Специфика музыкальных передач на российском телевидении. Специфика муз передач на Рос теле. Общая характеристика музыкальных развлекательных шоу на телевидении
Скачать 95.85 Kb.
|
Содержание: Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Общая характеристика музыкальных развлекательных шоу на телевидении……………………………………………………………………….6 1.1 Обзор музыкальных телешоу в начале 2000-х годов……………….6 1.2 Адаптация зарубежных шоу на российском телевидении………….9 1.3 Обзор популярных музыкальных жанров…………………………..14 Глава 2. Практический анализ специфики музыкальных передач 2000-х годов, на примере «Фабрика звезд»…………………………………………….20 2.1 Особенности подготовки музыкальных шоу с «живым» звуком….20 2.2 Характеристика передач «Фабрика звезд» и «Народный артист»...26 2.3 Сравнительный анализ передач «Фабрика звезд» и «Народный артист»……………………………………………………………………………32 Заключение………………………………………………………………..36 Список используемой литературы………………………………………39 Введение С древних времен музыка была неотъемлемой частью культуры и общества. Благодаря техническому прогрессу музыка максимально проникла в повседневную жизнь человека. Окружая нас повсюду, он оказывает огромное влияние на наше сознание и наше подсознание. Телевидение - одно из основных средств распространения музыкальной культуры по всему миру. Он приносит музыку в массы, помогая развивать и изменять музыку, а через них - эстетические вкусы и принципы человека. Жанры музыкального вещания в рамках телевидения прошли длительный путь развития от музыкальных трансляций концертов, спектаклей до оригинально-художественных форм. Но даже рождение таких жанров не смогло вытеснить из сетки телевещания мюзиклы, концерты, всевозможные песенные фестивали и т. д. Федеральное и региональное телевидение в продолжение просветительской деятельности создали музыкальные образовательные программы. На протяжении длительного времени музыкальные критики проводят циклы специальных телевизионных передач разного формата. Ряд этих телепередач созданы для тех, кто предпочитает эстрадное исполнение, другие передачи – для эстетов, предпочитающих симфоническую музыку или оперу, некоторые – для любителей фолка, рока, металла и т.д. Также существуют специальные выпуски для начинающих слушателей и передачи для людей, обладающих серьезной эстетической подготовкой. Музыкальные телепрограммы относятся к разряду развлекательных передач. Их основные разновидности – телевизионные концерты, («Субботний вечер», «Песня года»), музыкальные конкурсы («Голос», «Фабрика звезд», «Один в один», «Народный артист», «Музыкальный ринг»), хит-парады и музыкальные обзоры («МузОбоз», «Муз-ТВ Чарт»). Годом зарождения музыкального телевидения в СССР можно считать 1951. В этом году была сформирована Центральная студия телевидения, в составе которой была музыкальная редакция (с 1957 года – Главная редакция музыкальных программ), состоящая из радиожурналистов и музыкантов. Актуальностью исследования является важная роль музыкального телевидения в жизни и функционировании современного общества, несмотря на то, что эта тема в настоящее время очень слабо исследована: до сих пор нет общепринятого научного определения музыкального телевидения, музыкальных телевизионных программ и музыкальной классификации телевизионных жанров. Объект исследования – музыкальное телевидение как комплекс музыкальных телевизионных программ на отечественных универсальных и специализированных музыкальных телеканалах, ориентированный на массовую аудиторию и молодежь. Предмет исследования – музыкальные развлекательные программы «Фабрика звезд» и «Народный артист». Целью является анализ специфики музыкальных передач 2000-х годов, на примере «Фабрика звезд». В основные задачи работы входит: - охарактеризовать музыкальные развлекательные шоу на телевидении 2000-х годов - рассмотреть популярные музыкальные жанры - проанализировать популярность музыкальных передач 2000-х годов - проанализировать передачи «Фабрика звезд» и «Народный артист». Степень научной проработанности отечественной тележурналистики по данной тематике очень низка. Лишь несколько работ М. Соколова, Т.А.Курешевой, Е.В. Советкиной, З.Р. Камрукова, Е.А. Шерстобоева и др. Научная новизна исследования связана с тем, что в работе ставится научная проблема изучения специфики музыкального телевидения, показано развитие и изменение специфики жанра музыкального телевидения в контекст русской истории. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы в спецкурсах по музыкальной журналистике на телевидении «История российской журналистики», практических занятиях для будущих журналистов. Методология исследования основана на принципах историзма и согласованности. Использовались исторический, фактологический, типологический и системный методы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Общая характеристика музыкальных развлекательных шоу на телевидении 1.1 Обзор музыкальных телешоу в начале 2000-х годов Отечественное телевидение конца девяностых и первой половины нулевых уделяло современной музыке особое внимание. Когда-то было два полноценных музыкальных телеканала – первый культовый MTV и более простой Муз-ТВ. Кроме того, у крупных федеральных каналов были свои музыкальные издания, в которых регулярно выходили интересные программы. «12 злобных зрителей». Годы существования: 1999-2009. Телеканал: MTV. Одна из самых важных программ MTV классического периода. Формально «12 злобных зрителей» - это переработанный западный формат. Тем не менее, в отличие от оригинала, русская версия процветала и просуществовала почти до самого конца русского MTV. «12 злобных зрителей» считались самым демократичным шоу. Студенты и школьники, журналисты и музыканты в возрасте от 15 до 25 лет (реже старше) оценивали музыкальные видеоклипы от артистов, начиная от восторженных главных звезд и заканчивая совершенно возмутительным «мусором». «12 злобных зрителей» также внесли свой вклад в филологию, и слово «отстой» стало популярным. «Антропология». Годы существования: 1997-2001. Телеканалы: Телеэкспо, НТВ. Слово «Анторопология» на рубеже 90-х и 00-х годов ассоциировался с Дмитрием Дибровым. Улыбающийся ростовчанин, который уже двадцать лет работал на телевидении, к тому времени, когда шоу появилось на телевидении. Он мог заставить говорить кого угодно. Формально «Антропология» не была исключительно музыкальной программой. Это были задушевные полуночные беседы и живые выступления. «Земля-воздух». Годы существования: 2002-2003. Телеканал: ТВС. ТВС унаследовал частоту ТВ-6, а «Земля-воздух» унаследовал шоу «Акулы пера» в несколько измененной версии. Музыканты выступали перед сотрудниками всех ключевых российских радиостанций (от «Радио Шансон» до «Эха Москвы»). История шоу получилась лаконичной – фактически один сезон (правда, телеканал просуществовал чуть больше года). Ведущими выступили Антон Комолов и Василий Уткин. Помимо вечных Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича, они не побоялись пригласить в программу только что появившуюся группу «Каста». «Два рояля». Годы существования: 1998-2005. Телеканалы: РТР, ТВЦ. Задушевное музыкальное игровое шоу, которое транслировалось на канале РТР с 1998 по 2003 год. Затем она перешла на канал ТВЦ, где продержалась до 2005 года. В разные годы ведущими выступали Сергей Минаев и Валерий Сюткин. В игре участвовали две команды по три человека в каждой: двое – известные музыканты, певцы или актеры, а третий – аккомпониатор. Команды сидели за черным и белым роялями, по очереди угадывая предполагаемую песню, строчка из которой была закодирована на одном из экранов. Чтобы открыть следующий, нужно было спеть песню. «Утренняя звезда». Годы существования: 1991-2003. Телеканалы: Первый, ТВЦ. «Утренняя звезда», выходила на Первом канале с 7 марта 1991 по 16 ноября 2002 года и на канале ТВЦ с 2002 по 2003 год. В этой передаче раскрывались юные таланты в области музыки. Ведущими были: Юрий Николаев(1991-2002), Маша Богданова (1991-1992), Юлия Малиновская (1992-1998), Маша Скобелева (1998-2002), Вика Кацева (2001-2002). «Угадай мелодию». Годы существования: 1995-по настоящее время. Телеканалы: ОРТ, Первый. «Угадай мелодию» - популярная программа на Первом канале. Ведущий Валдис Пельш проверяет «музыкальную грамотность» участников игры и оценивает ее по курсу Центробанка России. Из трех игроков только одному удается поучаствовать в суперигре, где ему предстоит за 30 секунд отгадать семь мелодий. В студии играет живой оркестр. Телеигра является последним проектом, воплощенным телеведущим и журналистом Владиславом Листьевым, которая выходила с апреля 1995 по июль 1999 года на ОРТ и с октября 2003 по июль 2005 года на Первом канале. С 3 января 2021 года выходит обновленный формат шоу под названием «Угадай мелодию. Хайп года». Основными новшествами этого формата являются: видеосвязь с известным музыкантом, певцом; загадки в виде эмодзи, по которым участникам нужно угадать песню в третьем туре; дополнительные вопросы к некоторым мелодиям в первом туре, за правильный ответ на которые можно удвоить свой результат; оркестр состоит теперь только из женщин, также появилась электронная музыка, которую играет DJ Леонид Руденко. «Фабрика звезд». Годы существования: 2002-2012. Телеканал: Первый. По правилам телевизионного конкурса молодые дарования несколько месяцев жили в так называемом звездном доме, куда по будням приходили наставники сценического ремесла и именитые артисты. В конце недели был концерт, по итогам которого кто-то покидал проект. За участниками «Фабрики звезд» велось наблюдение, даже когда они посещали туалет. Кому-то это покажется недопустимым, но причина была веской. Дело в том, что тотальная слежка была организована в целях предотвращения необдуманных поступков, на которые может быть способен человек в тяжелой стрессовой ситуации. В аналогичном шоу за рубежом в уборной произошла трагедия, и создатели русской версии проекта сделали все, чтобы не допустить подобного. «Народный артист». Годы существования: 2003-2006. Телеканал: Россия. На первых порах существования «Фабрики звезд» ее главным конкурентом на телеканале «Россия» было шоу о талантах «Народный артист», первые сезоны которого вел Иван Ургант. Мало кто помнит, что именно это телешоу впервые открыло широкой публике таких певцов, как Алексей Чумаков, Александр Панайотов и Мария Зайцева (ныне солистка группы «#2Маши»). На российском телевидении с 2002 года появлялось все больше музыкальных программ разного характера, но большинство из них себя быстро изживало, а некоторые адаптированные зарубежные шоу могли просто быть вне времени для советского человека. 1.2 Адаптация зарубежных шоу на российском телевидении, российские шоу на основе зарубежных Ни для кого не секрет, что многие российские телешоу, программы и сериалы не являются оригинальными. Как и многие другие страны, Россия адаптирует популярные зарубежные телешоу для своей аудитории и создает собственные успешные адаптации. Серия шоу Got Talent входит в Книгу рекордов Гиннесса как самое успешное ТВ-шоу в мире за всю историю существования телевидения. Владельцы шоу продали франшизу в 58 стран, и даже по самым скромным подсчетам его посмотрело более 1,5 млрд зрителей в мире. Россия приобрела права на показ шоу в 2007 году, но из-за адаптации под российскую аудиторию оно вышло под названием «Минута славы». На сегодняшний день снято уже 9 сезонов шоу и ведутся переговоры о старте еще одного. С приходом в 1999 году в Новую Зеландию формата «Popstars» формат музыкального реалити-шоу начал широко распространяться по всему миру. Телезрителям было предложено наблюдать за процессом создания популярных коллективов из простых молодых людей – творческих талантов – с момента конкурсного отбора до превращения в национальных кумиров. Программа быстро стала хитом и была лицензирована для Австралии, Дании, Испании, Великобритании. В России «Popstars» стала первой попыткой адаптировать зарубежный музыкальный проект для российской аудитории, целью которой было найти молодые таланты. Адаптированная версия шоу называется «Стань звездой» и транслировалась с 7 сентября по 28 декабря 2002 года. Отбор кандидатов производили судьи: ди-джей русской службы Би-би-си Сева Новгородцев, продюсер Алексей Макаревич и журналист и телеведущая Фекла Толстая. Как и в первом сезоне британского шоу, российский проект не предполагал активного участия общественности в отборе кандидатов – эту роль играли члены жюри. Однако, в отличие от британского аналога программы с жестким и строгим жюри, все судьи проекта «Стань звездой» спокойны, рассудительны и одинаково вежливы в отношениях с участниками, у них нет четких ролей. Перед стартом основного этапа конкурса прошли кастинги в 10 городах России, после чего 100 человек были приглашены на 2 тур в Москву. Акцент в программе был сделан на отсевы, которые показывались в эфире. На этапе отбора зритель знакомится с участниками и наблюдает за их взаимоотношениями. Уже здесь возникают конфликты между участниками, которые усиливают драматизм проекта, и подчеркивается оригинальность участников. Еще одним международным музыкальным форматом, появившимся после «Popstars», стала программа «Star Academy», идея которой принадлежит испанской компании «Gestmusic». И первой страной, которая начала трансляцию проекта 20 октября 2001 года, стала Франция. В отличие от программы «Popstars», в новой программе упор делается не на выбывание, а на тренировочный процесс уже отобранных игроков, поселившихся в Звездном Доме. Там будущие артисты получали образование в области пения, хореографии и актерского мастерства. Это шоу больше соответствовало формату реалити-шоу, поскольку все, что происходит в Звездном Доме, круглосуточно снималось скрытыми камерами. Идея, позаимствованная из реалити-шоу «Большой брат», оказалась очень уместной в виде музыкальной программы. Программа быстро распространилась по миру, а лицензия на шоу была продана во многие страны. Однако проект «Fame Academy», выпущенный на BBC One в 2002 году, не пользовался большой популярностью. А в 2003 году шоу стало гораздо хуже оценивать новое шоу «Pop Idol», и поэтому оно было названо «провалом», который дорого обходился. В том же году проект закрыли. В России экранизация «Star Academy» вышла на Первом канале в 2002 году, через несколько недель после запуска шоу «Стань звездой». Отличие «Фабрики звезд» от конкурирующей программы заключалось не только в том, что зрители могли следить за конфиденциальностью участников, но и в том, что они могли голосовать за понравившихся им участников, голосуя по sms во время отчетов о концертах и решать, кто останется в проекте. Итак, теперь зрители наблюдали за превращением конкурсантов в популярных артистов и участвовали в судьбе их кумиров. Благодаря этим нововведениям «Фабрика звезд» стала довольно успешным проектом и затмила параллельное шоу «Стань звездой» - второй сезон, которой, не последовал. А «Фабрика звезд» транслировалась с 13 октября 2002 года по 6 июля 2012 года. Вдохновленный идеей проекта «Popstars», британский продюсер Саймон Фуллер придумал собственный формат – создать конкурс только с одним победителем и таким образом включить зрителей в процесс выбора национальной звезды. Это усилило конкуренцию между участниками и, соответственно, драматичность программы. Так в 2001 году транслировалось шоу «Pop Idol» на ITV. В проекте могли принять участие люди от 15 до 28 лет. Структура шоу была следующей: массовые прослушивания, выступления на сцене и отбор кандидатов в следующий тур, индивидуальные выступления участников, суперфинал, где два оставшихся участника боролись за звание национальной звезды. Судьбу участников решало жюри из 4 человек, один из которых был резким критиком. Это способствовало возникновению конфликтов между членами жюри и повышению интереса общественности к программе. Программа отличалась от предшественников высоким уровнем интерактивности: зрительское голосование было введено с первых этапов шоу, появились новые каналы коммуникации – голосование по sms, а также голосование на официальном сайте программы. «Pop Idol» считаются одним из самых популярных форматов в мире. К концу 2004 года шоу было адаптировано в 30 странах, в том числе в России. Проект назывался «Народный артист» на российском телевидении и транслировался на телеканале «Россия» в 2003-2006 годах. Российская адаптация шоу имела ту же структуру, что и оригинальный формат, а также давала возможность зрителям решать судьбу артистов с помощью sms-голосования. Но в то же время программа содержала сугубо национальные элементы. Таким образом, спектакль максимально адаптирован к русской культуре, а акцент сделан на «национальности». Например, жюри не допустило к участию в конкурсе молодых людей, исполняющих рэп. Предпочтение отдавалось русским музыкальным композициям и эстрадному стилю исполнения. Международный успех «Pop Idol» привел к созданию еще одного музыкального проекта, «The X Factor», который заменил формат «Pop Idol» на ITV в 2004 году. В отличие от предыдущего формата, новое шоу разделено на категории: «от 16 до 24 лет», «группы», «старше 25 лет» (в 2004 г.). В 2007 году вместо категории «от 16 до 24 лет» появились две новые: «девочки» и «мальчики». Таким образом, конкурсанты обоих полов стали появляться в программе равномерно. Кроме того, новое шоу было направлено на поиск талантов не только среди молодежи, но и среди взрослых. Это способствовало расширению целевой аудитории проекта. Еще одним нововведением программы стало то, что члены жюри выступали не только как критики, но и как наставники для различных категорий участников. Другими словами, борьба шла не только между участниками, но и между наставниками, каждый из которых защищал представителей своей категории во время шоу. Участникам предстояло пройти следующие этапы шоу: прослушивание, отборочный тур, в гостях у судей, живые сольные выступления и финал. Новый этап «В гостях у судей» включал в себя неформальные встречи участников и наставников на дому и дополнительные экзамены для участников. На этом этапе между наставниками и их станциями были установлены не только профессиональные, но и дружеские, доверительные отношения. Проект быстро завоевал популярность и был принят во многих странах мира. С момента создания шоу посмотрели более 360 миллионов зрителей по всему миру. А первая русская версия шоу вышла на телеканале «Россия» в сентябре 2005 года под названием «Секрет успеха», и с тех пор было предпринято две попытки адаптировать британский формат для российской аудитории: 2011 г. («Фактор А») и 2015 г. («Главная сцена»). При этом программа была переформатирована, что говорит о творческом поиске продюсеров и нестабильности формата на российском телевидении. На российском телевидении, в отличие от зарубежного, не было предпосылок для создания собственных успешных коммерческих музыкальных форматов. В то время как коммерческое телевидение, например, в Великобритании начало развиваться в 1950-х годах, Россия из-за советской идеологии была изолирована от глобальных инноваций и тенденций и пошла по пути демократизации только в начале 1990-х годов. Советское телевидение во многих отношениях было лишено интерактивности (за исключением программы «Музыкальный ринг») и зритель был пассивен. И только с экранизацией первых зарубежных проектов «Стань звездой» и «Фабрика звезд» в 2002 году российские программы приобретают характеристики, присущие типичному музыкальному реалити-шоу. 1.3 Обзор популярных музыкальных жанров Музыкальный жанр - вид музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определенными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими характеристиками. Жанр может определять форму, темп, тип ритма, способ исполнения, типы инструментов, используемых в произведении. Жанр - это общее понятие, и его не следует использовать категорически. Некоторые работы сложно отнести к определенному жанру, а некоторые можно отнести к нескольким. К началу 21 века российский шоу-бизнес превратился в очень мощную структуру: множество звукозаписывающих компаний, два крупных музыкальных телеканала (MTV и Муз-ТВ), определенная система рекламы и распространения. «MTV Россия» – русская версия популярного во всем мире музыкально-развлекательного телеканала. Является частью MTV Networks. Эфирная версия просуществовала с 25 сентября 1998 года по 1 июня 2013 года. В обновленном формате канал начал вещание 1 октября 2013 года. Канал ориентируется на молодую аудиторию в возрасте от 13 до 34 лет. 65% вещания займут развлекательные программы, подготовленные отделениями MTV Networks (от классических «Тачка на прокачку», «Бивис и Баттхед» и других до премьер), 35% отведено на трансляцию музыкальных клипов и передач. В ночь с 25 на 26 сентября 1998 года телеканал MTV Россия начал свое вещание в Москве и Санкт-Петербурге. Первым видеоклипом российского исполнителя стал «Владивосток 2000» группы Мумий Тролль, первым зарубежным видео – клип Паффа Дэдди и Джимми Пейджа «Come With Me». На начальном периоде работы телеканала в его эфире транслировалось 35 % российских музыкальных клипов, остальные 65 % приходились на зарубежные. «МУЗ-ТВ» – культовый и главный музыкальный канал для своей аудитории, в эфире которого: модная музыка, клипы и концерты от лучших мировых и российских артистов, музыкальные и звездные чарты, а также актуальные новости российского и западного шоу-бизнеса. Телеканал был основан 1 мая 1996 года скорее в политических, чем в развлекательных целях. Перед новыми президентскими выборами канал был переполнен призывами голосовать за Ельцина: «Голосуй или проиграешь». Телеканал изначально являлся сугубо-музыкальным, но со временем, в начале-середине 2000-х годов значительно расширил рамки эфира, добавив в сетку вещания разнообразные программы развлекательного характера, не имеющие отношения к музыке. Количество имен исполнителей, появляющихся на экранах телевизоров за короткое время, постоянно увеличивался, а также повышался внешний качественный уровень музыкального производства при довольно низком уровне содержания. В начале 2000‑х продолжали существовать жанры из 1990‑х. В тяжелой музыке таким стилем был ню‑метал. Самыми яркими работами в то время можно назвать альбом Iowa группы Slipknot и Untouchables от Korn. Тем не менее ню‑метал доживал последние благополучные годы: совсем скоро эти и подобные им коллективы либо подстроились под меняющиеся предпочтения слушателей, либо пропали с радаров. Однако в первом десятилетии 21 века развитие музыки остановилось. Фактически, с 2000 по 2009 год в рок-музыке не появилось ни одного крупного жанра. В отличие от 90-х, 80-х, 70-х – в 2000-х не было революционных прорывов в музыкальном жанре. Музыкальные вкусы значительно определяли радио и ТВ, особенно канал «MTV Россия». Именно благодаря ему отечественные слушатели полюбили группы Linkin Park, Evanescence, HIM и The Rasmus. В мире был популярен поп‑панк. MTV выступал проводником музыки Blink 182, Sum 41 и ранней Аврил Лавин. Радио определяло русский рок нового десятилетия – примерно такой же, который любители жанра слушают до сих пор. Почитателей нашло творчество «Сплин», «Би‑2» и «Короля и Шута» - в начале 2000‑х эта музыка была особенна популярна у вчерашних поклонников группы «Кино» и «Наутилуса». Одна из главных звезд эпохи – Земфира. Серьезные изменения происходили в поп‑музыке: распались главные бойз‑бенды 1990‑х и пришла мода на R&B и соул. На MTV звучала Cry Me a River – ее исполнял Джастин Тимберлейк, только покинувший группу N‘Sync. Не менее успешно смешивали традиции R&B и поп‑музыки такие исполнители, как Крэйг Дэвид, Ашер и недавно начавшая творческую карьеру Рианна. В 2003 году Бейонсе Ноулз из Destiny’s Child выпустила дебютный сольник Dangerously in Love. Второй хит альбома после Crazy In Love – Baby Boy. И тут можно проследить тенденцию: в поп‑музыке все чаще стали встречаться черты восточной этники и реггетона – жанра, основанного на регги и популярного в Латинской Америке. Мода на этот синтез стилей сохраняется и сейчас: в жанре латиноамериканский поп большим количеством пишутся гимны для футбольных чемпионатов, а хиты вроде Despacito уверенно занимают верхушки чартов. Группу «Тату» можно отнести к грандиозным успехам 2000-х годов. Агрессивная аранжировка композиций, скандальный имидж, слова Валеры Палиенко, девичий голос Юлии Волковой и Лены Катиной – составили взрывной коктейль, и в 2003 году синглы группы вышли на первые места во многих национальных хит-парадах. Группа приобрела мировую известность. Но на пике популярности «Тату» - Иван Шаповалов считает, что проект исчерпал себя – дуэт быстро соскользнул с вершины, а в 2008 году группа полностью распалась. В музыке начала 2000-х преобладают различные музыкальные проекты российских «музыкальных» продюсеров. Благодаря «выпускникам» «Фабрики звезд» появляются популярные исполнители: «Корни», «Фабрика», «Серебро», певица Юлия Савичева, Тимати, Виктория Дайнеко, Анастасия Приходько. Музыкальные проекты «Фабрика звезд», «Пять звезд» и «СТС зажигает суперзвезду!» Они помещают нас в состояние напряжения между видимым и звуковым компонентами. Акцент на очевидную физическую привлекательность исполнителей помогает визуально украсить и продлить короткое слуховое повествование произведения, его действенность: трехминутный лирический рассказ «растягивает» видимый облик молодого артиста. Другими словами, мы представляем текст как индивидуальный жизненный опыт певца именно потому, что мы видим его говорящим со сцены; спетые «фрагменты» визуально отражаются в кажущейся «живой» непрерывной структуре. Звуковой аспект музыки в значительной степени обеспечивается визуальным, воображаемым представлением, которое указывает на что-то невидимое, ощущение или состояние. Среди музыкантов, начинающих с 90-х, бардов Григория Лепса и Трофима, рок-группа «Сплин» пытается добиться нового воплощения и добиться больших успехов. В начале 21 века растет интерес к русской хип-хоп культуре. «Рэп» или «хип-хоп» - это тренд современной музыки. Эти термины часто путают, хотя первый означает вокальный речитатив в буквальном смысле слова, а второй относится к музыке и субкультуре в целом. В ротации музыкальных каналов появляются российские исполнители, читающие «Рэп» - Децл, «Bad Balance», «Каста», «ЮГ», «Многоточие». А главными западными рэперами для российского слушателя стали Jay‑Z и Эминем Постепенно первая волна утихает, им на смену приходят хип-хоп исполнители Серега, «Лигалайз», «Банд`Эрос», Бьянка, Тимати – основная тема которых - «понты», обедняется музыкальная составляющая. Несмотря на появление всевозможных «эфемерных» групп, музыкальное разнообразие не увеличивается, поэтому в 2000-е начинается ностальгия по музыке последних десятилетий. Диско-группы 80-х и 90-х годов набирают обороты. Самыми популярными снова стали: Кай Метов, «Ласковый май» (Юра Шатунов), «Технология», «Мираж» и другие. Они снова начали издавать музыкальные сборники тех лет. Повторное использование постперестроечного ночного диско начала 90-х напоминает о популярных ретро-шуток DJ Грува, в котором иронично используются мелодии из кинохитов, написанных Андреем Петровым. Чем старше музыкальный стиль, тем заметнее и труднее вернуть его или повторить. Интерес к классической музыке вернулся в 2000-е годы в музыкальных постановках. Мюзикл - это музыкальное сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, а сюжет обычно прямолинеен. На мюзикл сильно повлияли многие жанры: оперетта, комическая опера, эстрадная, бурлеск. Единственное новое музыкальное движение 2000-х в России – эмо-музыкальные группы. Позаимствовав основу у своих зарубежных коллег, в том числе у существующих коллективов, сочетающих в себе черты эмо и популярной музыки, они смогли заявить о себе прежде всего через вокал, наполненный ощутимой меланхолией, но при этом не скатываясь в полную депрессию. Добавляя к этому нежность задушевной поэтики текстов и мощный ритм гитар, они постепенно привлекали внимание довольно специфической аудитории, состоящей в основном из довольно молодых людей обоих полов. Часто коллективы российских эмо-групп формируются довольно случайным образом, когда несколько молодых людей собираются вместе и начинают сочинять песни. Помимо желания выступать и петь, некоторые из них имеют очень смутное представление о стиле эмо, уделяя больше внимания работе своих более известных «коллег» в России или пытаясь сопоставить с услышанными записями западные музыкальных групп. С появлением интернета, информационные потоки стали распространяться с безумной скоростью. Узнавать о новых исполнителях стало намного проще, а определить жанр, в котором они играют – сложнее. Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жонглируя разными жанрами, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для слушателей. Музыка – это бизнес. Живые выступления еще сильнее размыли границы между жанрами. Атмосфера рэп концертов стала напоминать рок вечеринку. Атрибуты одной культуры заменяют атрибуты другой. Теперь аудитория сама определяет жанр, стиль и направление. |