Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Мифы

  • 7. Правовые нормы

  • 11. Эстетические нормы

  • 49.Общее и особенное в социальных нормах.

  • 50.Право в системе регулирования общественных отношений.

  • 51.Понятие права. Определение права. Право

  • 53.Основные концепции сущности права (естественно-правовая, нормативистская, со5.циологическая, психологическая, марксистская).

  • 1. Общественная власть в первобытном обществе


    Скачать 1.26 Mb.
    Название1. Общественная власть в первобытном обществе
    Дата24.05.2018
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP_1.doc
    ТипДокументы
    #44753
    страница8 из 22
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22


    . Социальные нормы. Это правила поведения, регулирую­щие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стан­дарты, масштабы поведения одного человека по отношению к дру­гому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться вен лица, попавшие в регламенти­рованную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

    Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

    Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном место, отно­шение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдель­ный случай или конкретные общественные отношения.

    Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма на­чинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

    В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адресата.

    В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить:

    1. Ритуалы правила поведения, в которых акцент делает­ся на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонст­ративное действие, имеющее целью внушить людям определен­ные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России [на музыку Глинки), что должно зну-шать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.

    2. Обряды также заключаются в символических действи­ях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологичес­кую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеоло­гические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

    3. Мифы предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

    4. Обычай это правило поведения, сложившееся истори­чески.на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее все­общим в результате многократного повторения. Иначе обычай мож­но определить как стереотип поведения. Он прочно входит в созна­ние людей потому, что выражает какую-то жизненную законо­мерность.например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровная месть, двое­женство и др.

    5.Традиции

    так же как и обычаи, регулируют устойчи­вые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, по­скольку ни затрагивают какой-либо общественной закономернос­ти, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. От­личает эти два вида социальных норм и срок их формирования:

    обычаи формируются на притяжении жизни нескольких поколе­ний, традиции имеют, меньший исторический шлейф.

    6. Религиозные нормы это правила поведения, регулиру­ющие отношения между людьми через призму требований боже­ственного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Под­чинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требова­ния религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, страшный суд, ли­шение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение.Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, на­пример, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

    7. Правовые нормы это правила поведения, являющиеся обязательными, и охраняемые от нарушений силой государствен­ного принуждения.Юридические нормы регулируют наиболее важ­ные общественные отношения (структуру и порядок осуществле­ния государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружа­ющей среды и др.), Поскольку нарушение этих норм может прине­сти обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жестокостью, суровостью по срав­нению с мерами реагирования за нарушение других видов соци­альных норм.

    8. Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Моральные требования, -предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществ­ляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опира­ясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каж­дый человек может самостоятельно регулировать свое поведение.

    9. Политические нормы — эти правила поведения, регули­рующие отношения между нациями, классами и другими, соци­альными группами, направленные на завоевание, удержание и ис­пользование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, лозунговость — особенности политических норм.

    10. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения бла­гоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружаю­щими. формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. и,). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расхо­диться с его истинным отношением к людям, событиям.

    11. Эстетические нормы это правила поведения, регу­лирующие отношение к прекрасному и безобразному.

    12. Деловые обыкновения это правила поведения, склады­вающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный харак­тер. Например, принято, что студенты приветствуют преподава­теля стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начи­нается с планерки, а на другие — с выдачи работникам письмен­ных заданий на день (водителям — путевого листа или товарно-транспортной накладной).
    49.Общее и особенное в социальных нормах.

    Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.Всем социальным нормам присущи общие черты:

    1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

    2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

    3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

    4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

    5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

    6) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

    Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

    1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество - прерогатива государства, а нормы морали - всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;

    2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

    3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

    4)оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо - несправедливо и др.;

    5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

    6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

    7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики, обычаев, традиций.
    50.Право в системе регулирования общественных отношений.

    Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

     В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.

    К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма – хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

    В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

    Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

    Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

    Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

    Исходя из этих задач, можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

    Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

     Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права – упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

    Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

     Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

     Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

    51.Понятие права. Определение права.

    Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

    Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

    1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

    2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

    3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

    4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

    5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

    6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

    7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

    8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

    52.Содержание права.

    Раскрытие сущности права связано с определением его содержания. Содержание права - это единство всех составляющих его элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями. Таким образом, содержание права тесно взаимосвязано с его сущностью и социальным назначением. Так как сущность права многоаспектна, то логично утверждать, что и содержание его носит многоуровневый характер.

    В содержании права выделяют три уровня:

    а) специально-юридическое;б) интеллектуально-волевое;в) социально-политическое.

    Если принять, что сущностью права является согласованная воля участников регулируемых отношений, выраженная в законе, а в связи с этим назначением права является регулирование общественных отношений, то, прежде всего, выделяют специально- юридическое содержание права. Оно, если можно так выразиться, «лежит на поверхности», так как непосредственно выражает сущность права.

    Основными составными элементами специально-юридического содержания права являются:

    1. - юридические нормы;

    2. - субъективные права и юридические обязанности;

    3. - меры юридической ответственности за правонарушения;

    4. - юридические гарантии соблюдения норм права и обеспечения прав и свобод граждан;

    5. - правосубъектность и правовой статус граждан.

    Не умаляя значение всех остальных элементов, следует сказать, что большинство авторов признают содержанием права именно юридические нормы. Таким образом, право состоит из нормативных установок, к которым относят и юридические нормы.

    Юридическая норма - общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

    Содержание нормы также многоаспектно, в нем выделяется:логическое содержание, сводящееся к заключенному в ней суждению;

    социально-юридическое содержание, в которое входят регулируемые нормами те или иные общественные отношения;волевое содержание заключается в стремлении субъекта нормотворчества определенным образом урегулировать общественные отношения.

    Содержание юридической нормы облекается в определенную форму. Наиболее распространенной формой является законодательное нормативное предписание.

    Более глубокий уровень правового содержания - интеллектуально-волевой.Интеллектуальную сторону содержания права составляют принципы права - общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые, раскрывающие право как форму правового сознания.

    Общеотраслевые принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К ним относятся:

    1. - принцип социальной свободы (обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни);

    2. - принцип социальной справедливости (этот принцип имеет морально - правовое содержание);

    3. - принцип демократизма;

    4. - принцип гуманизма (право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого гражданина);

    5. - принцип равноправия (провозглашает равенство всех перед законом);

    6. - единство юридических прав и обязанностей;

    7. - принцип ответственности за вину;

    8. - принцип законности (строгое и полное осуществление предписаний правовых норм всеми субъектами права).

    Все эти принципы взаимосвязаны между собой, например, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни, верно также и обратное утверждение.

    Межотраслевые правовые принципы - выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Например, для уголовно- процессуального и гражданско - процессуального права общими принципами являются коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства.

    В отличие от них, отраслевые правовые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, семейного или гражданского). Так, принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и т.д. В этих принципах отражается дух законов, идеологическая и мировоззренческая основы права. Они формулируют общие программы поведения человека, и в результате служат основой для построения общественных отношений. Волевая сторона содержания права характеризует государственно-властное начало в праве, общеобязательность правовых норм.

    53.Основные концепции сущности права (естественно-правовая, нормативистская, со5.циологическая, психологическая, марксистская).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22


    написать администратору сайта