1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
Скачать 218.94 Kb.
|
Классовое содержание Законника: есть статьи, угрожающие смертной казнью за оказание помощи бежавшему рабу, покушение на священный принцип собственности и т. д. Кража скота или лодки каралась огромным штрафом (в 10-30 раз больше стоимости украденного). “Если же вору нечем отдать – его должно убить”. Врачу за исцеление полагалось вознаграждение (пропорционально классовой принадлежности больного), однако за причинение вреда – отрезание пальцев, штраф. Четко регулировалась плата наемных работников (на 5 месяцев – 6 ше серебра в день; с шестого месяца – 5 ше серебра в день). Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях. Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях; была, как правило, мучительной (сожжение, утопление, сажание на кол и т.п.). Различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями) законник Хаммурапи не знает. Законнику не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить. О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником. Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего, поэтому его речью начиналось обыкновенно и само судоговорение. В качестве доказательств выступают главным образом свидетельские показания. За лжесвидетельство – смертная казнь (если она грозила обвиняемому). В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука). Судья не мог изменить уже вынесенное решение. Высшей судебной инстанцией был сам царь. 4. Государство Древней Индии. Законы Ману, варны и касты. Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. В середине 2 тысячелетия до н.э. на севере Индии появились плена (арии – «полноправные»). Священные книги Ариев – Веды. Основное занятие – скотоводство; завоевывая территории, они оседали родовыми коллективами и племенами, которыми управляли вожди-раджи и советы старейшин. Впоследствии должность раджи из выборной становится наследственной; одновременно образуют замкнутые сословия старейшины и жрецы племен. С началом формирования классов военные экспедиции из эпизодических становятся постоянными. Особый интерес – военной знати – для нее рабы и военная добыча – источник обогащения. Покорение чужого народа для завоевателя не проходило бесследно – для удержания в покорности завоеванный народ и принуждения его к труду, необходимо было иметь постоянно действующий аппарат власти, опирающийся на орудия подавления – государственный аппарат. Общественный строй Древней Индии – существование особых сословий – варн: самая важная – варна жрецов – брахманы (высший из людей; изучал священные книги, участвовал в суде и управлении, вырабатывал законы и предписания, «ему принадлежит все то, что он видит»); кшатрии (вся военная знать – светская аристократия; из ее среды выходят цари, военачальники, сановники). Обе эти варны составляли господствующий класс. Две другие варны – непривилегированные: вайшьи (земледельцы, ремесленники, крестьяне, торговцы – shpora.su) и шудры (обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы). Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, но он не был свободен, его можно было продавать и покупать. Положение раба (даса) немногим отличалось от шудры. Он тоже мог иметь семью, имущество и наследовать. Но как член варны шудра на ступень выше раба. Шудра – полураб, полусвободный. Принадлежность к варне определялась рождением – переход был строго воспрещен. В первых веках н.э. начали складываться феодальные отношения; происходит преобразование варн в касты. Объединялись они принадлежностью к одной и той же профессии. Принадлежность была пожизненной и переходила к детям (насильственное прикрепление людей к профессии). Презираемые профессии (могильщики) стали участью так называемых неприкасаемых. Принадлежащий «чистой касте», не мог иметь с ними дело. Артхашастра – древнейшее сочинение индийской литературы. Законы Ману – составлены в одной из брахманских (жреческих) школ между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Источник – более ранние «руководства к Закону» (дхармасутра). Законы – это руководствок религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм (в основном главы 8 и 9), Законы содержат много религиозных и нравственных предписаний. Основные принципы Законов Ману: Равный брак (внутри равной варны или высшая варны на низшей); Почитание женщин (там боги удовлетворены); «Брахман должен добыть средства к существованию, не причиняя никакого или небольшого вреда другим»; должен говорить правду, но не должен говорить неприятной правды и приятной лжи; «Кшатрий должен надлежащим образом охранять весь этот мир»; «для царя Владыка некогда создал своего собственного сына – Наказание, защитника всех творений, воплощение закона»; наказание не можут быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным; Царь должен быть защитником варн; назначать 7 – 8 министров. Предки которых были царскими слугами; ежедневно обсуждать с ними обычные дела; с ученым брахманов царь должен совещаться о царских делах; казна и управление государством вверяется царю; должен назначить десятского для 10 селений, старосту для 20; сотского для 100 и тысяцкого для 1000.; в каждом городе главноуправляющий (следит за делами чиновников); должен взимать ежегодные умеренные подати; Судебная система: царь вместе с брахманами и опытными советниками (решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета. Продаж чужого, разбой и насилие и т.д.); «Закон губит, когда его нарушают; закон охраняет, когда его соблюдают; поэтому закон нельзя нарушать, чтобы нарушенный закон не покарал нас»; «Какими средствами кредитор может получить свой долг, такими средствами он должен понуждать и заставить должника уплатить ему»; Показания дают равные равным; за отсутствием таковых может быть дано любым, но судья считает таковые ненадежными; Царь должен наказывать сначала простым замечанием, потом строгим выговором, потом штрафом, затем телесным наказанием; Все, совершенные по принуждению действия, считаются недействительными; «Убивающий при самозащите, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахманов, по закону не совершает преступления»; «Женщина никогда не пригодна для независимости» (принадлежит отцу, потом мужу). Жена, сын и раб – не имеют собственности, она считается собственностью их господ; «7 законных способов приобретения собственности: наследование; получение в дар; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей»; «Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество – 10 способов существования, дозволенных людям в бедственном положении». 5. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформа Солона и Клисфена Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большим рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта. В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. В древнегреческом обществе классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание (одновременно войско), совет старейшин, вождь – базилевс (одновременно военные предводители) – военная демократия – последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это – основа для перехода к государству. Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, – Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Сельская община здесь стала быстро разлагаться; земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий. VШ столетие до н. э. – в Аттике вырос город – Афины. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Знатные образуют сословие эвпатридов (“благородных”), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов. Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов; совет старейшин (ареопаг) превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин – архонтов; избираются ареопагом сроком на год. Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. “Бедные, – пишет Аристотель, – находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они… шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей”. На полях стояли закладные камни (кому и на какой срок заложен участок); такая форма залога – ипотека. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа переходила к кредитору. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э. способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя “демосом” (народом). Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Тогда в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме. 594 году до н. э. – “Огромное большинство хотели выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй”. Борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона (он не является “сообщником богатых в их преступлениях” и в то же время “не угнетен нуждою”). Избранный архонтом, Солон был наделен правом законодательства. Солон выбрал политику “золотой середины”. Он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей; граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а проданные за границу, – выкуплены за счет государства. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Была санкционирована широкая завещательная свобода: родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати включались в общий гражданский оборот. Установление имущественного ценза (4 филы) – самые богатые были причислены к первому разряду; просто богатые – ко второму; среднего достатка – к третьему; а все остальные – к четвертому («феты»). Первые три разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Феты не могли занимать никакую должность, могли только присутствовать в народном собрании и быть присяжными. Вместо аристократического принципа (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. Первые два разряда служили в коннице (большие расходы, но меньше опасность на войне). Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту. Высшим органом власти сделалось афинское народное собрание. Совет Ареопага состоял из ежегодно сменяющихся архонтов. Солон также учредил второй совет четырехсот (по 100 человек о каждой из четырех фил) – предварительно раньше народа, обсуждал дела и не допускал внесения ни одного дела без предварительного обсуждения в народное собрание. Также был создан суд присяжных заседателей – гелиэя – судебный и законодательный орган одновременно. Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась. Через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена проводят реформу, которая окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение: граждане делились на десять “племен” (фил); страна делилась по демам на 30 частей – каждые 10 дем – триттии. В состав каждой филы входило по жребию 3 триттии. Совет четырехсот был ликвидирован. Клисфен сделал Совет пятисот (по 50 от каждой филы). Преобладание сосредоточилось в руках горожан – ремесленников, купцов, матросов. Суть реформы Клисфена: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Окончательно побеждает государство рабовладельцев – знатных и незнатных. Клисфен принял закон об остракизме – «черепкование» – голосование черепками при осуждении опасных для государства лиц. Спарта – общественный строй формировался благодаря завоевательной деятельности. Архадет – вождь, совет старейшин – Герусия, народное собрание – Апелла. Народ лишь утверждал или отклонял решение старейшин и царя. Коренное население – илоты, его поработили завоеватели спартанцы. Спартанцы имели землю, но обрабатывали её илоты. Спартанцы поделили земли поровну; изгнали из Спарты лишние ремесла; учредили общие трапезы. Экономической основой являлась общинная собственность, можно было использовать чужое имущество, это обеспечивало равенство. Равенство между спартиатами и неравенство между остальными. 6. Афинская демократическая республика в 5 в до н.э.Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти управления. Афинский морской союз По форме правления в Афинах сложилась рабовладельческая, демократическая республика. Система органов Афин: Народное собрание (из свободных афинских граждан, без чужих и рабов); созывалось 4 раза в год – законодательный орган; Совет пятисот – все афинские граждане по жребию; Гелиэя – судебный орган, все решения народного собрания требовали утверждения в гелиэя. Коллегия 10 стратегов – окончательно устранила ареопаг. После реформ Клисфена на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н. э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела закон о лишении ареопага всех политических функций (Народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания; все решения Совет представлял на рассмотрения суда). К середине V века до н. э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам; производилось оно по жребию, кроме казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом, попечителя водопроводов, а также всех военных должностей – они выбирались поднятием рук. По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших – стратегов. Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-тилетнего возраста: Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина (уделом вольноотпущенников, рабов, иностранцев-метэков). Метэки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Браки между метэками и гражданами запрещались. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. |