Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Предмет акмеологии

  • 1.3. Задачи акмеологии

  • 1.4. Основные этапы становления акмеологии

  • информационный технологии. Хуршед Хасанов. 1 Определение акмеологии как научной дисциплины


    Скачать 20.4 Kb.
    Название1 Определение акмеологии как научной дисциплины
    Анкоринформационный технологии
    Дата18.06.2022
    Размер20.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХуршед Хасанов.docx
    ТипЗакон
    #600887

    1.1. Определение акмеологии как научной дисциплины

    «Акмеология (от древнегреческого ″акме″ – вершина, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора высшая степень чего-либо и ″логос″ – учение) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме – система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как ″чувство жизни″, ″самореализация″, воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме – это прорыв, подготовленный всем содержанием российской культуры и науки; это принятие ответственности за поиски российского гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемкостью и глобальной информатизацией» [4]. Требования современного науковедения указывают: чтобы акмеология отвечала статусу научной дисциплины, она должна соответствовать критериям актуальности, современности, перспективности, самостоятельности и фундаментальности.

    1.2. Предмет акмеологии

    Предметом акмеологии являются закономерности, условия, факторы и механизмы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма. Счастлив только истинно нравственный человек, осознающий свое предназначение в жизни и его осуществляющий в делах и поступках. В настоящее время существует два подхода к определению предмета акмеологии. В рамках первого подхода (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин) предметом акмеологии в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и её высоким личностно-профессиональным достижениям; в более узком понимании – поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации. Основное внимание в данном подходе уделяется процессам и механизмам совершенствования человека как индивида в рамках предмета акмеологии, которая исследует закономерности отражения человеком объективной реальности. Согласно второму подходу (Н. В. Кузьмина), предметом акмеологии является исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специалистов и сообществ; факторов, содействующих и препятствующих самореализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности.

    Рассмотренные характеристики позволяют обозначить условия, при которых возможно достижение акме: условия внешние и внутренние. К внешним условиям относятся: 12 – благоприятная среда; побуждающая человека к достижениям, к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей; наличие материальных и духовных ресурсов, которые человек может использовать на пути к своим достижениям; – акме-события, которые могут стать толчком к кульминациям, пикам профессионального развития. Истории об этих акме-событиях в жизни великих людей передаются из уст в уста. Так, например, большинство знает, что созданию Д. И. Менделеевым периодической таблицы элементов предшествовал сон, в котором ученый эту таблицу увидел. Этот сон может считаться акме-событием для химика. Слова учителя, определенные исторические события и т. п. могут стать значимыми для человека в достижении акме. Довольно часто эти события даже близко не связаны с деятельностью человека, достигающего вершины, – ведь свое великое открытие человек может сделать с помощью метода аналогии. К внутренним условиям относятся: – мотивация достижения и самореализации. Многие выдающиеся личности имели неукротимое желание показать всем, что по своим способностям они не только не уступают другим людям, но и превосходят их. Мотивация достижения является условием, влияющим на масштаб акме. Подлинная мотивация, то есть цель ради цели, позволяют избежать псевдоакме; – высокий уровень притязаний. Эта категория неразрывно связана с предыдущей. С ней непосредственно связано то, какой вершины склонен и готов достичь человек в своем творчестве и до какой ступени он намерен дойти в своем профессиональном росте; – активность человека, сильное целеполагание, способность отказаться от других увлечений и не покладая рук трудиться над выполнением тяжелой черновой работы на пути к заветной цели; – способность к восстановлению своих ресурсов после затрат и стремление к сохранению и приумножению своих достижений.

    1.3. Задачи акмеологии

    Основной задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности средствами, адекватными поставленным целям. Средства – сравнительное моделирование в специальных областях. Акмеология выявляет феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени взрослости и зрелости, а также условия и средства достижения им оптимума в этом развитии. К средствам достижения намеченной цели относится прежде всего сравнительное моделирование в специальных областях. 16 Акмеология изучает не внешние результаты, а психологические особенности носителя этого высокого результата, в том числе ответственность и требовательность к уровню своего профессионализма. Акмеология – научная дисциплина, занимающаяся изучением: 1. Научного освещения феномена «акме» с целью объективирования в нем общего и самобытного у разных людей. Решение данной задачи осуществляется посредством выявления закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам). 2. Объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих достижению вершин и определяющих качественно-количественные характеристики «акме». Изучение этих факторов означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось. 3. Закономерностей и возможностей достижения вершин жизни и профессионализма в деятельности. Достижение данных вершин осуществляется путем обучения, воспитания, социализации и профессионализации. 4. Самообразования, самоорганизации, самосовершенствования и самоконтроля в процессе достижения вершин в профессиональной деятельности и личностном развитии. 5. Механизмов и средств самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности. 6. Целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

    1.4. Основные этапы становления акмеологии

    Акмеология – междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности и профессионализма под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования. Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х гг., когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным предшественником возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX в., как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов. Акмеология – современная комплексная наука фундаментально-прикладного характера – в своём становлении прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Акмеологическое познание прошло несколько этапов самоутверждения в 18 научном сообществе – от определения дисциплины в 1928 г. до организации акмеологического вуза в 1996 г. Вот вехи истории акмеологии. 1. Латентный этап – создание исторических, культурологических, социальных, философских, научных, практических, педагогических предпосылок выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология. Осознание человеком своего места в мире формирует его мировоззрение. С самого начала культурного развития человечества складывались, утверждает Б. Г. Ананьев, представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства [6]. Акмеологичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности. Научные предпосылки акмеологии были разработаны в 144 году до н. э. Апполодором, представителем Александрийской школы, которая рассматривала максимальное совершенство как вершину в развитии деятельности. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию. Апполодор, развивая учение об акме, обозначил высшую точку развития как кульминацию деятельности и ввёл латинское определение άæμη (акме) как floruit (расцвет).


    написать администратору сайта