Шпаркалги Аль-Фараби. Аль-Фараби экз.. 1. Опишите основные этапы жизни Аль Фараби
Скачать 128.27 Kb.
|
1. Опишите основные этапы жизни Аль - Фараби. 1)Выдающийся мыслитель Востока, арабский ученый Абу Насыр Аль-Фараби входит в число людей, которых называют просветителями. Его исследования повлияли на формирование средневековой арабской философии. Выдающийся мыслитель Востока родился (870) в городе Фараб, ныне называемом Отрар, расположенном в месте впадения реки Арысь в Сырдарью (что соответствует Отрарскому району Южно-Казахстанской области современного Казахстана). Аль-Фараби – основоположник мусульманского философского направления, которое называется восточный перипатетизм и опирается на авторитет Аристотеля. По тематике философские исследования Абу Насыра Аль-Фараби охватывают почти все отрасли средневековой науки. Аль-Фараби написал комментарии почти ко всем сочинениям Аристотеля: «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании», «Топика», «Категории» — по логике; к таким естественно-научным трудам, как «Этика», «Риторика», «Поэтика», «Метафизика», «Софистика» и др. Значительным считается вклад просветителя в музыковедение. В этом направлении он создал «Большую книгу о музыке», в которой систематизировал сведения о восточной и древнегреческой музыке. Основная часть жизненного и творческого пути Абу Насыра аль-Фараби прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Философ старался жить уединенно и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия. Умер Аль-Фараби в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции. 2. Абу Наср Аль-Фараби родился в 870 году в одном из крупных политических, культурных, торговых центров, в городе Фараб (Отрар), который также являлся узловым пунктом караванных дорог Центральной Азии, одним из посредников между Русью, Персией и другими государствами. Здесь он получил основы научных знаний, познакомился с философскими и научными произведениями великих ученых древности. Впоследствии великий ученый-энциклопедист получил знания в таких культурных центрах Узбекистана, как Самарканд и Бухара. Последние годы своей жизни аль-Фараби провел в Каире, Алеппо и Дамаске. Он написал около 160 трактатов. Великий мыслитель Абу Наср аль-Фараби скончался в декабре 950года. Идейное наследие аль-Фараби необычайно велико и разнообразно. Об этом свидетельствуют многочисленные труды, которые принесли ему широкую известность не только в странах мусульманского Востока, но и во всем мире. Аль-Фараби изучал и сравнивал известные в то время отрасли знаний, такие, как этика, политика, естествознание, психология, эстетика, логика. Особое значение придавал вопросам нравственности, гуманизма, которые считал основами достижения человеком счастья. Современники почтительно называли его «Муаллимус Сони» — «Вторым Учителем» после Аристотеля, а также «Аристотелем Востока». На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему.Для понимания социально-этических взглядов аль-Фараби особый интерес представляет труд «Сущность «Законов» Платона», в котором философ проводит сопоставительный анализ и которое свидетельствует о своеобразном и критическом восприятии платоновского сочинения. Фараби, основываясь на положении о том, что у новорожденного разум представляет собой чистую возможность, то есть находится в потенциальном состоянии, и, следовательно, не может осуществить выбор между добрым и злым действием, считал, что добродетели приобретаются человеком в процессе его жизни. Такое изначальное состояние человека он называет естественным, и, согласно ему, оно не есть ни добродетель, ни порок, хотя человек может быть предрасположенным к ним, как к писанию, чтению. Человек лишь по мере совершенствования своего разума способен выбрать между добром и злом, вследствие чего он, повторяя добрые и злые действия, приобретает определенный нрав. И хорошие, и плохие нравы благоприобретены, считает философ. Согласно мыслителю, человек не обречен на грех и порок, а становится таковым при том условии, если не будет стремиться к добродетели: «Тому, кто желает овладеть какой-либо добродетелью, следует приложить усилие к изгнанию пороков, которые противостоят добродетелям, поскольку добродетели достигаются редко и только после освобождения от пороков». Мощным средством формирования человека философ считает также воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодого человека. Так мыслитель из города Фараб пишет: «Воспитание — это способ наделения народов этическими добродетелями и искусствами, основанными на знании». Помимо этого, философ убежден в том, что воспитательный процесс порождает разумность и подчеркивает особую роль законом в этом процессе: «У кого отсутствует воспитанность, тот находит приятными пороки, а обладающий воспитанностью находит приятными только блага. Закон — это путь к благам, и, следовательно, законодателю следует приложить усилие в укреплении воспитания. Если привычки и характер человека не являются законными, прекрасными и удовлетворительными, то он всегда будет в состоянии низости, безобразности, он будет отступником всякий раз по мере того, как будет порицать закон» Основным и глубочайшим по своей сути произведением аль-Фараби является произведение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором он раскрыл сущность, структуру, развитие и процветание «идеального города». Составной частью проблемы «идеального города» Фараби является вопрос о различных нравственных категориях и воспитании совершенного человека. Говоря о совершенном человеке, Фараби имеет в виду главу государства. По его мнению, такой правитель должен быть причиной существования добродетельного государства, причиной формирования у его членов необходимых качеств. Философ уподобляет правление нравственно совершенного правителя искусству. Правитель, по Фараби, должен уметь образно передавать словами свои знания и направлять наилучшим способом людей к счастью. «Пороки исчезают из городов либо когда добродетели укрепляются в душах людей, либо когда последние становятся воздержанными». В трактате «Сущность «Законов» Платона» философ из города Фараб соглашается с мнением Платона о чувстве умеренности, которое необходимо для совершенствования личности: «Воспитанным людям, говорит Платон, необходимо заставить свои души пренебречь тем, что выходит за рамки умеренности, подобно постоянной радости, чрезмерному смеху, сильной печали, чрезмерной скорби. Если человек питает надежду на приобретение божественных добродетелей, то жизнь его будет наиприятнейшей, а образ жизни — наипрекраснейшим. А прекрасный образ жизни бывает прекрасным и у народа, и у богов». Аль-Фараби дает определение нравственным категориям, тем самым характеризуя понятие «середина». Храбрость, он определяет, как середину между безрассудством и трусостью, щедрость как — между скупостью и расточительством. Умеренность в действиях, согласно Фараби, полезна для здоровья человека. Плохой же нрав есть не что иное, как болезнь души, которую можно устранить, как и болезнь тела. Избыток или недостаток в нравах доводить до умеренного состояния, кое есть добродетель, искусным приемом, убеждал Фараби, предлагая в качестве приема самоанализ и самодисциплину.Огромное значение придается философом «мыслительной добродетели». В частности, философ утверждает, что самая совершенная мыслительная добродетель — это забота о народах, народе и г ороде, рассчитанная на долгое время. За ней следуют мыслительные добродетели, которые распространяются на каждое искусство, на каждый дом, на индивида в его повседневной жизни. По Фараби, совершенство человека, становление его добродетелей — это процесс, длящийся всю его жизнь и прекращающийся со смертью. К нравственным качествам философ причисляет темперамент, мужество, великодушие, справедливость. Но Фараби утверждает, что полного совершенства можно достичь при присутствии рациональных добродетелей. Таким образом, мыслитель подчеркивает связь этического и рационального, нравственности и разума, критикуя тех, кто ее не признает. 3. Оцените вклад Аль - Фараби в развитие современной мировой науки. Особенное место в философии аль Фараби занимает натурфилософия.По мнению аль-Фараби, в мире кроме многообразия единичных субстанций и акциденций (от лат. accidentia — случайно появляющееся; случайное, почти всегда несущественное свойство вещи) и творца этих субстанций и акциденций, нет ничего. В онтологической картине мира аль-Фараби абсолютный дух и материя занимают взаимно - противоположные полюса мироздания; положительный полюс – это Первосущее: абсолютно совершенное, актуальное, порождающая Первопричина, т.е. – это бесконечно-активный дух; отрицательный полюс – это первичная материя как, потенциальный, безформенный, пассивный субстрат. Все конечные формы бытия мироздания, которые формируется в результате эмонационного механизма порождения из Первосущего является опосредствующими звениями этих взаимно-противоположных полюсов. В монистической натурфилософии аль-Фараби всё многообразие единичных субстанции Природы рассматриваются как эволюционный процесс порождения высшей реальности – Первосущего (Абсолютной субстанции), которая находится в центре Вселенной. Эволюционный процесс (стрела времени) в небесной сфере идет в нисходящем направлении от максимально упорядоченного состояния к менее упорядоченному состоянию, а в подлунном мире наоборот – от менее совершенной формы к более совершенной форме. В начале эманационно порождаются духи Вторичных Причин, которые субстантивируются в форме девяти небесных сфер: Первого Неба, Неподвижных Звезд, Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны. Затем идет эманация ступени Деятельного Разума, который не субстантивируется. Деятельный Разум постигает самого себя, Первосущее и каждую из Вторых Причин и все существующее в подлунном мире. Подлунный мир расположен ниже сферы Луны. В подлунном мире вначале пораждаются первоэлементы: огонь, воздух, вода и земля как носители естественных субстанциальных форм: жаркости, легкости и тяжести.Согласно средневековой культуре, аль-Фараби рассматривает субстанцию как единство «тела» и «души». В понимании природы «души» до аль-Фараби были два взаимопротивоположных подхода. Согласно Платону, «душа» в смысле формы вещей существовала в вечном идеальном мире до Природы как матрица воспроизводства (образцы) единичных субстанций. Согласно Аристотелю, формы вещей без материи не бывает, поэтому мир «эйдосов» до Природы не существует, а форма вещи – это функция этой единичной субстанции в составе более широкого целого. Аристотель придерживается функционального понимания формы и пользуется термином «деятельной способности» тела. Каждая единичная субстанция в Природе – это преобразователь: вход(S) выход(R); где S и R наблюдаемые (измеряемые) и контролируемые величины, но нам чаще бывает ещё не известна структура тела и цепочка преобразовании, реакции. Например, цикл Кребса – это целая биологическая фабрика биохимических реакций, аналогично, и углеродный цикл на Солнце, включающий множество ядерных реакции, были открыты только в XX веке. Поэтому, можно гипотетически полагать, что это преобразование есть функция особой (неизвестной) субстанции – «души»; т.е. «душа» есть идеализированный объект, выполняющий определенную функцию. Термин «душа» аль-Фараби чаще всего понимает в этом функциональном смысле. Душа, согласно аль-Фараби, – это любая субстанциальная форма с воля – стремительными способностями: питания, роста, пространственного движения, чувствования и разума. Материя – это только потенция (возможность); а тело как единство материи и субстанциальной формы – результат формообразовательного процесса. Душа человека едина. Аффективная часть души расположена в сердце; чувственная часть души в пяти органах чувств; возделеющая и моторная часть души – в печени и мускулах, разумная часть души – в мозге человека. 5. Раскройте учение Аль - Фараби о " четырех интеллектах ". Отметим,что интеллект в философии понимается как определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельнос ти, способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности – при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. По Аристотелю, потенциальный интеллект – это некая часть души, «одна из способностей души» или нечто, «сущность чего способна абстрагировать сущности и формы существующих предметов от материи. Нематериальные формы абстрагируются от той субстанции, с которой связано их существование, лишь для того, чтобы стать формами в потенциальном интеллекте. Они, эти формы, и есть умопостижимые объекты интеллекции (ноумены). Их название происходит от слова интеллект, ибо интеллект абстрагировал формы существующих предметов так, что они стали формами в нем самом. Потенциальный интеллект есть, таким образом, также субстанция, в которой реализуются формы. Для иллюстрации этого умозаключения аль-Фараби приводит следующий пример. Если ты представишь себе некую телесную материю, например, кусок воска, на котором сделан отпечаток так, что этот отпечаток и его форма займут поверхность и глубину воска, и форма охватит субстанцию. При этом субстанция всецело станет этой формой, распространяясь в ней, то тогда ты приблизишься к постижению того, как образовались формы вещей в этой сущности. Последняя является как бы субстанцией и вместилищем для формы, но отличается от телесной материи тем, что воспринимает форму одной поверхностью, но не глубиной. Аль-Фараби считает, что эта сущность не отличается от форм постижимых объектов интеллекции, пока сама обладает абстрагированной сущностью, и она, – эта сущность, – именно такова. Более того, «эта сущность сама становится теми формами». Так, если представишь себе форму, поверхностную или глубинную, присущую куску воска, – кубическому или сферическому, – то эта форма, пройдя через воск, распространится в нем, охватив полностью его длину, ширину и глубину. Тогда этот кусок воска сам станет той формой, без того, чтобы реализовалось примыкание между ним и сущностью формы. Приведенный пример поясняет реализацию форм существующими вещами в той сущности, которую Аристотель назвал потенциальным интеллектом: пока он не приобрел формы существующих вещей, он является потенциальным интеллектом, но коль скоро эти формы в нем реализовались, тогда, – как мы это показали выше, – он становится интеллектом актуальным. Опираясь на учение Аристотеля об интеллекте, аль-Фараби особо выделяет два вида разума: страдательный и деятельный. По его мнению, деятельный разум включает в себя характеристику Перводвигателя, закономерностей вещей и общечеловеческого разума. Он проводит и более детальное разграничение, выделяя четыре вида разума: «в возможности», «в действительности», «приобретенный» и «деятельный». Последний, по его мнению, представляет по сути гипостазированный, объективированный общечеловеческий разум. Иными словами, он - представитель разума Бога на земле. 7. Оцените значение учения учения Аль - Фараби о разуме в жизни современного челоека. В философии аль-Фараби понятие «разум» занимает центральное место. Для него это способность и деятельность человеческого духа, направленная на познание сущности предметов и универсальных связи между ними. Он считал, что «мудрость – есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших вещей, имеющих причины». По свидетельству современников, аль-Фараби говорил, что образы предметов формируются тремя способами, один из них – это возникновение образов предмета в ощущении; второй – в мышлении; третий – в предмете. Что касается возникновения образа предмета в разуме, (он) образуется независимо от связи с состоянием и материей предмета, следовательно, возникает, отвлекаясь, абстрагируясь от предмета и всех относящихся к нему вещей. «Эстафета разума», воспринятая аль-Фараби, не прерывается до наших дней. Так, спустя несколько столетий вслед за восточным философом родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, отвечая, как и аль Фараби, на вечные вопросы – что может знать человек и каковы границы познавательных возможностей его разума – конкретизирует понятие «разум», утверждая, что разум человека есть высшая ступень познания. Сам по себе он ничего не создает нового. Его задача – соединять и разделять, систематизировать имеющиеся данные чувственного познания. В ходе этой деятельности и формируются фундаментальные идеи – такие как душа, мир, Бог. Руководствуясь ими, человек может судить (теоретический разум), или действовать (практический разум). 8. Определите месо логики в класификации наук аль-фараби. Классификация наук. Первый раздел классификации наук, разработанной аль-Фараби, составила «наука о языке». Можно сравнить ее с грамматикой как одним из «семи свободных искусств» на латинском Западе. Понимание этой науки «Вторым учителем» отличает значительный уровень Теоретичности, состоящий в признании универсального характера законов, управляющих словами языка. В философском отношении еще более значительна роль второго раздела классификации, трактующего вопросы логики. До известной степени эти вопросы те же, что и вопросы, трактовавшиеся диалектикой как одним из «семи свободных искусств» западноевропейской схоластики. Для Фараби же логика — «искусство», родственное грамматическому, «ибо отношение (искусства) логики к интеллекту и умопостигаемым объектам интеллекции такое же, как отношение грамматики к языку и словам». Логика, с этой точки зрения, — наука только о правильном мышлении, в основу которой положены законы и формы аристотелевского «Органона». 10. Перечислите основные идеи работы "Логика" Абу Наср Аль - Фараби. Логика в сегодняшнем понимании – это философское учение о мышлении. Термин λογική τέχνη в древнегреческой философии означал логику как учение об умозаключении. Он происходил от слова λóγος, которое в древнегреческом языке было довольно полисемантичным. В первом ряду идут значения «мысль», «разум», «закономерность», «слово» и «речь», от которых, по мнению большинства, происходит и категория «логос». Следует добавить, что под логикой подчас понимают объективные закономерности или «механизмы» функционирования или развития чего-либо, а также взаимосвязи предметов и явлений природной и социокультурной действительности. Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика средневековой мусульманской философии, в особенности в логическом учении Абу Насра аль-Фараби. В действительности в огромном творческом наследии Абу Наср аль-Фараби значительное место отводится логике как философской науке. Философию аль-Фараби разделяет на два типа – 1) достоверную, или истинную и 2) сомнительную, или ложную. Он пишет, что эпоха достоверной философии наступила тогда, когда метод доказательств – аподейктика – достиг такой ступени, на которой можно было всё сообщать при его помощи, что вызвало необходимость объяснения предшествовавшей этой эпохе диалектической, софистической, сомнительной или – что то же – ложной философии. Если учесть, что Второй Учитель был знаком лишь с древнегреческой философией, то эпохой достоверной философии он считает ту эпоху, в которую сформировалась философия Аристотеля. Об этом свидетельствует и его утверждение о том, что диалектика и софистика предшествуют философии. На основании этих слов можно было бы подумать, что диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу искусство аргументации) и софистика (от греч.sophistеs – мастер, художник, умение добиваться в споре победы любой ценой) , по аль-Фараби, – вовсе не философия.Собственно логике (по-арабски: «мантик») аль-Фараби посвятил целый ряд трактатов. «Вводный трактат в логику», «Вводные разделы по логике», «Речения, используемые в логике», «Книга “Эйсагоге”, или “Введение”», «Книга “Катагурийас”, или “Категории”», «Силлогизм», «Софистика», «Диалектика» и др. В трактате «Слово о классификации наук» второй раздел посвящён логике. Он так и назван: «Логика». В нём он пишет: «Искусство логики научает совокупности законов, способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющих человека на путь истины во всех случаях постижения объектов интеллекции, при которых возможна ошибка; законов, которые охраняют и ограждают его от ошибок, промахов и погрешностей в отношении умопостижимых объектов интеллекции; законов, с помощью которых проверяются те умопостижимые объекты интеллекции, которые не гарантированы от того, что кто-либо ошибся в отношении их».Логика и существует, согласно аль-Фараби, для того, чтобы выправлять здравый смысл, поднимать его до уровня разумного мышления, до интеллекта. Законы логики – это орудия для проверки рассуждений об умопостигаемых объектах интеллекции, которые сами по себе не гарантированы от ошибок, упущений и неточностей интеллекта. В этом отношении он, отмечает аль-Фараби, похожи на весы, линейку или циркуль, которые позволяю точно установить вес, провести прямую линию или начертить круг. 15. Приведите основные положения книги Абу Наср Аль - Фараби "Метафизика" или "Божественная наука". Как известно, слово «Метафизика» было введено Андроником Родосским (философ-перипатетик, т.е. последователь Аристотеля, ученый-филолог Александрийского Мусейона, сер. I в. до н.э.) при классификации и систематизации произведений Аристотеля. Он полагал, что изучение Аристотеля будет правильным начинать с логики, переходя затем к физике и этике. Поэтому лекции Аристотеля по первой философии, и примыкающие к ним работы, он поместил после сочинений по физике, представив их как одно произведение – «Метафизика». Метафизика (греч. μeτά τά φυσικα – после физики) в философии трактуется таким образом. 1) В традиционном и классическом понимании метафизика – учение о трансцендентных (в противоположность имманентному означает то, что находится за гр аницей сознания и познания) основах и принципах бытия. В данном контексте совпадает с онтологией. Понимание метафизики как учения о «первоосновах бытия» приводит к позднейшему отождествлению метафизики и философии, к метафорическому использованию термина «метафизика» в значении «общая теория», «общее учение». 2) в неклассической философии – критикуемый философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного диалектике (в марксизме), непосредственному эмпиризму (в позитивизме) и др. Глубинный смысл метафизики в средневековую эпоху заключен в развертывании идеи Бога, его трансцендентного бытия как непостижимого с помощью человеческих способностей, но внутренне присущего всему человеческому. Отметим, что бытие – в самом широком смысле существование, а также категория, фиксирующая основу существования для мира в целом или для любой разновидности существующего. Бытие является предметом онтологии в структуре философского знания. В теории познания рассматривается как базисная категория для любой картины мира и всех категорий. Абу Наср аль-Фараби в русле средневекового мировоззрения под метафизикой понимает учение о трансцендентной сути бытия, венцом же метафизики являются теологические вопросы, означающие предельные смыслы онтологии (греч. όν, род. падеж όνtoς – сущее, λoγoς – слово, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего) человека. Неслучайно, определяя суть метафизики в работе «Слово о классификации наук», Абу Наср аль-Фараби пишет, что это – «божественная наука» и она – «высшая наука». Метафизика включает в себя три подраздела: первый изучает «существующие вещи», второй – комплекс наук, исследующих существующие вещи, и третий – бытие нематериального мира, бытие Первого Сущего. Метафизику аль-Фараби раскрывает с позиций онтологии, гносеологии и, наконец, религиозной антропологии. Метафизика в его понимании предстает в качестве онтологии и в качестве «высшей науки» – философии. Божественная наука, согласно аль-Фараби, исследует надприродный мир. Поэтому она есть учение о первоначалах бытия, учение об абсолютном бытии – Боге. Но она также связана и с вторичным, производным от божественной сущности – природным бытием, которое постигается посредством комплекса теоретических наук – математики, астрономии, механики, физики, химии и др. Для аль-Фараби быть философом означало постигнуть теоретические науки. смысл и назначение философии как высшей науки заключались в том, чтобы знание служило совершенствованию души. Оно, раскрывая истину, способствовало умению отличать добро и зло и поступать правильно. Оно способствовало формированию добродетельных качеств души человека и являлось условием совершения добродетельных поступков в обществе. Такое понимание философии и роли знания актуально в современном мировом культурно-цивилизационном развитии в целом, и казахстанском в частности. Современная эпоха характеризуется кризисом ценностей. В ней существует разрыв между поступками и мыслями людей, нередко непродуманные действия человека становятся источником бедствий и техногенных катастроф. Призыв аль-Фараби к совершенствованию души через знание, добродетельные поступки и красоту становится знаковым посылом во имя будущего человечества. Аль-Фараби настаивает на том, чтобы знание было одухотворенным и служило совершенству. 18. Укажите место науки о языке в классификации наук второго учителя. Освоение богатого научного наследия древности, с одной стороны, и интенсивное накопление эмпирического знания о природе с другой, и в то же время большая работа, проводимая, прежде всего духовенством, по дальнейшему углублению и расширению теологических основ ислама, по систематизации его догматов, нравственных и правовых принципов, привели к накоплению огромного запаса разнообразных знаний. Если в первые века возникновения ислама религия считалась единственной формой знания, то уже в IX в. признавалось наличие двух видов знания: «улум ал-кад-мия» — традиционные науки (т. е. «исламские» науки) и «улум ал-табийя» — науки, естественные для человеческого разума, возникшие под влиянием греческого философского наследия и изучения природы. Оба вида знания, как указывает Ф. Роузентал, определялись как «илм» — словом, которое имело помимо этого еще и другие значения Сосуществование этих типов знания (разработка проблем мусульманского богословия, с одной стороны, и развитие естественных и точных наук, направленных в основном на изучение материального мира с другой) отражало одно из коренных противоречий духовной жизни раннего средневековья — эпохи раннего феодализма арабо-мусульманского Востока. Необходимость усвоения всей этой массы разнообразных знаний требовала осмысления, определения и обобщения, дифференциации и систематизации их.31 Мыслители и ученые раннего средневековья в своем творчестве уделяли этому вопросу большое внимание. В определении предмета и содержания научного знания, в изучении характера каждой отрасли науки средневековья особое место занимают работы Фараби, посвященные происхождению и классификации наук. В истории известны теории классификации наук, выдвинутые в древности Аристотелем, в новое время Ф. Бэконом, Сен-Симоном, О. Контом и др. К наименее изученным страницам истории науки относятся классификации наук, предложенные мыслителями стран средневекового Востока, в том числе и Средней Азии. В рассматриваемый период на Ближнем и Среднем Востоке наиболее распространенной была теория классификации наук, выдвинутая Аристотелем. Философию, которая объединяла тогда все отрасли человеческого знания, он разделял на три части: теоретическую (логика, физика, математика и метафизика), практическую (этика, экономика, политика) и творческую (поэтика, риторика и искусство). 19. Оцените роль "установителей имен" по книге букв аль фараби. Абу Наср аль-Фараби, будучи последователем Аристотеля и комментатором его философских трудов, при написании своих трактатов всегда использовал методы своего Учителя, это касалось и названий сочинений, и их структуры, и проблем, рассматриваемых в этих сочинениях, и способов аргументации и доказательства спорных вопросов. Яркой иллюстрацией к сказанному выше является трактат Абу Насра аль-Фараби «Книга букв», комментарий к «Метафизике» Аристотеля. Так же, как и Аристотель, аль-Фараби при рассмотрении центральной проблемы метафизики вопрос о значении понятий для бытия и для знания подвергает анализу разноречивые мнения отдельных античных мыслителей. Делается это, по мнению аль-Фараби, для того, чтобы лучше понять цели исследования метафизики, что влечет за собой необходимость знать воззрения древних относительно предмета метафизики и все «трудные вопросы», связанные с противоречивыми и противоположными аргументами, а иногда абсолютно ложными во взглядах мыслителей предшествующей Аристотелю эпохи. Он так же, как и Аристотель, вникает в суть учений некоторых представителей различных философских школ, цитирует и подвергает анализу проблему бытия в учениях Парменида, Мелисса, Антисфена. «Метафизика» Аристотеля с самого начала и до конца пронизана критикой учения Платона об «идеях». На основе этой критики Стагирит выстраивает свое доказательство относительно бытия как предмета познания, протекающего в понятиях. Аристотель полагает, что само по себе существующее и не зависимое от сознания человека бытие уже содержит в себе это понятие, а если это так, то оно вне всякого сомнения может быть предметом познания. В качестве доказательного аргумента он вводит такое понятие, как субстанция, которую он связывает с единичным бытием. Последнее рассматривается им в соотношении формы и материи, единичного и общего, возможного и действии-тельного и т.д. При этом он считает несостоятельным платоновскую трактовку мира чувственных вещей как отражение мира «идей». Согласно Платону, чувственные вещи являются лишь отражением мира «идей», а эти «идеи» есть ничто иное, как сверхчувственное бытие, или истинно сущее. Реально существуют не чувственные вещи, а вечные и неизменные «идеи», которые и являют собой истинное знание. Критике платоновских «идей» Аристотель уделяет значительное внимание и именно поэтому вызывает удивление то, что аль-Фараби в «Книге букв» абсолютно не упоминает имени Платона и более того его учение об «идеях». Зато упоминает имя другого античного философа. Это Антисфен, ученик Сократа и противник Платона. Антисфен упоминается Абу Насром в связи с решением платоновской проблемы соотношения единичного и общего. Платон признает, что вещи чувственного мира заключают в себе нечто общее для них, отсюда делается вывод, что это общее, не являясь составной частью отдельных вещей, образует вполне особый самобытный мир, одинаково возвышающийся и над первым миром «идей», и над миром чувственных вещей. Последовательное развитие подобной аргументации «общего» наводит на мысль о том, что над миром чувственных вещей высится не один - единственный самобытный мир «идей», а бесконечное множество таких миров, которое в аристотелевской трактовке получило название «третьего человека». Поводом к этому послужило рассуждение Платона о том, что кроме чувственного человека и «идеи» человека, или второго человека, необходимо допустить также существование еще одной, возвышающейся над ними «идеи» человека. Это и есть «третий человек», который воплощает в себе идею бесчисленной множественности или некоей бесконечности числом. 30. Раскройте основные идеи "Трактате о музыке" Абу Наср Аль - Фараби. В своих трудах Аль-Фараби рассматривает музыку как искусство, основанное на математических законах: «как полагают, что геометрия и арифметика имеют цели и действующие причины, точно так же, как подразумевают, в музыкальной теории также имеются цели и действующие причины». Мыслитель рассматривает музыку как составную часть математики. Правила музыки и геометрии одни и те же, - считает ученый. К числу математических наук аль-Фараби включает следующие дисциплины: арифметику, геометрию, оптику, астрономию, статику, науку о тяжести, музыку и механику. В этом ряду наука о музыке занимает особое место, она исследует закономерности музыкального искусства. Основанием для включения музыки в раздел математических наук является использование в ней числовых способов музыкальных элементов - звуков, ритмических единиц. По этому поводу аль-Фараби пишет: «Некоторые основы искусства музыкальной теории мы берем из общепринятых наук, некоторые - из естествознания, некоторые - из геометрии, некоторые - из арифметики, а некоторые - из искусства музыкальной практики. Мы объясняли так же, что музыка связана с математикой, поскольку целью её является изучение тонов и всего, что с ними связано, как величин и количеств». В «Большой книге о музыке» Абу Наср аль-Фараби рассматривает музыкальное наследие предков, генезис и теоретические основы музыкальной науки. Эта книга состоит из двух частей. В первой части книги исследуются принципы музыкального искусства, основные термины и предмет музыки. Вторая часть посвящена музыкальным инструментам, композициям различных мелодий, категориям мелодий и другим аспектам музыкального искусства. Термин «музыка» определяется со стороны мыслителя как мелодия. Характеризуя музыкальное искусство как мелодию, мыслитель дает следующее определение: «музыкальное искусство - это то, что занимается мелодиями (песней) и тем, что делает их гармонично слагаемыми, благодаря чему они становятся более совершенными и более приятными». Подобное определение отражает изначальное единство философских и эстетических начал в научном подходе аль-Фараби к музыкальному искусству. Для него ценностный аспект мелодий - гармоничность, результатом которой является - совершенство и прекрасное в музыке. Подобная слитность философских, этических и эстетических взглядов аль-Фараби сказывается и на его учении о музыке, которое объединяет в себе все аспекты музыкальной эстетики: - философию, этику, эстетику и социологию. Основные категории философии, этики и эстетики представлены как самые необходимые компоненты музыкального искусства: например, естественное и искусственное, совершенное и несовершенное, гармоничное и дисгармоничное и другие. Использование этих терминов в музыкальном искусстве делает музыку полноценной и разнообразной. Содержание противоположных понятий и их весомость в качестве ценностных критериев музыкального искусства символизирует некую «золотую середину», превосходное бытие предмета, отождествляемое с философскими абсолютами совершенства, красоты и блага. |