Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные концепции учения А. Августина

  • 3. Личность и учение А. Августина

  • философия А.Августин. 1. Основные концепции учения А. Августина 3 Труды блаженного Августина в исследовании личности 5


    Скачать 47.18 Kb.
    Название1. Основные концепции учения А. Августина 3 Труды блаженного Августина в исследовании личности 5
    Дата11.11.2018
    Размер47.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия А.Августин.docx
    ТипРеферат
    #56060
    СОДЕРЖАНИЕ

    СОДЕРЖАНИЕ 1

    Введение 1

    1.Основные концепции учения А. Августина 3

    2. Труды блаженного Августина в исследовании личности 5

    3. Личность и учение А. Августина 8

    Заключение 12

    Список литературы 14





















































    Введение


    Актуальность исследования обусловлена тем, что философское творчество блаженного Августина, епископа Иппонского (354-430 гг.), становится все более востребованным в наше время, когда человечество столкнулось с кризисом цивилизации. Для современного человека остро стал вопрос о смысле своего существования, цене научно-технического прогресса, цене, которую он вынужден платить за материальное благополучие.

    Личность современного человека, вследствие потери нравственных ориентиров, релятивизации моральных ценностей, господства массовой псевдокультуры, оказалась расколотой. Человек дезориентирован. Впервые ставится вопрос о выживании человека. Наука, которая совсем недавно воспринималась спасительницей человека, сама оказалась под огнем критики, поскольку безграничная вера в ее возможности - сциентизм - обернулась чередой страшных техногенных катастроф и еще более устрашающими перспективами компьютерно-биологических манипуляций человеком.

    Не ясна для современного сознания и общая картина мироздания. Природа мира и человека оказались гораздо более загадочными и сложными, нежели то представлялось совсем недавно. Очевиден мировоззренческий кризис, выход из которого может быть найден на путях возвращения к истокам философии, на путях возвращения к философской классике. И то, что продумывалось в V веке блаженным Августином, что его волновало, неожиданно становится современным, поскольку его философия, его космология позволяют по-новому взглянуть на место и предназначение человека в мироздании, помогают найти нравственную опору в эпоху мировоззренческой сумятицы.

    Цель работы - исследовать процесс формирования и изменения религиозной личности на основе взглядов Августина Блаженного.

    Задачи работы:

    • рассмотреть основные концепции учения А. Августина;

    • определить труды блаженного Августина в исследовании личности;

    • изучить концепцию личности и учение А. Августина.

    Актуальность разработки отдельных тем наследия блаженного Августина диктуется также тем обстоятельством, что у некоторых отечественных исследователей существует некое предубеждение против него в связи с отдельными его высказываниями и положениями. Блаженному Августину вменяется в вину ответственность за те уклонения, в которые впала западная философская и богословская мысль как в римо-католицизме, так и в протестантизме.

    В целом можно констатировать все возрастающий интерес к творчеству блаженного Августина. Однако необходимо отметить, что его учению как отдельной сфере исследования уделяется относительно мало внимания, интерес в основном сосредотачивается на моральной проблематике его трудов. Кроме того, учение Августина понимается отечественными исследователями как аллегорическая, что, как показывается в настоящей работе, является некорректным.

    Следует отметить также преобладание, как у нас, так и за рубежом, одностороннего, можно сказать, антиисторического подхода, поскольку Августина подчас пытаются представить по преимуществу как мыслителя исключительно западной цивилизации, как представителя или даже предтечу Католической церкви (эта ошибка становится общим местом в современных отечественных работах, посвященных блаженному Августину); зачастую игнорируется тот факт, что он почитается в Православной традиции, что его наследие - это часть Предания Восточной Православной Церкви, что он пользовался большим авторитетом и уважением на Руси с древности, о чем свидетельствуют переводы его творений.

    1. Основные концепции учения А. Августина


    Августин (Augustinus) Аврелий ‒ христианский теолог. Родился в г. Тагасте (Северная Африка). В своем духовном развитии прошел несколько этапов. В течение 9 лет был приверженцем манихейства ‒ религиозного учения, исходившего из принципа дуализма добра и зла, света и тьмы в мире, затем оказался под влиянием скептицизма. Решающую роль в развитии Августина сыграло его знакомство с неоплатонизмом ‒ философским течением, опиравшимся на идеи великого древнегреческого мыслителя ‒ Платона.

    Однако ни одно из этих учений не удовлетворило духовных исканий Августина, и только принятие христианства сделало его действительно глубоким и оригинальным мыслителем. Августин всецело отдал себя богословским занятиям и в 395 г. стал епископом г. Гиппон в Северной Африке. Труды Августина и благочестивая жизнь послужили его признанию одним из отцов Церкви и причислению к лику святых. В важнейшем своем сочинении «О граде Божием» (ок. 413 - 426) Августин раскрыл действие божественного провидения в истории, которое представляет собой движение от господства земного града, воплощенного в государственных учреждениях Римской империи к обретению истинного царства, которое на Земле представлено Церковью.

    Августин ‒ автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», в котором, опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красота представляет собой единство в многообразии. Однако этот принцип разрабатывался им на принципиально отличной от античной эстетики основе. Красота в мире, по Августину, существует не сама по себе и не как отражение идеальной красоты, сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявление и свидетельство попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делах мира. Центральный пункт размышлений Августина ‒ «новый» человек в его отношении к Богу и миру; становление человека как личности от ветхого к новому, преодоление себялюбия в любви к Богу. Теоретические основы процесса ‒ философская теология, учение о тринитарной структуре личности как чистого «я» разработаны в трактате «О Троице». Знаменитая «Исповедь» Августина посвящена описанию живого обретения Бога конкретной личностью — автором, который одновременно ставит и решает важнейшие богословско-антрополо-гические проблемы. Вопрос об обретении истинных основ бытия человека в Боге ставится и в трактате «О свободном выборе». Находясь исторически в начальном пункте того явления, которое именуется средневековой культурой, Августин Блаженный заложил основы понимания свободы и ответственности личности, ее значительного положения в мире, которые по своему значению далеко выходят за рамки эпохи.

    Философия А.А. теоцентрична, Бог – высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека – в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог – абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло –отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла.








































































    2. Труды блаженного Августина в исследовании личности


    Ныне труды блаженного Августина привлекают все возрастающее внимание во всем мире. Достаточно сказать, что ежегодно появляется около 500 работ на разных языках, посвященных их осмыслению; издаются специализированные журналы по его творчеству (прежде всего, необходимо отметить журнал «Augustinian Studies»); выходят новые переводы его творений, проводятся конференции, имеются серьезные ресурсы в Интернете, где помещаются исследования современных ученых и творения самого блаж. Августина. Творчество блаженного Августина у нас обстоятельно разрабатывалось церковными и светскими учеными. Отечественные церковные ученые оставили глубокие исследования, посвященные различным аспектам его личности деятельности. Первым должно быть названо имя профессора Московской Духовной Академии Ивана Васильевича Попова, написавшего замечательный труд «Личность и учение блаженного Августина» (Сергиев Посад, 1917)4, где подробно изложена гносеология и онтология этого мыслителя. Ценные мысли о космологических идеях блаж. Августина в их развитии мы находим в другом труде И.В. Попова, «Конспекте лекций по Патрологии 1907-8 г.» (Машинопись. Библиотека Московской Духовной Академии).1

    Большими достоинствами обладает работа князя Евгения Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке: миросозерцание бл. Августина» (М., 1892), в которой отстаивается тот взгляд, что главным в богословской системе блаж. Августина была идея «Царства Божия». Определенную ценность представляет труд Вл. Герье «Блаженный Августин. Зодчие и подвижники «Божьего Царства» (М., 1910), в котором автор очень живо рисует личность блаж. Августина на фоне исторической обстановки IV-V веков, хотя эта работа оказалась не свободной от серьезных недостатков, на которые в рецензии на нее указал Н.Н. Глубоковский.

    Краткий очерк деятельности блаженного Августина представляет анонимное предисловие к переводу его творений, выполненному профессорами Киевской Духовной Академии,- «Жизнь и творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского»6. В основном, это предисловие дает лишь канву его биографии.

    Не устарело и исследование А. Павловича «Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви», опубликованное в журнале «Странник» за 1898 год.

    Следует отметить исследование русского религиозного мыслителя Георгия Петровича Федотова, посвященное эпистолярному наследию Августина,

    Письма бл. Августина (Classis Prima)» . В нем обоснованно ставится вопрос о том, что без систематического изучения писем блаженного Августина невозможно составить полное представление о его духовной эволюции: «Письмами Августина нельзя пренебрегать при изучении генезиса его философских идей». Статья Г.П. Федотова была написана в начале XX столетия, но мы, к сожалению, до сих пор так и не имеем перевода писем Августина на русский язык.

    Систематическое исследование творчества А. Августина в нашей стране прекратилось в начале XX столетия. В каком-то смысле мы теперь оказались на пепелище. Приходится начинать едва ли не с того, на чем остановились 100 лет тому назад. Большая часть творений блаж. Августина на русский язык до сих пор не переведена, текстологическая работа над оригиналами не велась, поэтому за оригинальными текстами мы должны обращаться к западным изданиям, в основном, к Патрологии Миня, новые редакции трудов блаж. Августина издаются в западных патрологических сериях, энциклопедии и специализированные издания по блаж. Августину выходят в западных странах.

    Тем не менее, у нас в прошедшие десятилетия также удалось сделать много значительного. Так, большим событием стала публикация в серии «Богословские труды», издаваемой Издательством Московской Патриархии, новых переводов творений блаженного Августина - «Исповеди», «Об обучении оглашаемых» (перевод М.Е. Сергеенко), «О Троице» (I кн.). Недавно, впервые на русский язык, был переведен один из главных источников биографических сведений об иппонском епископе, труд его ученика и помощника святого Поссидия Каламского «Жизнь Августина» (Vita Augustini) (Опубликован в книге: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997).2

    Подробную интеллектуальную биографию рассматриваемого мыслителя представляет капитальная статья «Августин блаженный», написанная несколькими авторами в продолжающемся издании «Православная энциклопедия». Здесь подводится итог изучению наследия Августина и приводится обширная библиография, касающаяся всех аспектов его творчества.

    Современный философский дискурс, концентрирующийся вокруг фундаментальных вопросов бытия, конечно, должен включать в себя рассмотрение тех или иных творений блаженного Августина как одной из ключевых фигур европейской ментальности.

    Во многом благодаря именно Августину современной науке стало ясно, что религиозные переживания не являются чем-то случайным или простым отражением общественных отношений, но имеют объективное, важное и существенное значение во всей целостной системе личности, в общей иерархии ее ценностей.

    3. Личность и учение А. Августина


    Для христианина очевидно, что духовное начало в человеке доминирует над сферой и чисто биологической, и душевной, а религиозность является особым измерением личности. Христианство ‒ религия Откровения, поэтому христианское богомыслие отвечает «с точки зрения вечности» (sub specie aeternitatis) на те вопросы, которые философия лишь формулирует. Только христианство, основанное Богочеловеком, может иметь и имеет в центре своего духовного умозрения сразу и человека, и Бога. Антроподицея в христианстве неразрывно связана с теодицеей, но Бог не нуждается в человеческом оправдании − это человек нуждается в оправдании и перед Богом, и перед самим собой. Простая и великая истина, которой мы научаемся у блаженного Августина.3

    Величайший богослов, один из отцов Единой Неразделенной Церкви, блаженный Августин почитается на Западе и на Востоке, считается родоначальником христианской философии вообще и христианской философии истории в частности. Его творчество представляет собой мощный водораздел, отделяющий одну историческую эпоху от другой, а именно − конец античного христианства от начала христианства средневекового. Поиски истины заставили его проделать длинный путь от манихейства и неоплатонизма к ортодоксальному христианству. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского. Августин принял крещение в 387 году в Медиолане (Милане), а в 395 году был хиротонисан во епископа в африканском городе Гиппоне (отсюда его титул − Гиппонский). Здесь и провел он всю последующую жизнь, посвятив ее архипастырскому служению, борьбе с ересями и богословскому творчеству.

    Августин был широко образованным и эрудированным богословом, к тому же блестящим стилистом. Ему удалось создать универсальную философско-теологическую систему, влияние которой на последующее время было беспрецедентным. Творческое наследие Августина почти необозримо (93 труда в 232 книгах, а также более 500 писем и проповедей). Полный свод всех произведений, усвояемых Августину, столь обширен, что еще в VI веке Исидор Севильский писал: «Всякий, кто заявит, что он прочитал все работы Августина, должен быть немедленно объявлен лжецом». Обширное собрание его трудов сравнимо разве что с наследием святителя Иоанна Златоуста.4

    Особую славу Августину принесла его «Исповедь» (Confessiones), в которой автор откровенно и проникновенно показал свой драматический путь к вере и Богу. История его обращения, трогательно раскрытая в «Исповеди» (написанной через десять лет после крещения), считается «шедевром интроспективной автобиографии». Поистине это уникальный источник для индивидуальной христианизации. Сравнение ее с «Исповедью» Ж.-Ж. Руссо явно не в пользу последнего: «Описывая пороки, он (Руссо), можно сказать, возбуждает охоту грешить, тогда как Августин питает отвращение к ним... Августин в деле искоренения порока полагается исключительно на сверхъестественную помощь...».

    Безусловно, что антропологические воззрения Августина определяются в решающей мере именно его личным религиозным опытом, вернее, подвигом ‒ подвигом обращения ко Христу.

    Это обращение было бы невозможно без призвания. Мы знаем, что Августин услышал однажды в саду голос ребенка, который сказал: «Возьми и читай». Августин открыл рукопись Послания святого Апостола Павла к Римлянам на словах: «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). Это произошло в августе 386 года, а на следующий праздник Воскресения Христова Августин принял святое крещение.5

    В продолжение следующих сорока трех лет своей земной жизни он усердно трудился на ниве Божией, стараясь внимательно возделывать и свою собственную душу. Все сочинения, созданные им с этого момента, показывают его особенную любовь к Священному Писанию и углубленное его постижение. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Европу. Он и его последователи считали познание Бога и Божественной любви единственной целью, оправдывающей существование человека.

    Богословское учение Августина органично соединило высокое богомыслие и мистику Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Являясь крупнейшим представителем христианского неоплатонизма, Августин отличается небывалым интересом к человеческой личности и человеческой истории, поистине, он выступает родоначальником европейского персоналистического и исторического сознания. Выдающийся немецкий теолог Адольф Гарнак (1851-1930) называл Августина «первым современным человеком», ибо благодаря его гению на почве христианского Откровения была впервые так ясно и глубоко провозглашена идея личности. С. Л. Франк в этой связи пишет: «Что человек живет сразу в двух мирах, — что, будучи участником эмпирической действительности, он имеет свою родину в совсем инородной сфере реальности, — это составляет уже основную идею миросозерцания Платона; но Августин впервые осознал смысл этой двойственности как разнородности между внутренней жизнью личности и всем остальным тварным миром.

    Оценка добра и зла в мире, их различение человеком были наиболее проблематичными в философии Августина. Здесь его антропология тесно связана с этикой. Соотношение добра и зла рассматривается Августином как градация добра ‒ от абсолютного до ничтожно малого в материальном мире. Зло не существует само по себе, а является лишь отсутствием добра, как тишина является отсутствием шума, темнота — света, болезнь — здоровья. Абсолютность божественного добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, существующее в мире. Теодицею (оправдание Бога) Августина нередко называют христианским оптимизмом. Человеческая душа (разумная душа) в соответствии с учением Августина создана Богом и является бесконечной. Главными ее свойствами являются мысль, память и воля. Душа хранит в себе все события истории и личной жизни, «управляет телом». Главная деятельность души определяется не разумом, а волей: неустанный поиск божественной истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере. Отсюда известная формула: «Верь, чтобы понимать».6

    Для характеристики антропологических воззрений блаженного Августина принципиально важное значение имеет полемика о благодати и о свободной воле. Основания для нее дает некий сверхлогизм Августина, характерный вообще для всей латинской ментальности. Иван Киреевский писал по этому поводу, удачно выражая православный взгляд на этот вопрос: «Ни один, может быть, из древних и новых отцов Церкви не отличался столько любовью к логическому сцеплению истин, как блаженный Августин... Некоторые сочинения его являются как бы одна, из кольца в кольцо неразрывно сомкнутая, железная цепь силлогизмов. Оттого, может быть, иногда увлекался он слишком далеко, за наружною стройностью не замечая внутреннюю односторонность мысли, так что в последние годы своей жизни должен был сам писать опровержение некоторых из своих прежних утверждений».

    Согласно воззрениям Августина на благодать и свободу, апостольское утверждение, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), не может быть истинным буквально; если Бог «предопределяет» лишь некоторым быть спасенными, значит Он «хочет» спасти только некоторых. Августин поясняет, что в данном контексте Апостол Павел говорит обо всех − из числа предопределенных к спасению, ибо среди них есть люди всех родов. Таким образом, Августин действительно отрицает, что Бог желает всем людям спастись. Это, по-видимому, с точки зрения ревнования о всеобщем благе (пафос которого вдохновлял многих богословов, от святого Григория Нисского и Оригена до Н.Ф Федорова), наиболее уязвимый пункт в доктрине Августина, вызывающий невольное сожаление. Более того, рационалистическая прямота и логическая последовательность ведут Августина еще дальше.



























    Заключение


    В целом антропологические воззрения Августина покоятся на незыблемом фундаменте Православия и имеют четко выраженный теоцентрический характер. Он осуществил то, что Бог стал центром философского мышления. Из принципа, что Бог первичен, вытекает положение Августина о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как антропологический, так и гносеологический и этический характер. Бог является высшей сущностью, только Его существование вытекает из собственного естества; все остальное с необходимостью не существует, а если существует, то лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной всего сущего, всех перемен бытия. Бог не только сотворил мир, причем сотворил его из ничего (эта гениальная идея принадлежит Августину), но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Бог является предметом и причиной познания, наивысшим благом и причиной всякого блага. Ибо все существует благодаря Богу, и всякое благо происходит от Бога. Направленность к Богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может обрести спасение.

    Смиренно и с трепетом подобает нам подходить к тому духовному наследству, которое передано святыми отцами Единой Неразделенной Церкви, − в частности, к наследию блаженного Августина.

    Блаженный Августин является одним из самых глубоких христианских писателей. В произведениях показаны блуждания его души и обращения к Христу. Будучи одним из творцов европейской цивилизации, Блаженный Августин более известен в западном мире. В настоящее время создаётся необходимость обратиться к природе человека, созидающего объективные духовные, социальные и культурные формы.

    Личность и творчество блаженного Августина, епископа Иппонского являются во многом ключевыми и рубежными для понимания судеб европейской цивилизации и философского развития в последующие века; его огромное наследие стало важным источником для мыслителей как на Западе, так и на Востоке. «Понять Августина, значит понять всю предшествующую историю философии и богословия, и в то же время причины последующих успехов христианства на Западе»1. Велико было его воздействие на выработку характера образования европейских народов, на сложение их судьбы. Как указывает архиепископ Филарет (Гумилевский), «.никто из Отцов Церкви не имел столько влияния на запад, сколько Августин». Известный немецкий историк философии Вильгельм Виндельбанд писал, что «его учение это - философия христианской церкви. В нем он дал строго объединенную систему, которая и легла в основу образования европейских народов; и в этой-то форме наследство греков стало достоянием романских и германских народов»3.

    Список литературы




    1. Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин. Pro et Contra. Антология. М., 2002. − 964 с.

    2. Воденко К.В. Холистические версии соотношения веры и знания в религиозно-философском патристическом синтезе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. −№ 1. С. 48–51.

    3. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/ library/losef/iae8/txt07.htm (дата обращения: 15.10.2018).

    4. Гончарова А.В. Ценностная модель человека в философии Августина Блаженного // Вiсник СевНТУ. 2013.− № 141.

    5. Белогорцев В.Н. Христианство как фактор социокультурных трансформаций в Западной Европе и России. Ростов н/Д., 2009. −147 с.

    6. Тарасов П.Г. Идея формирования внутреннего человека в античной философии и христианском вероучении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. Т. 2, № 9. −C. 31–38.



    1Тарасов П.Г. Идея формирования внутреннего человека в античной философии и христианском вероучении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. Т. 2, № 9. −C. 34

    2 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/ library/losef/iae8/txt07.htm (дата обращения: 15.10.2018).

    3 Воденко К.В. Холистические версии соотношения веры и знания в религиозно-философском патристическом синтезе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. −№ 1. С. 48

    4 Тарасов П.Г. Идея формирования внутреннего человека в античной философии и христианском вероучении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. Т. 2, № 9. −C. 31

    5 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/ library/losef/iae8/txt07.htm (дата обращения: 15.10.2018).

    6 Воденко К.В. Холистические версии соотношения веры и знания в религиозно-философском патристическом синтезе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. −№ 1. С. 48–51.



    написать администратору сайта