Главная страница

1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй


Скачать 218.94 Kb.
Название1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
Дата28.11.2018
Размер218.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаigpzs_otvety.docx
ТипДокументы
#57963
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Единственное, что закон запрещал хозяину,- убийство раба. Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника.

Женщины не имели ни политических, ни гражданских прав. Жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (направляясь в храм). Жила жена в особой половине дома. Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить.

Афинский государственный строй V века до н. э.. основные принципы: народоправство; выборность; коллегиальность и подотчетность властей; суд присяжных.

Верховный орган Афин – народное собрание; созывалось 4 раза в месяц. Главными участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее 6000 человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи человек и менее. Народное собрание принимало законы, обсуждало вопросы продовольственного снабжения, обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек: а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено; б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета; в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования. Голосование в народном собрании было открытым, поэтому не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел.

Гелиэя – решала вопрос о наделении правами гражданства; наблюдала за законностью замещения должностей; утверждала международные договоры; участвовала в законодательстве, а также судила по политическим, религиозным и многим другим делам. Состояла из 100 000 человек (избирались жребием по 600 человек от каждой филы; составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая; состав коллегии определялся жребием в самый день суда)

Совет пятисот – дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Исполнительную власть Совет делил с двумя коллегиями – стратегов (избирались открытым голосованием в народном собрании; должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица) и архонтов.

Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным – проверка деятельности властей; решалось, была ли эта деятельность правильной.

Все должностные лица избирались сроком на год без права переизбрания (исключение – коллегия стратегов).

Афинский морской союз – возник после греко-персидских войн, в которых Афинам выпало на долю сыграть роль спасителя Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз. Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (их было около 200) с тем, однако, что последние будут оплачивать военные расходы. Союзная казна была сосредоточена на острове Делос, и распоряжались ею по общему согласию. Но вскоре Афины добиваются бесконтрольного господства в союзе. Казна переносится в Афины, и распоряжается ею Афинское народное собрание. Союзники сделались данниками. Решения афинских властей стали для них обязательными. Деньги союза стали тратиться на великолепные постройки, на вознаграждения и подкуп афинских граждан, на содержание паразитического античного люмпен-пролетариата.

Афинская демократия – демократия для немногих и держалась она на рабстве.

7. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царяСервия Туллия. Установление республиканского строя.

1) Царский период (VIII – VI вв до н.э.) – с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 – 509 гг. до н.э.) – царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената (“Сенатус-Консульты”); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2) Период расцвета Римского права (классический период) – период Республики (V – I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 – 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.

3) Период после классический (III – V вв.) – период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. – IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. – Vв н.э.). Принципат – переход от республики к монархии – царь становится первым среди равных. Доминат – абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»).

Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты – плебеи. Римские граждане были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли рексом.

Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Реформа рекса Сервия Туллия 6 век до н.э. – в основу общественной организации Рима легли имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) – было разделено на пять имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных единиц – центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды – тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос.

Включив плебеев в состав “римского народа”, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.

Установление республиканского строя:

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие государственные органы – народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты – органы реальной власти нобилитета (высший класс).

В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания – принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров).

Трибутные собрания – избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Куриатные собрания – лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.

Сенат – сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в пять лет. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium – высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания – принадлежала диктатору, консулам и преторам) и общую (potestas – принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Магистратуры делились на ординарные (обычные – консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные – создавались в чрезвычайных обстоятельствах).

Коллегии “26 мужей” состояли из 26 человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

8. Государственный строй римской республики

В конце VI века до н. э. последний римский рекс был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской рабовладельческой республики, просуществовавшей около 500 лет.

Главным органом власти был сенат. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, – цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Сенатор должен был происходить из родовитой семьи, быть богат, занимать перед тем какой-нибудь важный пост. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате.

Сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания “не соответствуют интересам Рима”, он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов.

В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий – 6 месяцев.

В ведении сената: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну; мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

По роли сената и его составу римскую республику называют аристократической.

Вплоть до Ш века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной, поэтому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали войны.

Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, многие важные институты народовластия (народные собрания). С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. Право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний – центуриатные (считались галвными) и трибутные. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников – магистратов – республики: консулов, преторов, цензоров и др.

На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Крут деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение – вето – на действия своего коллеги.

Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью “cum imperium” – командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.

Консулы были высшими магистратами республики – дела текущего управления; следили за исполнением законов.

Консулы и преторы несли ответственность перед одной и той же властью – народным собранием.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (и рабы) в армию не допускались.

Первоначально каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода. С завоеванием Италии характер службы меняется. С конца V века до н. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще долго римская армия сохранит свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам.

Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации – казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, – по жребию.

9. Переход к империив Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдикт Каракаллы

В 82 году до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Диктатура Суллы была бессрочной. Сулла присвоил себе полномочия издавать законы. Он предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Крушение римской рабовладельческой республики. В середине 1 века до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому, принципат по одному из титулов первого лица в государстве – римского императора – принцепса. Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в эпоху относительного равенства.

Римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя.

Пожертвовав исключительным положением “римского народа”, империя способствовала сплочению рабовладельческих элементов всех земель в один класс. Собственно римские рабовладельцы стали его частью, хотя и особенной – руководящей.

При Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. В 212 году н. э. при императоре Каракалле права римских граждан были предоставлены всему населению провинций.

Принципат сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Император – принцепс – соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, претора, цензора, трибуна, верховного жреца. Как консул и диктатор, он командует армией. Как претор, он осуществляет суд по гражданским делам. Как цензор, он комплектует сенат, назначая одних сенаторов и изгоняя других. Как трибун – отменяет действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т. д. Выбор членов коллегий зависит только от императора. Ни один из магистратов не решает чего-либо без доклада императору. Компетенция народных собраний была ограничена делами самого города Рима. Собирались они редко.

Упадок собраний превращал сенат в единственный полномочный законодательный орган империи. Его постановления – Сенатус-Консульты – приобрели силу закона. Н самом деле законопроекты исходили от принцепса, и только его воля была источником законодательства. Сенат играл роль совещательного органа при императоре.

Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор. Среди них особого упоминания заслуживают императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Необычайное развитие получает финансовое ведомство, задачей которого было взыскание многочисленных имперских налогов и сборов – прямых и косвенных. Никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников обложения, как в период империи. Никогда еще не была столь многочисленна армия чиновников финансового ведомства, грабившая и обиравшая народ.

10. Римский доминант. Реформы императоров Диоклетиана и Константина.Падение западной римской империи.

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия – период домината (от “доминус” – господин).

Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре – орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.

Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты “почетных граждан” и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города.

В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части – Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

Административная реформа Диоклетиана – сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен “солдатских императоров”, предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя – цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части – западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя – цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) “О беглых колонах” 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам – двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы – на провинции, которыми управляли ректоры, провинции – на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, – государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината – военной, политической и идеологической.

11. Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.

1. Период цивильного (квиритского) права – Царский период (VIII – VI вв до н.э.) – с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 – 509 гг. до н.э.) – царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената (“Сенатус-Консульты”); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2. Период расцвета Римского права (классический период) – период Республики (V – I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 – 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право – действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право – система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) – внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.

3. Период после классический (III – V вв.) – период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. – IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. – Vв н.э.). Принципат – переход от республики к монархии – царь становится первым среди равных. Доминат – абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. “Институция Гая” построена по институционной системе – о лицах, вещах и формах.
Законы XII таблиц – первая римская кодификация восходит к середине V столетия до н. э. Написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади; были в основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

От слова “цивитас” (город), право Таблиц называли “цивильным”, то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова “квирит” (как называли себя сами римляне) – “квиритским”.

Четко проведенное разделение вещей на две категории: res mancipi – земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi – все остальные вещи.

Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме – mancipatio (манципация) – производилась следующим образом. Продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи (“хватал раба”), говоря при этом: “Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь”. Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной.

Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: “вещи, не нуждающиеся в манципации” res пес mancipi.

Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись “мясо и кровь” должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, “налагал на должника руку” (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. “В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу”, что означало рабство.

Семейные отношения – неограниченная власть домовладыки. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только “отец семейства”. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.

Происхождение брака “сине ману” – возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым “правильный брак” был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.). Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке “сине ману” жена приносила приданое (в “правильном” браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.

Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай “с обработанного плугом поля”. Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство – компенсировались штрафом. Государственные преступления – устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.

12. Кодификация императора Юстиниана; ее источники и составные части

К началу VI в. пестрота и разнохарактерность источников права, даже в условиях фактического применения его лишь в восточной части империи (поскольку на западе формально прекратило свое существование римское государство, лишь на короткий срок (с 555 году) восстановленное легионами императора Юстиниана; в 568 году следует вторжение лангобардов, бургундов, вандалов; образование государств остготов, вестготов, франков), достигли таких размеров, что требовалась всеобъемлющая их систематизация. Вот как об этом заявляет сам Юстиниан (Deo auctore.1): “Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке … божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима … находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с принципов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь”.

Так объясняет мотивы и начальный этап самой знаменитой кодификации в истории человечества ее инициатор император Юстиниан (время правления 527 – 565 года).

Из этого фрагмента заключаем, что созданная специальным распоряжением императора в 527 году комиссия из 10 специалистов под руководством выдающегося ученого Трибониана подготовила и опубликовала в 529 году отобранные и систематизированные, сведенные в двенадцать книг в порядке преторского эдикта конституции императоров, с изданием которых все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. Этот сборник получил название Codex. Кодекс включал в себя только действующие постановления. Не вошедшие во второе издание Кодекса, но изданные ранее конституции, были признаны недействительными. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам – «50 определений» – в котором были систематизированы консультации правоведов. Первое издание Кодекса Юстиниана не сохранилось.

Второе издание Кодекса Юстиниана (Codex repetitae praelectionis) 534 год – состояло из 12 книг, 4600 конституций (в том чсиле 1200 конституций Адриана, 800 – Северов, 400 – Юстиниана). В нем преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. Это первая часть Свода законов Юстиниана

После опубликования Кодекса была осуществлена грандиозная работа по систематизации наследия юристов (по словам самого Юстиниана “эту работу никто из наших предшественников не мог замыслить и ее считали превышающей силы человеческого разума”).

В декабре 530 года была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пятипредыдущих столетий, опубликовавшую в декабре 533 года Digesta (Pandectae) – самая значительная по объему и по значению часть законодательства Юстиниана. Эти дигесты имели силу закона. Были составлены комиссией во главе с начальником императорской канцелярии Трибонианом.

По своему содержанию Дигесты делятся на три части:

1. отрывки из сочинений римских юристов, относящихся к более старому римскому праву, выраженному в законах и обычаях (jus civile);

2. отрывки из сочинений, посвященных позднее образовавшемуся преторскому праву;

3. отрывки из различных сочинений практического характера, в особенности из сочинений юриста Папиниана.

Каждый отрывок, помещенный в дигест, снабжен именем автора и названием сочинения, из которого отрывок взят. Дигесты делятся на пятьдесят книг, состоящих из четырехсот тридцати двух титулов, содержащих девять тысяч сто двадцать три фрагмента (3 части, 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента). Это – разделение структуры Дигест. Содержание фрагментов распадалось на три части – массы: массу Сабина, массу эдикта и массу Папиниана. Масса Сабина содержала в себе комментарии к цивильному праву. Масса эдикта – комментарии ius honorarium. Масса Папиниана – комментарии самых разных вопросов из юридической практики (responsa).

Всего в Дигестах содержатся цитаты из более чем двух тысяч работ тридцати девяти римских юристов от Сцеволы до Гермогениана. Большая часть их взята из сочинений Павла, Модестина, Ульпиана, Папиниана. По существу – это центральная часть законодательства Юстиниана, содержащая главные понятия, выработанные классической юриспруденцией.

При составлении дигестов допускались некоторые искажения, делались вставки, производились сокращения, одни термины заменялись другими. Эти изменения, направленные на «подновление текста» и приспособление его к условиям Византии VI века, называются интерполяциями.

При обнародовании Дигест Юстиниан запретил комментировать их; разрешалось только переводить на греческий язык.

Одновременно с изданием Дигест были подготовлены Институции (из четырех частей – по модели институций Гая). Институции – это элементарный учебник гражданского права, имеющий, однако, юридическую силу. Институции Юстиниана были составлены на основе Институций Гая и включены впоследствии в Свод законов Юстиниана (Свод римского права) Corpus Iuris Civilis, они стали одной из четырех его частей, самой краткой и точной.

Все крупные, изданные Юстинианом акты, позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.

Указанные три части: Кодекс, Дигесты, Институции составили свод римского права. В течение времени, когда велась работа по их подготовке и публикации, были изданы новые императорские указы (“пятьдесят решений”), в которых Юстиниан устранял некоторые наиболее спорные противоречия гражданского и канонического права. Эти указы вошли в Кодекс новой редакции, который был опубликован в 534 году.

В 556 году было опубликовано неофициальное издание собраний указов императора, изданных с 534 по 556 года. Этот сборник получил наименование Новеллы (Novelae).

Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы получили общее наименование Свод римского права – Corpus Iuris Civilis позднее, возможно в XIV в., когда происходила рецепция римского права.

13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г.

Монархия Меровингов. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V – VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп:

- служилая знать – приближенные короля;

- свободные франки (общинники);

- полусвободные (литы);

- рабы.

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V – VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI – VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальньх отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

Монархия Каролингов. Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в Х в.

Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 – 741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть.

Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание – бенефиции. Бенефициарий – держатель бенефиция – был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы измена королю лишали права на пожалование.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета – феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отношения.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные земельные собственники, получали иммунитет – привилегии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати – укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

Поскольку дружинная знать превращалась в крупных держателей земельных собственников и не проживала постоянно при королевском дворе, возрастало значение высших должностных лиц – министериалов. Первоначально это были главные управляющие королевским хозяйством. В силу этого министериалы фактически управляли государством и возглавляли суд.

К числу наиболее важных министериалов относились следующие: майордом; пфальцграф (наблюдал за королевскими слугами, а потом возглавил дворцовый суд); тезаурарий – хранитель сокровищ; маршал – начальник конного войска; архикапеллан – духовник короля.

Территория страны была разделена на округа – паги. Управление округом передавалось графу, который в своем распоряжение имел военный отряд.

Округа делились на сотни. Первоначально их возглавляли выборные лица, однако позднее их заменили – центенариями на севере и викариями на юге. Они подчинялись графу и почти дублировали его власть в пределах сотни.

Общины франков, входящие в состав сотни, сохраняли самоуправление.

На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения – герцогства, состояли из нескольких объединенных округов. Ими управляли герцоги, они же были командирами местного ополчения.

В 843 году раскол государства был юридически закреплен в договоре в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали 3 королевства; Западнофранкское, Восточнофранкское и Серединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

14. Салическая правда – памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс

“Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификации германских народов – записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда, Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V-VI веках н. э. Первоначально и греки и римляне называли варварами всякого чужака. Аристотель сближает понятия варвар и раб. “Правдами” принято называть указанные кодификации по аналогии с РП.

Формы земельной собственности: нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Огороженное место неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь, и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса. Земля – собственность общины. Не упоминается о купле-продаже земли. Однако переход земли из рук в руки (от одной общины к другой) был возможен – условия неизвестны. «Если кто запашет или засеет чужое поле без позволения хозяина» – штраф.

Преступление и наказание: судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно: особые штрафы за кражу каждого вида птицы; кража свиней – штраф с различением их возраста. Салическая правда содержит указания на кровную месть. Если преступник настолько беден и настолько “безроден”, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”. Штраф за убийство – вергельд «Итак каждый человек должен оплачиваться большим или меньшим вергельдом». Неодинаковые штрафы за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Штраф за убийство свободной женщины = штрафу за убийство состоявшего на королевской службе! Дополнительно штрафовалось укрывание трупа (бросит в воду или колодец). Охранялись женщины детородного возраста (самые большие штрафы).

Судебный процесс: штраф за дачу ложных показаний; испытания посредством котелка с кипящею водой; действительная судебная власть в руках коллегии (7 избранных народом рахинбургов);

С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний – тунгин – уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургов. На смену им приходят назначенные властями скабины.

Судебное дело возбуждалось только по заявлению потерпевшей стороны; она же формулировала обвинение и представляла доказательства. Такой процесс получил название обвинительного.

Предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. Когда не удавалось добиться признания, судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – “суд божий”, состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. При испытании водой обвиняемого бросали в реку, связав по рукам и ногам. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Судебный поединок назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках.

Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил с собой в качестве своих соприсяжников. Если хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый, сбивался, дело считалось проигранным.

15. Образование и развитие феодального государства в Германии.«Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 г

После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул “короля франков”, но и короновались в Риме как “императоры римлян”, получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.).

Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона “Священная Римская империя” пала.

“Золотая булла” закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. “Золотая булла” подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

“Золотая булла” признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до “Золотой буллы”. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, “имперский день”), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший “вечный земский мир” (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — “общеимперский пфенниг”. Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

16. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм».

Политическая раздробленность Германии, закрепленная “Золотой буллой”, удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов. Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Ее причины лежат в усилении гнета, вызванном развитием товарно-денежных отношений, безудержным стремлением помещиков добыть деньги. “Барщина, чинши, поборы, пошлины при перемене владельца, посмертные поборы, охранные деньги и т. д. произвольно повышались, несмотря на все старинные договоры. В правосудии отказывали, да и суд был продажным, а если рыцарь не мог получить денег от крестьянина каким-либо иным способом, то он попросту бросал его в тюрьму и принуждал платить выкуп”‘. К этому следует добавить десятину в пользу церкви, налоги в пользу князя, военные подати, общеимперские налоги. Много времени отнимали обязанности “личного” характера (собирать для господина солому, землянику, улиток, рубить дрова и др.).

Право собственности господина простиралось на личность самого крестьянина, его жену и детей. В любой момент крестьянина могли бросить в темницу, где его ждали пытки. Господин был волен обезглавить его, если хотел.

Программа восставших, выраженная в так называемых 12 статьях, была в общем умеренной: требования возвращения общинных земель, справедливого суда, уничтожения крепостной зависимости, ограничения (но не уничтожения) чрезмерных оброков, барщины и личных повинностей.

Война внесла существенные коррективы в эту программу. Наученная опытом, революционная часть крестьянства перестала надеяться на соглашение с угнетателями. Помещичьи замки уничтожались в огне пожаров, а их владельцы погибали под ударами крестьянских мечей.Одним из наиболее значительных моментов войны была революция в городе Мюльхаузене, вождем которой был Томас Мюнцер. Восставшие устранили патрицианский совет. Власть перешла в руки городских низов. Была провозглашена общность имуществ и одинаковая для всех обязанность трудиться. Программа Мюнцера заключала в себе благородные цели, но ее осуществление оказалось невозможным ни для XVI столетия, ни для всех последующих, включая двадцатое.

Война окончилась поражением крестьян. Исход ее оказался выгодным для одних только князей: их войска сыграли главную роль в подавлении крестьян. И дворянство, и церковь понесли огромные потери и теперь вынуждены были признать самодержавие князей.

Тридцатилетняя война, вызванная успехами протестантизма в Германии, довершила полное торжество князей. Заключивший войну Вестфальский мир подтвердил “Золотую буллу” и отстранил императора от вмешательства во внутренние дела княжеств. Рейхстаги и ландтаги, и до того не имевшие значения, совсем перестали созываться.

Германский абсолютизм с самого начала играл реакционную роль, надолго затормозив буржуазное развитие Германии.

Пруссия, территориально выросшая со времени Тридцатилетней войны, в XVIII веке превратилась в королевство. По особенностям существовавшего здесь политического режима прусское государство называют полицейским. В Пруссии установилась всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни. Закон вторгался во все: предписывал способы изготовленя товаров, время работы и торговли, указывал, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо на крестьянской пирушке, какое приданое должно быть дано невзрачной и пр.

Политическая юстиция отправляла на смерть и на каторгу тысячи людей без сколько-нибудь законной процедуры. И так как этим целям недостаточно хорошо служили суды, были изобретены специальные комиссии. Шпионство и доносы приняли массовый характер. С их помощью делали карьеру одни, другие, слабые и ничтожные, искали в них спасения и безопасности. Все значительное было оттеснено или ушло само от общественной жизни. Галеры и каторжные тюрьмы поглотили лучших.

Проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу, чиновничество и офицерство были главной опорой этого режима.

Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в стремлении правящих феодальных классов предотвратить революционные изменения путем реформ и уступок, поскольку они не затрагивают основ феодальных общественных отношений и феодального государства. Реформы должны были смягчить противоречия, вызванные разложением феодализма, проникновением буржуазных отношений, борьбой крестьянства за землю и против крепостничества. Свое наиболее яркое проявление просвещенный абсолютизм находит в Австрии в реформах королевы Марии-Терезии и ее сына Иосифа П (ХУШ в.), который осуществил ряд мер, с целью централизовать государственное управление и суд, упорядочить право (особенно уголовное).

Ограниченный характер имела реформа, предписывавшая освобождение крестьянства от крепостной зависимости (без наделения их землей; за пользование помещичьей землей крестьяне должны были нести прежние феодальные повинности). Последующим законодательством они были несколько ограничены, а барщина вовсе отменена. Ввиду сопротивления дворянства и церкви Иосиф II должен был отменить часть своих реформ, особенно в области государственного управления. Та же участь постигла и реформы, касавшиеся положения крестьян: при жизни Иосифа П помещики их саботировали, а после его смерти попросту перестали с ними считаться.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта