|
билеты по истор. 1. Определите значение терминов доктрина, светскость
Билет №1
1.Определите значение терминов: «доктрина», «светскость».
| Доктрина - учение, научная или философская теория, руководящий теоритический или политический принцип.
Военная доктрина РК- система взглядов на обеспечение военной безопасности, предотвращение войн и вооруженных конфликтов.
В 2004 году была выдвинута доктрина Национального единства, объединяющая граждан независимо от этнического происхождения. Она направлена на возрождение национальных культурных и языковых ценностей.
Светскость - нейтралитет государства по отношению к любой религии.
Казахстан стал светским в 1991 году после обретения Независимости. Признаки: каждый имеет свободу совести, убеждений и вероиспведаний; государство не вправе вмешиваться в частную жизнь человека; религиозные объединения никак не поддерживаются государством.
| 2. Охарактеризуйте Образование Казахского ханства
| Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом. Оно явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических событий на обширной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).
Формирование в XIV - XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской - с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одну политическую структуру.
Еще в 20-х гг. XV в. калмыки стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение. Заключив мир с Абулхаиром на тяжелых для него условиях, калмаки ушли через Чу в свои земли, а Абулхаир принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с не признавшими его власть Джучидами. Действия Абулхаира и неспособность моголистан ского хана оградить население Семиречья от калмакских орд, привели к еще большему недовольству народных масс.
Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла массовая передвижка части казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Моголистана. Особенно оно усилилось после смерти Абулхаира в 1468 г. и распада его государства. Казахское ханство первоначально занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа.
Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды, так и местные племена. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джанибека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования
Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465 - 1466 гг.) В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов.
| 3.«Одним из достижений советского периода считается ускоренное развитие народного образования». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства
| Да, согласен. Одно из безусловных достижений советского режима -развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Народная система в СССР – это такая система образования, которая обеспечивала широкое развитие, общедоступность и бесплатность образования всех видов форм образования. Система включала в себя дошкольное, общесреднее, внешкольное, профессионально-техническое, средне-специальное, высшее образование.
Уже в 1918 г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет.
Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи.
К 1941 году в республике функционировало 7,5 тыс. школ, в которых обучалось около 1 млн детей различного возраста. К этому времени 98,9% детей школьного возраста были охвачены обучением.
20 июня 1972 года начался процесс перехода к всеобщему среднему образованию. В это время внедрялись реформы по изменению содержания образования и воспитанию учащихся.
В 80-е годы ХХ века начался экспериментальный переход на обучение детей с 6-летнего возраста.
До Октябрьской революции в Казахстане отсутствовали высшие учебные заведения (вузы) и большевики принялись за решение этой проблемы. В 1919–1920 годах в ряде городов республики стали открываться рабфаки (рабочие факультеты) и техникумы (в Оренбурге, Урде, Семипалатинске и др.).
В 1928 году в Казахстане был открыт первый вуз – Казахский педагогический институт, в последующем названный в честь великого поэта Абая. Затем стали открываться и другие вузы: Алма-Атинский зооветеринарный (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный (1930 г.), Медицинский (1931 г.) и Уральский педагогический (1932 г.) институты, Казахский государственный университет (1934 г.). К 1941 году в республике насчитывалось 20 высших и 118 среднеспециальных учебных заведений, где проходили обучение около 40 тыс. студентов.
Таким образом, за четверть века в республике была создана сеть среднеспециальных и высших учебных заведений, котрая заметно укрепила интеллектуальный потенциал республики.
Советская система образования всегда была конкурентноспособной. Благодаря ей СССР вышёл в 1960-ых годах на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира. Страна занимала лидирующее место по востребованности своих людей, чьи знания, опыт и навыки на благо родной страны всегда ценились.
| 1.Определите значение терминов: «диаспора», «ирредента».
| Ирредента – часть народа, которая проживала на традиционных своих землях, но в составе другого государства.
Ирредент – человек, проживающий на своей исторической родине, но оказавшийся в силу исторических или других причин в составе другого государства
Диаспора – группа населения, живущая в новом районе своего расселения на положении национально-этнического меньшинства.
| 2.
Охарактеризуйте родоплеменную организацию казахского общества.
| Родоплеменная организация –характерная черта кочевого общества. Родоплеменная организация с традицией генеалогического древа присуща любому кочевому обществу. Каждый человек в кочевом мире –обязательно принадлежал своему роду, а через год – племени. Каждый казах был членом определенного патрилинейного (отцовского) рода (ру), входившего в племя (тайпа), объединявшее несколько родов.
Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен., объединенных в три жуза. Существовала иерархия жузов, отразившаяся в их названиях.
В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты.
Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, керей, конрад.
Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под руководством одного хана.
Таким образом Родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности.Казахи объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли казахский народ.
| 3.«Для современной казахской литературы характерен полный отказ от канонов соцреализма, деидеологизация, углубление исторического подхода к явлениям….»
| Национальное возрождение привело к идейно-художественному обновлению казахской литературы, однако стилевое обновление шло более медленно. Знакомство с западной литературой заставило часть писателей в 90-е годы экспериментировать в постмодернистском ключе. Эти поиски в большой степени охватили русскоязычную поэзию и прозу, тогда как казахская литература в большей степени сопротивлялась «покушению» на язык и форму.
Да, я согласен с данным утверждением, т.к. казахская литература подверглась обновлению. Этому на мой взгляд способствовало влияние западной литературы, что дало почву для эксперимента в области литературы. Сегодня казахстанской аудитории читателей известны произведения казахстанских авторов: Ж.Сахиев "Уақыт қайтарамы" о современных технологиях, М.Сәрсеке "Жетінші толқын" о технике, А.Айзимов "Мен-роботпын", Г.Сейітжан "Қара алтыны халқымның" о индустрии. Эти новые авторы и их произведения отличаются и стилем, и содержанием от произведений 19-20х веков.
| Билет №3
1. Определите значение терминов: «шежире», «традиция».
| Шежире (шежіре) – генеалогическая родословная (генеалогическое древо) казахов, представляющая собой устное или письменное перечисление предков по мужской линии, сопровождаемое генеалогическими преданиями. Краткая форма шежире называется «Жеті Ата» («Семь предков»)
Шежире является коллективной исторической памятью казахского этноса. У каждого казахского племени и рода было свое шежире. Вместе они составляли коллективную родословную, связывающую в единый организм родоплеменную систему казахов.
Традиция шежире в духовной культуре казахов, как и других тюрко-монгольских этносов, связана с устной исторической традицией. Ее создателями и носителями были шежиреши (шежірешілер) – люди, обладавшие великолепной памятью, способностью хранить большой объем устной информации. Это были народные историки-сказители, знатоки исторического фольклора. Они собирали народные предания и рассказы (хикая, аңыз-хикая) о прошлом, систематизировали, интерпретировали и передавали их следующим поколениям.Устная историческая традиция зародилась в эпоху бронзы. Она хранилась и передавалась веками и включала в себя знания каждого рода и племени о своем происхождением. Эти рассказы формировались из реальных исторических событий. Шежире является ценным историческим источником.
Традиция – это групповой опыт, выраженный в стереотипах поведения и определенных ритуалах, рекомендуемых для всех членов общества. Традиция – совокупность представлений и обрядов/ритуалов, передаваемых из поколения в поколение и регулирующих общественные оношения. Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай, распространяется на общество в целом. /Обычай может возникнуть в любой среде и в любой момент/. Традция – это укорененный, глубокий обычай. Важна ее передача из поколения в поколение, на протяжении веков.
Как и в других традиционных обществах, в казахском обществе традиция особенно крепка в обрядах жизненного цикла (рождение-смерть).
Обряды жизненного цикла:
Родильная обрядность (проведение праздников по случаю исполнения 40 дней с рождения – шілдехана, выведения младенца из сорока дней «қырқынан шығару») и совершение обряда «укладывания в колыбель» /«бесік той»/, так же такие обряды как «тұсау кесу», «атқа мінгізу», «сүндетке отырғызу».
Свадебная обрядность: несколько этапов сватовства /құда тұсу/; проводы невесты /қыз ұзату/; мусульманский обряд бракосочетания /неке қию/; церемония встречи невесты родней жениха /келін түсіру/; свадебный пир /үйлену тойы/.
Похоронно-поминальная обрядность.
Помимо обрядов жизненного цикла, существуют и другие обычаи, обычаи гостеприимства; производственные обряды /праздник первого кумыса, ритуал продставления меток овцам и др./; обычай взаимопомощи при постройке дома /асар/ и др.
Все эти традиции, обычаи и обряды соблюдаются неукоснительно и способствуют укреплению культурной идентичности, объединяющей казахское общество
| 2.Охарактеризуйте экономическую политику большевиков в первые годы Советской власти.
| Развитие экономики Казахстана в начальный период установления и укрепления Советской власти. В 1917 году Казахстан прошел через две революции. Февральская буржуазно-демократическая революция закончилась свержением царизма и установлением двоевластия – Временного правительства и Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Финалом Октябрьской революции стало свержение Временного правительства и установление власти Советов. Начался процесс перехода традиционного «отсталого кочевого хозяйства» на «социалистические рельсы». Большевики установили рабочий контроль на предприятиях. Органы рабочего контроля осуществляли управление за финансовой деятельностью предприятий, проверяли переписку заводской администрации, следили за сохранностью имущества. Это были подготовительные меры к проведению национализации промышленности.
Начавшаяся Гражданская война привела к всеобщей хозяйственной разрухе. Национализированные большевиками промышленные предприятия края почти бездействовали: сказались перебои в снабжении сырьем и топливом, изношенность оборудования, а также саботаж со стороны старых инженерных кадров. Приходили в негодность и железнодорожные пути, вагоны и паровозы.
В январе 1919 года Советская власть ввела продразверстку, которая стала частью политики «военного коммунизма», основанной на насильственном изъятии так называемых «излишков продовольствия» у сельского населения. Большевики объясняли эту политику как вынужденную меру и временную кампанию в период гражданского противостояния. Сельское хозяйство стало приходить в упадок: заметно сократились посевные площади, крестьяне не были заинтересованы в производстве сельхозпродуктов. Начавшийся голод и стихийные бунты крестьян привели к оттоку сельчан в города.
В марте 1921 года на Х съезде партии большевиков была принята Новая экономическая политика (НЭП), цель которой сводилась к восстановлению народного хозяйства, допуску некоторых элементов рыночной экономики.
Продразверстка была заменена на продовольственный налог (продналог), размер и объем которого устанавливались до посевной кампании и были вдвое меньше продразверстки. После выполнения государственных поставок крестьянам разрешалось свободно торговать излишками своей продукции, что привело к некоторому увеличению производства сельскохозяйственной продукции. У сельского населения появилась заинтересованность в результатах своего труда.
С введением НЭПа была отменена трудовая повинность, разрешались свободная торговля и аренда земли. Состоятельные люди получили право применять наемный труд. С отменой декрета о национализации промышленности ряд предприятий был передан в аренду предпринимателям, также создавались новые заводы и фабрики с привлечением иностранного капитала.
Общий уровень производства промышленной продукции приблизился к довоенным показателям. Восстанавливались промышленные и коммунальные предприятия, транспорт, система связи. Валовой сбор зерна достиг довоенного уровня, а хлопка – даже превысил. Поголовье скота насчитывало более 26 млн голов. Широкий размах приобрела торговля. На территории края действовало около 130 ярмарок с общим оборотом торговли в 20–23 млн рублей. К середине 1920-х годов экономика края была почти восстановлена.
В 1925 году на ХІV съезде партии большевики взяли курс на индустриализацию страны. Промышленность стала приоритетной отраслью советской экономики. В это же время наметился рост городов и численности их населения: сельские жители массово переселялись в города.
Главной доктриной экономической системы большевиков стала плановая (социалистическая) экономика, которая предусматривала централизованное планирование и управление, тотальный контроль со стороны государства. Однако промышленность Казахстана по-прежнему имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия машиностроения, станкостроения и автомобилестроения, по переработке нефти, газа, металлов.
Для Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР. Однобокое развитие промышленности, заложенное еще во второй половине XIX века, нашло продолжение и в советское время.
Заметный отток дешевого сырья из республики стал причиной серьезной озабоченности представителей передовой казахской интеллигенции – С. Садвакасова, Ж. Мынбаева и др. Они выступали с предложениями строить перерабатывающие предприятия рядом с источниками сырья, а не перевозить сырье по железным дорогам в центральные районы Страны Советов. Политика индустриализации изначально отводила Казахстану роль поставщика сырья.
В первые годы индустриализации активизировалось железнодорожное строительство. Так, в 1927–1930 годах была построена Туркестано-Сибирская магистраль, в 1927 году – железнодорожная ветка Петропавловск–Кокчетав, которая в 1931 году дошла до Акмолинска, в 1939 году были проложены дороги Акмолинск–Караганда, Илецк–Уральск, Рубцовск–Риддер, а в 1940 году – Караганда–Жезказган. На Казахскую республику приходилось почти 30% всех введенных в эксплуатацию железнодорожных магистралей СССР.
Строившиеся предприятия тяжелой промышленности, в особенности по производству свинца, цветных металлов, добыче угля и нефти, легкой и пищевой промышленности обеспечивали многие индустриальные регионы СССР. Возводились Балхашский медеплавильный, Чимкентский свинцовый, Меркенский, Джамбулский сахарные заводы, Алматинский, Семипалатинский мясоконсервные комбинаты и др. Были построены Зыряновский и Риддерский полиметаллические комбинаты, которые обеспечивали своей продукцией Казахстан и другие республики.
| 3. «Военная демократия» у степных племен достигла наивысшего уровня развития в форме вождества». Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства.
| «Военная демократия» у степных племен достигла наивысшего уровня развития в форме вождества».
Вождество — это политическая структура, основанная на родстве и возглавляемая вождем с наследственной властью. В таком государстве‘уже имеется социальное расслоение.
Главные функции вождества: военная, административная, судебная, посредническая, объединяющая.
Ранняя кочевая империя — это многоступенчатая политическая структура, основанная на родовых и внеродовых связях. В таком государстве появляются сборщики налогов, бюрократический аппарат. Главные функции ранней кочевой империи: централизованное управление большой территорией с этнически разнородным населением (империей), военные захваты, обеспечение благосостояния общества и элиты за счет налогов и дани. Все это рассматривается как норма и подкрепляется обычным правом и религией.
Выделяют три типа кочевых государств: вождества, ранние кочевые империи, развитые кочевые империи.
Ранние кочевые государства на территории Казахстана относятся к первым двум типам.
Сакские царства. Сакские царства были вождествами, военно-политическими союзами родственных племен. Различия между громадными курганами знати и рядовыми погребениями наглядно показывают, что сакское общество было очень расслоено.
Сакские вожди выполняли политические функции. Античные источники упоминают сакских царей и цариц, которые решали вопросы войны и мира, возглавляли войско, посылали послов, заключали союзы, назначали управителей. Царь саков считался какое-то время союзником персидского царя. В сакском обществе царила военная демократия, и ‹царь избирался на власть как “первый среди равных”, общим собранием, состоявшим из мужчин-воинов. При этом выделялся особый царский род, из которого выходили цари. Из вождей и старейшин состояла военно-племенная аристократия.
В сакском обществе у женщин был высокий статус, и это подтверждается фольклором степных народов. Сведения о сакских царицах содержатся в легендарных повествованиях: царица Зарина не только успешно воевала с “варварами”, но и основала несколько городов, а царица Томирис возглавляла свое царство в войне против персов.
| Билет №4
1. Определите значение терминов: «автохтонное население», «этнос».
| Автохтонное население- этносы, занимавшие территорию изначально, до появления мигрантов. Например, в Казахстане- казахи – автохтонное население, в Америке- индейцы, В России- русские.
Этнос- исторически сложившаяся совокупность людей , объединенных общими (происхождение, язык, культура, тип хозяйственной детельности, территория, внешний вид, менталитет и самосознание (идентичность))
Этнос- не кровнородственное, а культурно-языковое сообщество. Этнос объединяет общая культура: образ жизни, обычаи и традиции.
В обыденном понимании Этнос- это народ или нацинальность
|
| 2. Охарактеризуйте развитие материальной культуры казахского народа.
| Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось.
У казахского народа было очень развито прикладное искусство: ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни.
В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством.
Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался қаттау, а из шелка и сукна – шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шекпен – один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. На голову надевали бөрік – стеганую теплую шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась кәмшат бөрік. Удобна была летняя тақия из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымақ – лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невесты. Это саукеле – высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек – вид саукеле, а после рождения детей – кимешек. Распространенными были мужские шляпы қалпақ и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа.
Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы (напольные ковры).
Изготовление войлока – трудоемкий процесс. Другой вид напольного войлочного ковра – сырмақ. Для изготовления этого ковра использовали черно-белую или цветную шерсть. Такой ковер прошивался или стегался, а узоры обшивались тесьмой, и они получались с четко очерченными границами.
Казахи ткали ворсовые ковры. На стены юрты вешали тускиизы – ковры, на которые наносили различные цветные орнаментированные узоры методом аппликаций или вышивки.
Кожей, как правило, занимались мужчины. В обществе большим уважением пользовались ремесленники, изготавливавшие конскую сбрую, и скорняки, шившие сапоги. Также изготавливались другие изделия, как, например, бурдюки для хранения и перевозки молочных напитков. Из тонко нарезанных полосок кожи делали плети (қамшы).
В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Оружейники изготавливали сабли, кинжалы, мечи, наконечники стрел и пик, даже фитильные ружья.
Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами.
Наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера, например, изделия для домашнего обихода из кости. Костью обычно украшали предметы мебели: сундуки, кровати, посудные шкафы и т. п.
Такие мастера очень ценились и были уважаемы в обществе. Как правило, этим ремеслом занимались мужчины
| 3. «Вижу будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры». Согласны ли вы с концепцией А. Бокейхана? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства.
| 1 Возможный вариант ответа: Я полностью согласна(сен) с концепцией Алихана Бокейхана потому, что считаю, что историю своего народа обязаны знать все, но также я согласна(сен) с тем, как мыслили деятели партии «Алаш»: они выступали за то, чтобы создать национальное государство, в котором безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле. Это все началось, на рубеже XIX–XX веков, когда начало расти движение против колониального гнета. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель привели к обострению внутренних противоречий в ауле. В 1905–1907 годах возникают социал-демократические организации. В борьбу за лидерство вступает формирующаяся казахская интеллигенция. Лидером общенационального демократического движения становится Алихан Бокейхан.
Во-первых, Алихан Бокейхан для сплочения народа выдвинул идею «Алаш», подразумевающую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии, в связи с чем писал: «Вижу будущее Казахской степи в сознательном претворении западной культуры». Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживающимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил.
Во- вторых, Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам же не переставал повторять свой основной девиз: «Пока я жив, не перестану служить казахам».
Из этого я могу сделать вывод, что концепция Алихана Бокейхана, по моему мнению, является однозначно, правильной и верной. Также я думаю, что лидеры и участники алашского движения оставили после себя огромное наследие.
2 Возможный вариант ответа: Я согласна(сен) с концепцией А. Бокейхана, что будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры. Начнем с того, что к небывалому росту национального самосознания народа привели грозные события 1916 года. В это тяжелое время казахский народ вел борьбу за свою национальную независимость, проявляя героизм и жизнестойкость. Во главе народа стояли наиболее образованные и патриотически настроенные лидеры – А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы и др. Они сделали все возможное, чтобы казахский народ не растворился в водовороте истории. Независимость современного Казахстана стала возможной и благодаря деятельности этих великих реформаторов XX века. В этом особое место принадлежит алашской идее, с чего и началась концепция А. Бокейхана.
Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии. Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил.
Возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры- это и есть основная мысль данной концепции.
Поэтому я и выражаю свое согласие с концепцией А. Бокейхана, что будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры.
| Билет№5
1. Определите значение терминов « культурно-генетический код», «нация»
| Что такое культурно-генетический код? Конечно, можно понимать «генетический» вполне буквально, как передающийся через кровь, гены,ДНК. И отчасти это так и есть: мы несем в себе генетическую память всех наших далеких предков. Мы, родившиеся на земле Казахстана, несем в себе генетическую память коневодов энеолита,колесничих эпохи бронзы, сакских лучников и ювелиров,авторов наскальных рисунков,строителей древних курганов и мавзолеев,авторов рунических рисунков текстов, огнепоклонников и митраистов, тенгрианцев и первых тюрских мусульман, ремесленников и земледельцев, тюрских монгольских воинов и, конечно,всех кочевников Великой степи,во все эпохи.Можно скаазать,что в нас течет кровь наших предков и в нас их гены.И это не семь поколений, знать которое обязательно для каждого казаха,а гораздо глубже.Семь поколенний -это всего двести лет.Кочевой цивизаций около трех тысяч лет.А если вести отсчет с ботайской культуры-предтечи, то более пяти тысяч лет.Так глубоко уходят наши генетические корни.
Генетический код наций следует понимать шире,чем биологическую взаимосвязь, родство внутри этноса.На самом деле речь идет о культурном наследии, которое определяет суть этноса и его отличие от других.
Культурно-генетический код наций/этноса составляют символы и символика, обычаи и традиции,обряды жизненного цикла, музыка и песни, языковая картина мира, фольклор, народные приметы, пословицы и поговорки, нравственные ценности,эпос и историческое наследие.
Этнос-исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей,объединенных общимим (происхождение,язык,культура,тип хозяйственной деятельности, территория,внешний вид, и самосознание)
| 2. Охарактеризуйте процесс формирования Тюрского каганата.
| Тюрские империй и государства продолжили традиции кочевой государственности, начатые саками, кангюями,усунями и гуннами, создав классические образцы кочевых государств.
После распада Гуннской империй на территорий Центральной Азии начался политогенез у преемников гуннов-тюркских племен.Их консолидация(объединение) в середине 1 тысяч.привела к появлению в Великой Степи новых кочевых империй-тюрских каганатов.
Тюрский каганат(552-603)
Западно-тюркский каганат (603-704)
Восточно-тюркский каганат (603-630)
Второй Восточно-тюркский каганат (682-744)
Тюркские каганаты были кочевыми империями,объединившими не только тюркские племена,но и другие племена и оседлые народы.Центробежным тенденциям племен тюркские империи противопоставляли общеимперскую структуру, идеологию, единый язык и единую письменность.
Тюрскии каганат 552-603. Консолидация(объединение) тюрков произошла под руководством рода ашина, их вождем стал Бумын, носивщий титул Великий ябгу(джабгу,верховный вождь).552 г. Бумын был поднят на белой кошме и провозглашен каганом Тюркского эля.Слово « тюрк» распространилась на всех кочевых жителей государства.Тюркское кочевое население делилось на два крыла-разделение на два крыла-левое и правое-было присуще многим крупным тюркским племенным объединениям.Тюркский племенной союз(бодун), состояший из племен и родов, был политический организован в имперскую структуру – эль (каз.ел).Каган «держал эль и возглавылял бодун». Он управлял своим союзом племен по праву старшего и выступал в роли верховного вождя, судьи и жреца.
| 3.«Степная цивилизация имела надэтнический характер и не была связана с каким-то одним народом (этносом) или определенной религией». Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства.
| Я пологаю, что Степная цивилизация имела надэтнический характер и не была связана с каким-то одним народом (этносом) или определенной религией.
Степная цивилизация — ступень развития материальных и духовных ценностей тюркоязычных народов, в том числе казахов; природно-исторический облик в фор-мировании этнокультурной системы. Великая Степь сыграла огромную роль в истории Евразии и ее народов, включая казахов. Можно выделить несколько важных аспектов Великой Степи, позволивших ей сыграть эту роль. Средневековое название Великой Степи (в пределах от Дуная до Алтая) в мусульманских письменных источниках — Дешт-и Кыпчак. В казахстанской исторической науке, применительно к X—XVII вв., принято называть Причерноморско-Каспийскую степь Западным Дешт-и Кыпчаком, а Казахскую степь — Восточным Дешт-и Кыпчаком. Великой Степью принято называть широкий равнинный пояс, расположенный в центре Евразии и тянущийся через весь материк, от Дуная до Алтая и далее до Маньчжурии (область в Северо-Восточном Китае). Протяженность этого пояса в длину — до шести тысяч километров, а в ширину — около тысячи километров. Великая Степь — историко-культурное, а не географическое понятие. Географическое название этого региона — Евразийская степь.
Великая Степь — это “колыбель” кочевой цивилизации. В основе которой лежал природно-географические фактор — подходящие экологические условия для развития кочевого скотоводства. Засушливые и сухие разнотравно-злаковые, ковыльные, полынно-злаковые степи и полупустыни, покрывающиеся травой в разное время, представляли собой идеальные
сезонные пастбища для лошадей и мелкого рогатого скота. Вместе с тем в условиях аридного климата кочевое и полукочевое скотоводство стало единственно возможным способом хозяйственного освоения Степи. Великая Степь была ареной важных исторических событий. Ее история — это, прежде всего, наполненная походами, сражениями и другими военно-политическими событиями история кочевых государств. Некоторые из них не только занимали собой всю Великую Степь, но и выходили за ее пределы. Кочевые народы и государства то враждовали и конкурировали между собой, то создавали союзы, что делало их сильнее. Эта сторона истории чаще всего привлекала внимание летописцев и по-прежнему интересна всем, кто стремится узнать о прошлом. Это неудивительно, ведь были эпохи, когда кочевники не просто влияли на политику всей Евразии, но и определяли ее. Великая Степь — это огромное открытое пространство. В силу природных особенностей она отличается большой проницаемостью, а поэтому с древнейших времен была территорией смешения рас, языков, племен, культур, религий и цивилизаций, а также местом постоянного обмена технологическими, культурными и социальными достижениями. Великая Степь была прародиной алтайских народов и, возможно, прародиной индоевропейских народов. Тюрки и монголы, иранцы и славяне контактировали в Великой Степи как между собой, так и с другими народами. Расовая, языковая и этническая многослойность населения Степи, в сочетании с его большой мобильностью, усложняет вопрос языкового и этнического определения тех или иных археологических культур. Археологам нелегко определить, на каком языке говорили люди, оставившие после себя те или иные археологические памятники. Непроста и проблема сложения древних, средневековых и современных этносов, происхождение которых связано со степным регионом. Это вызывает интерес к необыкновенному прошлому Великой Степи как “плавильному котлу” народов. С другой стороны, история Великой Степи — это история взаимодействия кочевников и оседло-земледельческих цивилизаций. В Древности кочевники контактировали с центральноазиатской, иранской, античной и китайской цивилизациями, а в Средневековье — с китайской, христианской и исламской цивилизациями. Кочевники активно участвовали в международной политике Евразии — и во времена саков и гуннов, и во времена Великой Монгольской империи и Золотой Орды. Великая Степь — это еще и транспортный коридор, связывающий Дальний Восток и Переднюю Азию, Дальний Восток и Европу, Южную Азию и Русь/Россию, что способствовало функционированию Великого Шелкового пути.
Подведем итог: Великая Степь — широкий степной пояс, расположенный в центре Евразии, “колыбель” кочевой цивилизации. В разные века Великую Степь населяли кочевники и полукочевники различного расового облика, говорившие на разных языках. Их объединяет принадлежность к кочевой цивилизации. История Великой Степи — это история кочевых государств и великих кочевых империй. Великая Степь — зона непрерывного контакта и обмена, огромный транспортный коридор, соединяющий Азию и Европу.
| Билет№6
1.Определите значение терминов: «Ақ сүйек», «Қара сүйек».
| Аксуйе́к (каз. ақсүйек — букв. «белая кость») — привилегированная часть традиционного казахского общества (аристократия, «голубая кровь»), стоящая вне родоплеменного и жузового деления. В сословие ак суйек входили султаны-чингизиды, или торе. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Из чингизидов-торе избирали ханов, которые управляли жузами. Аксуйек не подлежали суду биев, освобождались от налогов. К ак суйек относились также представительства духовенства – ходжи. К ним относились потомки первых арабов миссионеров – проповедники ислама.
Кара суйек (каз. қара сүйек — «черная кость») — часть казахского общества в период ханской власти, основное сословие, включающее представителей тюркских племен и не являющихся потомками Чингисхана. К карасуйек относились: бии, батыры, толенгуты, рядовые скотоводы, земледельцы и рабы. Это сословие подчинялось всем законам, установленным ханом, и выплачивало налоги. Поначалу представители карасуйек могли управлять лишь родами и аулами, но с конца XVI века они стали допускаться к власти. У представителей кара суйек сохранялось деление на отдельные роды и племена.
| 2. Охарактеризуйте этапы этногенеза на территории Казахстана.
| Этапы формирования казахского народа. Историю процесса обра¬зования (этногенеза) на территории Казахстана можно разделить на два больших этапа: индоевропейский и тюркский.
Первый этап этногенеза на территории Казахстана охватывает эпоху бронзы и железа. В эпоху бронзы (2 тысячелетие до н. э.) жили андроновцы европеоидного типа и индоевропейской языковой семьи. В период железа расселяются саки, сарматы и уйсуны и, по мнению ученого-антрополога О. Исмагулова, их черты лица схожи с обликом андроновцев. Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами появляются монголоидные признаки.
Второй, основной, этап связан с образованием тюркских государственных объединений в VI–XIII вв. Тюркские племена, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, уйсунов, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку: увеличили долю монголоидных черт в облике населения и распространили тюркский язык как основной. Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Из-за нашествия было разрушено хозяйство, сопровождалось опустошением земель, массовым истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожением материальных и культурных ценностей. У тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика. И такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности, оно было отброшено на 150–200 лет вперед.
Третий, завершающий, этап связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода: Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда и Могулистан. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Ак Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена, их называли узбеками. Жителей Ногайской Орды называли мангытами или ногаями. В письменных источниках население Могулистана называли могулами, и среди племен наиболее многочисленными были племена уйсунов, часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли «дулаты». Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Казахстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом. Все условия и предпосылки формирования казахской народности сложились в XIV–XV вв. Процесс завершается с образованием Казахского ханства. На основе схожести языков этих племен формируется единый казахский язык, и население приобретает единый монголоидный антропологический тип.
| 3.Существует точка зрения, что все культуры степной цивилизации с
эпохи бронзы до средневековья имеют преемственность и составляют
единый исторический процесс. Согласны ли Вы с данным
утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее
двух аргументов и фактов.
| В этой великой цивилизации разные народы, сменяя друг друга в степи, неизменно передавали эстафету культурных наработок и достижений, создавая преемственность, которой не меньше 3 тысяч лет. Без этой преемственности, без этой передачи культурных наработок, никто не смог бы выжить в степи. Степные скотоводческие культуры бронзы до средневековья обнаруживают черты преемственности и взаимовлияния. Исторические жители перенимали друг у друга лучшее и использовали в своей жизни. Так, лучшие образцы оружия, сбруя и седла, украшения, выполненные в "зверином стиле” кочевниками, пользовались большим спросом у горожан. А кочевники пытались перенять для себя лучшие образцы жилищного строительства, секреты изготовления ювелирных украшений.Итак, взаимоотношения между двумя цивилизациями, их экономическое и культурное сотрудничество продолжались с древних времен и до средних веков. 1.Например овладение технологией кочевого скотоводства. Тюрские государства продолжили обьединение тюрских племен и сохранили тип кочевой государственности.
2 Сохраняли политическую и идейную преемственность, передавая по наследству код евразийства. Основатели империи Хунну (Модэ-шаньюй),
Тюркского каганата (Бумын-каган), Золотой Орды (Джучи, Бату, Берке, Менгу-Тимур-хан), Казахского ханства (Жанибек и Керей) были носителями идеи «Мәңгілік Ел».
Открывать эти достижения через археологию, материальные находки – великая и интересная задача историков.
| |
|
|