Главная страница

Ответы на экзамен. 1 Основные достижения научной и практической психиатрии в хх веке. Принципы современной классификации психических расстройств


Скачать 1.65 Mb.
Название1 Основные достижения научной и практической психиатрии в хх веке. Принципы современной классификации психических расстройств
АнкорОтветы на экзамен
Дата21.09.2020
Размер1.65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOtvety_Na_Ekzamenatsionnye_Voprosy_-_2009_God.doc
ТипДокументы
#138822
страница4 из 34
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




10 Расстройства ассоциативного процесса (нарушения процесса мышления). Основные симптомы, их диагностическое значение.
Мышление — специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существу­ющих связей, внутренних закономерностей; не только наблю­дать, но и понимать суть происходящего.

Традиционно в психиатрии расстройства мышления разде­ляют на расстройства ассоциативного процесса и патологию суждений и умозаключений. Эти расстройства могут наблю­даться у больного одновременно.

Расстройства ассоциативного процесса включают ряд наруше­ний способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены.

Ускорение мышленияхарактеризуется не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностно­стью. Это приводит к тому, что больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследова­тельный, «скачущий» характер.

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скач­ка идей». При этом речь распадается на отдель­ные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»).

Ускорение мышления — характерное проявление маниакаль­ного синдрома, может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышлениявыражается не только в замедленном темпе речи, но и в бедности возникающих ассоциаций. Из-за этого речь становится односложной, в ней отсутствуют развер­нутые определения и объяснения. Патологическая обстоятельность (вязкость)проявление тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью го­ворит не только медленно, растягивая слова, но и многослов­но. Он склонен к излишней детализации. Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. От патологической обстоятельности ассоциативного процес­са следует отличать обстоятельность больных с бредом. В этом случае детализация служит не проявлением необратимых изме­нений в способе мышления больного, а лишь отражает сте­пень актуальности бредовой идеи для пациента. Резонерствотоже проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логичес­кими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истин­ного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациен­тов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль.

Бессвязность (инкогерентность)— проявление грубого рас­пада всего процесса мышления. При бессвязности граммати­ческая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания — аменции. Больной при этом недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.

Проявлением расстройства мышления могут быть речевые стереотипии, характеризующиеся повтором мыслей, фраз или отдельных слов. К речевым стереотипиям относятся персеве­рации, вербигерации и стоячие обороты.

Персеверациинаиболее часто встречаются при слабоумии, вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных атрофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной воп­рос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

Вербигерациилишь условно можно отнести к расстройствам мышления, поскольку они во многом напоминают насиль­ственные двигательные акты. Больные стереотипно, ритмичес­ки, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бес­смысленные сочетания звуков.

Стоячие обороты— это стереотипные выражения, однотип­ные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. Появление стоячих оборотов — признак сни­жения интеллекта, опустошения мышления. Стоячие обороты довольно часты при эпилептическом слабоумии. Они могут наблюдаться и при атрофических заболеваниях мозга, напри­мер при болезни Пика.

Наплыв мыслей (ментизм)выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающим в виде приступа. В этот момент больной не способен продолжать обычную работу, отвлекается от беседы.

Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупор­ка, мыслей)вызывают ощущение, что «мысли улетели из го­ловы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг — это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

Аутистическое мышлениевыражается в чрезвычайной замк­нутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значи­мостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно про­тиворечащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка.

Символическое мышлениехарактеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные сло­ва, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Паралогическое мышлениепроявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности.

К расстройствам содержания мышления относят бред, сверхцен­ные идеи, навязчивости, бредоподобные фантазии и примитив­ные идеи у лиц с расстройствами интеллекта.

Бредом называют ложные суждения и умозаключения, возни­кающие в результате болезненного процесса, овладевающие со­знанием больного и не поддающиеся разубеждению (коррек­ции).

Бред включает бред преследования (персекуторный), депрессивный и величия.

Различные варианты персекуторного бреда связаны с преоб­ладанием у больных тревоги и страха, нередко определяют агрессивное поведение больных и в этом случае являются пока­занием к недобровольной госпитализации.

По механизмам происхождения бред разделяют на первичный и вторичный. Первичный бредсамостоятельное расстройство сферы мышления, не связанное с какими-либо другими симп­томами психических расстройств, не сопровождающееся галлю­цинациями. Первичный бред — важнейшее проявление пара­нойяльного синдрома.

Вторичный бредвозни­кает как следствие нарушения каких-либо других сфер психи­ки.

Сверхценные идеи в отличие бреда исходно не являются неле­пыми, ошибочными. Расстройство заключается в том, что данные мысли занимают в психике больного не соответствую­щее их реальному значению доминирующее положение. Так, естественные для любого человека забота о сохранении семьи, радость по поводу удачного решения технической проблемы, недовольство оплошностью сотрудника превращаются в удиви­тельно сильные и стойкие чувства (ревность, негодование, подозрительность). Сверхценные идеи относятся к пограничным нарушениям психики и не являются безусловным признаком болезни. Наиболее часто они встречаются у лиц с чертами стеничности и эпилептоидности. Постоян­ная склонность к возникновению сверхценных идей — основ­ное проявление паранойяльной психопатии (см. раздел 22.2.1). Сверхценные идеи могут выступать и в качестве этапа в фор­мировании бредовых идей при шизофрении.

Навязчивые идеи (обсессии) — это возникающие против воли больного чуждые болезненные мысли, появление которых он эмоционально переживает, поскольку относится к ним крити­чески, пытается избавиться, освободиться от них, однако не может этого сделать самостоятельно. Главное отличие навяз­чивых мыслей от бреда — это уверенность человека в их бо­лезненном происхождении, поэтому больные с навязчивостями, чтобы не дискредитировать себя, не склонны рассказы­вать о своих переживаниях случайным лицам, зато вполне от­кровенны с врачом, ищут помощи.

11 Бред (определение, клинические формы, диагностическое значение, социально-опасное поведение больных). Сверхценные идеи, их отличие от бреда.
Бредом называют ложные суждения и умозаключения, возни­кающие в результате болезненного процесса, овладевающие со­знанием больного и не поддающиеся разубеждению (коррек­ции).

Больные с бредом абсолютно убеждены в справедливости своих суждений, и это закономерно ведет к неправильной оценке ситуации, расстройствам поведения и дезадаптации.

Фабула бреда - основное содержание бредовой концеп­ции. Наиболее удачная классификация фабул бреда включает бред преследования (персекуторный), депрессивный и величия.

Различные варианты персекуторного бреда. Собственно бред преследования заключается в убеждении пациента в том, что воображаемые преследователи ходят за ним по пятам, наблюдают за его жизнью из окон соседних домов, проникают в квартиру в его отсутствие, проверяют его деловые бумаги и письма, следуют за ним всюду, куда бы он ни направился.

Бред воздействия отличается тем, что, по мнению больных, преследование осуществляется посредством сложных технических средств (лучей, аппаратов, магнитофо­нов, микропроцессоров, электромагнитных полей) или путем дистантного психологического воздействия (гипноза, телепа­тии, колдовства, экстрасенсорных влияний). Бред воздействия является важной составной частью синдрома психического ав­томатизма и особо значим в диагностике шизофрении.

С пожилым возрастом связывают появление бреда матери­ального ущерба, выражающегося в мыслях о том, что пресле­дователи якобы воруют продукты, портят вещи, бьют посуду, подтачивают мебель. Некоторые больные при этом обращают­ся в различные инстанции с жалобами и требованиями (су­тяжный бред).

При бреде отношения (особого значения) случайные факты действи­тельности воспринимаются как важные символы, несущие в себе большую смысловую нагрузку и имеющие непосредствен­ное отношение к жизни больного.

Бред инсценировки также чаще сопут­ствует острым психозам. Он выражается в уверенности, что окружающие больного люди пытаются его обмануть, разыгры­вая из себя врачей, больных, сослуживцев, хотя в действи­тельности являются переодетыми работниками спецслужб или родственниками, которых он давно не видел.

Бред ревности нередко чересчур труден для выявления. Па­циенты вполне уверены в неверности супруга и постоянно за­няты сбором доказательств измены.

Депрессивный бреднепосредственно связан с доминирующим у пациентов чувством тоски и подавленности, нередко являет­ся причиной суицидального поведения. Больные могут нака­зывать себя физическими истязаниями, лишать себя пищи.

Наиболее частым вариантом депрессивного бреда является бред самообвинения и самоуничижения. Больные утверждают, что они повинны в смерти родителей, болезни супруга, при­писывают себе преступную халатность и недопустимое, оскор­бляющее окружающих поведение.

При ипохондрическом бреде больные уверены в наличии по­стыдного или тяжелого, опасного для жизни заболевания — рака, СПИДа, сифилиса, поэтому постоянно обращаются к врачам, требуя обследования и лечения. Дисморфоманический (дисморфофобический) бред проявляется в том, что больные убеждены в существовании у них физичес­кого недостатка (уродства). Различные варианты бреда величияобычно сопровождаются приподнятым, радостным или спокойным, благодушным на­строением. Больные в этом случае обычно терпимы к стесня­ющим их обстоятельствам, доброжелательны, не склонны к агрессии. Они не сомневаются, что наделены прекрасной вне­шностью, что вызывают любовь к себе, обладают редкими способностями.

По механизмам происхождения бред разделяют на первичный и вторичный.

Первичный бред — самостоятельное расстройство сферы мышления, не связанное с какими-либо другими симп­томами психических расстройств, не сопровождающееся галлю­цинациями. Первичный бред — важнейшее проявление пара­нойяльного синдрома.

Вторичный бред возни­кает как следствие нарушения каких-либо других сфер психи­ки. Так, появление обонятельных галлюцинаций может вызвать у больного уверенность в том, что его пытаются отравить.

Важно для понимания динамики бреда разделение на сис­тематизированный и несистематизированный (отрывочный) бред.

О наличии стройной системы свидетельствуют многочис­ленные взаимосвязанные доказательства, приводимые больным для подтверждения собственных мыслей. Он точно указывает, кто, когда, какими средствами и с какой целью осуществляет преследование, а также подробно отвечает на любой вопрос, касающийся его болезненной идеи.

Ост­ро возникший бред всегда лишен стройной системы, однако наличие у больного несистематизированного бреда наблюдает­ся не только при острых психозах.

Для диагностики острых и хронических бредовых психозов исключительно важно разделение бреда на чувственный и интерпретативный.

Больные с интерпретативпым бредом (бред толкования) вполне четко понимают суть событий, связан­ных с бредом. У них, как правило, отсутствуют расстрой­ства восприятия (галлюцинации), поэтому их бредовая убеж­денность вытекает не из фантазий и предчувствий, а из пред­взятой, паралогичной трактовки реальных фактов.

При чувственном (образном) бреде отсутствует четкое понимание происходящих событий. Основой ошибочных суждений боль­ного являются яркие эмоциональные чувства (тревога, расте­рянность, недоумение, восторг) и нарушения восприятия (иллюзии, галлюцинации, дереализация и деперсонализа­ция).

По степени размаха можно выделить бред малого размаха (бред бытовых отношений), характерный для психозов пожи­лого возраста. С другой стороны, нередко встречается мегаломанический бред (бред громадности), проявляющийся макси­мально фантастичными высказываниями. Бред величия выра­жается в том, что больной настаивает на уникальности своих способностей. Мегаломанический бред величия характерен для парафренного синдрома, мегаломани­ческий ипохондрический бред наблюдается при синдроме Котара.

В качестве особых форм рассматривают индуцированный и резидуальный бред.

Индуцированный бред — бред, возник­ший как результат общения человека с близким родственни­ком, страдающим психическим заболеванием (индуктором). Индуцированный бред следует отличать от конформного бреда, когда у обоих родственников наблюдается психическое заболевание, при этом фабула бреда совпадает, поскольку больные постоянно общаются между собой.

О резидуальном бреде говорят, когда после перенесенного острого психоза (чаще всего с помрачением сознания) у чело­века остается непоколебимая уверенность в том, что все про­исходившее с ним в болезненном состоянии было реальнос­тью, хотя в момент осмотра никаких необычных явлений па­циент не наблюдает.

Сверхценные идеи в отличие бреда исходно не являются неле­пыми, ошибочными. Расстройство заключается в том, что данные мысли занимают в психике больного не соответствую­щее их реальному значению доминирующее положение. Так, естественные для любого человека забота о сохранении семьи, радость по поводу удачного решения технической проблемы, недовольство оплошностью сотрудника превращаются в удиви­тельно сильные и стойкие чувства (ревность, негодование, подозрительность).

В качестве те­матики сверхценных идей могут выступать идеи ревности, изобретательства, преследования, фанатичные политические и религиозные убеждения, приверженность к особым мерам оз­доровления (замысловатая диета, особый способ тренировки и закаливания).

Сверхценные идеи относятся к пограничным нарушениям психики и не являются безусловным признаком болезни. Наиболее часто они встречаются у лиц с чертами стеничности и эпилептоидности. Постоян­ная склонность к возникновению сверхценных идей — основ­ное проявление паранойяльной психопатии. Сверхценные идеи могут выступать и в качестве этапа в фор­мировании бредовых идей при шизофрении.

12 Навязчивые состояния (определение, разновидности, диагностическое значение). Отличие навязчивостей от бреда.
Навязчивые идеи (обсессии) — это возникающие против воли больного чуждые болезненные мысли, появление которых он эмоционально переживает, поскольку относится к ним крити­чески, пытается избавиться, освободиться от них, однако не может этого сделать самостоятельно.

Главное отличие навяз­чивых мыслей от бреда — это уверенность человека в их бо­лезненном происхождении, поэтому больные с навязчивостями, чтобы не дискредитировать себя, не склонны рассказы­вать о своих переживаниях случайным лицам, зато вполне от­кровенны с врачом, ищут помощи.

Навязчивые мысли не являются нозологически специфичным феноменом — они ха­рактерны для широкого круга заболеваний, протекающих на невротическом уровне. Возникновение навязчивых идей не служит безусловным признаком психической болезни. Эпизо­дически навязчивости встречаются у совершенно здоровых людей (чаще с педантичным, тревожно-мнительным характе­ром). В этом случае они нестойки, не причиняют человеку существенного беспокойства.

При психическом заболевании навязчивые идеи становятся столь настойчивыми, упорными, что занимают все время боль­ного, отвлекают его от работы, не позволяют сосредоточить­ся, вызывают чувство беспомощности и подавленности.

Раз­личают эмоционально-насыщенные и отвлеченные (абстракт­ные) навязчивости.

Примером последних служат навязчивое мудрствование («мыслительная жвачка»), навязчивый счет (арифмомания). Больные часами обдумывают последствия со­бытий, которые в принципе не могут произойти, перемножа­ют и возводят в квадрат числа, анализируют грамматическую структуру фраз и смысл каждого из слов.

К эмоционально-насыщенным навязчивостям относят навязчивые сомнения и кон­трастные навязчивости. Больные с болезненными сомнения­ми могут многократно возвращаться домой, страшась, что за­были закрыть дверь, выключить утюг и газ, прекрасно пони­мая при этом необоснованность своих сомнений, но не в си­лах побороть неуверенность. Контрастные навязчивости заклю­чаются в том, что внезапно в голову больному приходит мысль о возможности совершения чего-то совершенно недопустимо­го, аморального, противозаконного. Это рождает крайне силь­ное чувство страха, пациент никогда не пытается совершить это нелепое действие.

Навязчивые идеи редко возникают как самостоятельный сим­птом — они, как правило, сопровождаются другими навязчи­выми явлениями: навязчивыми страхами (фобиями), навязчивы­ми влечениями (компульсиями) и действиями (ритуалами), со­ставляя в совокупности основное содержание обсессивно-фобического синдрома, описанного в следующем разделе.



1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


написать администратору сайта