Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Какова история появления психодрамы

  • 3. Раскройте сущность теории ролей Я.Л. Морено.

  • Практическое 2 БелГУ. 1. Опишите историю развития ролевой игры Морено


    Скачать 68.05 Kb.
    Название1. Опишите историю развития ролевой игры Морено
    АнкорПрактическое 2 БелГУ
    Дата22.12.2021
    Размер68.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPrakticheskoe_2.docx
    ТипДокументы
    #313289
    страница1 из 2
      1   2

    1. Опишите историю развития ролевой игры Морено.

    Ролевая игра, театр импровизации и психодрама – это игра. Этот факт самым кардинальным образом отличает их от всех остальных методов терапии взрослых. В психодраме клиенты, словно дети, вовлекаются в игру. Если мы хотим получить представление о глубинном воздействии психодрамотерапии, то следует иметь в виду, что игра – это нечто большее, чем просто способ человеческого поведения. Введение игры в психотерапию означает, что наши терапевтические усилия направлены не только на сведенные воедино в конкретном «случае» патологические симптомы, они обращены не только к интеллекту пациента или исходят не только из предположения о наличии у него такового. Введение игры означает, что мы можем принять пациента таким, каков он есть, что мы относимся к нему, его состояниям и жизненным обстоятельствам с легкостью и в то же время серьезно и увлеченно, как делаем это в игре. Благодаря особому бытию игры устраняются сопротивления терапии, откровенности, учебе, работе или отдыху, которые часто можно наблюдать во всех тех случаях человеческого поведения, когда игра отсутствует. Как правило, сопротивление создается одной из сторон личности. Игра же, наоборот, захватывает всего человека, причем настолько, что, по словам Шиллера, «он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». «Игра – это деятельность ради действия, имеющая смысл, но не имеющая цели». Это не исключает того, что психодраматическая игра все-таки преследует терапевтическую цель. Стыковку между бесцельностью и целенаправленностью психодрамы, как мы еще увидим, осуществляет ведущий психодрамы. Он привносит цели терапии в игру и сводит игру участников психодрамы к терапевтическим целям. То, что психодрама возникла на почве трех личных соприкосновений Морено с игрой – детской, детско-царской и божественной, игрой бытия с самим собой, – имеет важное культурно-философское значение. Морено любил рассказывать о том влиянии, которое оказала на весь его труд как поэта, терапевта и социолога детская игра. Незабываемым событием стала для него игра в «Бога и ангелов», в которую решили поиграть пятилетний Якоб Морено Леви и соседские дети. С увлечением в подвале дома, в котором он жил со своими родителями в Вене, дети сооружали небеса. Они все больше входили во вкус игры, приволокли ящики и стулья, взгромоздили их чуть ли не до потолка на огромный дубовый стол, в самом верху соорудили «резиденцию Бога». Вскоре там воссел на троне маленький Морено, «величавый и всемогущий», тогда как остальные дети кружились возле него в роли ангелов. Вдруг один из детей воскликнул: «Почему Ты не летаешь с нами, Ты ж наш любимый Бог!» Сказано – сделано! Морено раскинул руки и через несколько секунд со сломанным запястьем лежал на полу. Эта первая «психодрама» Морено глубоко запечатлелась в его памяти. Морено и сегодня, исходя из этого опыта, по-прежнему считает, что внутренняя готовность к исполнению ролей нуждается в особом процессе разогрева, что все актеры, даже «высшие существа», зависят друг от друга и что иллюзорные идентификации устраняются быстрее всего и с наиболее стойким эффектом через испытание реальностью. Кроме того, он полагает, что его схема вертикальной ступенчатой сцены также восходит к этой детской игре.
    Вторым значительным импульсом для Морено – тогда еще юного медика – послужили его наблюдения за детской игрой. В тот период (непосредственно перед первой мировой войной) его любимым времяпрепровождением были прогулки по паркам Вены. Особое же удовольствие ему доставляло рассказывать играющим в парке детям придуманные экспромтом истории. С течением времени оказалось, что к сказочному дубу, куда приходил Морено, в привычные часы стекалось все больше и больше детворы, которая окружала Морено и зачарованно внимала его рассказам. Иной раз к ним присоединялись также их матери, воспитательницы и парковые смотрители. Любящие поиграть и побуждаемые Морено дети вскоре стали изображать в игре рассказанные истории, дополняя и изменяя их. Морено наблюдал и играл вместе с ними. Все были в действии. Детскими и царскими были эти игры, неисчерпаемой – фантазия детей. Они совершали открытия, брали в плен, выбирали, отдавали приказания, подчинялись, бунтовали. Разыгрывались всевозможные превращения человека в животное, черта в ангела, бедного в богатого, ребенка в царя. В играх детей Морено ощутил радость и свободу, подобие которых он ищет в мире взрослых. Он хотел, чтобы эта радость выпала и на долю взрослых людей, поэтому написал «Царский роман», прославляющий в экспрессионистской манере «царство детей. Морено, однако, не только поэт и философ, в то время Морено уже был врачом. И от его опытного взгляда не могло ускользнуть необычное поведение некоторых детей, равно как и собственное изменение в процессе игры, инициатором которой он являлся. Паясничающие озорники приучались в игре ориентироваться на тему, роли и своих товарищей, робкие дети непринужденно играли, посторонние дети включались в игру детской группы, поначалу исполняя роли, которые поручал им Морено. Дети с удовольствием вживались в свои роли и обучались таким образом новым способам поведения. Роли стали отдушиной для их агрессии. Ролевые игры позволили, однако, выявить и другой эффект. Если ребенок боялся в игре авторитетной фигуры, то, поменявшись ролями с вызвавшим страх партнером, можно было добиться эмоциональной разрядки. Поведение детей и их реакции в игре тогда еще не рассматривались в связи с феноменом переноса внушавшего страх имаго, то есть значимого для душевного переживания ребенка образа родителей, и не объяснялись учением Павлова об условных рефлексах или понятием разрядки через идентификацию с агрессором. Не мог тогда Морено сформулировать и первую свою научную гипотезу о закономерности, определяющей возрастную специфику детских группировок. Однако эти наблюдения уже не могли оставить его равнодушным. С течением времени они должны были привести к изложенным в этой книге результатам в области социологии и психотерапии.
    В своем стремлении сделать доступным «царство детей» и для взрослых, Морено со своими друзьями-актерами организовывал всякого рода ролевые и импровизационные игры. При этом, бывало, исполнители обращались к фельетонам или к сообщениям из газет, которые они изображали без предварительного обсуждения или репетиции. Каждый мог по своему желанию исполнять самые разные роли или уделять особое внимание форме сообщения. В результате появилась так называемая «Живая газета». Разыгрывались также импровизационные сценки без предварительных исходных данных. В конечном счете эти мероприятия стали проводиться регулярно. Морено снял квартиру на последнем этаже дома №2 по Майседергассе и 1 апреля 1922 года основал там свой театр импровизации. После публикации Институтом театральных наук при Венском университете небольшого сообщения Вероники Бурхарт в Вене пошли толки, что мореновский театр импровизации встал на новый путь развития театрального творчества. Постановки собирали немало зрителей. Интерес к ним был связан с художественными устремлениями начала 20-х годов, привнесших в театр революционные идеи. Экспериментальный характер этих новых путей развития театра Морено отобразил в своем анонимном произведении «Театр импровизации». Оно в поэтической форме выражает мореновское понимание театра импровизации – theatre immediat – как театра воздействия спонтанной игры. В рождественском (мистериальном) театре – непосредственном предшественнике психодрамы – не преследуют цель косвенного разрешения конфликта через показ соответствующего конфликта, подобно тому как это делается в theatre critic традиционной сцены, а стремятся, выйдя за пределы theatre critic и theatre immediat, к целительному, шутливому действию in situ, на месте конфликта, и hie et nunc, в данный момент, с вовлеченными в него людьми. Морено пишет: «Мистериальная сцена – частный дом. Здесь-то и возникает самый настоящий театр – именно здесь чаще всего прячут в самом укромном месте от чужих глаз свое богатство. Он абсолютно личный. Самый первый дом, дом, где рождаются и умирают, дом родных и близких, становится подмостками и кулисами, рампой – широкие ворота, оконный карниз и балкон, зрительным залом – сад и улица перед ним. В традиционном театре не свободны ни момент, ни место. В театре импровизации момент – текущий, место –производное от него. В мистериальной игре и момент, и место оригинальны, истинное время и истинное место совпадают. Актеры мистериальной сцены – жители частного дома. Путешествие потока чувств, ощущений и мыслей по личному миру может быть упоительным и не встретить сопротивления. Но. если двое, в беде или в радости, наталкиваются на взаимное сопротивление, эта ситуация есть конфликт. Он образует из обособленных обитателей частного дома общество. С момента конфликта, связанные пространством и временем, они все больше и больше увязают друг в друге. Страх в доме может быть столь велик, что двоим или многим не помогает ни молчание, потому что они уже молчат, ни беседа, потому что недуг уже не в душе, а в теле, ни изменение, ни – самое очевидное – смерть. Это состояние двух существ, которые, несмотря на полную ясность, друг друга не понимают. Это состояние двух душ, которым изменение духа, души, тела помочь не может, только любовь. Все, что бы ни делалось, – впустую. Они живут в бесконечном возвращении и углублении того же самого зла, и даже саморазрушение было бы здесь уничтожением сознания, но не конфликта, узел был бы разрублен, но не развязан. Дом, в котором они живут, укрывает от чужих взглядов, тело, которое их окружает, оберегает от столкновений, конфликт служит внутренним предлогом, чтобы еще глубже затаиться в себе. Но из этого запутанного лабиринта проблем с матерью и отцом, женой и детьми, друзьями и врагами дома, проистекая из недоразумений или, наоборот, благодаря разумению, сам собой возникает вопрос: Как же избавиться от лжи, скорби, болтовни, боли, глупости, безумия, правды, знания, понимания, отгороженности, счастья, ненависти, страха, ужаса, бесчисленных смешений этих состояний друг с другом?С помощью того же театра. Так же, как когда-то, сознательно и вынужденно обманывая самих себя, люди разыгрывают перед собою ту же самую жизнь. Место конфликта и его театра совпадает. Реальное и иллюзорное тождественно и синхронно. Они не хотят больше бороться с реальным, они его порождают. Они его повторяют. Они суверенны: не только как сотворяющие иллюзию, но и по отношению к собственному бытию. Как иначе они могли бы родиться заново? Ведь они столько делают. Развертывается вся жизнь, ее взаимные переплетения, во временной взаимосвязи, ни один миг не угас, вся прежняя скука, каждый вопрос, все приступы страха и озноба появляются снова. Это не только разговоры, которые они еще раз проигрывают, тела их тоже помолодели, помолодели их нервы, сердечные фибры, они играют самих себя с самого начала, словно по памяти, счастье двойника; все их силы, дела и мысли появляются в первоначальном составе, точное выражение стадий, которые они однажды прошли. Все прошлое в один миг оказывается на поверхности. Не для того, чтобы породить самого себя, любовь к собственным демонам освобождает театр. Чтобы выгнать их из их укрытий, бередят они свои душевные раны и истекают кровью вовне».
    «Выгнать собственных демонов из их укрытий» стало смыслом психодрамы как психотерапевтического метода. Мореновские работы венского периода уже в какой-то мере являлись поэтическим отображением его первого театрально-терапевтического опыта. Так, в импровизационной игре одной юной актрисы ему довелось убедиться в целительном воздействии, которое такая игра оказала на ее неблагополучный брак. Освободившись от традиционной для себя роли героини и привычного благонравного поведения, она в импровизационной игре в роли гулящей женщины совершенно случайно довела себя до состояния катарсиса своей подавленной агрессии, направленной против собственного мужа. После этого взрыва на сцене ее брак был для нее уже не таким мучительным, как прежде.
    В 1925 году Морено эмигрировал в Соединенные Штаты. Непосредственным поводом для этого стало сообщение в «New York Times» от 3 августа 1925 года об изобретении им аппарата, предшественника современного магнитофона. Приехав в Нью-Йорк, Морено продал свой патент и открыл в Биконе, штат Нью-Йорк, частный психиатрический санаторий. Пристройкой к этой больнице является терапевтический театр. Он состоит из сооруженной по проекту Морено круглой трехъярусной сцены, балкона, выступающего над нею, и зрительного зала. На этой сцене любой пациент имеет возможность насладиться царским суверенитетом играющего ребенка, суверенитетом «изгонять собственных демонов из их укрытий», экстериоризировать и проигрывать интрапсихический конфликт. «Играть – означает освобождаться от препятствии, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным». На этой сцене за долгие годы работы со своими пациентами Морено создал из венских предшественников – ролевой игры, театра импровизации и рождественского, или мистериального, театра – психодраму и превратил ее в дифференцированный психотерапевтический метод, состоящий из нескольких сотен частных техник.

    2. Какова история появления психодрамы?

    Психодрама возникла около 80 лет назад как психотерапевтическая техника в групповой и семейной терапии и является одной из классических форм психотерапии XX века. Создание и последующее развитие психодрамы неразрывно связаны с именем Якоба Леви Морено австрийским психиатром, эмигрировавшим в 1925 году в США. Морено считается основателем не только психодрамы, но и социометрии, а, по мнению некоторых исследователей и всей групповой психотерапии. Доктор Морено задумал психодраму как систему действий, изображающих внутренний мир человека и социальное поведение с помощью ролевых игр. В играх собственного детства Морено впоследствии видел источник будущей психодрамы. Знаменитый эпизод этих игр можно считать символичным для последующего создания метода. Однажды Морено вместе с детьми играл «в Бога». Сам Морено играл роль Бога и, восседая на горе из стульев, наблюдал «летавших и певших» вокруг него «ангелов», бегавших возле сложенного из стульев «рая». «Бог» попробовал взлететь вместе с «ангелами» и, упав, сломал руку. Однако вера в возможность стать Богом не покидала Морено. Начиная с первой половины прошлого века, Морено заинтересовался детскими играми уже в ином плане. Наблюдая за играми в садах и парках Вены, Морено обратил внимание на то, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий. С другой стороны, его привлекло то, что в ходе развития игр сюжеты и роли начинают повторяться, как бы «консервироваться». Идея «культурных консервов», которые, являясь итогом творчества, обретает стабильность, устойчивость и парадоксальным образом могут оказаться препятствием творчеству вследствие своей ригидности. Морено в жанре спонтанной драмы начал сочинять и разыгрывать с детьми сказки на темы их жизни, видя в этом истоки ролевой игры, прообраз театра, основанного на импровизации. В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Театр этот явился прообразом психодрамы. Затем в Биконе он открыл оздоровительный центр, построив для проведения психодрамы театр. Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Морено по окончании Первой мировой войны. Этот эксперимент получил название «Спонтанный театр». Его создание задумывалось как новое развлечение и первоначально не ориентировалось на практику личностных изменений. Позитивные последствия такого воздействия отмечались им лишь как побочные эффекты театральных представлений. По версии самого Морено, идея психодрамы как лечебного метода возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал ему о своих проблемах в отношениях с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей труппы. Нужно отдать должное творческому мышлению и профессионализму Морено, поскольку воодушевленный успехом, он стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, что позже стало неотъемлемой частью психодрамы.

    3. Раскройте сущность теории ролей Я.Л. Морено.

    Отталкиваясь в 20-е гг. от театральных представлений о роли, Дж.Л.Морено в дальнейшем разработал развернутое представление о ролях, вышедшее за пределы собственно театральной метафоры. Первоначальные представления Дж.Л.Морено о роли формировались в связи с «театром спонтанности» (1923 г.), но в относительно зрелой формулировке распространились, согласно Дж.Л.Морено, с 1934 г. , когда вышла в свет работа «Кто выживет?».
    - Роль – некоторый обобщенный характер или некоторая функция, существующая в социальной реальности.
    - Роль – актуальная на данный момент осязаемая форма, которую принимает наша самость.Роль – окончательная кристаллизация жизненных ситуаций человека, т.е. специфической области оперирования,
    - Роль - это единица консервированного поведения.
    - Роль - это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
    - Роль - это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.
    В связи с этим несправедливой представляется часто высказываемая точка зрения, что, согласно Дж.Л.Морено, человек в каждый момент жизни играет роль, подобно актеру. Во всяком случае, речь идет о своеобразно понятом актере как возможном творце – авторе и режиссере – собственной роли. По сути, речь идет о явленной позиции субъекта относительно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Дж.Л.Морено ролевых категориях. К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцендентные роли, соотносимые соответственно с телесным, интрапсихическим, интерпсихическим и духовным бытием человека. В норме в каждый момент жизни ( за исключением начальных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в конкретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие. Роли могут консервироваться, т.е. закрепляться в стереотипной форме . Консервация ролей препятствует спонтанности. Как явствует из вышеизложенного, понятие “роль” в теоретических воззрениях Дж.Л.Морено относится ко всем жизненным проявлениям и носит не собственно социально-психологический, а общепсихологический характер. В связи с этим развитие личности видится как ролевое развитие (другой его аспект - социоэмоциональное развитие). Общие представления Дж.Л.Морено о личностном развитии в связи со спонтанностью относятся с весьма широкщй областью явлений как собственно психологического, так и социального плана, вплоть до развития человечества Это накладывает неизбежный отпечаток на его подход к проблемам детского развития, проблемы которого занимали Дж.Л.Морено не сами по себе и не в полной мере, а в первую очередь с точки зрения спонтанности, обоснования становления межличностного бытия человека и становления ролевого репертуара (что теснейшим образом взаимосвязано) . Стадии ролевого развития - эмбриональная стадия (матрица органического развития), стадия “первой вселенной” (с фазами вселенской идентичности и вселенской реальности),стадия второй вселенной (дифференциация мира реальности и мира фантазии).
      1   2


    написать администратору сайта