Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.4. Варианты выхода из кризисных состояний

  • 3. ВЛИЯНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ 3.1. Значение дружеских отношений

  • Кризис подросткового возраста. Курсовая работа_Кризис подросткового возраста_111. 1. определение понятия кризиса кризис подросткового возраста


    Скачать 69 Kb.
    Название1. определение понятия кризиса кризис подросткового возраста
    АнкорКризис подросткового возраста
    Дата09.04.2022
    Размер69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа_Кризис подросткового возраста_111.docx
    ТипРеферат
    #456088
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.3 Кризис идентичности как нормативный кризис подросткового возраста

    В последние годы обучения в школе перед подростком встает проблема выбора дальнейшей карьеры. Это вынуждает подростка искать ответа на вопросы «кто я?», «какова цель моего существования?»: подросток переживает кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э. Эриксона.

    Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте человека, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности подростка, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

    Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного Я. В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

    Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство.

    Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

    Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

    Чтобы получить идентичность подростку, наряду с принятием социальных ролей, необходимо совершать действия, направленные на определение границ собственных возможностей.

    Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего Я, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

    Выделяются четыре стадии развития идентичности:

    1. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

    2. Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

    3. Мораторий. Стадия кризиса, когда индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

    4. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.

    Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

    Переживая кризис идентичности, подросток заканчивает формирование личностной идентичности, тем самым, завершая процесс последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства.

    Таким образом, кризис идентичности необходим для нормального взросления - ценности, социальные роли, наблюдаемые подростком извне, начинают подвергаться сомнению.
    2.4. Варианты выхода из кризисных состояний

    В связи с выше изложенным, подростку для реализации своего потенциала необходимо принадлежать к определенной группе где он будет понят и принят. Это может быть референтная группа, которая организовалась спонтанно во дворе, в спортивном клубе, музыкальной школе и т. д. Так же для самореализации и защиты от социума, подросток может примкнуть к определенному объединению людей – субкультуре. В некоторых ситуациях когда подросток не может найти собственную реализацию он погружается в состоянии депрессии, которая может привести и к суициду. Более подробно мы рассмотрим это в этой главе.

    1.Субкультура — объединение людей по мировоззрению и интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. И молодежные субкультуры — не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и, в частности, подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей, единомышленников. Субкультура — это часть общественного организма. Образно говоря, она словно рука. Если ее отрезать — человек сможет жить, но будет инвалидом. [14]

    Субкультура подростков — это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое еще мало изученное явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах.

    Рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры:

    Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк - року. Безудержной энергией разрушения, представленной панком, идеалы хиппи были сметены. Культура панка нашла свое отражение в танце, литературе, изобразительном искусстве и кино. Панк держит тесную взаимосвязь с некоторыми другими субкультурами, такими как готика и психобилити. Панк стиль - вызывающие прически, кожаный пиджак, серьги на лице и в ушах. Иногда панки носят рокерские куртки, узкие джинсы трубами, разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками и футболки с нестандартными изображениями. Волосы панки укладывают в виде ирокеза или других форм, либо же бреются на лысо. Металлисты - одна из самых больших «неформальных» субкультур. Раньше тяжелая музыка была то увлечением некоторых меломанов, то элитным развлечением интеллигенции, и даже малым увлечением гопников. Сейчас же тяжелую музыку слушают многие. Сегодня это очень насыщенный музыкальный пласт, немногие составляющие которого не имеют между собой общего, кроме характерного «перегруженного» звучания. «Тяжесть» сегодня модное, равноправное, продвинутое течение, никакой не бунт, не андеграунд, как бывало раньше. Поклонники тяжелого металлического рока, скоростного металлического рока, черного металлического рока, все они – металлисты. Современные металлисты любят жить в свое удовольствие. Считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, где могут распивать спиртные напитки, и после устраивать потасовки. Готы воспринимают свое движение как протест массового сознания, пестроты и безвкусицы. Готическая музыка объединяет множество разных стилей. Тенденция заключается в печальных, мистических и даже скорбных мотивах во внешнем виде и музыке.

    У готов есть свой, узнаваемый стиль. Их имидж отличается траурностью, темными цветами, иногда в сочетании с эротизмом. Бывает пирсинг. Украшения из серебра, и могут иметь различные символы – анки, кресты, пентаграммы и т. д. Серебро – цвет луны. Прическа так же играет важную роль в имидже готов: просто прямые длинные волосы, собранные в большой пучок или приподнятые гелем, так же иногда встречаются ирокезы. Обычно волосы красят в черный цвет, но встречаются и красный, фиолетовый, белый цвета. Макияж один из главных признаков этой субкультуры: плотный слой белой пудры на лице, черная подводка глаз и губ.

    Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. В отличие от панков и хиппи, готы не призывают к социальной активности, не поддерживают силы или блоки в политике, и не создают никаких политических лозунгов.

    Рэп – среди многих субкультурных форм основанных на музыкальных стилях, получил широкий размах в России. Манера исполнения - "чтение", их действия в рэпе уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Этот стиль носит подражательный характер, в последнее время больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, которое получило название - хип-хоп культура. Приоритеты, кроме рэпа: граффити как вид особого настенного рисунка, брейк-данс как форма пластики тела и танца, экстремальные виды спорта, стритбол и д.р. Эта субкультура достаточно демократична, не теряет связи с "молодежью улицы". В крупных городах много молодежи в одежде, связанной с рэпом. Хотя фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов. Такая одежда продается на вещевых рынках - недорога. Но, всё-таки, часть молодежи сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Внешний вид: Широкая, на несколько размеров больше одежда. Чаще спортивная. Вид спорта - баскетбол. Из украшений носят серьги и значки. Волосы короткие. Многие рэперы не употребляют спиртных напитков, даже пива, хотя предпочитают сильные наркотики. Рэперы - это не только те, кто слушает "рэп", но и те, кто пишет рэп. В основном рэперы не агрессивны, помимо тех, кто причисляется к течению "Гангста"

    Название “эмо” – произошло от слова «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая четко излагается в соответствующей музыке. Изначально субкультура строилась на панк-музыке с выразительными текстами, чаще всего носящими личный характер и с большой эмоциональной составляющей. Эмо-музыка строится на искренности, соответственно, субкультура тоже. Эмо – это состояние души, но так же, у них есть свой особый стиль, чтобы выделяться среди других субкультур. Одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, различные повязки на руках, пояса с железными бляшками, рюкзак с различными значками эмо. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности. Быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, чувство обособленности от всего окружающего мира.

    2. Самым распространенным психическим расстройством без преувеличения можно назвать депрессии. Депрессии у подростков и молодых людей реже попадают в поле зрения психиатров в силу их атипичности, стертости клинической картины, замаскированности их проявлений поведенческими расстройствами в виде конфликтности, грубости, агрессивности, уходов из дома, воровства, употребления психоактивных веществ (ПАВ), ранней беспорядочной сексуальной жизни.

    В подростковом возрасте при депрессиях часто выражены психоподобные проявления: конфликтность, грубость склонность к антисоциальному поведению, оппозиции к родным, злоупотребление алкоголем. Даже само понятие «депрессия» имеет неоднозначную трактовку. Оно понимается как характеристика настроения, название синдрома и как отдельное психическое заболевание.

    Подростковый возраст характеризуется в основном психогенными депрессиями (то есть порождаемых психологическими причинами). Связь подростковой депрессивности: проблемы с успеваемостью, трудности общения со сверстниками и старшими и др.

    Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истинной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личными защитными реакциями, формирующиеся в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников [8].

    3. Самоубийство – это реакция человека на проблему, кажущаяся ему непреодолимой. Тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на добровольный уход из жизни.

    Самоубийство занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (насилие, агрессия и жестокость к детям, чувство одиночества).

    Нередко подростки, прибегающие к самоубийству, имеют родственников или знакомых, покончивших с собой, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, им свойственны синдром нарушения внимания с гиперактивностью и другие поведенческие расстройства, депрессия, тревожные состояния. К предрасполагающим факторам относятся острое переживание, столкновение с законом, прогулы и конфликты в школе, наркомания, беременность или страх беременности, ипохондрия, социальная изоляция. У девушек дополнительной причиной бывают повышенные требования к себе и своей успеваемости (при средних способностях) или перемены в жизни. В момент совершения самоубийства жертва часто находится под действием алкоголя или наркотиков.

    Понять, способен ли подросток на самоубийство, трудно. Обычно самоубийству предшествует депрессия, подросток чувствует себя несчастным, страдает низкой самооценкой, отчаивается, жалуется на плохое самочувствие. У младших подростков депрессия может проявляться конфликтами в школе, вызывающим поведением, иногда правонарушениями. В этом возрасте подросткам часто трудно высказать свои чувства. Старшие подростки в такой ситуации нередко прибегают к наркотикам. С целью выявления суицидальных попыток у каждого подростка, получившего травму, надо узнать ее причину. Риск самоубийства выше у подростков с психическими расстройствами, с предшествующими суицидальными попытками у самого подростка или его родственников. Как правило, подросток, впавший в депрессию и помышляющий о самоубийстве, рад возможности поделиться своими чувствами [4].

    4. Учеба, спорт, творчество – именно в эти виды деятельности может уйти подросток в этот период. Как правило, любые успехи должны быть замечены родителями или педагогами, мнение которых ценится больше всего на свете и чрезвычайно важно для подростка.

    Прилагая достаточные усилия в спорте или учебе, подросток осваивает свою точку зрения и правильное построение самооценки. Ставит перед собой цели и идет к своей мечте, начинает верить в свои силы. Так например, физические нагрузки способны восстановить спокойствие и умиротворение подростка. Творчество обогащает внутреннею жизнь подростка, делает его всесторонне развитым, учит быть в гармонии с собой. Учеба и получение новых знаний могут приносить радость, помогают самоутвердиться.
    3. ВЛИЯНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ

    3.1. Значение дружеских отношений
    Подростковому возрасту свойственно эмоциональное общение со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учебные, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями и родственниками.

    Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и почувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом для подростка. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фразе: «Счастье — это когда тебя понимают».

    Как показано в американских исследованиях, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения. Например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает [2].

    В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

    Дружеские отношения — это всегда взаимные отношения, в которых каждый из участников обозначен и так или иначе проявлен для другого. При этом они оба проявлены, представлены в соответствии со своими реальными свойствами, чем больше реализма, тем больше вероятность настоящих отношений дружбы. Дружба основана на справедливости, она не требует от человека невозможного, сверхъестественного, она обращена к его реальному «Я», которое по-настоящему может осуществить свою интегральность в полной жизни. От друга ждут понимания, другу дают понимание. Все остальные могут не понимать, это им прощается, но если не понял друг — это уже катастрофа, это уже потеря, основанная на переживании невозможности воплощения собственной экзистенциальное, это обрыв нити жизни, обрыв собственного существования. Многим людям достаточно одного такого опыта, чтобы потом остерегаться людей всю жизнь.

    Как возникает дружба — это отношение, в котором требуется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи обычно описывают момент возникновения дружбы как особое явление и называют его встречей. В отечественной психологии нет практики анализа встречи как феноменологического явления, однако исследована достаточно подробно, например, потребность в общении у молодых людей и другие виды так называемых социогенных потребностей, то есть потребностей в других людях. Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное переживание, которое ее характеризует, — это узнавание близости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных будничных событий [8].

    У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство — в ней никогда не возникает потребности изменить другого человека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство, психологическое пространство, где выстраивается его жизнь. Друг бывает рядом, он занимает такое положение, которое помогает осуществить переход на другую позицию с учетом существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию, он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмотреть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе, которая для этого необходима. Друг помогает быть справедливым в отношении собственного «Я», собственной позиции. Никто другой этого сделать не может.

    Как правило, дружба прощает, прощает до конца. Это свойство настоящей дружбы, прощение до конца — это проявление безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить свою интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начинается сомнение или осуждение, значит, что-то в дружбе надломлено и уже навсегда. Может быть, затемнен источник силы, направленной на другого человека, может быть, он иссяк из-за неумеренного использования.

    Дружба имеет нравственную природу. Однажды потерянное доверие не восстанавливается никогда. Этот грустный закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благодаря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития — задачу интериоризации морали. Думаю, что нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном ("беспредметном") отношении человека к человеку. Если нравственные категории совести, ответственности, долга отражают экзистенциальность человека, то дружба как отношение человека к человеку конкретизирует эту экзистенцию, ошибки в этом процессе, думаю, связаны со сложностью этого процесса.

    Дружба не может существовать без нравственного отношения людей друг к другу, то есть ценности дружбы уже определены заранее тем, что давно и единодушно называется в обществе человеческой добродетелью. Друг — это тот человек, который открывает для нас эти ценности и строит свое поведение в соответствии с ними.

    По друзьям человека можно составить объективную картину нравственного облика человека.

    Дружба — это встреча человека с самим собой, это дар жизни, ее чудо, она не может быть постоянной благотворительностью, или постоянной помощью, или выгодой. Об этом так давно и так современно рассуждали и Аристотель, и Кант, и Фома Аквинский, и много других великих людей, что я просто отсылаю желающих к их текстам.

    Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права, переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно здесь могут быть найдены психологические истоки правового сознания человека. Дружба — это процесс осуществления равенства Я, право — это процесс осуществления социального равенства [11].
    1   2   3


    написать администратору сайта