Главная страница

Философия. 1. Основные функции практики в процессе познания


Скачать 26.46 Kb.
Название1. Основные функции практики в процессе познания
Дата12.05.2022
Размер26.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия .docx
ТипЗакон
#524415

1.Основные функции практики в процессе познания:
1. Практика является источником познания, потому что знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли на необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.
2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается, в конечном счете, задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.
3. Практика является целью познания, ибо она осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, но и в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию.
Знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Тем самым конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Но не все знания возникают непосредственно «по заказу» практики.
4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этом см. ниже).
Открытие практической социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Было доказано, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а следует разбирать, как из незнания является знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.
Оказалось, что познание и внешний мир развиваются по одним и тем же всеобщим законам. Эти два ряда законов изучает диалектика, которая выступает не только как учение о познании, как теория познания. Вместе с тем никакое знание не может быть выражено иначе, как в определенных формах и принципах мышления, которые изучает логика. Поэтому важнейшей характерной особенностью диалектико-материалистической теории познания является то, что она есть одновременно и диалектика, и логика. Законы и категории диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления.

2. Заблуждение - это содержание сознания, не соответ­ствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что за­блуждения неотступно сопровождают историю познания. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения.

Чувственное познание можно назвать первичным уровнем процесса познания, однако, его недостаточно для постижения сущности предметов, явлений, процессов бытия. Это значит, что на его основе "строится второй этаж" процесса познания - рациональное познание или мышление - целенаправленное отражение существенных свойств предметов, явлений, зафиксированное в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Совершенно очевидно, что "деление" процесса познания на два уровня - чувственный и рациональный - весьма условно. Оно необходимо для понимания процесса познания (познания процесса познания).

Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозак­лючения. Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие не есть что-либо не­посредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт пони­мания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отража­ют общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы по­нимаем сущность этого объекта.

Понятая возникают и существуют в голове человека лишь в оп­ределенной связи, в виде суждений. Мыслить - значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между раз­личными сторонами предмета или между предметами.

3. Интуиция - способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос. В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…». Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

4. Понятие как форма (вид) мысли или как мысленное образование есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — ив совокупности отличительных для них — признаков.

Суждение — это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью достоверности следующее из них

5.Гипотеза - это научное предположение, догадка.
В отличие от аксиомы, гипотеза требует доказательств. Гипотеза высказывается на основе ряда наблюдений. Впоследствии ее доказывают или опровергают. Порой на это уходит много времени: например, математическая гипотеза Пуанкаре была доказана российским математиком Григорием Перельманом лишь спустя 102 года.
Научная гипотеза обязана соответствовать критериям научного знания: объяснять факты, быть логичной, не противоречить ранее установленным фактам, быть принципиально проверяемой с помощью эксперимента и т.п. Согласно критерию фальсифицируемости Карла Поппера, научная гипотеза должна подразумевать возможность опровергнуть ее фактами - иначе это уже непроверяемое утверждение.

Гипотеза и теория - в чем разница?
Гипотеза - это предположение, а теория - система научных знаний, целостное отображение закономерностей и связей в определенной области. Например, теория гравитации в физике или хромосомная теория наследственности в биологии.
Это не значит, впрочем, что теория всегда верна. Теория может быть доработана или опровергнута благодаря новым открытиям.

6) Понятию «материя» будет посвящено отдельное исследование в рамках «Теоретической и экспериментальной научной философии». С целью раскрытия данного понятия мы выстроили систему категорий философии, и дали определение через ближайший род и видовое отличие, а также путем перечисления основных признаков материи:
1) конечная, предельная категория философии;
2) совокупность предметов;
3) носитель атрибутивных свойств предметов;
4) всеобщий субстрат и всеобщая субстанция (основа);
5) объективно существующая реальность независимо от ее свойств и состояний. В теории материи данное понятие не берется, как говорится «с потолка», а выводится из системы категорий философии 

7. Любая деятельность как специфическая человеческая форма активности может быть представлена как взаимодействие объекта и субъекта. Субъект — носитель материальной и духовной деятельности. Объект — то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. Следует подчеркнуть, что это не вся объективная реальность, а только та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В познавательной деятельности отношение «субъект – объект» выступает как отношение субъекта познания и объекта познания. Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект – не только индивид, это коллектив, и социальная группа, и класс, и общество в целом.

8. Основные моменты хайдеггеровской концепции истины заключаются в следующем. Оставляя как несущественные вопросы логической формы истины, Хайдеггер выделяет истину как подлинность и истину как правильное предложение. Подлинной может быть вещь, согласующаяся с нашим представлением о том, какой вещь должна быть: «Настоящее золото это такое действительное, действительность которого согласуется с тем, что мы “собственно” уже заранее всегда понимаем под словом “золото”. И, наоборот, там, где мы предполагаем фальшивое золото, мы говорим: Здесь что-то не то. Напротив же, относительно того, что является тем, “что оно есть”, мы замечаем: Это то. Вещь та».Истина-суждение связана с принципом соотнесенности познания и вещи, причем возможны два варианта: либо познание соответствует вещи, либо вещь соответствует познанию. Независимо от того или другого варианта истина понимается в них как правильность. И правильность эта, находящаяся в русле классической концепции истины, характеризует уже не вещь, а высказывание о ней: «Истинным мы называем не только все сущее, но истинным или ложным мы называем прежде всего наши высказывания о сущем, которое само по своему характеру может быть настоящим или ненастоящим, выступая в той или иной форме в своей действительности». Но истина-подлинность и истина-правильность не разделены между собой, наоборот, Хайдеггер пытается объяснить истину-подлинность через истину-правильность. (ред.)

9. ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.

Человек вклинился в изучение Мироздания на каком-то этапе его существования. То есть, перейдя к аналогиям, имеется некий цифровой ряд, а внутри этого ряда - смутно различимый элемент, как стартовый для познания субъектом всего ряда. И вот на протяжении нескольких тысячелетий все еще выясняется, что это за стартовый элемент ряда (достоверно не известно, когда появился человек и, тем более, человек разумный), каковы его свойства, каковы соседние элементы, конечен ряд или бесконечен и множество других вопросов.

На фоне исследования было выяснено, что одни знания об этом ряде - истинные, а другие - ложные. Порой должны пройти столетия и даже тысячелетия, чтобы выяснилось, что предыдущие знания были ложными (например, птолемеевская система, теория эфира и т.д.). Истинность частей складывается в истинность целого. Бесконечна ли архитектура Мироздания или конечна - еще не понятно, поскольку знаний не достаточно. Тем не менее, в познании истины всего сущего мира, будь он конечный или бесконечный, основную роль играют вариации возможных истин в зависимости от параметров познания. А вариации при росте параметров растут, как снежный ком, которые, при определенных условиях, могут закольцевать конечный ряд исследуемых объектов в бесконечный ряд возможных истин.

Истинность отдельно взятых сущностей, формирующая истинность всего сущего, может быть рассмотрена в виде некоего отдельного ряда. Типа ряда истины. Только возникает вопрос: а сходящийся ли к пределу этот ряд? Есть ли абсолютная Истина, как предел ряда элементов истинности? СО-существование отдельных сущностей сущего мира явно указывает на закольцованность всех сущностей сущего мира, что указывает на бесконечный ряд отдельных истин. Гипербола никогда не пересекает асимптоту. Элементы бесконечного ряда никогда не пересекаются с пределом ряда. Предел не достижим для элементов ряда. Поэтому абсолютная Истина, как предел бесконечного ряда - не достижима. В этом и заключается смысл абсолютизма. Можно конкретно говорить только о локальной истине локального сущего без его СО-существования с другими сущностями, но конкретные разговоры об абсолютной Истине СО-существующих сущностей не имеют смысла, поскольку абсолютная Истина конкретики не имеет.

Почему абсолютная Истина не имеет конкретики, хорошо видно на следующем примере. Допустим, мы хотим создать портрет женщины идеальной красоты. Для этого необходимо исследовать все составляющие элементы портрета: глаза, губы, рот, волосы, шею и т.д. Каждый элемент портрета разлагается на бесконечный ряд нюансов: кто-то считает идеальным цветом глаз голубой, кто-то карий; кто-то считает разрез глаз широким, кто-то считает узким и т.д. В итоге, мы получим, что портрет женщины идеальной красоты - это нечто среднее между картиной Малевича "Черный квадрат" и несуществующими картинами "Белый квадрат", "Синий квадрат" и т.д., а, может, и не квадрат, а круг, треугольник и т.д., где каждый человек, долго и пристально вглядываясь, увидит именно свой идеал женской красоты. Обобщенно, это будет известная пещера Платона. Почему мы пришли к такому результату? По той причине, что мы, при определении идеальной красоты, имеем дело с бесконечными рядами, пределы которых не являются элементами рядов, а лежат вне самих рядов. Например, пределом ряда 1/2, 2/3, 3/4, 5/6.... является цифра 1, которая не является элементом ряда. Рассматривая отдельные ряды для глаз, губ, рта, волос, шеи и т.д., мы получили для каждого ряда пределы, лежащие вне самих рядов. Эти пределы формируют новый ряд - ряд локальных идеалов, предел которого вдвойне лежит вне изначальных рядов. Обобщая результат на абсолютную Истину, как предел ряда локальных истин, мы, тем самым, доказываем, что абсолютная Истина, как пещера Платона, не имеет конкретики: есть одни лишь тени на фоне размытого фона обобщенного цвета...

10. Ложь- сознательное искажение истины, создание неправильных впечатлений с целью извлечения определенной выгоды.
Заблуждение-несоответствие знания сущности обьекта.
Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник, "земное" основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего - пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно - они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.
Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.

11. Прагматическая концепция истины
С точки зрения польского философа К. Айдучевич, все, так называемые неклассические истины, усматривают сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с «конечным критерием». К концепции истины, как полезности, прагматизм приходит на основе следующего аргумента: «… наши убеждения не являются независимыми от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели» . Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины. Иначе говоря, нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, также оказываются соответствующими реальности. В настоящее время имеются теории, которые можно рассматривать как продолжение и развитие прагматизма, например операционализм. Основная его проблема – значения. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. По выводам, вытекающим из операционализма, можно судить, что принесла науке прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и неистинна, поскольку она пользуется неоперациональными понятиями. Операционализм требует устранения абстрактных систем, которые играют в современной физике важную роль. Прагматизм, суливший сделать науку более «реалистической» оказывается концепцией, создающей для нее серьезную угрозу.

12. По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. Вдумаемся в мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических понятиях («не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения»), эта мысль глубже и нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет. Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.

Верификацией называется метод подтверждения гипотезы или теории путем ее независимой опытной проверки или установления ее соответствия эмпирически проверенным и общепринятым фундаментальным теориям. Сегодня суть верификации состоит в скрупулезном соблюдении предметности, проблемности и методичности познания и в применении т.н. «критериев истины».

В гуманитарных науках и философии использование верификации ограничено высокой долей субъективизма в интерпретациях. Здесь такое подтверждение распространяется, в первую очередь, на логику рассуждений и на соблюдение общепринятых правил организации текста, например, на соотнесенность ученого с определенной традицией, научным контекстом или квалификационными требованиями.


написать администратору сайта