Мос МИр. 1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой
Скачать 162.24 Kb.
|
1.Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой. Средневековье условно делится на три основных периода: •Раннее средневековье (конец V — середина XI веков). •Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков). •Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века). Как русская, так и европейская культура в Средние века была неотделима от религии. Живопись, архитектура и литература были тесно связаны с Церковью. Центрами духовной культуры были монастыри. Однако на Западе светская культура зародилась раньше. Что же способствовало этому? Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Именно религия предлагала людям стройную систему представлений о мироздании. Эта картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела. •Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни и была представлена мозаикой, фреской, иконой и книжной миниатюрой. Феофан Грек. •Его стиль поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. •Имя Андрея Рублёва стало воплощением понятия московская школа иконописи. Его творчество пронизывают мотивы народного единения, мира и согласия. Икона «Троица» Андрея Рублёва является одной из самых прославленных русских икон. •Творчество Дионисия на рубеже XV и XVI столетий, завершало "золотой век" русской иконописи. Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной системы, свойственным ей способом производства, с другой — конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими факторами: 1.Основу экономики этого периода составляло сельское хозяйство, главное место в котором занимали земледелие, хлебопашество со свойственными для того времени рутинностью техники, повторяемостью хозяйственных циклов. 2.Замкнутый круг. Консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и специфическую черту средневековой культуры — традиционализм. Эта черта проявилась во всех сферах культуры (например, роль прецедента в праве, постоянная апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую роль летописания, и т. п.). 3. В основе развития культуры лежало естественное стремление человека к совершенствованию материального и духовного бытия. Но все новое, что появлялось в культуре, всегда встречалось с недоверием 4.Другая черта феодальной системы — господство натурального хозяйства. Следствием хозяйственной обособленности была разобщенность людей, целых регионов, что определило характерные черты средневековой культуры: ее замкнутость, локальность, большую роль местных традиций. 5.Хранительницей традиций являлась прежде всего народная культура. Эти традиции, уходящие в глубокую древность, питали и официальную культуру, придавая ей специфические, присущие лишь данной народности черты. 6.Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживавших главенство религиозного мировоззрения. С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и др.), используя арсенал их средств для распространения религиозного мировоззрения. С другой — подчинение этих сфер культуры ее интересам, установление строжайшего контроля и регламентации в конечном счете сковывали их развитие. 7. Христианство не могло вытеснить язычество, потому что эти две религии отражали разные стороны жизни человека: язычество касалось взаимоотношений человека с природой, а христианство — взаимоотношений между людьми. 8.Города в средневековье — центры ремесла и торговли, обмена товарами. Для ремесленного производства характерны меньшая зависимость от внешних сил природы, большая роль личного опыта ремесленника, его личной инициативы. Европейское средневековье. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиальный характер. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - ''католической" (в западной транскрипции) или "кафолической" (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная - греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной). Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным "авторитетом" в области религии, философии, истории, политики и права. Необходимо особенно подчеркнуть роль Византии в культуре Средневековья. В византийской художественной культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявлялось в архитектуре церквей и соборов Византии. Прежде всего следует сказать, что архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую - внутреннее пространство. Внутри стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. • Базилика - это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), средний неф, более высокий, освещается через окна под крышами боковых нефов. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход. • Другой тип конструкции храма - крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный. В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии преобладал второй тип. Главные формы византийской живописи - монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы, книжные миниатюры также широко известны. В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры. Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII -IX вв. развитие умственной жизни в X - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Книг было мало и стоили они чрезвычано дорого. Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч. scholastikos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. В XII в. появляются рыцарские романы - эпический жанр средневековой литературы, сменивший героический эпос; в центре образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства. Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв. - "Песнь о Нибелунгах", повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские сказания. !!! Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой "куртуазной" (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям !!! Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII в. внесли ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. В XII - XIII вв. быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на местном языке и не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни (миракли, мистерии). Театральное искусство активно развивается и в Англии. Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; Для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. 2. Романский стиль и готика. Романский стиль.11-12 века. Название стиля происходит от названия города Рима. Наибольшее развитие получил в Англии, Франции и Германии. Основной тип храма базилика. Трехнефный прямоугольный храм Центральный неф выше боковых (Пизанский собор) Основу составляют арка и свод полукруглой формы. Стены очень толстые, окна и двери очень узкие из-за необходимости превращения в крепость. Рыцарские замки строились на возвышенности. В центре была башня Донджон, самое укрепленное место. Искусство нереалистично, главное дать отображение идеи. Готика: 13 век – бурный рост городов, термин готика появился в эпоху Возрождения. Готы - племя, участвовавшее в разорении, разрушении Рима. Каждый город стремился выделиться. Готические соборые впечатляют. Особенности архитектуры 1) Арка и свод стрельчатой формы 2) Свод нервюрной формы, нервюра - несколько стрельчатых арок, такая форма меньше давит на стены 3) Контрфорсы – наружное укрепление стены (выносные, примыкающие) 4) Аркбутаны – арки, соединяющие стены и контрфорсы. Наибольшее развитие получило во Франции, Англии, Германии и Италии. Готический собор – базилика, но усложненная, трансепт – поперечный неф (короче). Двухбашенные фасады, использование перспективных порталов, они украшались узором, арки и своды стрельчатой формы. Площадь стены уменьшилась, а площадь окна увеличилась --- появился Витраж Витражные техники: 1) Роспись по стеклу 2) каркас из металла (свинца) + вставляли разноцветные стекла. Собор Парижской Богоматери. Собор в Реймсе, Кёльнский собор, Миланский собор, Чехия Кутна гора- часовня Костница Скульптура: Более эмоциональна. Постановка статуй в виде S готической кривой. 3. Возрождение. Общая характеристика эпохи. Мировоззренческая основа. Хронология. Новая эстетика. В Италии к 15 веку человек занял в мироздании главное место. «Греховный, заблуждающийся, он создан по образу и подобию Бога». Особенности эпохи Возрождения: Светская культура Антропоцентризм. Философская основа. Мировоззрение эпохи – гуманизм (в 19 в.) (общественно-философское движение, рассматривающее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов). В основе образования лежали не религиозные науки, а светские: грамматика, риторика, филология, поэтика, история, этика, педагогика. Неравномерность развития в разных странах и сферах культуры. Обращение к античному идеалу. Соединение идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью сформировало комплекс культуры – Возрождение или Ренессанс. Термин «Возрождение» впервые употребил итальянский художник Джорджо Вазари Пико делла Мирандола (философ, гуманист 15в.) – обозначил место человека в мире «Я ставлю человека в центр Вселенной, чтобы ему было удобно обозревать всё, что делается в мире». Человек должен чувствовать себя свободно => открытие новой перспективы, техническая организация пространства на плоскости. Искусство Возрождения стремилось к рационализму, к научному взгляду на вещи (принцип – «подражать природе») и к красоте (эстетическая прелесть). Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Этапы: Проторенессанс – (2-я половина XIII века — XIV век), первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе. Треченто– (начало XIV — конец XIV века), волна готического искусства. Раннее Возрождение или Кватроченто – (начало XV — конец XV века), ранний этап искусства Возрождения. Высокое или Классическое Возрождение – (конец XV — первые 20 лет XVI века), всего 30-40 лет наивысшего расцвета искусства. Позднее Возрождение – (середина XVI — 90-е годы XVI века), ознаменованы усилением феодальной реакции и наступлением контрреформации. Античность для Италии – собственное прошлое В момент возникновения культуры, Италия самая развитая страна (много городов, экономика, торговля) В Италии – политическая раздробленность (нет столицы)! Не было четкого разделения на сословия (богатый/бедный) Хорошая система образования. 4. Проторенессанс и Раннее Возрождение. Новые художественные приёмы. Живопись. Скульптура. Родина Проторенессанса – Флоренция, город-государство Италии позднего Средневековья. Там наметились первые сдвиги в изобразительном искусстве, появилась новая литература (Данте, Петрарка, Боккаччо). Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Сфера распространения – Рим и Тоскана. Площадь – воплощённая мечта гуманистов возрождения о городе просторном и чистом, без духоты и зловония – символ идеального города. Треченто Джотто ди Бондоне (1276-1337) – флорентийский живописец. Ввёл технику фрески (уделял особое внимание показу душевного состояния героев). Принцип в живописи – «подражать природе», начал рисовать с натуры. Ввёл в живопись реальное пространство и реальные предметы. Нарушил традицию плоского изображения. Объемные фигуры, на фоне пейзажа или в интерьере. Линия горизонта впервые на естественном уровне. На иконах передним планом становятся лица, с понятным характером и состоянием души. Работы: «Оплакивание Христа», «Поцелуй Иуды», «Возвращение Иоакима к пастухам», роспись капеллы Санта-Мария дель Арена в Пауде. Флорентийское кватроченто Изобразительное искусство и скульптура 2 направления: 1) Ощутимо влияние античности. Они искали одухотворённую форму, стремились к монументальности, созданию героических образов. Представители – художники Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, скульптор Донателло, скульптур и художник Андреа дель Верроккьо. 2) Традиции византийской иконы и средневековой миниатюры. Прекрасные колористы, но мало внимания уделяли правдивой передаче формы и объема. Картины походили на цветочные ковры, усеянные птицами. |