосе есть тип весельчака оруженосца. Но Сервантес превратил эту гротескную фигуру в сложный реалистич образ. На первый взгляд панса – противоположность Кихоту. Кихот изнуряет себя, панса любит поесть и поспать. Он весь в практике, в настоящем, Кихот в прошлом. Но между ними сходство – оба очень добры, отзывчивы, человечны, беспечны, активны. Судьба аналогична – увлечены фантазиями, уходят из дома, в конце концов исцеляются. Но если Кихот пленился рыцарством, то панса пленился современной ему идеей легкой наживы. Социальная дистанция между пансой и Кихотом постепенно исчезает. Панса исцеляется задолго до конца романа в результате суровых испытаний при губернаторстве. Помогает Кихоту уже из серлечной привязанности. Под его влиянием Кихот мудрее, а панс человечен и справедлив. В пансе открываются качества, заглушенные губит влиянием церкви и условиями жизни в деревне. Пословицы Санчо Пансы очень мудры. Сервантесу приходилось маскировать свои мысли. В романе несколько сот персонажей, но мал аристократов – похожи на марионеток, пустые по сравнению с народом. Это фигура умолчания. Не любит священников. Единственный положит образ монаха – не зациклен на религии.Санчо шут, поэтому в его устах часто сатира. Хорошо описана жизнь народа. Показ возможностей народа насмотря на все его недостатки. Язык персонажей различен. Меняется от характера. Значение дон Кихота очень велико. Разрушая старый роман, Сервантес закладывает новый тип, щаг вперед в развитии реализма. 32. Философский смысл образа Дон Кихота. Дон Кихот и «донкихотство». Западноевропейские деятели культуры и И.С. Тургенев о Дон Кихоте. Дон Кихот написан на склоне жизни. Пародия на рыцарские романы. Предисловие. Пародия на рыцаря, на сами обряды. Сатира на рыц романы распространенный жанр, но Сервантес его трансыормир и углубил. Не только отриц но и положит черты, двойная жизнь. Кроме тог спутник, который и контрастен и дополняет. Кроме того Кихот сталкивается с реалистичной обычной жизнью. Толкования дон Кихота снаала носили абстрактный характер. По большей части это противопоставление образов санчо пансы и Кихота. Осмеивается не только рыцарские романы, но и рыцарство вообще. Это борьба с феодальным сознанием, против реакции и правящей верхушки. Осуждение не дон Кихота, а рыцарских идей. Грустный комизм образа – несоответствие между фантазиями и реальностью. Кихот даже соц вреден. Перекличка с испанской современностью. Сочувствует Кихоту. Высокие нравств качества Кихота, цель высока, желание принести пользу, часто умные речи. Во время безумства он предстает в другом виде. На фоне придворной жизни он выглядит еще благороднее во второй части. Тургенев говорит, что нет хорошего перевода и под словом донкихотство часто подразумевают шутовство, у Кихота есть главная цель служить не себе а людям, хотя он ее и воплощает комически. 33. Вечные спутники Дон Кихота. Санчо Панса и Дон Кихот. . Дон Кихот написан на склоне жизни. Пародия на рыцарские романы. Предисловие. Пародия на рыцаря, на сами обряды. Сатира на рыц романы распространенный жанр, но Сервантес его трансыормир и углубил. Не только отриц но и положит черты, двойная жизнь. Кроме тог спутник, который и контрастен и дополняет. Кроме того Кихот сталкивается с реалистичной обычной жизнью. Толкования дон Кихота снаала носили абстрактный характер. По большей части это противопоставление образов санчо пансы и Кихота. Осмеивается не только рыцарские романы, но и рыцарство вообще. Это борьба с феодальным сознанием, против реакции и правящей верхушки. Осуждение не дон Кихота, а рыцарских идей. Грустный комизм образа – несоответствие между фантазиями и реальностью. Кихот даже соц вреден. Перекличка с испанской современностью. Сочувствует Кихоту. Высокие нравств качества Кихота, цель высока, желание принести пользу, часто умные речи. Во время безумства он предстает в другом виде. На фоне придворной жизни он выглядит еще благороднее во второй части. Дополнение к образу дон Кихота – санчо панса. Во франц героич эпосе есть тип весельчака оруженосца. Но Сервантес превратил эту гротескную фигуру в сложный реалистич образ. На первый взгляд панса – противоположность Кихоту. Кихот изнуряет себя, панса любит поесть и поспать. Он весь в практике, в настоящем, Кихот в прошлом. Но между ними сходство – оба очень добры, отзывчивы, человечны, беспечны, активны. Судьба аналогична – увлечены фантазиями, уходят из дома, в конце концов исцеляются. Но если Кихот пленился рыцарством, то панса пленился современной ему идеей легкой наживы. Социальная дистанция между пансой и Кихотом постепенно исчезает. Панса исцеляется задолго до конца романа в результате суровых испытаний при губернаторстве. Помогает Кихоту уже из серлечной привязанности. Под его влиянием Кихот мудрее, а панс человечен и справедлив. В пансе открываются качества, заглушенные губит влиянием церкви и условиями жизни в деревне. Пословицы Санчо Пансы очень мудры. 34. Особенности «Северного Возрождения». Последнее 10-летие 15 века – первая четверть 16 века. Сильное влияние на духовное развитие. Общая особенность северного возрождения – гуманистическое творчество развертывается в ученом, идеологическом аспекте. Философские споры, теологические проблемы, борьба гуманистов со средневековой схоластикой. Ярко выраженный религиозный характер. Реформация, Мартин Лютер. Но это только часть эпохи. Германия раздроблена. Первая крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. Движение крестьянской войны – против папы и феодалов. Мартин Лютер вскоре отходит от Томаса Мюнцера, тот погибает. 4 направления. Первое связано с деятельностью ученых-гуманистов. Они критиковали римскую католическую церковь. Генрих Бебель, Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский. Второе связано с деятельностью писателей, с движением реформации – Мартин Лютер, Ульрих фон Гуттен. Третье – бюргерская литература (городская) Себастьян Брант («Корабль дураков») и майстерзингеры – Ганс Сакс (сапожник), лирик, известный поэт. Четвертое связано с безымянным народным творчеством – немецкие народные книги. «О Тиле Ойленшпигеле», «О роговом Зигфриде», «О докторе Фаусте», «Книги о Шильдбюргерах» - анекдоты о пошехонцах. Сатирическое начало немецкого возрождения. Литература о глупцах. Жанр популярен. Себастьян Брант 1724 «Корабль дураков». Подходит к человеческой природе слишком по-средневековому, хотя и критикует церковь. Но применяет церковные догматы. Образ корабля-государства. Картина Иеронима Босха «Корабль дураков». Очаги гуманизма – в университетах. Раньше всех – ученые Эрфордского универа, затем Тюбнгемского (там преподавал Бебель). Календари Бебеля. Им противостоит Кёльнский универ. 35. Дело Рейхлина и «Письма темных людей». «Дело Рейхлина» - гуманисты выступают единым фронтом. Иоганн Рейхлин – один из лучших ученых, классический филолог, переводчик, создатель первой древнееврейской грамматики, специалист в гебраистике (древнееврейском языке), хотел разобраться в переводе Библии. Критическое отношение к заветам, много ошибок. Нужен был повод. 1507 – Пфефекорт, крещеный ученый еврей книга «Еврейское зеркало», где призывал императора Максимилиана сжечь все древнееврейские книги. Тот собрал комиссию из четырех ученых. Трое сказали сжечь, а Иоганн не хотел. Тогда Пфефекорт пишет «Ручное зеркало», намек на взятку. Тот отвечает памфлетом «Глазное яблоко». 1513 – приглашение в суд в городе Майнце. Много известных людей писали в поддержку – 1514 «Письма знаменитых людей». Иоганна несли на руках. Все ждали ответа Рейхлину. Тут появляются «Письма темных людей» - пародия, псевдоответ. Написано тоже гуманистом. Все решили, что это и есть настоящий ответ. 1515 – 1 часть, 1517 – 2 часть. Автор неизвестен. Один из авторов первой части – Крот Рубиан, во 2 – Ульрих фон Гуттен. Для них категория авторства не столь значима. Письма представили обскурантов идиотами. Все письма адресованы Ортуину Грацию. Корреспонденты имеют говорящие имена. Книга на латинском. |