Главная страница
Навигация по странице:

  • (28)Ты узнал меня по голосу (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса. (31)Тебе понравился мой голос

  • (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения (37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох. – (38)Смеёшься

  • 1 Огэ 2020 фипи 1 февраля


    Скачать 495.29 Kb.
    Название1 Огэ 2020 фипи 1 февраля
    Дата06.04.2022
    Размер495.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаtexti-oge-2020.docx
    ТипДокументы
    #449022
    страница25 из 31
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31

    (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

  • (24)Не видел!

  • (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.

  • (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.


  • (28)Ты узнал меня по голосу?

  • (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.


  • (31)Тебе понравился мой голос?

    (32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!

    (35)И вдруг я сказал:


    • (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?


    (37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох. – (38)Смеёшься?

    • (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.

    (41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи. (По Ю.Я. Яковлеву*)

    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

    6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком.

    2. Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей.

    3. Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней.

    4. Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом.

    5. Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос.

    7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

    1. Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

    2. Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.

    3. Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

    4. Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

    5. Этот голос полностью захватил власть надо мной!

    8.В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

    9. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 3) Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



    87

    (1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

    (4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

    (6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

    (7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

    (10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

    (12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

    (14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

    • (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок он будет держать в руках всю жизнь!

    (18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

    • (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

    • (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

    (26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

    (27)Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

    • Всё он!.. (29)Своими руками!

    (30)И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

    • Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом! (По А.Г. Алексину*)

    * Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

    6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку.

    2. Олег, по мнению бабушки, обязан был воплотить в жизнь её несбывшиеся надежды, и его успех стал бы и бабушкиным успехом.

    3. Олег был более целеустремлённым человеком, чем его бабушка, и поэтому к нему обязательно должен был прийти успех в искусстве.

    4. И Олег, и бабушка любили музыку и мечтали стать музыкантами, но Олег был более честолюбив.

    5. Олегу очень нравилось мастерить: все этажерки и книжные полки в доме были сделаны его руками.

    7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

    1. Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

    2. В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

    3. Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

    4. «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

    5. Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега.

    8.Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    9. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Алексеевича Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега.

    Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

    • Всё он!.. Своими руками!

    И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

    • Но главное, конечно, музыка! Он будет музыкантом!»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 3) Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно сделать правильный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента,

    подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



    88

    (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

    (3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

    (4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

    (5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

    – (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

    (7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

    (8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

    (11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

    (13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

    (15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

    (16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву*)

    * Агеев Михаил (настоящее имя – Леви Марк Лазаревич, 1898–1973) – русский советский писатель.

    6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.

    2. На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.

    3. Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её за внешний вид.

    4. Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина – его мать.

    5. Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.

    7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

    1. Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

    2. …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

    3. Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

    4. На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

    5. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

    8.Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    9. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

    Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 3) Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    89

    (1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.

    (2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

    (6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7) Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.

    (8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.

    (9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.

    (12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным. (13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

    (14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

    (17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.

    • (18)Не живи чужой жизнью! – уговаривала меня мама, видя это.

    (19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.

    (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

    • (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.

    • (23)Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.

    • (24)Сиять отражённым светом? – (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:

    • Смотря чьим светом! (По А.Г. Алексину*)

    * Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

    6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Маша была исключительно красивой девочкой, что вызывало восхищение одноклассников.

    2. Маша была чемпионкой класса по «многоборью», и одноклассники её уважали.

    3. Маша была настолько талантливым человеком, что не признать её первенства было невозможно.

    4. Отсутствие однообразия в Машиной жизни было её образом.

    5. Восхищённые взоры Лялиных поклонников становились ещё восхищённее от того, что Ляля их не замечала.

    7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

    1. Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

    2. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

    3. Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

    4. Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

    5. Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

    8.Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    9. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

    «– Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.

    • Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.

    • Сиять отражённым светом? – Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:

    • Смотря чьим светом!»

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 3) Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное

    Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    90

    (1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша, и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.

    • (3)Мам, я опять подрался… – медленно произнёс он и виновато замолчал.

    (4)Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась. – (6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.

    (8)Венька повесил трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. (12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас необязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.

    (18)Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19) Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые – в толстовках. (21)Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.

    • (23)Вот! (24)Примерь! – щебетала она над Венькой. – (25)Тётя Нина отдала. (26) Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

    (27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30) Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. (35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

    (По С.А. Лубенец*)

    * Лубенец Светлана Анатольевна – современная детская писательница из СанктПетербурга, автор книг о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.6.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Венька попросил маму приобрести ему пиджак для школы.

    2. В пиджаке Венька чувствовал себя белой вороной среди одноклассников.

    3. Все одноклассники пришли в школу в пиджаках.

    4. Венька слышал от одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.

    5. Виталькин пиджак был красивый и, по мнению мамы, должен был подойти сыну по размеру.

    7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

    1. Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.

    2. В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.

    3. «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.

    4. – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

    5. Дескать, школьная форма сейчас необязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад.

    8.В предложениях 27–33 найдите слово с лексическим значением «изысканный, изящный». Выпишите это слово.

    9. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».

    Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    9. 3) Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять другого человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



    91

    (1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой – маминой мамой.

    (3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

    – (8)Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

    (10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11) Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

    (13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

    (14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

    (17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

    (18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

    • (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка.

    • (23)Побольше! – говорил я.

    (24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

    (25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло. (По А.Г. Алексину*)

    * Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

    6.Анализ содержания текста.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Рассказчик и его бабушка получали письма каждый день.

    2. Родители рассказчика «проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко».

    3. Родители рассказчика любили ходить в кино.

    4. Родители рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем.

    5. Рассказчика объединяли с бабушкой общие интересы.

    7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

    1. – Фантастика! – сказала однажды бабушка.

    2. 1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   31


  • написать администратору сайта