Конспект. Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно
Скачать 1.48 Mb.
|
Это период перехода от Средневековья к Новому времени, к культуре ранне буржуазного общества, которое зародилось в итальянских городах, а затем во многих городах Европы. Ренессанс покончил с аскетизмом средних веков, взял на вооружение культурные достижения античности, напенив их новым смыслом. Культ гармонии, телесной и духовной красоты, силы, здоровья, чувственного восприятия жизни становится каноном искусства. Эпоха Возрождения носила гуманистический характер. имела светскую направленность, утверждало идеал гармонически развитой личности человека Идеалом эпохи стал разносторонне образованный художник – раскрепощенная творческая личность, богато одаренная, утверждающая красоту и гармонию окружающего мира. Появились новые жанры вокально-хоровой музыки: мотет, мадригал, баллада, опера и пр. Бурный расцвет переживает инструментальная музыка, которая отделилась от вокальной, приобрела самостоятельность. Светский этикет требовал от молодых людей умения читать, писать, играть на музыкальных инструментах, говорить на 5-6 языках. Гуманистическая педагогика была направлена на на формирование образованного, нравственно совершенного и физически развитого индивида с четко выраженной социальной ориентацией. Это выразилось в деятельностно – практическом характере муз воспитания. Одноголосное пение сменилось многоголосным, хор разделился на четыре основные хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Открылись первые консерватории – так назывались сиротские приюты, куда принимались одаренные дети. В некоторых из них работали преподавателями А.Скарлатти, А.Вивальди и другие выдающиеся музыканты. Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно XIV—XVI вв. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более. В гармонии господствуют консонирующие созвучия, употребление диссонансов строго ограничивается специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки. Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на: Музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы; Музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы; Музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы. Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала. Церковное направление Основные жанры: месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля). Из инструментов предпочтение отдавалось органу. Светское направление Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт. Светские жанры: Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания; Шансон (во Франции) — полифоническая песня; Баллата — танцевальная песня. Инструментальная музыка Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование. Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса, ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо, канцона (песня без слов) – предшественница фуги. |