Главная страница

1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй


Скачать 218.94 Kb.
Название1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
Дата28.11.2018
Размер218.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаigpzs_otvety.docx
ТипДокументы
#57963
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Ответы по игпзс
1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государ-ственный строй .
В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства (2700-2400 до н.э.) заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства – мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство – проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве – верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – визир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства (к. 2400 – 1600 до н.э.) характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов – происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства (1575 – 1087 до н.э.) становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым, из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области – номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую – фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Позднее царство (7 – 4 в до н.э.). Обозначилось деление общ-ва на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.

Привилегированным сословием становится воинское. Военную опору фараона составляют иноземные наемники.

Костяк местной власти составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати: верховный сановник, хранители сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи т.д. Особое место занимают военачальники.

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства. Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин.

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин джати первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством, но со временем полномочия джати были значительно расширены. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. По прошествии времени этот термин был заменен на арабское слово визирь.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором и т. д.

Следующими равносильными по статусу и рангу были начальник работ и сановник, управляющий домом оружия. Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего домом оружия, или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.

Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества.

Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции.

Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников.

Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты).

Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве.

Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.

2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства. Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин.

Здесь рано складывается шумерская цивилизация с высоким уровнем земледелия. Здесь рано сложились догосударственные формы, которые привели к развитию городов, ремесла и земледелия. Каждый город стремился занять верховное положение. Население постоянно росло, сложились условия для социального неравенства. Очень рано возникают особо сильные города, Вавилон, который объединил и захватил регион Шумера и Акада. К 18 столетию до н.э. Вавилон становится главной силой объединения городов Междуречья. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Вавилон во время его правления становится империей, в состав которой вошли города Междуречья (реки Тигра и Евфрата). К 7 – 6 векам до н.э. возникает Ново-вавилонское царство и в 3 веке до н.э. прекращает своё существование.

Социальная структура: светская и церковная знать. Чиновничество, профессиональное воинство, сельские общинники, ремесленники, купцы и торговцы, рабы.

Разделение свободных людей на две категории: авилум (сыны человека – свободное, полноправное состояние) и мушкенум (либо отпущенные на волю рабы, либо подданные). Когда речь идет о частном хозяйстве, рабовладении, они равны, но когда о наказаниях за обиду – авилумы занимают более привилегированное положение.

Положение крестьянина-общинника было тяжелым: они закладывают свои земельные участки ростовщикам, жену и детей (если нет другого имущества); арендуют чужую землю.

Рабов имели все состоятельные элементы общества. Основную массу рабов составляли иноплеменники, захваченные на войне. Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкентум иметь семью, дом и имущество, но убийство чужого раба влекло лишь простое возмещение его стоимости. Особую группу рабов составляли – неоплатные должники – граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли вернуть его – отдавались кредитору для работы в его хозяйстве на срок не больше 3 лет.

Основное место в обществе занимали жрицы-женщины. Существовало три категории: надитум – верховные жрицы; энкрум – среднее звено (божья сестра), и те и другие, жили всё время в храме; зитум – храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма.

Также существовали жрецы-мужчины, ораторы, но они не упоминаются в законнике Хаммурапи, поскольку их все признавали и подчинялись, поэтому закрепление их статуса в законнике просто не потребовалось.

Сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами.

3. Законы царя Хаммурапи:общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс.

Базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью – древнейший на земле свод законов; был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона – Маардук. В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога – так пытались придать им большую силу. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Полностью сохранилось 247.

Выставленный на городской площади “столб законов” должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же.

Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась как решение частного случая, казуса (“Если человек выбьет зуб равного себе по общественному положению, то должно выбить его зуб”) – казуальная форма изложения. Статьи сгруппированы по содержанию, но строгого различия, между отраслями права нет.

Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и судов вообще.

Для наиболее распространенных сделок, например купли-продажи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не было изъято из оборота (например, илку – земли воинов); чтобы продавец был действительным- собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее настоящим собственником; чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Малоземелье (из-за роста населения и разграбления общинной земли), вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину определенную долю, не зависящую от урожая: 1/3 или 1/2 того, что может принести поле.

Не лучшими были условия договора займа. %% составляли 20 годовых по займам и 30 для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось “смочить договор” – размягчить глину, на которой он написан, стереть ненужное, вписать новое.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи; представляет ее в деловых отношениях; ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить. Жену, которая “позорит” своего мужа или “расточает его имущество”, разрешается “отвергнуть” и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены (только три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности). Жена вправе: распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось: расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.

Два вида наследования – по закону и по завещанию.

Законник Хаммурапи говорит главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за “тяжелый грех”, да и то по разрешению судей, которые исследуют дело. Дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Долю умершего сына получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равных основаниях с “законными” детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими (и только движимое имущество).

Уголовное право Законника отличается значительной суровостью. В основе идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть “равным” преступлению. Это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. Прямолинейное применение этого принципа исключает установление субъективной стороны действия – умысла, неосторожности, случайности.

“Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить. Если же он причинит смерть сыну домохозяина – должно убить сына строителя”. Закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. Всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному – кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам.

В Законнике Хаммурапи кровной мести уже нет. Применение кровной мести продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф.

Законник Хаммурапи знает только денежный штраф в строго определенных размерах: Величина штрафа зависит как от тяжести преступления, так и социального положения сторон. “Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его… 60 раз плетью из воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе… он должен отвесить одну мину серебра (500 граммов); если мушкенум (неполноправный свободный человек) ударит по щеке мушкенума – он должен отвесить 10 сиклей серебра” (в 6 раз меньше)».

Статьи 23-24 Законника: первая обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории общины, а виновный не найден; вторая устанавливает дополнительный штраф, “если при этом загублена жизнь”. Обычай этот, напоминающий “дикую виру” РП, гораздо древнее Законника Хаммурапи, но сохранен в целях установления круговой ответственности членов общины.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта