1. Общественная власть в первобытном обществе
Скачать 1.26 Mb.
|
§3. Древнегерманская форма возникновения государства Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий.14 Германцы, по свидетельству Тацита, были очень многочисленным народом. Приблизительное представление о численности отдельных германских народов мы получаем у Цезаря; он определяет число появившихся на левом берегу Рейна узипетов и тенктеров в 180000 человек, включая женщин и детей. Для того, чтобы разместить такое количество людей, необходима огромная территория. Военное наступление германцев по всей линии Рейна, римского пограничного вала и Дуная, от Северного до Черного моря - прямое доказательство все большего роста населения, которое стремилось к расширению своих владений. В конце V века путь в Римскую империю, обессиленную, обескровленную и беспомощную, был открыт для вторгнувшихся германцев.15 Германские варвары в награду за то, что освободили римлян от их собственного государства, отняли у них две трети всей земли и поделили ее между собой.Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения. Однако невозможно было ни принять массы римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними посредством последних. Во главе римских местных органов управления, вначале большей частью продолжавших существовать, надо было поставить вместо римского государства какой-то заменитель, а этим заменителем могло быть лишь другое государство. Органы родового строя должны были поэтому превратиться в органы государства, и притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области от внутренней и внешней опасности требовала усиления его власти. Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось. А следовательно и превращение родоплеменного строя в государственный. 16 №3.Признаки государства, отличающие его от социальной власти первобытного общества. Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей); 3) территориальное деление граждан (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.); 5) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти). 6) суверенитет. К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства. Наличие такого языка не исключает, разумеется, существования и использования языков других этнических групп, проживающих на территории государства. В совокупности эти признаки характеризуют государство, т. е их наличие в социальной организации общества свидетельствует, что это общество - государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством Особый вопрос при рассмотрении признаков государства возникает в связи с характеристикой слоя людей, выполняющих функции управления. Ведь отдельные функции управления выполнялись и в первобытном обществе, например функции организации загонной охоты, когда требовалось скоординировать действие многих людей. В чем же их отличие от функций управления в раннеклассовом государстве? Этих отличий несколько Прежде всего в государстве функции управления выполняет специально выделенный слой людей, которые профессионально становятся управленцами, посвящают этому свои занятия, знания, жизнь. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. И хотя и там были лица, профессионально занятые управлением (например, такая функция была у шаманов), но это были отдельные лица, а не специальный слой, аппарат управления. Далее в государстве этот аппарат осуществляет властные полномочия, по существу и форме принципиально отличающиеся от власти в первобытном обществе. Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти. Иными словами, если власть вообще - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, подчинения, регламентирующих актов и т. п., то государственная власть - это способность и возможность оказывать подобное воздействие с помощью государственного принуждения. Государственная власть структурно - это государственно организованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих соответствующие общие и классовые интересы. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, вершится от имени государства, она одна из форм политической власти. №4.Социальные нормы первобытного общества. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Формы происхождения права. Виды социальных норм первобытного общества: - обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку; - простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле; - религиозные нормы – правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений; - мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии; - табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию. Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях. Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного). Считается, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающем экономики к производящей (4-3-е тысячелетие до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей! — аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство — общество, разделенное на управляющих и управляемых. Произошла дифференциация общества (появление избыточного продукта, следствие деление на классы), разделение труда (скотоводство, земледелие, ремесло, торговля) и следовательно появились различные виды собственности, которые нужно было защищать какими-либо законами. №5.Теории происхождения государства и права. Причины множественности теорий о происхождении государства и права. 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274). 2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье. 3. Договорная теория.Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти. 4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. 5. Теория насилия. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. 6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права. 7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. 8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. 9. Ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. №6.Понятие государства. Признаки государства, отличающие его других организаций современного общества. Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая её единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят: 1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов; 5) территориальная организация населения. Также к признакам относят: наличие своей символики, денежной еденицы, языка. Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничиваетсяисходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров. Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. №7. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства. Сущность государства - совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, отражающих принадлежность государственной власти, показывающих, чью волю выражает государство, чьим интересам оно служит. Сущностью гос-ва выступает власть. Иными словами сущность гос-ва – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть. Для общества – власть должна быть стабильной и сильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс классовых сил, создать условия для развития всего общества. Население – ждёт от власти организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. Конкретный человек – условия для самореализации, защита прав и свобод, различные социальные перспективы. На сегодняшний день в юридической науке сформировалось два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый. С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход вер-но характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств. С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними. В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства. №8. Государственная власть и способы её осуществления. Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы). Государственная власть признаки: -является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти); -является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами; -осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом); -обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства); -распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты); -издает нормативно-правовые акты. |