Специфика музыкальных передач на российском телевидении. Специфика муз передач на Рос теле. Общая характеристика музыкальных развлекательных шоу на телевидении
Скачать 95.85 Kb.
|
Глава 2. Практический анализ специфики музыкальных передач 2000-х годов, на примере «Фабрика звезд» 2.1 Особенности подготовки музыкальных шоу с «живым» звуком При наилучшем раскладе над музыкальной программой работают звукоинженер и звукорежиссер. Существуют разные взгляды на участие звукорежиссера в создании телевизионных проектов. Следует пояснить, что звукоинженер (звукооператор) и звукорежиссер – две фигуры, взаимодополняющие друг друга. Самый талантливый звукорежиссер при плохом звукоинженере не сможет гарантировать успешный результат. Звукорежиссер может иметь уникальный слух, чутье, быть прекрасно подкованным технически, иметь колоссальный опыт работы, но обязательно найдутся какие-то пробелы. Это могут быть какие-то компьютерные нюансы, всевозможные тонкости электромеханики, разобраться с которыми всегда помогает инженер. Поэтому звукорежиссер и звукооператор отнюдь не исключают друг друга, а наоборот – взаимодополняют. Звукорежиссура на телевидении – это особая специальность в звукорежиссуре вообще. Кажется, нет более разносторонней специфики работы в области звукорежиссуры, чем у звукорежиссера на телевидении. И дело не только в выполняемых функциях, то есть видах работ. Хотя, если проведение записи по трансляции (будь то опера или спортивный репортаж) или сама трансляция и имеет много общего с обычной звукозаписью, то, например, озвучивание передачи, или съемка под записанную фонограмму (с синхронизированным сигналом) скорей ближе к тонированию кинофильмов или съемке музыкальных кинономеров и видеоклипов. Но главные принципиальные особенности не столько в этом, сколько в условиях, в которых производится запись. Звукорежиссер, работающий в студии, в театре, в концертном зале знаком с акустическими особенностями данного помещения или работает в помещении, специально оборудованном для звукозаписи. Звукорежиссер же на телевидении должен уметь работать в концертном зале или в театре, на открытой площадке, в помещениях, которые не то, что акустически абсолютно не соответствует нормам звукозаписи, но и никогда не было приспособлено для проведения концерта. Проходит множество записей концертов, музыкальных вечеров не в концертных залах, а в музеях, посольствах, представительствах, учреждениях и т.д. Бывают и такие случаи, когда симфонический оркестр выступает в неполном составе, поскольку ему элементарно не хватает места, чтобы разместиться. Главной задачей звукорежиссера является передача наиболее естественного звучания, максимально отражающего реальные тембры музыкальных инструментов и голосов. Прежде всего это имеет отношение к записи классической музыки (симфонической, оперной, хоровой и так далее), звучание которой уже известно телезрителю, который, помимо звукового ряда, еще и видит перед собой «картинку». Безусловно, немаловажное значение здесь имеют акустические характеристики помещения, где проводится запись. Хотя стереозвук пришел на российское телевидение в 2003 году, до сих пор многие телевизионные каналы транслируют моноканальный звук. При моно воспроизведении усиливается неестественность звучания – то, с чем борется звукорежиссер. Все звуки слышатся из одной точки, из-за этого теряется пространственная перспектива. Из-за невозможности локализации отдельных источников звука некоторые из них могут вовсе затеряться. Отсюда следует нарушение музыкального баланса. Известно, что при записи акустической музыки в распоряжении у звукорежиссера две основные составляющие – источник звука (музыкальный инструмент, ансамбль, оркестр) и акустические особенности помещения. И чем искуснее он дополняет их друг другом, тем естественнее и прозрачнее получается запись. Известно также, что всякому стилю музыки соответствует определенная акустическая атмосфера. Например, органная музыка полноценно слушается только в католическом храме. И это не случайно, ведь орган – церковный музыкальный инструмент, который испокон веков существует неразрывно с архитектурой католических храмов. Кроме того, никогда нельзя забывать о картинке, об ее эстетике. Общий план оркестра или музыкальной группы с большим количеством микрофонных стоек, выглядит на экране не очень эстетично. Конечно, должны быть какие-то компромиссы. Телевидение – это все-таки коллективное творчество, помимо звукорежиссера, есть еще режиссер, операторы и прочие члены коллектива. В данном случае, оператор-постановщик имеет больше прав диктовать свои условия, поэтому звукорежиссеру остается только искать выход из создавшейся ситуации. Записать хороший, качественный звук с чистой красивой картинкой без микрофонов в кадре возможно, хотя это является сложной задачей. Еще сложнее записать программу так, чтобы ни один микрофон за все время телепередачи не попал в кадр, но это достижимо путем переговоров звукорежиссера с оператором-постановщиком и репетиций. Таким образом, никаких определенных правил о количестве микрофонов во время трансляции или записи концертов или музыкальных спектаклей нет, так как каждая съемка – это новые условия, а значит и новые решения. Единственное, что остается в распоряжении звукорежиссера постоянно при каждой записи – это технические возможности. Обычно для записи и трансляции в эфир крупных концертов, спектаклей или других зрелищ используются ПТС (передвижные телевизионные станции). Они имеют несколько отсеков, в том числе и звуковой, т.е. где формируется, обрабатывается, сводится звук и одновременно подается на профессиональный видеомагнитофон с несколькими звуковыми дорожками. Звуковая студия ПТС снабжена: микшерным пультом, контрольными аудиомониторами, видеомониторами, приборами динамической обработки 49 (компрессоры, лимитеры, гейты, экспандеры и т.д.), а также частотной коррекции (эквалайзеры, как параметрические на пульте, так и графические – 31-полосные), приборы обработки звука (ревербераторы и т.д.), иногда психоакустические процессоры, такие как, например, ди-эссер. А также, конечно, микрофоны и связь с режиссером. В более современно оснащенных передвижных телевизионных станциях аналоговые магнитофоны и оборудование для коррекции и обработки звука заменены на цифровые пульты и компьютеры. Во время прямой трансляции или записи действие сложно остановить и переписать брак. Поэтому слишком большое количество обработок звука может испортить итоговую запись. Наличие нескольких звуковых дорожек на профессиональных магнитофонах или цифровых звуковых картах компьютеров позволяет основной сигнал, например, отправить на первую или первую и вторую звуковые дорожки, а на остальные – отдельные источники, например, на третью дорожку – только один оркестр или фонограммы, а на четвертую дорожку – сумму речевых или вокальных микрофонов. И поскольку во время съемки запись производится одновременно со сведением, и бывают какие-то просчеты микширования, или неудовлетворительное звучание какого-то источника, то это без проблем можно исправить (обработать или пересвести) на озвучивании. Конечно, если это прямой эфир, то никаких возможностей что-то исправить уже нет. Очень важен правильный и точный подбор микрофонов. Главная задача звукорежиссера телевидения – помимо качественной звуковой продукции, обеспечить еще и органичное восприятие слушателем и изображения, и звука. И в то же время достичь полного ощущения присутствия в зале. В заключении, следует отметить, что телевидение – это коллективное творчество, помимо журналиста и звукорежиссера, есть еще режиссер, операторы и прочие члены коллектива. Главной задачей звукорежиссера является передача наиболее естественного звучания, максимально отражающего реальные тембры музыкальных инструментов и голосов. Однако, оператор-постановщик имеет больше прав диктовать условия, поэтому звукорежиссеру остается только способ как записать хороший, качественный звук с чистой красивой картинкой без микрофонов в кадре. При этом они должны быть расположены так, чтобы улавливать весь звук на площадке. Возможно записать программу так, чтобы ни один микрофон за все время телепередачи не попал в кадр, но это достижимо путем переговоров звукорежиссера с оператором-постановщиком и репетиций. Существует несколько способов выступления музыкантов. Для каждого из них необходим свой подход для записи при создании видео версии выступления. Их можно разделить на 4 группы: 1. Выступление под фонограмму Саунд чек перед началом записи или концерта непродолжителен или отсутствует. Группа или музыкант выходит на сцену. У вокалиста в руках микрофон, у музыкантов – инструменты. Аппаратура на сцене используется только для картинки. Ключевую роль в выступлении артиста играет звукорежиссер, так как его ошибка может негативно сказаться на реутацииартиста. Во время выступления его задача находясь за пультом вовремя включить и выключить фонограмму. На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты попадали движениями под музыку. Вокалист делает вид, что поет, музыканты изображают игру на инструментах, но звуков они не производят. В 2013 году на телевизионном конкурсе «Новая волна» был введен запретна выступление под фонограмму. Одним из сторонников использования «фонограммы» оказался создатель групп «Иванушки International» и «Любэ» продюсер Игорь Матвиенко. По его мнению, российская сцена в совсем не подготовлена к живому звуку из-за отсутствия квалифицированных специалистов. 2. Выступление под полный плюс Как и при выступлении под фонограмму саунд чек перед началом записи или концерта непродолжителен или отсутствует. Группа или музыкант выходит на сцену. У вокалиста в руках микрофон, у музыкантов – инструменты. Звучит фонограмма и звукорежиссер подмешивает к сигналу фонограммы звучание иинструментов. Вокалист действительно поет, музыканты – играют. Но они повторяют то, что записано в студии. 3. Живой звук Длительный саунд чек предшествует концерту. Музыканты приезжают на площадку задолго до выступления, настраивают инструменты и аппаратуру. В таком выступлении весь звук идет со сцены, поэтому полагаются только на предварительно настроенный звук на саунд чеке. В этом и заключается сложность живого звука. При выступлении вживую нельзя скрыть ошибки за записью, зритель слышит только то, что есть здесь и сейчас. 4. Выступление под «минус» Выступления в этой группе можно условно разделить ещена две категории: В первой «живой» звук группы подмешивается к записи, которую ставит звукорежиссер. На ней записаны заранее эффекты, подложки, бэк-вокал, музыкальные инструменты, которые не присутствуют либо не могут присутствовать на сцене. В этом случае запись подзвучивает и украшает выступление. Во второй категории исполнитель, будь то инструменталист или вокалист, исполняет свою партию вживую, а для него фоном звучит запись. Иногда можно встретить живое выступление солиста под минус, а музыкантов, стоящих в виде декораций, изображающих исполнение данного минуса. Звукозапись на концерте сильно отличается от записи в студии. Еще одно, что важно при записи выступления с «живым» звуком, – это эксклюзивность момента. В любом случае ничто не должно отказаться работать в самый ответственный момент. Вся коммутация должна быть проверена заранее и надежно работать, а система записи должна быть стабильна и, при необходимости, дублирована. Конечно, есть возможность сделать что-то не так на концерте, и переписать это уже не получится: атмосфера зала создает особенный драйв, без которого запись получится мертвой, «сухой», а крики фанатов или аплодисменты зрителей добавят дыхание жизни в запись. 2.2 Характеристика передач «Фабрика звезд» и «Народный артист» «Фабрика звезд» - российский телевизионный музыкальный проект по поддержке молодых исполнителей. Выходил на «Первом канале« с 13 октября 2002 по 9 декабря 2007 года и с 12 марта 2011 по 6 июля 2012 года и пользовался большой популярностью у телезрителей. Со 2 сентября 2017 года выходил на телеканале на «Муз-ТВ» под названием «Новая Фабрика звезд» не продолжительное время. Пятый сезон проекта был известен как «Фабрика звезд Аллы Пугачевой», так как именно певица стала художественным руководителем этого сезона проекта. Последний сезон в привычном формате вышел под руководством Константина и Валерия Меладзе. «Фабрика звезд» – первая программа «Первого канала», вышедшая в эфир со стереозвуком. Программа является российской версией успешного телевизионного проекта голландской продюсерской телекомпании «Эндемол» «Академия звезд». Идея проекта принадлежит испанской компании «Джестмьюзик», являющейся филиалом компании «Эндемол». Однако, первой страной, начавшей трансляцию проекта 20 октября 2001 года, стала Франция. Через два дня после выхода программы во Франции, шоу под названием «Операция «Триумф» вышло в эфир в Испании. С этого момента шоу стало распространяться по всему свету, в том числе оно вышло и в России в 2002 году. В настоящее время «Академия звезд» занимает второе место по популярности после шоу «Большой брат», проект завоевал признание на рынках не только Европы, но и Индии, арабских стран и Соединенных Штатов. 12 марта 2011 года стартовал проект под названием «Фабрика звезд. Возвращение». Несмотря на название, это было не продолжение привычного проекта. На этот раз между собой конкурировали не безызвестные претенденты, а сложившиеся яркие исполнители – выпускники «Фабрики звезд» разных лет, каждый из которых когда-то начинал свою карьеру в Звездном доме. В 2012 году вышло продолжение проекта под названием «Фабрика звезд: Россия-Украина», в котором соревновались лучшие выпускники российской и украинской версий «Фабрики». В 2015 году в рамках проекта «Коллекция Первого канала» был показан один из отчетных концертов пятой «Фабрики». В середине мая 2017 года стало известно, что новый сезон «Фабрики звезд» выйдет на телеканале «Муз-ТВ». Премьера состоялась 2 сентября 2017 года. Отчетные концерты выходили в эфир «Муз-ТВ» по субботам в 18:00, а дневники проекта – с понедельника по пятницу в 14:30, 19:20 и в 22:30. Повторы отчетных концертов транслировались по субботам в 11:00 и воскресеньям в 22:00 на телеканале «Ю«. Ведущая отчетных концертов – Ксения Собчак, дневников – Артем Шалимов и Георгий Иващенко. Перед началом проекта проходят пробы, во время которых жюри «Фабрики звезд» просматривает несколько тысяч претендентов. При выборе участников учитываются вокальные данные, внешний вид, пластика, артистичность. В результате в проект попадало несколько человек (1, 2, 3 сезоны – 16 человек; 4 и 5 сезоны – 18 человек; 6 сезон – 17 человек). В седьмой сезон проекта первоначально прошло 14 человек, а еще двух участников (юношу и девушку) выбрала аудитория из шести претендентов на первом отчетном концерте. Ребят заселяют в Звездный дом, где все происходящее круглосуточно снимается скрытыми камерами. Участникам не разрешается иметь мобильные телефоны и музыкальную аппаратуру. Также по условиям проекта им запрещено отвечать на письма поклонников. Каждый день участники проекта должны посещать занятия по хореографии, вокалу, актерскому мастерству, фитнесу, психологии и другим дисциплинам. В седьмом сезоне к дисциплинам также добавились история, режиссура, чтецкое искусство, советская песня. Помимо основных занятий проводились специальные мастер-классы, где ребят обучали азам мастерства звезды российского и мирового шоу-бизнеса. Также в обязанности участников, кроме посещения занятий, входили поддержание порядка в доме и приготовление еды. В седьмом сезоне проекта участникам приходилось самим зарабатывать деньги, подготавливая и проводя самостоятельные выступления на концертной площадке перед «Звездным домом». В течение недели в эфир несколько раз в день выходят «Дневники Звездного дома» (трансляция велась с 30 камер) и раз в неделю – отчетный концерт, где ребята показывали номера, подготовленные ими в течение недели. Обычно на отчетные концерты приглашались звезды российской эстрады, с которыми участникам проекта выпадает возможность спеть. В шестом сезоне (2006) практиковался также обзорный выпуск «Неделя на Фабрике», показывающий все самое интересное, что происходило в Звездном доме за неделю наблюдения. Каждый понедельник педагогический совет «Фабрики звезд» определял трех претендентов на выбывание из проекта. Их отбор проводился на основании оценки преподавателями творческого роста каждого из участников, а также по результатам их выступлений на концертах. Судьба претендентов решалась во время отчетных концертов. Одного из претендентов «спасают» зрители «Первого канала» посредством sms-голосования, второго оставляют в проекте товарищи, а третий покидает Звездный дом навсегда. Правда, были прецеденты, когда выбывающего участника оставлял в проекте художественный руководитель или музыкальный продюсер путем использования права вето. Победитель проекта получал контракт на запись диска или другой аналогичный приз. Проект длится около 3-4 месяцев. В 2017 году правила проекта претерпели некоторые изменения. В день открытия конкурсанты впервые за всю историю проекта в России спели дуэтами со звездами российской эстрады. «Народный артист» – телевизионный музыкальный проект телеканала «Россия«, а также газеты «Комсомольская правда« и радиостанции «Европа Плюс« по выявлению молодых талантов, основанный на популярном британском телешоу «Поп-идол» («Pop Idol»). Выходил на телеканале «Россия» с 2003 по 2006 год, пережил три сезона. В телешоу принимали участие различные конкурсанты, которые отбирались судьями для дальнейшего их участия в проекте. Ведущими первых двух сезонов телепроекта были Фекла Толстая и Иван Ургант. Третий сезон вели Оскар Кучера и Ольга Шелест. Кроме того, параллельно с «Россией» последний сезон данного конкурса транслировался и на канале Муз-ТВ. «Народный артист» – это вторая попытка телеканала «Россия» запустить свое музыкальное реалити-шоу. В течение первой половины 2003 года в ряде городов России – Красноярске, |